Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 22:01, контрольная работа
Гуситское движение в Чехии (1419-1485) представляет собой одно из наиболее значительных событий в истории Европы XV века. Как считает крупный медиевист Ф.Зайбт, гусизм открывает серию «ранних революций» в Европе, для которых характерно сложное соединение экономических, социальных, политических и идеологических факторов [9, c.138]. Спецификой ранних революций является их религиозно-социальный характер.
Введение
1 Вооруженная организация таборитов
2 Поход в Венгрию под предводительством Яна Жижки
3 Заграничные походы гуситов во главе с Прокопом Голым
Заключение
Литература
Для встречи с противником походный порядок расчленялся на четыре колонны: две крайние и две внутренние. Крайние колонны были длиннее внутренних, их выступавшие вперед и назад головы и хвосты назывались крыльями («окрилли»), позволявшими быстро превращать походный порядок в боевой или в вагенбург. Глубина походной колонны отряда (5-6 тыс. человек) не превышала одного километра.
Боевой порядок имел различные формы в зависимости от обстановки. «Когда бывает решено вступить в бой, – пишет современник гусситов римский папа Эней Сильвий, – то возницы на флангах по знаку полководца, незаметно окружив намеченную часть противника, стягивают круг повозок; отрезанных неприятелей без помощи со стороны своих умерщвляет частью пехота мечами, частью находящиеся на повозках мужчины и женщины стрелами. Конница сражается за пределами прикрытия и ее в случае поражения и бегства принимают, внезапно раздвигаясь, повозки; затем она защищается, как за городскими стенами» [6, c. 97]. При развертывании повозок учитывались численность противника и своих сил, а также условия местности. Формы боевого порядка походили на начертания различных букв латинского алфавита. Сложные фигуры применялись с целью раздробить силы противника и уничтожить их по частям. Управление перестроениями повозок производилось с помощью сигнальных флагов.
Для ведения оборонительного боя обычно выбиралась возвышенность, на которой располагался вагенбург. Отряд с тремя сотнями повозок мог занять для обороны площадь около 24 тыс. кв. метров (300 м х 80 м) [8, c. 499]. Впереди повозок выкапывался ров, а колеса присыпались землей. Для производства саперных работ на повозках имелся запас лопат, мотыг, топоров и ломов.
В вагенбурге, как правило, оставлялись два выхода: передний – для пехоты и тыльный – для конницы, прикрывавшиеся четырехугольными щитами. Иногда устраивались земляные бастионы, вооруженные бомбардами. Выходы использовались для вылазок пехоты и конницы, составлявших резерв.
По наступавшим конным или спешенным рыцарям велась залповая стрельба из бомбард и аркебузов. Затем противник оказывался в сфере поражения стрелами из луков и камнями, метаемыми с помощью пращей. На головы тех рыцарей, которым удавалось добраться до повозок, обрушивались цепы молотил. Контратаки резервов обычно довершали поражение противника. Решающее значение в бою имел выбор момента для вылазок.
Угнетающее впечатление на противника производил вид таборитского войска. Под Таховом рыцари выстроились для боя, но как только увидели наступавших таборитов, в панике бросились бежать. Под Домажлицами рыцари кинулись врассыпную, лишь только услышали боевую песню, которую пели табориты. Папский легат писал: «...Создалось всеобщее убеждение, что чехов нельзя победить силою оружия» [5, c. 118].
После
смерти Яна Жижки табориты выдвинули
талантливых военачальников Прокопа
Большого и Прокопа Малого. Чехи
отразили пять крестовых походов, организованных
против Чехии папой и германским
императором.
2
Поход в Венгрию под
предводительством
Яна Жижки
С
целью предупреждения новых вторжений
феодалов табориты в середине сентября
1423 г. предприняли большой поход
в Моравию и Венгрию. Война
переносилась на территорию противника.
Это свидетельствовало о
Войско таборитов было хорошо снаряжено. Оно имело большое количество боевых повозок и много бомбард. Походная колонна двигалась в четыре ряда повозок.
Табориты миновали город Иглава, перешли границу Моравии (по некоторым предположениям, у Галича), форсировали Малые Карпаты и в середине октября вышли к Дунаю (примерно между Комарно и Остригомом). Считая от границы Моравии, войско таборитов углубилось в Венгрию на 130-140 км. Венгерские феодалы собрали значительные силы конницы, располагавшей большим количеством бомбард. В этой обстановке командование отряда таборитов приняло решение об отступлении, которое продолжалось семь дней.
На равнине табориты построили подвижной вагенбург, направив бомбарды во все стороны. Как только вагенбург останавливался, противник открывал огонь из бомбард, который причинял таборитам значительный урон. Поэтому табориты двигались весь день без остановки, а ночью не разводили костров. Венгры на ночлег располагались по деревням и не тревожили чехов.
Рано утром войско таборитов быстро двинулось вперед и вышло к озеру, находившемуся под горой. Здесь было решено устроить дневную стоянку, используя удобную для обороны местность. Озеро защищало таборитов от атак конницы, а гора – от ядер бомбард. Лагерь оказался в мертвом пространстве. Из больших повозок, вкопанных в землю, было устроено два бастиона, вооруженных бомбардами. Один бастион прикрывал передние ворота лагеря, другой – задние. Венгры не пытались атаковать таборитов на сильной позиции.
Рано утром табориты двинулись дальше. Это был третий день отступления.
Предстояло форсировать р. Нитра, к которой вышло войско таборитов. Река имела брод. Но противник мог атаковать отступавших в тот момент, когда половина отряда переправится через реку, а вторая его половина останется на противоположном берегу. Поэтому было решено, хорошо подготовить и обеспечить форсирование реки, расположившись на берегу в вагенбурге. Весь день противник не беспокоил таборитов, ожидая начала их переправы.
Ночь была использована для подготовки переправы. Табориты установили через все русло реки два ряда повозок, огородив ими брод. На этих повозках находились бомбарды, [8, c. 508] которые могли обстреливать подступы к реке. Берега реки против брода табориты срыли, чтобы сделать отлогими спуск и подъем. Утром началась переправа. Повозки через брод двигались в четыре ряда. Как только часть отряда таборитов переправилась на другой берег, противник пехотой и конницей предпринял атаку с тыла. С повозок, установленных в реке, табориты открыли огонь и заставили противника отступить. Форсирование реки прошло успешно. Это был четвертый день отступления. На ночлег табориты расположились на берегу р. Ваг среди леса и болот, т. е. на местности, недоступной для конницы и артиллерии противника.
На пятый день противник не показывался, и табориты воспользовались этим для ремонта и перегруппировки своих боевых повозок.
На шестой день отряд таборитов двинулся дальше, но снова был атакован. Походная колонна уклонилась влево и двигалась так, чтобы слева ее прикрывала гряда возвышенностей. Это позволило таборитам обороняться только справа. Затем удалось занять удобную для обороны возвышенность, на которой табориты успешно отражали атаки противника, предпринимаемые в конном строю и спешенными отрядами.
На седьмой день предстояло форсировать покрытые лесом Малые Карпаты. Дорога была узкой, и повозки могли двигаться только в один ряд. Противник решил воспользоваться этим, сосредоточил значительные силы и готовился атаковать таборитов во время движения их через лес. Отступавший отряд расположился на обратном от противника скате одной из высот на опушке леса. Эта высота защищала таборитов от ядер венгерских бомбард. Часть чешских бомбард была поставлена на вершине холма для отражения атак противника. Табориты выпрягли из повозок лошадей и верхом на них отправили в лес отряд с лопатами, топорами и пилами. Отряд должен был разведать лес, разобрать засеки, если они окажутся, и исправить дорогу. На обратном скате гор, где местность была более ровной, табориты проложили две новые параллельные дороги по обеим сторонам старой дороги. Перед входом в лес они поставили повозки в четыре ряда от одного края леса до другого, связав их цепями. Через лес повозки двигались двумя рядами. Походный порядок был следующий: головной отряд состоял из пехоты и нескольких бомбард, за ним двигалось 50 повозок с пехотным прикрытием в голове и хвосте, затем еще 50 повозок с таким же прикрытием и так далее. Как только голова походной колонны переваливала на обратный скат, по старой дороге продолжали двигаться только бомбарды. Вправо и влево на новые дороги сворачивало по 50 повозок со своими пехотными [8, c. 510] прикрытиями, что надежно обеспечивало движение артиллерии.
Когда последние боевые повозки таборитов скрылись в лесу, противник предпринял атаку для захвата бомбард, охранявших подступы к лесу. Атаку противника отражал пехотный арьергард, под прикрытием которого были увезены бомбарды. Вслед за этим отступил арьергард. Противник бросился разбирать заграждение из повозок. В это время арьергард таборитов устраивал завалы на дороге, чтобы затруднить движение конницы противника. Выход таборитов из леса также проходил в строгом порядке. Сначала по средней дороге выдвинулись бомбарды с пехотным прикрытием и открыли огонь по противнику, пытавшемуся преградить таборитам путь. Затем справа и слева выехало по 50 повозок с пехотными прикрытиями. Повозки двигались теперь в один ряд вдоль косогоров, а рядом с ними и под их прикрытием шла пехота. Табориты, ведя непрерывный огонь из бомбард, оттесняли противника все дальше и дальше. Выйдя на равнину, отряд перестроился в обычный походный порядок, что вынудило венгров отказаться от преследования.
Поход таборитов 1423 г. является одним из первых известных боевых эпизодов, когда новое оружие – бомбарды – в значительном количестве было успешно применено в полевых условиях, на различной местности – на равнине, в горах, в лесу, а также в разной обстановке – в обороне, на походе, при форсировании реки и лесного горного массива, при выходе из боя. Огнем бомбард табориты отражали многочисленные атаки венгерской конницы. Не достигали венгры успеха и тогда, когда спешивались. Пехота, имея бомбарды и боевые повозки, успешно боролась с конницей.
Поучительным в этом походе были умелое использование местности, времени суток, особенно ночной темноты, а также искусные действия таборитов в различной обстановке отступательного марша. Источники не отмечают ни одного случая паники, что говорит о высокой моральной стойкости таборитов.
Еще
при жизни Жижки среди
3
Заграничные походы
гуситов во главе с Прокопом
Голым
В 1426 году против Чехии начался третий крестовый поход. Открыл его Саксонский курфюрст Фридрих. 16 июня 1426 года неподалеку от Усти-на-Лабе большое саксонско-лужицкое войско столкнулось с гуситами, которых возглавлял Прокоп Голый, это было самое большое и важное сражение с гусситами, проигранное немцами. Немцы подошли, чтобы освободить богемский город Ауссиг на Эльбе, стоявший на стороне немцев и осажденный гусситами. Армия состояла почти исключительно из мейснерцев и тюрингенцев с небольшим подкреплением из Лаузица. В отношении главного корпуса мы имеем достоверное свидетельство, что в его составе было 1 106 лошадей и 8 000 человек; вместе с подкреплением все войска вряд ли насчитывали больше 12 000 человек. Силы гусситов почти единогласно исчисляются в 25 000 человек; но даже это число, очевидно, преувеличено, хотя на поле сражения были обе таборитские армии и пражское ополчение. Во всяком случае, гусситы были значительно многочисленнее, и курфюрстина саксонская не была неправа, когда, обращаясь к отправлявшимся в поход воинам, просила их «не быть трусливыми и малодушными из-за большого числа врагов». Однако, летописцы доводят число саксонцев до 10 000 человек, а по Матвею Дерингу на каждого богемца приходилось 5 немцев [10, c. 109]. Гуситы вновь победили. Успех принес им уверенность в своих силах и позволил перенести военные действия за границы Чехии. Войско таборитов двинулось в Южную Моравию, а оттуда в Австрию, где в битве 14 марта 1427 года были разгромлены войска австрийских феодалов. Поражение не отрезвило немецких феодалов, которые спешно начали готовить уже четвертый поход. Он, так же как и предыдущие, бесславно закончился для войск германского императора. У города Тахова, заслышав гуситские песни, крестоносцы в панике бросились бежать. Гуситы же одерживали все новые и новые победы. В 1428 году они совершили успешный поход в Силезию, где разгромили войска местных князей. Значительное усиление военной мощи гуситов заставило Сигизмунда искать возможности переговоров. Переговоры состоялись в Братиславе и ни к чему не привели. Однако сам факт проявленной Сигизмундом «мирной инициативы» свидетельствует об его изменении в отношениях к гуситам, которых он признал как реальную политическую силу.
В 1428 г. табориты совершили успешный поход в Силезию, напали на Верхний Пфальц и частью сил подошли к Вене. Император Сигизмунд пошел на переговоры, которые состоялись в начале апреля 1429 г., но ни к чему не привели. В конце 1429 г. пять самостоятельных гуситских армий перешли чешские границы и вторглись в Германию. Это было начало самого крупного заграничного похода таборитов. При подходе гуситов к г. Бамбергу его беднота выгнала своих угнетателей и захватила власть. От Нюрнберга гуситы получили огромный выкуп за отказ от штурма. В своих заграничных походах гуситы придавали огромное значение пропаганде своих идей – и словом и мечем. Вернувшись из Германии в феврале 1430 г. с большими трофеями, гуситы затем совершили еще походы в 1431 г. в Силезию и Лужицы.