Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 00:12, контрольная работа
Наследственное право регулирует судьбу правоотношений субъекта после его смерти. Центральным понятием этой отрасли права является преемство (successio) правовой ситуации другого лица — de cuius (от выражения «is de cuius hereditate agitur» — «тот, чье наследство является предметом судебного разбирательства») — в результате его смерти (mortis causa).
Деление на стадии «in iure» и «in iudicio» при данной (легисакционной) форме ведения процесса, происходило следующим образом. Стороны являлись в первой стадии (in iure) к судебному магистрату и здесь выполняли требуемые по ритуалу обряды и произносили установленные фразы, в которых истец выражал свою претензию, а ответчик - свои возражения. Магистрат активного участия в процессе не принимал, хотя также давал определенные реплики по установленному ритуалу. Совокупность всех этих обрядов и фраз и носила название legis actio.
легисакционный процесс делился также на пять видов, в соответствии с формами предъявляемого иска, точнее: на сакраментальный, с назначением особого судьи для разбора дела, кондикционный, с наложением руки, захватнический (с целью удержания какой-либо вещи должника).
Сакраментальным
назывался процесс, при котором
проигравший уплачивал
Процесс с назначением особого судьи для разбора дела отличался тем, что при нём назначался особый судья, в том случае если это соответствовало законам и являлось необходимым.
Кондикционный
процесс применялся при вещных исках.
В них (в исках) виндицировалось движимое
имущество и одушевленные предметы, буквально
все, которые только можно было доставить
в суд перед претором.
Процесс
посредством наложения руки – применялся,
если вели спор о вещах, относительно которых
такое производство постановил какой-нибудь
закон. Впоследствии некоторые законы
также предоставляли право наложения
руки на некоторых лиц для взыскания долгов
по судебным решениям, в известных случаях.
Процесс
посредством захвата (задержания имущества
должника) имел место в тех случаях, когда
требовалось обеспечение жалования солдат,
если трибун, заведующий кассою, не выдавал
такового, при этом употреблялся специальный
иск для претензий солдат, равным образом
введено взятие в залог против того, кто
не предоставит наёмной платы за вьючное
животное, которое кто-либо отдал в найм,
а также в некоторых других случаях
(кн.4 ст. 27-29). У данного процесса был
ряд особенностей.
Первая из них заключается в том, что захват вещи производился не в присутствии претора и в большинстве случаев даже при отсутствии противника, между тем как при всех остальных видах легисакционного судопроизводства можно было совершить задержание только в присутствии претора и при наличии противника. Вторая из них заключается в том, «… что захват мог быть совершён и в неприсутственные дни, то есть тогда, когда по религиозным причинам нельзя было производить судебных разбирательств» (кн. 4 ст. 29).
Формулярные процессы выражались в том, что в законах содержалась лишь формула, по которой эти иски составлялись, главными частями этих формул были: «… краткое изложение фактов, вызвавших процесс (demonstratio); изложение требований истца (intentio); уполномочение судьи на присуждение сторонам какой-либо вещи в собственность (adjudicatio); уполномочение судьи на осуждение или оправдание ответчика (condemnatio)» (кн. 4, п. 39).
Претензии истца и возражения ответчика в этом случае заявлялись без каких-либо формальностей, зато по окончании стадии «in iure» претор вручал истцу записку (формулу) в которой излагались (уже строгим юридическим языком) все основные обстоятельства дела. Эта записка предназначалась судье, который вел дело в стадии «in iudicio».
Переходя ко второй стадии судопроизводства «in iudicio» надо отметить, что начиналась она при легисакционном процессе, после назначения судьи, с того как стороны взаимно вызывали друг друга явиться к этому судье на третий день (кн. 4, п. 15).