Зимняя война 39го года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 23:11, курсовая работа

Краткое описание

Секретный протокол к пакту, подписанному 23 августа 1939 года в Москве министрами иностранных дел СССР и Германии Вячеславом Молотовым и Иоахимом фон Риббентропом, относил Финляндию, как и Прибалтику, к сфере «советских интересов». После введения советских военных гарнизонов в Литву, Латвию и Эстонию финны поняли, что им предъявят такие же требования. На какие-то уступки были готовы предоставить морские базы и аэродромы на финских островах в Балтике. Но требования оказались куда большими.

Содержимое работы - 1 файл

история.docx

— 31.21 Кб (Скачать файл)

     Противник знает, когда наши лётчики чай пьют? - заинтересовался Сталин.

     Конечно, - подтвердил Кирпонос.

     Брошены и забыты

     Финские солдаты защищали родину. Красноармейцы  не очень хорошо понимали, во имя чего они воюют. Многие думали, что война не нужна. В 1940 году заявили, что потери Красной Армии в войне с Финляндией составили сорок восемь тысяч человек. Сегодняшние подсчёты дали другую цифру: сто тридцать тысяч убитых. Финская армия потеряла двадцать три тысячи, в шесть раз меньше.

     Выяснилось, что нет точных данных не только о противнике, но о количестве собственных бойцов и командиров. Армии и дивизии не могли сообщить, сколько у них в строю, сколько убито и ранено, сколько попало в плен...

     К финской кампании не подготовились интендантские службы. Солдаты получали промёрзшие буханки хлеба, которые пилили или рубили топором. Кусочек мёрзлого хлеба клали в рот, он таял, тогда его можно было разжевать... Армия голодала. Сухари стали спешно сушить уже во время войны. Красная Армия вступила в войну в летнем обмундировании, в ботинках - это зимой-то! Солдаты мёрзли, а валенок не было.

     163-я  дивизия пришла на фронт босая, - сказал Мерецков.

     Курдюмов, начальник управления боевой подготовки Красной армии, признал:

     На  финском театре в первый период войны было много обмороженных, потому что люди прибывали в холодной обуви, в ботинках даже, а не в сапогах. Причём часть ботинок была рваной. Я здесь докладываю с полной ответственностью, что воевать при сорокаградусном морозе в ботинках, даже не в рваных, и в хороших сапогах нельзя, потому что через несколько дней будет пятьдесят процентов обмороженных...

     Наши  части, отступая, бросали тяжелораненых. Люди, которых могли спасти, умирали. Один из участников совещания горько сказал:

     Такой момент надо учесть - своевременно увозить погибших и раненных в бою. Это имеет большое моральное значение на войне для участников боя. Это нужно учесть. Враги-финны старались подбирать своих убитых...

     Рассекреченные  документы особых отделов рисуют ещё более страшные картины: после боя находили останки красноармейцев, которых ещё живыми поедали животные.

     «Особый колорит общему облику

     Красной Армии, - пишет директор Института российской истории Сахаров, - придают многократно упомянутые в материалах спецслужб случаи мародёрства на захваченной финской территории. Тащили из домов, покинутых жителями, или даже в их присутствии буквально всё, что можно - велосипеды и швейные машинки, патефоны, шёлковые женские платья, одежду, обувь, всякую утварь. С наивным восторгом советские бойцьг' - обитатели деревенских лачуг, пригородных бараков, «коммуналок» входили в благоустроенные, чистые, ухоженные, полные неведомого им быта дома финских городских обывателей, сельских, хуторских жителей и забирали всё, что попадало под руку...»

     Сталин  со злой иронией высказался о частях, попавших в окружение:

     Окружена  была всего лишь одна дивизия, а сюда телеграммы шлёте - партии Ленина-Сталина: герои сидят, окружены, требуют хлеба... Сидели, кормили дармоедов... Каждый попавший в окружение считается героем...

     Слова вождя запомнили. Попавшие в окружение  воспринимались как плохие солдаты, а то и как предатели. Финны  вернули советским властям Б572 пленных красноармейцев. 180 человек  отказались вернуться в СССР, они  уцелели. Из числа возвращённых военные  трибуналы 350 приговорили к расстрелу. 4354 бывших пленных отправили в  лагеря на срок от четырёх до восьми лет.

 

     

     Заключение. Считать победой

     Финские солдаты действовали умело и  инициативно. Финны противопоставили превосходящим силам Красной Армии действия хорошо подготовленных мелких подразделений и одиночных бойцов. Стала ясна разница между плохо обученным призывником и военным профессионалом.

     Началось  дезертирство, красноармейцы, попав под огонь, впадали в панику, бежали с поля боя, бросая оружие. Армейский комиссар 2-го ранга Запорожец, член военного совета 13-й армии, подтвердил плохое моральное состояние вооружённых сил:

     Много было самострелов и дезертиров.

     К себе в деревню уходили или  в тылу сидели? - уточнил Сталин.

     Было  две категории. Одна бежала в деревню, потом оттуда письма писала.

     Вторая  бежала не дальше обоза, землянок, до кухни. В одном полку было сто пять человек самострелов.

     В левую руку стреляют? - спросил Сталин.

     Стреляют  или в левую руку, или в палец, или в мякоть ноги...

     Финские части, уступавшие в численности, были подготовлены к ближнему бою и несравненно лучше вооружены - в первую очередь автоматами и миномётами, что позволяло им косить наступавшую пехоту. Финны оснастили свою армию пистолетами-пулемётами «суоми», удобными в бою. Красноармейцы имели только винтовки. Треть красноармейцев оказалась вовсе не обученной. Бойцы не умели даже стрелять из винтовки.

     Ответ на все очевидные беды и недостатки вооружённых сил был один.

     «Следовали  кары - аресты, предание военному трибуналу, расстрелы, создание контрольно-заградительных отрядов для борьбы с дезертирами, - пишет Сахаров. - Так, в январе 1940 года за упущения и военные неудачи был расстрелян весь штаб 44-й стрелковой дивизии. Однако это, видимо, мало помогало, потому что вплоть до конца боевых действий сводки спецслужб и донесения руководства НКВД «наверх» по-прежнему изобиловали все теми же обвинениями, что и прежде.

     Все эти материалы рисуют весьма рельефно общую цивилизационную картину состояния Красной Армии в канун предстоящего жестокого противоборства с гитлеровской Германией...»

     Финская кампания показала, что советские вооружённые силы не готовы к серьёзному военному конфликту. До столкновения с Германией оставался год с лишним. Если бы уроки были извлечены, многое удалось бы исправить. Но Сталин повелел считать финскую кампанию победоносной:

     Финнов  победить - не Бог весть какая победа. Мы победили ещё их европейских учителей - немецкую оборонительную технику победили, английскую оборонительную технику победили, французскую оборонительную технику победили. Не только финнов, но и технику передовых государств Европы. Не только технику, мы победили их тактику, их стратегию. В этом основная наша победа!

     А раз победили, то зачем что-то менять? Маршал бронетанковых войск Павел Рыбалко вспоминал: «В Финляндии мы опозорились на весь мир. Армией командуют неграмотные люди - командиры эскадронов, вахмистры без образования и опыта». В июне сорок первого Красной Армией командовали всё те же командиры

Информация о работе Зимняя война 39го года