Внешняя политика СССР в условиях начавшейся Второй мировой войны (1939- 1941годы)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 18:20, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы: проанализировать политическую ситуацию событий, расстановку политических сил накануне Второй мировой войны. Исходя из поставленной цели ставим перед собой задачи: определить значение взаимоотношений СССР с западными странами накануне Второй мировой войны; изучить литературу по теме: «Внешняя политика СССР в условиях начавшейся Второй мировой войны 1939-1941 годы»; обобщить и систематизировать полученную информацию.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Международная обстановка 1939 года.

1.1 Международная обстановка . 5
1.2Переговоры СССР с Англией и Францией. 5
1.3 Переговоры с Германией. Заключение пакта о ненападении. 6
1.4 Нападение Германии на Польшу. Начало реализации Советским 9
Союзом статей секретного протокола. Договор о дружбе и
границе от 28 сентября.
1.5 Война с финляндией. 10
Глава 2. Международная обстановка 1940-1941 годы.
2.1 Заключение хозяйственного соглашения между СССР и Германией. 12
2.2 Взаимоотношения СССР и Швеции в 1940 году. 12
2.3 Аннексия Бессарабии и Прибалтики Советским Союзом. 13
2.4 Ухудшение Советско-Германских отношений. СССР и Югославия. 14
2.5 Советско-Германские переговоры осенью – зимой 1940-1941 года. 14
СССР и Болгария.
2.6 Улучшение отношений с Турцией. 16
2.7 Заключение договора о ненападении с Японией. 17
2.8 СССР и Германия перед нападением. 17
Заключение . 19
Литература . 20

Содержимое работы - 1 файл

Уссурийский Государственный Педагогический Институт.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

    уклонялись  от  решения этого вопроса. 29 июня "Правда" опубликовала статью, подвергавшую резкой критике политику английского и французского правительств; через два дня они дали согласие включить страны Балтии в сферу действия гарантий при условии аналогичных гарантий в отношении Швейцарии, Голландии и Люксембурга. Однако переговоры опять провалились: упоминавшиеся в договоре государства не желали таких "гарантий". Англичане и французы согласились обсудить с СССР военные аспекты предстоящего соглашения, и для этого направили своих представителей в Москву. Но прибывшие 11 августа делегаты не обладали достаточными полномочиями для переговоров по таким важным вопросам, и 21 августа советская сторона перенесла переговоры на более поздний срок.

    1. Переговоры  с Германией. Заключение пакта о  ненападении.
 

    К этому времени советское руководство  окончательно решило пойти на сближение  с Германией. Еще в апреле советский посол в Берлине заявил о желании Союза установить самые хорошие отношения с Германией, несмотря на обоюдные идеологические расхождения. Спустя две недели был смещен М. Литвинов, приложивший немало усилий для обеспечения коллективной безопасности, а его пост был передан Молотову. В это же время Германия поручает своему послу в Москве Шуленбургу заняться подготовкой переговоров с СССР в связи с решением Германии оккупировать Польшу.

    20 мая состоялась первая беседа  Молотова с Шуленбургом, в ходе  которой Молотов заявил, что "для успеха экономических переговоров [которые велись еще с 1938 года] должна быть создана соответствующая политическая база", но при этом уклонился от каких-либо конкретных предложений. На встрече 17 июня между Астаховым (временный поверенный по делам СССР в Германии) и Шуленбургом уже германский дипломат убеждал в необходимости улучшения политических связей. Окончательный перелом во взаимоотношениях между странами произошел в конце июля; в этот момент активизируются советско-германские переговоры на разных уровнях.

    К началу августа Сталин и Молотов  уже располагали сведениями о  том, что подготовка Германии к нападению  на Польшу уже вступила в завершающую  фазу, однако продолжали вести переговоры как с Англией и Францией, так  и с Германией. Рейх же, готовясь к началу войны и стремясь избежать военных действий на два фронта, предпринимает шаги к ускорению переговоров. Узнав о направлении в Москву французской и британской миссий, немецкая сторона дала понять, что соглашение с Германией по ряду вопросов территориального и экономического характера отвечало бы интересам советского руководства. 14 августа Риббентроп сообщил о своей готовности прибыть в Москву для заключения политического соглашения, а 15 августа состоялась очередная встреча Молотова с Шуленбургом. Советское правительство дало принципиальное согласие на заключение договора с Германией, однако потребовало внести в предложение некоторые уточнения. 16 августа Риббентроп потребовал, чтобы Шуленбург снова встретился с Молотовым и сообщил, что Германия готова заключить пакт о ненападении сроком на 25 лет. На встрече 17 августа послу Германии был вручен ответ советского правительства, в котором выражалось согласие урегулировать отношения. Первым шагом к этому, как сообщалось в ответе, может стать заключение торгово-кредитного соглашения, вторым – заключение пакта о ненападении или подтверждение Договора о нейтралитете 1926 года. Также оговаривалась необходимость одновременного подписания специального секретного протокола, который определит интересы                                 

 сторон  в том или ином вопросе внешней  политики. Молотов дал понять, что  Сталин находится в курсе переговоров,  и что вопрос с ним согласован. 19 августа Германия ответила подписанием  обсуждавшегося с конца 1938 года Торгового соглашения, предусматривавшего кредит в 200 млн. марок, а также пообещала потребовать от Японии прекращения военных действий и разграничить "сферы интересов" Германии и СССР в Восточной Европе.  Вечером того же дня Молотов вручил Шуленбургу проект пакта, в котором, однако, отсутствовала статья о его денонсации в случае нападения одной из договаривающихся сторон на третью державу. Приезд Риббентропа в Москву, намеченный на 26 августа, был ускорен по настоятельной просьбе Гитлера, направившего 20 августа личное письмо Сталину. Сталин и Молотов, получив это письмо, еще раз выслушали Ворошилова, доложившего о ходе переговоров с Англией и Францией; он подтвердил сообщения о контактах Берлина с Парижем и Лондоном, угрожавших широким антисоветским альянсом (известно, что в середине августа Англия и Германия вели секретные переговоры о поездке 23 августа Геринга на Британские острова для встречи с Чемберленом; предполагалось подписание "исторического соглашения", игнорировавшего интересы не только СССР и Польши, но, по-видимому, даже Франции), и в итоге дали согласие на приезд Риббентропа.  Во второй половине дня 23 августа министр иностранных дел Германии прибыл в Москву. Ночью того же дня Пакт о ненападении сроком на 10 лет, вступавший в силу сразу же после подписания (т.е., без его ратификации соответствующими органами), был подписан. Он сопровождался Секретным протоколом, разграничивавшим сферы интересов сторон в Восточной Европе.

 Дополнительный  протокол имел следующее содержание: 

  1. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР. При этом интересы Литвы по отношению Виленской области признаются обеими сторонами.
  2. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Польского государства, граница сфер интересов Германии и СССР будет приблизительно проходить по линии рек Нарева, Вислы и Сана.

    Вопрос, является ли в обоюдных интересах желательным сохранение независимого Польского государства и каковы будут границы этого государства, может быть окончательно выяснен только в течение дальнейшего политического развития…

  1. Касательно юго-востока Европы с советской стороны подчеркивается интерес СССР к Бесарабии. С германской стороны заявляется о ее полной политической незаинтересованности в этих областях…(цит. по "1939 год: уроки истории"; АН СССР, институт всеобщей истории)
 

    В секретном протоколе дважды подчеркивалась его строжайшая конфиденциальность. Важной особенностью пакта было также то, что в нем отсутствовала статья о его денонсации в случае агрессии одной из сторон по отношению к третьей державе.

    Итоги и последствия заключения данного  пакта для СССР можно оценить следующим образом:

  • с одной стороны, СССР отодвинул свои границы на запад в среднем на 300-400 км, что давало новые ресурсы и простор для обороны; с другой стороны,                                                       
 

    -"буферные государства" исчезли, и он получил границу большой протяженности с наиболее агрессивной державой мира. К тому же новая граница (в силу ее новизны) не была укреплена, и в результате к июню 1941 года старые погранукрепления оказались уже разрушенными, а новые – еще не построенными;

  • в случае начала "большой войны" СССР оказывался в стороне от нее, т.к. больше не был связан обязательствами с Англией и Францией  относительно Польши, и таким образом выигрывал дополнительное время; но в то же время ухудшались отношения с западными демократиями, т. к. СССР теперь рассматривался как союзник агрессора;
  • пакт устранял опасность создания единого антисоветского блока и войны с Японией, но, с другой стороны, Германия тем самым развязывала себе руки для активных военных действий, избегая войны на два фронта;
  • пакт нанес удар по международному коммунистическому и антифашистскому движению, вызвал "идеологическую сумятицу" внутри страны;
  • наконец, СССР лишался возможности укрепить свои границы должным образом. Стоило ему привести в боевую готовность погранзаставы, как Германия могла это расценить как акт агрессии и начать военные действия.
    1. Нападение Германии на Польшу. Начало реализации Советским Союзом статей секретного протокола. Договор о дружбе и границе от 28 сентября.
 

    1 сентября 1939 года, через восемь дней после подписания Пакта, Германия напала на Польшу. Лишь 3 сентября Англия, Франция, Австралия, Новая Зеландия объявили войну Германии, однако вплоть до апреля 1940 г. военных действий на западном фронте не велось. Этот период получил название "странной войны" – 110 англо-французских дивизий, стоявших против 23 немецких, ничего не предпринимали; разгром Польши велся при фактическом попустительстве ее западных союзников.

    С середины сентября советское руководство  приступило к непосредственной реализации статей секретного протокола. Уже 3 сентября Гитлер потребовал немедленной интервенции Советского Союза, однако правительство СССР отказалось. 9 сентября, перед тем, как сопротивление польской армии было окончательно сломлено, советское руководство известило Берлин о своем намерении безотлагательно оккупировать польские территории, отходившие к нему в соответствии с секретным протоколом Пакта о Ненападении. 17 сентября Красная Армия вступила в Польшу под предлогом "оказания помощи украинским и белорусским братьям по крови", которые оказались в опасности в результате "распада польского государства". Наступление советских войск почти не встретило сопротивления польской армии. В последующие месяцы сотни тысяч жителей присоединенных территорий были депортированы на восток как "враждебные и нелояльные элементы". 19 сентября было опубликовано совместное советско-германское коммюнике, в котором сообщалось, что цель оккупации Союзом Польши состоит в том, чтобы "восстановить мир и нарушенный вследствие распада Польши порядок". 1 и 2 ноября, после "народных собраний", бывшие польские территории были включены в состав Украинской и Белорусской ССР.

    Оккупация Польши потребовала установления советско-германской границы. 22 сентября была достигнута договоренность о проведении ее по Висле, а 28 сентября бал заключен "Договор о дружбе и границе", который также, как и пакт о                                          нападении, содержал секретные протоколы и не был ратифицирован. Согласно этому договору, Литва переходила в сферу влияния СССР при условии, что действующие экономические соглашения Германии и Литвы не будут этим затронуты. Люблинское и  Варшавское воеводства отходили Германии; т. о., граница была отодвинута на восток до Буга. Стороны также договаривались об экономическом сотрудничестве и о недопущении польской агитации, направленной против другой стороны. В ходе этих же переговоров Молотов и Риббентроп подписали ноту, в которой вся ответственность за развязывание войны перекладывалась на Англию и Францию, и говорилось, что в случае продолжения ими военных действий СССР и Германия будут вынуждены рассмотреть вопрос о принятии необходимых мер.

    В то же время СССР реализует положения  секретного протокола, касавшиеся прибалтийских  стран. 28 сентября 1939 года Эстонии был навязан Договор о ненападении и взаимопомощи, по условиям которого она предоставляла Советскому Союзу свои военно-морские базы для размещения на них войск СССР. Через несколько недель подобные договоры были подписаны с Латвией и Литвой. 

    1. Война с Финляндией.
 

    Вторым  этапом реализации секретного протокола  стала война с Финляндией. СССР начинал эту войну, стремясь отнести  советско-финскую границу как  можно дальше от Ленинграда и, по возможности, укрепить этот район. Необходимо было учитывать, что территория Финляндии могла быть использована другими государствами в качестве плацдарма для нападения на СССР. Такая перспектива была вполне реальной, - несмотря на Пакт о ненападении (1932) отношения между СССР и Финляндией оставались напряженными; Финляндия, опасаясь вновь быть поглощенной более сильным соседом, настороженно относилась к любым действиям Союза, и поэтому вполне могла примкнуть к его противникам. 12 октября 1939 Сталин предложил заключить советско-финский пакт о взаимопомощи, по которому на территории Финляндии должен был быть размещен ограниченный контингент советских войск. Также предлагалось совершить обмен территориями, но финская сторона отказалась и уехала с переговоров. 31 октября советское правительство предъявило территориальные претензии Финляндии, которая возвела вдоль границы, проходящей по Карельскому перешейку, в 35 км от Ленинграда, систему мощных укреплений, известную как линию Маннергейма. СССР потребовал произвести демилитаризацию приграничной зоны и перенести границу на 70 км от Ленинграда, ликвидировать военно-морские базы на Ханко и на Аландских островах в обмен на очень значительные территории на севере, в Карелии. Финляндия отвергла эти предложения, но согласилась вести переговоры. Воспользовавшись пограничным инцидентом (как сообщила "Правда",  26 ноября "наши войска, расположенные в километре северо-западнее деревни Майнила были неожиданно расстреляны с финской территории"; по проведенной позже финской стороной экспертизе, выстрелы были произведены не с финляндской стороны, а с советской, с расстояния 800 метров от границы), СССР расторгает Пакт о ненападении и 29 ноября объявляет Финляндии войну. Руководство Союза было уверенно, что война закончится через 10-12 дней. 1 декабря было объявлено о создании "Народного правительства Финляндии", руководимого Куусиненом и состоящего из нескольких финских коммунистов, сотрудников Коминтерна, проживающих в Москве. В этот же день СССР заключил с искусственно созданным правительством договор "О дружбе и взаимопомощи", и до конца января 1940 года не вел переговоры с официальным правительством Финляндии.  

    Между тем  положение на фронте было тяжелым. К 15 декабря продвижение советских войск остановилось в районе озер Колан-ярви, Мурсуда, Койта-йоки. Общественное мнение западных стран было целиком на стороне Финляндии; зимой 1940 г. финской армии было поставлено английское и французское оружие, было даже высказано предложение послать на помощь войска, однако этому препятствовал нейтралитет скандинавских стран. В итоге линия Маннергейма была прорвана лишь к концу войны, Выборг же был взят в день подписания мирного договора. По этому договору от 12 марта 1940 года Финляндия передавала СССР Карельский перешеек вместе с Выборгом, западное и северное побережье Ладожского озера, ряд островов в Финском заливе, часть полуостровов Рыбачий и Средний, а так же сдавало ему в аренду на 30 лет военно-морскую базу на полуострове Ханко. СССР предоставлялось право держать на этих территориях свои вооруженные силы, Финляндия же обязывалась не содержать в своих водах побережья Северного Ледовитого океана военных судов. В итоге государственная граница была отодвинута на более чем на 150 км от Ленинграда, и Советский Союз получил территорию площадью в 40 тысяч км2, на которой были расположены стратегически важные объекты – ГЭС Раухала, железная дорога вдоль Ладожского озера, ряд целлюлозно-бумажных предприятий. С другой стороны, эта война продемонстрировала Германии и другим странам Запада слабость и неподготовленность Красной Армии. СССР был исключен из Лиги Наций как агрессор и в будущей войне приобрел себе нового противника в лице Финляндии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Внешняя политика СССР в условиях начавшейся Второй мировой войны (1939- 1941годы)