Зимняя война 39го года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 23:11, курсовая работа

Краткое описание

Секретный протокол к пакту, подписанному 23 августа 1939 года в Москве министрами иностранных дел СССР и Германии Вячеславом Молотовым и Иоахимом фон Риббентропом, относил Финляндию, как и Прибалтику, к сфере «советских интересов». После введения советских военных гарнизонов в Литву, Латвию и Эстонию финны поняли, что им предъявят такие же требования. На какие-то уступки были готовы предоставить морские базы и аэродромы на финских островах в Балтике. Но требования оказались куда большими.

Содержимое работы - 1 файл

история.docx

— 31.21 Кб (Скачать файл)

     Введение  

     Секретный протокол к пакту, подписанному 23 августа 1939 года в Москве министрами иностранных дел СССР и Германии Вячеславом Молотовым и Иоахимом фон Риббентропом, относил Финляндию, как и Прибалтику, к сфере «советских интересов». После введения советских военных гарнизонов в Литву, Латвию и Эстонию финны поняли, что им предъявят такие же требования. На какие-то уступки были готовы предоставить морские базы и аэродромы на финских островах в Балтике. Но требования оказались куда большими.

     Переговоры  с финнами шли почти целый месяц, с 12 октября по 9 ноября 1939 года. Сталин требовал от Финляндии подписать такой же договор, какой был подписан с прибалтийскими странами и предусматривал создание на их территории советских военных баз. От финнов требовали уступить часть территории, чтобы отодвинуть границу подальше от Ленинграда, обезопасить город от финской угрозы.

     Финны не понимали объяснения. О какой угрозе может идти речь, если сам Молотов на сессии Верховного Совета издевательски заметил, что в Ленинграде столько же населения, сколько во всей Финляндии? Неужели кто-то верит, что маленькая Финляндия может напасть на СССР?

     13 октября 1939 года нарком внутренних дел Берия доложил Сталину:

     «Начальник  разведотдела финского военного министерства ездил в Берлин,

     где пытался выяснить, какую позицию  займёт Германия в случае военного столкновения между Советским Союзом и Финляндией. Он возвратился оттуда очень разочарованным».

     Немцы посоветовали финнам удовлетворить советские требования и предупредили, что Советский Союз может начать войну, а Германия не придёт на помощь Финляндии. И всё же финны - в отличие от латышей, эстонцев и литовцев — не хотели без сопротивления отказываться от своей независимости.

     Молотов сказал полпреду в Швеции Александре Коллонтай:

     - Нам ничего другого не остаётся, как заставить их понять свою  ошибку и принять наши предложения, которые они упрямо, безрассудно отвергают на мирных переговорах. Наши войска через три дня будут в Хельсинки, и там упрямые финны вынуждены будут подписать договор, который они отвергают в Москве...

 

     

     Загадочная  перестрелка

     План  удара по Финляндии представил Сталину  командующий Ленинградским военным округом командарм 2-го ранга Кирилл Мерецков. Сталин отличал Мерецкова и поручил ему руководить финской кампанией. В штабе округа исходили из того, что финны не окажут серьёзного сопротивления, а финские рабочие вообще будут приветствовать наступление Красной Армии. Продолжительность операции - десять-пятнадцать дней.

     Осторожный  начальник генерального штаба Борис  Шапошников предложил отложить начало военных действий на несколько месяцев, чтобы подготовиться получше и перебросить к границе дополнительные соединения и тяжёлое оружие. Сталин удивился:

     - Вы требуете столь значительных  сил и средств для разрешения дела с такой страной, как Финляндия? Нет необходимости в таком количестве.

     Для войны нужен  был повод

     ТАСС  сообщил, что 26 ноября 1939 года в 15 часов 45 минут финская артиллерия обстреляла советскую пограничную заставу на Карельском перешейке у деревни Майнила, четыре красноармейца убиты, девять ранены. Нигде и никогда не были названы имена этих «убитых» и «раненых». Они таинственным образом исчезли, их будто и не существовало.

     За  семь десятилетий, прошедших с того дня, не нашлось ни одного факта, который бы подтвердил, что финны стреляли первыми. Да и с какой стати финны открыли бы огонь? Они пытались избежать войны с Советским Союзом. Финские пограничники зафиксировали выстрелы с советской территории. Так оно, видимо, и было. Судя по некоторым свидетельствам, перестрелку на границе устроил начальник управления НКВД по Ленинградской области комиссар госбезопасности 2-го ранга Сергей Арсеньевич Гоглидзе. После финской войны, в апреле 1940 года, он получил орден Красного Знамени. В1953 году Гоглидзе расстреляли вместе с Берией.

     Вопрос  о том, кто же всё-таки начал войну, снял сам Сталин. Выступая в апреле 1940 года на секретном совещании в ЦК партии, он говорил: «Правильно ли поступили правительство и партия, что объявили войну Финляндии? Нельзя ли было обойтись без войны? Мне кажется, что нельзя было. Второй вопрос, а не поторопилось ли наше правительство, наша партия, что объявили войну именно в конце ноября - начале декабря. Нельзя ли было отложить этот вопрос, подготовиться и потом ударить? Нет. Всё это зависело не только от нас, а от международной обстановки. Там, на Западе, три самых больших державы вцепились друг другу в горло. Когда же решать вопрос о Ленинграде, если не в таких условиях, когда их руки заняты и нам предоставляется благоприятная обстановка для того, чтобы в этот момент ударить».

 

     

     Правительство Куусинена

     30 ноября 1939 года советская авиация  бомбила Хельсинки. Части Ленинградского округа перешли границу. Советские войска получили приказ разгромить финские войска, освободить финский народ от гнёта помещиков и капиталистов и выйти на границу со Швецией и Норвегией.

     Советские газеты сообщили о создании «народного правительства» Финляндии во главе с одним из руководителей финской компартии Отто Вильгельмовичем Куусиненом, который с 1921 года работал в Москве в аппарате Коминтерна.

     1 декабря правительство никогда не существовавшей Финляндской Демократической Республики привезли в финский приграничный посёлок Териоки, только что занятый советскими войсками (ныне город Зеленогорск). Финские коммунисты провели заседание, которое стенографировал сын Куусинена по-русски, и призвали финский народ встретить Красную Армию как освободительницу.

     2 декабря Куусинен вернулся в Москву. Его принял Сталин. Молотов подписал с Куусиненом договор о взаимопомощи и дружбе: Советскому Союзу передавались острова, прикрывающие вход в Финский залив. Полуостров Ханко передавался в аренду на тридцать лет. В обмен Советский Союз обещал Финляндии территорию советской Карелии вместе с населением, которое никто не собирался спрашивать, желает ли оно оказаться в составе другой страны. Землю отдавали вместе с крепостными...

     Соединённые Штаты и Швеция предложили Москве и Хельсинки посредничество, чтобы поскорее закончить войну. Молотов ответил: «Советский Союз не признаёт так называемого финляндского правительства, которое находилось в Хельсинки... Советское правительство признаёт только правительство демократической Финляндии, во главе которого находится Куусинен».

 

     

     Позиция Гитлера

     Превосходство Красной Армии над финнами  в живой силе и особенно в технике было многократным. В Москве думали, что финская кампания будет такой же лёгкой прогулкой, как вторжение в Польшу в сентябре 1939 года. А пришлось вести тяжёлые, кровопролитные бои. Отчаянное сопротивление финской армии опрокинуло все планы Сталина. Выяснилось, что Красная Армия не готова к современной войне.

     Глубина и надёжность финской обороны оказались неожиданностью. Советские танки подрывались на минах. Артиллерия не пробивала бетонные стены финских дотов. Советские части по вине неумелых командиров попадали в окружение, несли большие потери. Особый отдел 18-й стрелковой дивизии докладывал своему начальству:

     «Все  полки уничтожены полностью, нас беспрерывно днём и ночью забрасывают снарядами. Продержимся немного, умрём, не сдадимся. Торопите с помощью, иначе будет поздно. Дни наши сочтены, выручайте».

     Сталин  был вне себя: весь мир видел, что  огромный Советский Союз не может совладать с маленькой Финляндией. Только в Берлине после некоторых колебаний всё-таки однозначно встали на сторону Сталина: «Основой нашей политики в северном вопросе является наша дружба с Советской Россией». Гитлер публично поддержал Советский Союз в войне с Финляндией, сказав, что Сталин всего лишь хотел получить выход к незамерзающему морю. Немецкие суда снабжали советские подлодки в Балтике продовольствием и горючим. Немцы блокировали Ботнический залив, чтобы Запад не смог помочь Финляндии.

 

     

     Англия  и Франция готовы вмешаться

     Зато  остальной мир возмутился. 2 декабря 1939 года советский полпред Яков Суриц сообщал из Парижа: «В связи с финскими делами очередной взрыв негодования. Больше всего ярости вызвало появление на сцене правительства Куусинена... даже больше, чем сами военные действия... Мы сейчас зачислены в число прямых врагов».

     Франция и Англия заявили протест. Премьер-министр  Даладье предложил исключить  Советский Союз как «наглого агрессора» из Лиги наций. 14 декабря это было сделано. Европейцы поставили знак равенства между Гитлером и Сталиным.

     Даладье отозвал французского посла из Москвы и сказал финскому посланнику, что готов разорвать отношения с Москвой, но это надо сделать синхронно с Англией. Реакция Лондона была более осторожной. Англичане исходили из того, что война в Финляндии мешает Сталину снабжать Гитлера сырьём и продовольствием.

     Даладье был готов отправить в Финляндию англо-французский экспедиционный корпус и одновременно нанести бомбовый удар по нефтепромыслам в Баку. Он хотел не столько помочь финнам, сколько помешать поставкам советского горючего нацистской Германии. Англичане и французы не пошли на это потому, что главным противником всё- таки был Гитлер, боялись, что Гитлер перебросит на Кавказ немецкую авиацию на помощь советской противовоздушной обороне. А если немцы помогут Сталину на Кавказе, Сталин в ответ пошлёт свои танки против французов...

     В конце декабря 1939 года Ставка Главного командования приостановила боевые действия, чтобы подготовиться посерьёзнее. Войну начали, сосредоточив на финском фронте двадцать одну дивизию, а потом пришлось наращивать силы и довели их число до пятидесяти восьми. Таким образом добились тройного превосходства в силах. На финский фронт перебросили дополнительное вооружение, прежде всего артиллерию большой мощности и авиацию. 11 февраля после мощной артиллерийской подготовки советские войска начали новое наступление, теперь уже более успешное.

     Видя, что творится в мире, Сталин поспешил закончить неудачную войну. В  ночь с 12 на 13 марта 1940 года в Москве был подписан мирный договор с Финляндией. Финны сохранили свою независимость, но им пришлось отдать всё, что от них требовал Сталин. Советский Союз получил все территории, которые хотел, а сверх того - в аренду весь полуостров Ханко, где должна была появиться советская военно-морская база. Граница СССР на Карельском перешейке отодвинулась на 150 километров. Финляндия потеряла целую провинцию, её жителям пришлось бросить свои дома. Отнятые у Финляндии территории включили в состав образованной 31 марта Карело-Финской Советской Социалистической республики. Её возглавил Куусинен.

 

     

     Танки — груда металла

     Рассекреченные  только что документы особых отделов  Красной Армии, пишет директор Института российской истории член-корреспондент РАН Андрей Сахаров, «показывают катастрофические недостатки в состоянии советских вооружённых сил: слабый профессионализм командных кадров - выдвиженцев времён Гражданской войны, дремучий уровень рабоче-крестьянских бойцов, коррупцию, воровство и пьянство в армейских частях, нарастающую враждебность красноармейцев к бессмысленно жестоким армейским порядкам, слабую техническую подготовленность сухопутных и авиачастей».

     А ведь многое было известно и тогда.

     14 -17 апреля 1940 года в ЦК проходило совещание начальствующего состава армии, посвящённое итогам войны с Финляндией. Стенограмма рассекречена. Многие высказывались очень откровенно - наболело.

     Плохо работали штабы, терялись в боевой обстановке,. не зная ситуации на фронтах. Командование Ленинградского округа делало ставку на массированное применение танков, артиллерии и авиации. Но незамерзающие болота, леса, снег, отсутствие дорог помешали использованию танков. Без нужды отдавали приказ перебросить танки с одного фланга на другой, но не обеспечивали горючим. В результате шестьсот танков, оставшись без горючего, стояли без движения, превратились в груду металла.

     Авиации у Красной Армии было больше, чем у финнов, но выяснилось, что лётчики обучены летать только в хорошую погоду, да и аэродромы не готовы к зимним полётам.

     Комдив  Михаил Кирпонос сказал:

     В восемнадцать часов наши истребители летят ужинать или чай пить, а в это время противник летит нас бомбить.

Информация о работе Зимняя война 39го года