Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 08:45, реферат
Весной 1941 года приближение войны ощущалось всеми. Советская разведка ежедневно докладывала Сталину о планах Гитлера. Советский разведчик Р. Зорге сообщал не только о перебросках немецких войск, но и о сроках нападения Германии. Однако поступали и другие сообщения.
1. Начало ВОВ.
2. Операция «Тайфун»
3. Героическая оборона советских войск на
московском направлении.
4. Генеральное наступление немцев на Москву.
5. Ноябрьское наступление на Москву.
6. Контрнаступление на Москву.
7. Значение побед Красной армии зимой 1941-1942гг.
8. Военно политические итоги под Москвой ,ее
международное значение.
9. Вывод.
Советские войска даже в окружении мужественно сражались с врагом, до середины октября сковывая крупные силы «Центра». В течение трех недель противник использовал около половины своих дивизий, неся существенный урон.
Советскому командованию за это время удалось провести срочные мероприятия по организации обороны на Можайской линии, которую Государственный Комитет Обороны в сложившейся обстановке избрал главным плацдармом сопротивления, так как открылась перспектива на Восток.
Для Москвы сложилась критическая ситуация.
Бои шли в 80-100 км. от столицы. Спешно укреплялась Можайская линия обороны, срочно подтягивались резервные войска. Из Ленинграда был отозван генерал Г.К. Жуков, назначенный командующим Западным фронтом.
Боеспособные соединения, перебрасываемые к Москве с Дальнего Востока и из Средней Азии, а также резервные соединения из европейской части страны спешно двигались к фронту, но еще находились на значительном расстоянии.
Жуков, имея пока в своем распоряжении незначительные резервы, построил оборону так , чтобы прикрывались наиболее уязвимые
участки вдоль шоссейных и железнодорожных дорог, рассчитывая что по мере продвижения к Москве силы его будут уплотняться, поскольку столица является крупным транспортным узлом.
Немецкие генералы в этой связи не приняли особых контрмер, что было явным просчетом их командования.
Несмотря на все эти меры, враг вплотную подошел к столице.
В немецкие бинокли отчетливо просматривались башни Кремля.
К 13 октября войска Западного фронта развернулись на следующих
подступах к Москве: Волоколамский укрепленный район-16 армия
(командующий К. Рокоссовский), Можайский – 5 армия (командующий Л. Говоров), Малоярославецкий – 43 армия (командующий К. Голубев), Калужский -49 армия (командующий И. Захаркин). Для укрепления
ближних подступов к столице была создана еще одна линия, включавшая и городской рубеж обороны. Для обустройства этих рубежей было мобилизовано 450 тыс. москвичей, большую часть которых составляли женщины. Особо ожесточенные бои на московском направлении разгорелись 13-18 октября. Фашисты всеми силами рвались к Москве.
15 октября Государственный Комитет Обороны принимает постановление « Об эвакуации столицы СССР города Москвы », согласно которому в Куйбышев переводиться часть партийных и правительственных учреждений, дипломатов зарубежных государств, крупных промышленных предприятий и населения. Были подготовлены к взрыву все важнейшие объекты города на случай прорыва немцев. Стали распространяться тревожные слухи о сдаче столицы, тысячи жителей стали покидать город. Положение усугублялось отсутствием достоверной информации о событиях на фронте. Так, рабочий одного завода заявил : « Больше не буду слушать сообщения Информбюро, так как оно врет. У него все ничего существенного на фронтах, а уже когда подойдут немцы к Москве, я и сам услышу и увижу ».
17 октября по московской радиосети выступил секретарь ЦКИ Московского комитета партии А.Щербаков, который опроверг ложные
слухи относительно готовящейся сдачи столицы.
18 октября немцами были взяты Можайск, Малоярославец и Таруса, возникла угроза выхода их к Москве. С утра 17 октября на ближних подступах к столице стали занимать оборону добровольческие формирования. Сюда же выдвигались созданные в июле
истребительные батальоны, которые до этого несли патрулирование города. Предприятия Москвы перешли на работу в три смены; все чаще стал использоваться труд женщин и подростков.
Сотни тысяч москвичей вступили в дивизии народного ополчения, истребительные отряды, строили укрепления. На усиление опасности Москва ответила новыми десятками тысяч добровольцев. Женщины и подростки — около шестисот тысяч москвичей — были заняты строительством оборонительных сооружений на подступах к Москве. Их героическим трудом под бомбежками, под обстрелом с самолетов было сделано больше 400 километров противотанковых рвов, эскарпов,
контрэскарпов, надолб и проволочных заграждений, сотни командных и
наблюдательных пунктов, больше двух тысяч артиллерийских и пулеметных дотов и дзотов. Это не считая оборонительных сооружений
в самом городе.
На пространствах Ярославской, Московской, Рязанской и Ивановской областей был сооружен стратегический завал леса. Он протянулся сплошной полосой на 1400 километров.
19 октября ГКО принимает постановление о введении в Москве и прилегающих к ней районах осадного положения.
С 20 октября по решению Государственного Комитета Обороны столица и прилегающие к ней районы были объявлены на осадном положении. К тому времени Москва преобразилась, стала прифронтовым городом, ощетинилась стальными противотанковыми «ежами» и надолбами. Баррикады преградили улицы и въезды в столицу. Продолжалась массовая эвакуация населения, учреждений и предприятий, и в то же время в цехах эвакуированных заводов снова налаживался выпуск военной продукции. Москва стала надежным тылом фронта. Она не только снабжала его оружием, боеприпасами, резервами, но и вдохновляла воинов на подвиги, укрепляла их веру в победу. И чем ближе подходил враг к Москве, тем упорнее становилась ее оборона.
На защиту Москвы поднималась вся страна. Из ее глубин — с Урала и Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии — шли с большой скоростью поезда с резервами. Все шире развертывалось формирование новых частей и соединений.
С каждым днем наступление противника становилось все медленнее, он нёс все большие потери. После успеха под Можайском гитлеровцы захватили Дорохов, под встречным ударом подоспевших полков 82-й мотострелковой дивизии были отброшены, и в конце концов далее подступов к Кубинке 5-я армия не отошла. Противнику удалось захватить и Волоколамск, но развить успех ему не дали войска 16-й армии. Точно так же 33-я армия, не позволив врагу продвинуться далее Наро - Фоминска, закрепилась на р. Паре.
Командующий группой армией «Центр» фон Бок приказал своим войскам принять все меры, чтобы « будущее наступление началось и успешно завершилось даже при тяжелейших погодных и дорожных условиях», хотя ранние ноябрьские морозы как раз способствовали быстрому продвижению немецких танков по подмерзшему грунту.
Колоссальным напряжением сил, беспримерным мужеством и героизмом защитников столицы наступление немцев в первых числах ноября было остановлено.
В ходе оборонительных боев с 30 сентября по 31 октября советские
летчики совершили 26 тыс. самолето-вылетов, в том числе до 80% на
поддержку и прикрытие своих войск. В октябре фашистская авиация
произвела на Москву 31 налет, в которых участвовало до 2 тыс.
самолетов, но к объектам бомбометания смогли прорваться лишь 72 . При отражении этих налетов было сбито средствами ПВО 278 немецких самолетов.
К концу октября—началу ноября группа армий «Центр» стала выдыхаться. Ее наступление на Москву было остановлено железной стойкостью наших воинов.
В начале ноября в боях наступила небольшая передышка, и у И. Сталина появилась неожиданная мысль — провести традиционный военный парад.
7 ноября в 8 ч утра в Москве, по указанию И.Сталина, состоялся традиционный парад войск. Хорошо понимая влияние этого события на дух народа, Верховный сказал : «Если во время парада будет бомбежка, прорвутся немецкие самолеты – убитых и раненых быстро убрать, но парад завершить. Пусть кинохроника снимет документальные журналы, которые быстро размножить и разослать по всей стране. Газеты должны отразить парад шире». Немцы, в том числе и сам Гитлер, были неприятно поражены, услышав по радио, что на Красной площади проходит парад. Германское командование срочно отдало приказ своей авиации бомбить Красную площадь, но немецкие самолёты не сумели прорваться к Москве.
Войска, участвовавшие в параде, прямо с Красной площади направлялись в бой.
НОЯБРЬСКОЕ НАСТУПЛЕНИЕ ПРОТИВНИКА НА МОСКВУ
Советский народ знал, что противник остановлен, но не разбит, что он готовит силы для нового, еще более грозного удара по столице нашей Родины, что нужны новые усилия для того, чтобы отразить этот удар. К решительному отпору врагу готовилась вся страна — на фронте и в тылу.
После октябрьского наступления группе армий «Центр» потребовалась двухнедельная пауза для подготовки нового наступления. В течение этого времени войска противника были приведены в порядок, пополнены, произвели перегруппировку, были усилены из резерва людьми, танками, артиллерией. Они стремились занять выгодные для наступления исходные позиции. Гитлеровское командование готовилось сломить, наконец, сопротивление советских войск и овладеть Москвой.
15-16 ноября противник возобновил наступление на Москву.
Соотношение сил по-прежнему было неравным. Немецкие войска пытались обойти Москву с севера – через Клин и Солнечногорск, с юга через Тулу и Каширу. Завязались кровопролитные бои.
Лишь упорное сопротивление советских воинов вновь спасло столицу.
Особо отличилась 316-ая стрелковая дивизия под командованием генерала И.В.Панфилова, отразившая в самый тяжелый первый день немецкого наступления несколько танковых атак противника.
Легендарным стал подвиг группы бойцов во главе с политруком В.Г. Клочковым, надолго задержавшей более 30 танков противника.
Всю страну облетели слова Клочкова : « Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва!» Вся эта дивизия— от солдата до ее командира генерала И. В. Панфилова — уже в октябрьских боях под Волоколамском явила образцы стойкости и храбрости. Беззаветно сражалась она и теперь.
В бою 18 ноября пал сраженный осколком снаряда генерал Панфилов, но дивизия продолжала героическую борьбу. Она была удостоена звания гвардейской.
В ночь на 28 ноября немцы форсировали канал Москва-Волга в районе Ярохмы, но дальнейшее их продвижение на этом участке фронта было сорвано. По свидетельству фон Бока, командованию групп армий
«Центр» дальнейшее наступление на Москву представлялось как « не имеющее ни цели, ни смысла, поскольку очень близко придвинулся момент, когда силы группы будут исчерпаны полностью».
К концу ноября войска Западного фронта получили значительные подкрепления из восточных районов страны.
Конец ноября – начало декабря 1941 г. стал кульминацией битвы:
именно к этому времени просчеты немцев превысили критическую отметку; впервые за всю войну враг столкнулся с фактом своего бессилия перед противником; огромные потери сухопутных войск действовали на него подавляюще.
Офицеры сообщали о том, что настроение в войсках « весьма неважное, конца войны не предвидится». Общие потери немецкой армии на Восточном фронте за период с 22 июня по 10 декабря 1941 г. составили 775 тыс. человек «таких сухопутных войск, какими мы располагали к июню 1941г. мы уже больше никогда иметь не будем», - писал Ф. Гальдер.
В начале декабря 47 дивизий группы армий «Центр» , продолжая рваться к Москве, не выдержали контрударов советских войск и переходили к обороне. Только 8 декабря, получив донесения от командующих 3, 4 и 2—й танковыми армиями об усилении ударов Красной армии, Гитлер отдал приказ о стратегической обороне на всем Восточном фронте.
Контрнаступление советских войск под Москвой
К началу декабря соотношение сил на фронте существенно изменилось. Немецкие части были измотаны и обескровлены. В то же время Красная армия получила значительное подкрепление за счет войск, переброшенных из Сибири и с Дальнего Востока. Это были хорошо оснащенные и обученные дивизии, отличавшиеся высокой боеспособностью. Советское командование до последней возможности приберегало их для организации контрнаступления, даже в самые тяжелые дни, когда на подступах к Москве погибали плохо вооруженные полки ополченцев и курсанты московских военных училищ.
Готовя контрнаступление на московском стратегическом направлении, Ставка приказала Калининскому фронту нанести удар по войскам 9-й армии генерала Штрауса, разгромить их и, освободив Калинин, выйти на фланг и в тыл группе армий “Центр”. Юго-Западному фронту предписывалось нанести поражение вражеской группировке в районе Ельца и содействовать Западному фронту в разгроме противника на тульском направлении. Западному фронту Ставка приказала разгромить немецко-фашистские ударные группировки северо-западнее и южнее Москвы, нанести поражение основным силам группы армий “Центр”.
5-6 декабря 1941 года наши войска Калининского, Западного и правого
крыла Юго-Западного фронтов под общим руководством Г.К.Жукова развернули Контрнаступление под Москвой. Взяв стратегическую инициативу в свои руки. В слабом состоянии находились инженерные войска; средств связи и автотранспорта почти не было ; преобладали лобовые атаки , приводившие к большим потерям; не отличались четкостью маневра танковые части. И тем не менее 5 декабря войска левого крыла Калининского фронта ( командующий И. Конев ) нанесли
мощный удар по врагу, а утром следующего дня 6 декабря в контрнаступление перешли ударные группы Западного и правого крыла Юго-Западного ( командующий С. Тимошенко ) фронтов.
Впервые же дни были освобождены города Калинин, Солнечногорск, Клин, Истра.
В ходе боев враг был отброшен на 100-250 км. на запад, освобождены 11 тыс. населенных пунктов, разгромлены 11 танковых , 4 моторизованных и 23 пехотные дивизии противника.
Развивая успех Ставка ВГК в начале января 1942 г. приняла решение о
переходе советских войск в общее наступление по всему фронту.
Главный удар планировалось нанести группе армий «Центр» путем уничтожения ее основных сил в районе Ржева, Вязьмы и Смоленска войсками Северо-Западного, Калининского и Западного фронтов.
Однако в ходе трех месячных боев они так и не смогли окружить и
уничтожить эту группировку противника .
Фашистское поражение группы армий «Центр» резко отразилось на моральном состоянии вражеских войск. Внезапность удара, стремительность и решительность контрнаступления лишали врага возможности организовать прочную оборону. К тому же гитлеровское командование, уверенное в успехе «молниеносной войны», не готовило свои войска к боевым действиям зимой, и это дало себя знать: фашистская боевая техника оказалась малоприспособленной к зимним условиям, солдаты не были обеспечены зимней одеждой. Начался грабеж теплых вещей у населения. Потерпев поражение, гитлеровцы еще больше озверели: отступая, расстреливали мирных жителей и уничтожали населенные пункты.
Пропаганда уверяла, что группа армий «Центр» совершает преднамеренное стратегическое отступление. Но она уже не могла обмануть даже своих солдат. Особенно потрясающими для гитлеровских солдат были огромные потери, понесенные ими под Москвой. Сокрушительное поражение подорвало их веру в непобедимость вермахта.
Информация о работе Великая отечественная война. Битва за Москву