Владимирская земля во второй половине XII начале XIII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 00:04, реферат

Краткое описание

Вторая половина XII века была порой расцвета культуры Владимирской Руси, обусловленного прогрессивной политикой «владимирских самовластцев», вступивших, опираясь на союз с горожанами и мелким дворянством, в борьбу за господство на Русской земле против дробивших страну сил феодальной знати. Эта борьба отвечала и интересам крестьянства, истощенного разорительными междукняжескими усобицами. Она определила и блестящее развитие архитектуры и искусства и дала почву для оживленной литературной деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
1.Архитектура и исторические памятники Владимирского
княжества…………………………………………………………….…4
2.Владимирский князь Андрей Боголюбский………………………..9
2.1Отношения с церковью …………………………………………...12
2.2Культура при Андрее Боголюбском……………………………..12
3.Всеволод Большое Гнездо и его политика……………………...…15
3.1Отношения князя Всеволода с Новгородом…………………..…18
3.2Отношения князя Всеволода с Волжской Болгарией…………...18
3.3Всеволод и половцы………………………………………………19
4. Православная церковь и ее роль во Владимирском
княжестве………………………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………23
Список литературы…………………………………………………...25

Содержимое работы - 1 файл

ИВК реферат.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

  3.3Всеволод и половцы. 
 
Походы на половцев Всеволода III Большое Гнездо имели уже совсем другое значение и для него, и для Русской земли, в отличие от походов на Волжскую Болгарию. 
       На протяжении уже нескольких веков половцы своими набегами беспокоили границы Руси. Многие киевские князья, в том числе Владимир Мономах, защищали свои земли от этих опасных соседей. 
1185 году союз южнорусских князей нанес сокрушительный удар по половцам, которыми в то время управлял хан Кончак. Кончак был известен своей политикой на истребление русского населения, уничтожая при штурме русских городов в первую очередь маленьких детей. «Нет семени – нет Руси» - говорил Кончак. Южнорусские князья разгромили Кончака, невзирая не то, что тот имел на вооружении самострельные многозарядные луки, которые натягивали по пятьдесят человек, а также приспособления, стреляющие огнем (либо греческий огонь, либо порох). Однако самому половецкому князю удалось бежать.

       Великий Князь Всеволод Большое Гнездо старался, по возможности, не подвергать свою территорию опасностям. Половцы были у Всеволода как на службе, так и были в страхе – князь периодически выезжал в степь и жег половецкие станы. Военная мощь Всеволода была так велика, что в летописи про него сказано, что его дружина могла расплескать веслами Волгу, а шлемами вычерпать Дон. Немецкий император Барбаросса согласился помочь Галицкому князю только узнав, что тот родной племянник Всеволода.  
      Несмотря на то, что половцы служили Всеволоду (например, они участвовали в походе на болгар 1184 года), они периодически волновали южные границы его владений. В том числе, в целях обороны муромо-рязанских земель князь Всеволод организовал в 1199 году поход на половцев: «… ходи благоверный и христлюбивый князь великий Всеволодъ Гюргевичь, внукъ Володимерь Мономаха, на Половци, с сыном своим Костянтиномъ; Половци же слышавшее походъ его, бежаша и с вежами к морю…». «Как великий князь, принимая к сердцу обиды всей русской земли…он хотел защитить от половецких набегов пределы рязанской области». Поход снова был проведен объединенными силами князей владимирских, суздальских и рязанских. 
      Кроме того, этот поход был проведен с целью обеспечения мира, примирения с черниговским князем. Таким образом, обнаруживается стремление Всеволода решать споры миром, то есть, предпочтение им военных, но непрямых действий. Желая объединения всей Русской земли под своим началом, он понимает, что лишнее кровопролитие здесь ни к чему и старается искать альтернативу военным, междоусобным действиям. 
     Оценивая внешнюю политику Всеволода, можно понять каким незаурядным военачальником и просто правителем он был. Он сумел собрать огромные военные ресурсы и направить их в нужное русло. 
      Великий Князь Всеволод Большое Гнездо старался, по возможности, не подвергать свою территорию опасностям. Половцы были у Всеволода как на службе, так и были в страхе – князь периодически выезжал в степь и жег половецкие станы. Военная мощь Всеволода была так велика, что в летописи про него сказано, что его дружина могла расплескать веслами Волгу, а шлемами вычерпать Дон. Немецкий император Барбаросса согласился помочь Галицкому князю только узнав, что тот родной племянник Всеволода.

Во время  правления Всеволода Юрьевича Владимиро-Суздальская  Русь достигла наивысшего расцвета. 
     Всеволод занимался градостроительством, укреплением и украшением городов. При нем был построен город Остер, вокруг Владимира, Суздаля и Переяславля Залесского возведены новые крепости.  
      Повелением Всеволода были воздвигнуты многие памятники древнерусского зодчества: Дмитриевский собор во Владимире, владимирский Детинец, Рождественский собор, значительно расширен Успенский собор во Владимире, удивительные по красоте храмы построены в Переславле-Залесском и Суздале. Им были заложены города – Гледен (Великий Устюг), Унжа, Твердь (Тверь) и Зубцов. Запечатленные в белом камне дела Всеволода – лучшая память об этом правителе Северо-Восточной Руси, которая в будущем стала основой российской государственности.

     

      Незадолго до смерти Всеволод хотел отдать старшинство старшему сыну Константину, а в Ростов посадить Юрия. Но Константин был недоволен, он хотел взять себе и Владимир и Ростов. Тогда Всеволод «созва всех бояр своих с городов и волостей и епископа Иоанна, и игумены, и попы, и купцы, и дворяны, и вси люди и передал старшинство младшему сыну — Юрию. Нарушен был коренной обычай, что повлекло за собой усобицы и разногласия. После смерти Всеволода в Северо-Восточной Руси образовались удельные княжества: Суздальское, Переяславское (с Тверью, Дмитровом),Ростовское (с Белоозером, Устюгом),Ярославское,  Угличское, Юрьевское, Стародубское. Основными итогами правления Всеволода была расправа с боярами Ростова, противившимися княжеской власти, расширение территории Владимиро-Суздальского княжества.

       Похоронен в Успенском соборе города Владимира[4].

    

                  4. Православная церковь и ее роль во

                            Владимирском княжестве.

 

События 1237-1240 гг. были едва ли не самыми трагическими в  многовековой истории русского народа. В результате истребления и увода в плен массы ремесленников была подорвана важная отрасль материальной культуры- ремесло, основанное на ручной технике. Многие секреты ремесленного производства , передававшиеся от отца к сыну, были утрачены.

В результате погромов, устраиваемых монголо-татарами, и пожаров  погибло огромное количество памятников письменности. Пережили упадок живо-

 
 

4)http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4_III

пись, прикладное искусство и другие области культуры. Однако, монголо-татары, нанеся огромный ущерб русской культуре, не смогли уничтожить ее совсем.

Большую роль в  развитии культуры играла церковь. Именно церковь оставалась единой для всех русских земель организацией, православие было знаменем борьбы со всеми «неверными».

В годы монголо-татарского ига положение церкви было неоднозначным. В летописях содержатся известия о поголовном уничтожении черного и белого духовенства во время захвата городов. Естественно, в пылу сражений завоеватели не отделяли лиц духовного звания от остального населения. В частности, во время захвата Суздаля монголо-татары «старых монахов и монахинь, и попов, слепых, и хромых, и горбатых, и больных, и всех людей убили, а юных монахов и монахинь, и попов, и попадей, и дьяконов и жен их, дочерей, и сыновей- всех увели в станы свои». Нашествие было воспринято как грандиозная катастрофа. Церковь объявила его «наказанием Божьим», призывала покаяться и жить «как велит Бог». Среди представителей духовенства были мужественные люди, до конца выполнившие свой долг. В подожженном монголо-татарами Успенском соборе погиб владимирский епископ Митрофан, «погаными» были убиты рязанский и переяславский епископы. ростовский епископ Кирилл пережил страшную зиму 1237-1238 гг. в безопасных северных лесах, на Белоозере.

В это тяжелое  для страны время церковь выступала хранительницей национальной культуры. При митрополичьей кафедре, а возможно и при Успенском соборе  во Владимире не прекращалось летописание.

Вместе с тем  авторитет церкви значительно уменьшился в результате настойчивых обращений  духовенства к народу с призывами к терпению и покорности Орде. Падению авторитета содействовало и «неправедное» поведение самих служителей церкви, которые и до татарского нашествия отличались продажностью, пьянством, развратом, занимались  ростовщичеством. Борьбу с этим злом и восстановление авторитета церкви и преследовал состоявшийся  в 1274 г. во Владимире церковный собор.  Сам  факт собрания высших иерархов церкви во Владимире свидетельствовал о высоком престиже и большом влиянии этого северо-восточного города на общерусские дела.

На собор прибыли  иерархи из Великого Новгорода, Полоцка, Владимиро-Суздальской Руси. Внешним  поводом для созыва собора было поставление  епископом владимирским , суздальским  и нижегородским архимандрита Киево-Печерского монастыря Серапиона. Митрополит Кирилл, выступая на соборе, отмечал, что он много видел и слышал «неустроения и грубости в святых церквах». С попов, дьяконов, игуменов брали деньги за их назначения, наместников и десятинников, занимавшихся церковными сборами, также поставляли «по мзде». На соборе было принято решение выбирать священнослужителей из числа людей достойных, предварительно выяснив, не грешны ли они «блудом, убийством, ростовщичеством».

Серапион пробыл во главе владимирской епископии  всего год (1274-1275 гг.).  В последние годы жизни Серапионом  были написаны пять «слов», поучений , в которых отразились бедствия Русской земли: Бог навел на нас народ безжалостный, народ лютый… Кровь отцов и братьев наших, будто вода в изобилье насытила землю, сила наших князей и воевод исчезла, воины наши, страха исполняясь, бежали…».  Особо осуждает Серапион тех, кто в час всеобщей скорби остается корыстным, думает только о себе: «Даже язычники, Божьего слова не зная, не убивают единоверцев своих. Мы же считаем себя православными, и заповедь Божью зная, неправды всегда преисполнены: братий своих мы грабим и убиваем, язычникам их продаем. Окоянный, кого поедаешь? Не такого ли человека, как ты сам?» следуя церковной традиции, Серапион видел путь к нравственному возрождению, прежде всего в покаянии и очищении от злых помыслов: «Не возгордитесь, не воздайте злом на зло».

С 1299 г. Владимир официально становится местом пребывания русских митрополитов, хотя титул их- митрополит киевский- оставался без изменения. Первым митрополитом, похороненным во Владимире, был Максим[2].

 

                                           Заключение.

       Вторая половина XII века была порой расцвета культуры Владимирской Руси, обусловленного прогрессивной политикой «владимирских самовластцев», вступивших, опираясь на союз с горожанами и мелким дворянством, в борьбу за господство на Русской земле против дробивших страну сил феодальной знати. Эта борьба отвечала и интересам крестьянства, истощенного разорительными междукняжескими усобицами. Она определила и блестящее развитие архитектуры и искусства и дала почву для оживленной литературной деятельности.

       Доказательству церковного значения Владимирской земли посвящена напряженная литературная работа владимирских соборян по сочинению различных сказаний о «чудесах» Владимирской иконы, произведений, связанных с упрочением культа убитого в XI веке восставшими горожанами рос-

2. учебное пособие  Владимирский институт усовершенствования  учителей;ООО «ДЮНА»,2001г.авторский  коллектив: часть 1-Н.В.Киприянова, часть 2- Д.И.Копылов, часть 3- Е.М.Петровичева,А.К.Тихонов, В.В.Головкин, стр. 75-77

товского  епископа Леонтия, своего северного  «мученика», по составлению церковных слов и служб, новому владимирскому празднику Покрова богородицы, наконец, великолепной по своему трагизму и стилю повести того же попа Микулы об убийстве боярами князя Андрея Боголюбского. Во всех этих сочинениях чувствуется большая художественная культура, опирающаяся на опыт киевской литературы и традиции народного творчества; все они пронизаны единой политической идеей - о правах Владимира на господство во всей Русской земле, идеей ее единства. Но силы феодального дробления взяли верх, и после кончины Всеволода III единство Владимирской земли было нарушено. Это в немалой степени определило неотвратимость надвигавшейся из степей страшной беды.

       В 1238 году на Владимир обрушились полчища татар. После упорной осады город был взят, ограблен и сожжен. Однако и после этой катастрофы он остается в сознании людей того времени центром Северо-Восточной Руси и сокровищницей ее политических и культурных традиций[7].

 

7)http://www.neuch.ru/referat/92265.html// Н.Н. Воронин // Владимир. Очерк истории города и его архитектурного ансамбля

                                  Список литературы:

1.  «История и культура Отечества IX-XX вв.» уч. Пособие в 2 ч/

В.В.Гуляева, И.И.Шулус, Е.В.Попова и др. под редакцией  В.В.Гуляевой. Владимирский гос.ун-т; г.Владимир, 2001г. ч.1,

стр.40-45

2. учебное пособие  Владимирский институт усовершенствования  учителей;ООО «ДЮНА»,2001г.авторский коллектив: часть 1-

Н.В.Киприянова, часть 2- Д.И.Копылов, часть 3- Е.М.Петровичева,

А.К.Тихонов, В.В.Головкин, стр. 19-23,75-81

3. «Культура  Владимирского края с древнейших  времен до начала  ХХ века: учеб. пособие /В.В.Гуляева, И.И.Шулус, В.Ф.Усачев и др.;

Под редакцией  В.В.Гуляевой; Владимир.гос.ун-т. Владимир, 2001г.

стр.3 стр. 66-79

4.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4_III

5.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9

6. http://www.patriarchia.ru/db/text/910094.html

7)http://www.neuch.ru/referat/92265.html// Н.Н. Воронин // Владимир. Очерк истории города и его архитектурного ансамбля

 
 

Информация о работе Владимирская земля во второй половине XII начале XIII века