Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 18:20, контрольная работа
Цель контрольной работы: проанализировать политическую ситуацию событий, расстановку политических сил накануне Второй мировой войны. Исходя из поставленной цели ставим перед собой задачи: определить значение взаимоотношений СССР с западными странами накануне Второй мировой войны; изучить литературу по теме: «Внешняя политика СССР в условиях начавшейся Второй мировой войны 1939-1941 годы»; обобщить и систематизировать полученную информацию.
Введение 3
Глава 1. Международная обстановка 1939 года.
1.1 Международная обстановка . 5
1.2Переговоры СССР с Англией и Францией. 5
1.3 Переговоры с Германией. Заключение пакта о ненападении. 6
1.4 Нападение Германии на Польшу. Начало реализации Советским 9
Союзом статей секретного протокола. Договор о дружбе и
границе от 28 сентября.
1.5 Война с финляндией. 10
Глава 2. Международная обстановка 1940-1941 годы.
2.1 Заключение хозяйственного соглашения между СССР и Германией. 12
2.2 Взаимоотношения СССР и Швеции в 1940 году. 12
2.3 Аннексия Бессарабии и Прибалтики Советским Союзом. 13
2.4 Ухудшение Советско-Германских отношений. СССР и Югославия. 14
2.5 Советско-Германские переговоры осенью – зимой 1940-1941 года. 14
СССР и Болгария.
2.6 Улучшение отношений с Турцией. 16
2.7 Заключение договора о ненападении с Японией. 17
2.8 СССР и Германия перед нападением. 17
Заключение . 19
Литература . 20
Глава 2. Международные отношения 1940-1941 годы.
11 февраля 1940 года между СССР и Германией было заключено хозяйственное соглашение, предусматривавшее вывоз из Советского Союза в Германию сырья, компенсируемого поставками в СССР промышленных изделий. За 16 месяцев, вплоть до нападения Германии, Союз поставил Рейху сельскохозяйственной продукции, нефти и минерального сырья на общую сумму около 1 млрд. немецких марок. Подобная помощь, оказываемая в условиях объявленной Великобританией Германии экономической блокады, имела для последней первостепенное значение. Несмотря на то, что ответные поставки всячески срывались и задерживались, СССР безукоризненно выполнял все условия договора, а советская пресса и пропаганда весь 1940 год продолжала представлять Германию как "великую миролюбивую державу". По мнению историков, причины такого поведения Союза кроются в полной для него неожиданности молниеносных побед Германии, одержанных ею в 1940 году. Для СССР, рассчитывавшего на длительную войну на западе, столь быстрая капитуляция европейских держав, демонстрировавшая огромную мощь вермахта, была шоком; в то же время эти победы освобождали значительный контингент немецких войск, который отныне мог быть использован в других местах. Все это заставляло руководство СССР идти на любые меры, которые могли помочь избежать агрессии против него самого.
В этих условиях СССР пытается препятствовать распространению германской экспансии в Европе и лишить ее возможных союзников.
В
апреле 1940 года в связи с фашистской
агрессией против Дании и Норвегии
над Швецией нависла угроза прямого
нападения со стороны германских
войск, вышедших к ее границам на важнейших
стратегических направлениях. Советское
правительство приняло меры к защите национальной
независимости Швеции. 13 апреля 1940 г. оно
заявило германскому послу Шуленбургу,
что СССР "определенно заинтересовано
в сохранении нейтралитета Швеции"
и "выражает пожелание, чтобы шведский
нейтралитет не был нарушен", что в Берлине
было воспринято как серьезное предупреждение.
16 апреля Шуленбург передал ответ своего
правительства, в котором говорилось,
что военные операции на севере Европы
не будут распространены на Швецию, и Германия
будет, безусловно, уважать ее нейтралитет,
если Швеция не окажет помощи западным
державам. Шведский министр иностранных
дел Гюнтер в беседе с советским послом
А. М. Коллонтай "взволнованно благодарил"
Советский Союз, и заверил, что Швеция
будет хранить нейтралитет. 9 мая 1940 г.
премьер-министр Швеции также выразил
"глубочайшую благодарность" советскому
правительству, добавив, что "дружба
с Советским Союзом является основной
опорой Швеции". Советское выступление
в защиту Швеции спасло ее от оккупации
германскими войсками в момент их вторжения
в другие скандинавские страны. 27 октября
1940 г. правительство СССР поручило вновь
заверить шведское правительство, что
"безусловное признание и уважение
полной независимости Швеции представляет
неизменную позицию Советского правительства".
Однако все эти меры в конечном итоге ни к чему не привели, и уже в августе – сентябре 1940 года произошло первое ухудшение советско-германских отношений,
связанное с присоединением к СССР Бессарабии и Прибалтийских государств. Понимая, что после побед в Европе Германия может утратить стратегический интерес к дружбе с Советским Союзом и развернуть свои войска на восток, СССР стремится как можно скорее выполнить все условия секретного протокола и таким образом отодвинуть границу как можно дальше на запад.
Летом 1940 года Советский Союз осуществляет окончательный захват Прибалтики. Латвия, Литва и Эстония были обвинены в нарушении договоров о "взаимопомощи", подготовке нападения на размещенные на их территории части Красной Армии и в создании антисоветского военно-политического союза "Балтийская Антанта". СССР потребовал отставки их правительств и формирования новых, способных, как говорилось в заявлениях, "обеспечить честное проведение в жизнь" пактов о взаимопомощи, а также допуска на территорию трех стран дополнительных частей Красной Армии. На ответ Литовскому правительству было дано десять часов ночного, а эстонскому и латвийскому - десять часов дневного времени. Одновременно дипломатическим представителям трех стран было заявлено, что в формировании новых правительств примут участие советские представители. Молотов предупредил, что в случае отказа выполнить эти требования правительством СССР будут приняты соответствующие меры, и в этих условиях прибалтийским государствам ничего не оставалось, кроме как принять советский ультиматум. Старые правительства ушли в отставку, в Латвию, Литву и Эстонию были введены значительные силы Красной Армии, в несколько раз превышающие по численности национальные армии этих государств. Для формирования новых правительств и последующего руководства их деятельностью в Литву прибыл заместитель наркома иностранных дел В. Деканозов, в Латвию – заместитель председателя Совнаркома А. Вышинский, в Эстонию - секретарь ЦК ВКП (б) А. Жданов. После создания этих "народных правительств" были проведены "выборы" в сеймы Латвии и Литвы и в Государственный совет Эстонии, в которых участвовали лишь кандидаты, выдвинутые компартиями и проверенные НКВД. Избранные таким образом парламенты в июле обратились с просьбой о принятии этих стран в состав СССР, и в начале августа эта просьба была удовлетворена. Были сформированы три новые социалистические республики.
Через несколько дней после вступления Красной Армии в Прибалтику советское правительство направило ультиматум Румынии, потребовав немедленного "возвращения" Советскому Союзу Бессарабии, прежде входившей в состав Российской империи и упомянутой в секретном протоколе Пакта о ненападении. Кроме того, оно потребовало также передать СССР Северную Буковину, никогда не входившую в состав царской России и не упомянутую в протоколе. Румыния, не имевшая в тот момент поддержки со стороны Германии, была вынуждена подчиниться. В начале июля 1940 г. Буковина и часть Бессарабии были включены в состав УССР; остальная часть Бессарабии была присоединена к Молдавской ССР, образованной 2 августа 1940г.
Однако спустя некоторое время после аннексии Прибалтики и Румынии Союзом Германия, прежде хранившая молчание, предоставила внешнеполитические гарантии Румынии, подписала с ней серию экономических соглашений и направила туда очень значительную военную миссию для подготовки румынской армии к войне против СССР. В сентябре немецкие войска были также направлены в Финляндию. Германия также выступила арбитром в урегулировании спора между Румынией и Венгрией по поводу Трансильвании, и после удовлетворения своих претензий Венгрия присоединилась к фашистской коалиции.
Пытаясь воздействовать на венгров, правительство СССР решило торжественно передать им знамена революции 1848-1849 гг., хранившиеся в советских музеях, напоминая таким образом о многолетней истории национально-освободительной борьбы Венгрии против немецкой экспансии.
Стремясь
противостоять распространению
германского влияния на юге Европы,
СССР направил свои усилия на возрождение
панславизма и активизацию
Несмотря на вызванное изменением ситуации на Балканах частичное охлаждение отношений между СССР и Германией, осенью Рейх предпринял еще несколько попыток, призванных улучшить советско-германские отношения. Вскоре после подписания 27 сентября 1940 года Тройственного пакта между Германией, Италией и Японией Риббентроп обратился к Сталину с предложением направить в Берлин Молотова, чтобы Гитлер мог лично изложить ему свои взгляды на отношения между двумя странами и на "долгосрочную политику четырех великих держав" по разграничению сфер их интересов в более широком масштабе.
Во время состоявшегося 12 –14 ноября визита Молотова в Берлин были проведены очень насыщенные переговоры, которые, однако, не привели к присоединению СССР к Тройственному пакту. В ходе этих переговоров советское правительство заявило, что экспансия Германии в Румынии, Болгарии и других балканских странах представляет серьезную угрозу интересам безопасности СССР. Германские руководители в ответ на это предложили СССР "договориться о размежевании сфер влияния", требуя, чтобы Советский Союз признал Европу и Африку зоной владычества Германии и Италии, а Восточную Азию - зоной владычества Японии, ограничив свою международную политику только районом "к югу от государственной территории Советского Союза в направлении Индийского океана". Со своей стороны германское правительство соглашалось признать территориальную неприкосновенность Советского Союза; однако правительство СССР отвергло предложение. Одновременно Советский Союз дважды предложил болгарскому правительству подписать договор о дружбе и взаимной помощи, однако они остались без ответа. Во время встречи Гитлера с болгарским царем, проходившей в дни переговоров, последний заявил: "Не забывайте, что там, на Балканах, вы имеете верного приятеля, не оставляйте его". Дипломатические представители США и Англии в Софии также рекомендовали правительству Болгарии отклонить Советские предложения.
25
ноября советское
Этот меморандум был использован Германией для воздействия на те страны, чьи интересы были в нем затронуты, и прежде всего на Болгарию, которая в марте примкнула к пакту трех держав. 3 марта 1941 года правительство СССР заявило Болгарии, что не может разделить ее мнения о правильности занятой ею позиции в данном вопросе, так как "эта позиция, независимо от желания болгарского правительства, ведет не к укреплению мира, а к расширению сферы войны и к втягиванию в нее Болгарии".
Требования же Советского Союза относительно вступления в Тройственный союз остались без ответа. По поручению Гитлера генштаб вермахта еще с конца июля 1940 года разработку плана войны против СССР, а в конце августа началась переброска войсковых соединений на восток. 5 декабря Гитлером было принято окончательное решение начать войну с Советским Союзом, подтвержденное 18 декабря "Директивой 21", которая назначала начало осуществления "плана Барбаросса" на 15 мая 1941 года.
17
января 1941 г. правительство СССР
вновь обратилось к Германии через
ее посла в Москве, заявляя, что Советский
Союз считает территории в восточной части
Балкан зоной своей безопасности и не
может остаться безучастным к событиям
в этом районе. Сказанное распространялось
и на Финляндию. Советско-германские отношения
еще более ухудшились после вторжения
Германии в Югославию 5 апреля 1941 года,
через несколько часов после подписания
советско-югославского договора о дружбе.
СССР никак не отреагировал на эту агрессию,
равно как и на нападение на Грецию. Эти
военные действия заставили Гитлера 30
апреля перенести дату нападения на СССР
на 22 июня 1941 года.
Непосредственно
перед нападением войск Рейха
Советскому Союзу удалось, используя
противоречия между Германией, Турцией
и Японией, добиться нейтралитета двух
последних стран в надвигающейся войне.
В
марте 1941 г. германо-турецкие противоречия
едва не привели к вооруженному конфликту
между этими двумя