Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 08:45, реферат
Весной 1941 года приближение войны ощущалось всеми. Советская разведка ежедневно докладывала Сталину о планах Гитлера. Советский разведчик Р. Зорге сообщал не только о перебросках немецких войск, но и о сроках нападения Германии. Однако поступали и другие сообщения.
1. Начало ВОВ.
2. Операция «Тайфун»
3. Героическая оборона советских войск на
московском направлении.
4. Генеральное наступление немцев на Москву.
5. Ноябрьское наступление на Москву.
6. Контрнаступление на Москву.
7. Значение побед Красной армии зимой 1941-1942гг.
8. Военно политические итоги под Москвой ,ее
международное значение.
9. Вывод.
Федеральное агентство по образованию
Филиал государственного образовательного учреждения
Высшего профессионального образования
«Сочинский государственный университет
туризма и курортного дела»
в г. Анапе
Контрольная работа
По дисциплине:
«Отечественная история»
на тему:
« Великая отечественная война.
Битва за Москву»
Выполнила: студентка 1 курса ЗФО
гр. 09-ЗСТ-А-3
Семёнова Т.В.
Анапа – 2009г.
План:
1. Начало ВОВ.
2. Операция «Тайфун»
3. Героическая оборона советских войск на
московском направлении.
4. Генеральное наступление немцев на Москву.
5. Ноябрьское наступление на Москву.
6. Контрнаступление на Москву.
7. Значение побед Красной армии зимой 1941-1942гг.
8. Военно политические итоги под Москвой ,ее
международное значение.
9. Вывод.
Начало Великой Отечественной войны:
Весной 1941 года приближение войны ощущалось всеми. Советская разведка ежедневно докладывала Сталину о планах Гитлера. Советский разведчик Р. Зорге сообщал не только о перебросках немецких войск, но и о сроках нападения Германии. Однако поступали и другие сообщения.
Сталин был уверен в том , что Гитлер не нападет на СССР до тех пор, пока сопротивляется Англия. Он считал, что война с Германией может начаться не раньше лета 1942 г. Оставшееся до войны время Сталин стремился использовать с максимальной выгодой для подготовки к войне. Но советское руководство осознавало, что Красная армия не была готова к наступательной войне:
¾ ее танков требовали списания,
90 % танкового парка составляли легкие танки,
50% танков были выпущены до 1935 г, новейших конструкций было не более 1,5 тыс, а подготовленных экипажей к ним всего 208. Отсутствовала система противовоздушной обороны.
22 июня 1941 года фашистские войска вероломно, без объявления войны напали на Советский Союз. В 3 часа 30 минут немецкая армия начала свое мощное вторжение по всей границе нашей страны, от черного до Балтийского моря. Массированная артиллерийская и авиационная подготовка немецких агрессоров имела преимущество, главные силы вермахта и войска гитлеровских стран-сателлитов Румынии, Венгрии, Италии, Словакии и Финляндии общей численностью свыше 5 млн. человек (около 190 дивизий, включая танковых и 13 моторизованных бригад) обрушились на территорию СССР.
Из тысяч орудий и минометов был открыт огонь по пограничным заставам, районам расположения войск, штабам, узлам связи, оборонительным сооружениям.
Вражеская авиация нанесла первый удар по всей приграничной полосе на глубину свыше 400 км. Массированным воздушным бомбандировкам подверглись Мурманск, Лиепая, Рига, Каунас, Смоленск, Киев, Житомир; военно – морские базы (Кронштадт, Измаил, Севастополь).
Быстрому продвижению германских войск способствовал боевой опыт в захвате 12-ти стран Западной, Северной и Южной Европы.
В начальный период войны высшее руководство не имело данных о реально складывающейся обстановке, недооценивало силу ударов противника, ставило войскам задачи на проведение контрударов,
игнорируя оборонительные действия.
Враг продвигался в глубь советской земли на 350-600 км.
За короткий срок Красная армия потеряла более 100 дивизий (3/5 всех
войск западных приграничных округов).
Были уничтожены или захвачены противником более 20 тыс. орудий и минометов, 3,5 тыс. самолетов ( из них 1,2 тыс. были уничтожены прямо на аэродромах в первый день войны), 6 тыс. танков, более половины складов материально-технического обеспечения.
Основные силы войск Западного фронта оказались в окружении. Фактически в первые недели войны были разгромлены все силы первого эшелона Красной армии.
Военная катастрофа казалось неминуемой. Но и у врага были потери: убитыми они потеряли в первые недели войны до100 тыс .человек ( это превосходило все потери гитлеровской армии в предыдущих войнах), 2400 танков и другой боевой техники, было уничтожено 25 немецких дивизий и 13 бригад, почти 1 тыс. вражеских самолетов.
Тем не менее немецкая армия продолжала сохранять решающий перевес сил.
Зимняя кампания 1941-1942гг. на советско - германском фронте началась с решения ставки ВГК, создавшей крупные резервы, о контрнаступлении на западном стратегическом направлении с целью ликвидации угрозы Москве.
Упорное сопротивление Красной армии под Смоленском, Ленинградом, Киевом, Одессой, на многих других участках фронта не позволило осуществить планы немецкого командования по захвату Москвы к началу осени.
6 сентября 1941 года Гитлер издал новую директиву о наступлении на Москву. Главная ставка в ней делалась на танковые соединения и авиацию. Особое внимание обращалось на скрытность подготовки операции. Вначале предусматривалось разгромить советские войска в районах Вязьмы и Брянска, затем, преследуя отходящие на Москву соединения Западного фронта в полосе от верхнего течения Волги до Оки, овладеть столицей.
Эту операцию немцы назвали «Тайфун».
Для ее реализации немецкое командование обеспечило на направлениях главных ударов значительное превосходство в живой силе (в 3-3,5 раза) и технике - танков в 5-6 раз, артиллерии- в 4-5 раз. Подавляющим оставалось и господство немецкой авиации.
Против группы армий «Центр», имевшей в своем составе: свыше 1млн 700 тыс. человек, 14 тыс. орудий и минометов , 1700 танков и 1390 самолетов, была сосредоточена группировка советских войск около 1млн 100 тыс. человек, 770 танков , 364 самолета, 9150 орудий и
минометов, имевшая перевес только в авиации.
Сильная тяжелая артиллерия и многочисленные самоходные установки обеспечивали немецким пехотным дивизиям большую ударную силу.
Перед войсками группы армий «Центр» была поставлена задача окружить и уничтожить в районе Брянска и Вязьмы советские войска, затем танковыми группами охватить Москву с севера и юга и одновременными ударами танковых сил с флангов и пехоты в центре овладеть Москвой.
Стратегическая инициатива оставалась за гитлеровским командованием, оно определяло время и места ударов, условия борьбы, и это ставило перед Верховным Главнокомандованием Вооруженными Силами СССР множество задач небывалой трудности, невиданного масштаба.
Нужно было срочно закрыть брешь в обороне Юго-Западного фронта, образовавшуюся в результате поражения под Киевом, отвести войска Южного фронта, не пустить противника в Донбасс, не допустить захвата Ростова, что грозило прорывом врага Кавказа и Бакинской нефти. Необходимо было удержать Крым, так как падение Севастополя крайне ограничило бы действия Черноморского флота, а захват Керчи угрожал прорывом на Кубань.
ГЕРОИЧЕСКАЯ ОБОРОНА СОВЕТСКИХ ВОЙСК НА МОСКОВСКОМ НАПРАВЛЕНИИ
Ставка Верховного Главнокомандования с самого начала Великой Отечественной войны правильно оценила значение этого главнейшего стратегического направления. В решающих сражениях здесь участвовало 40% всех сил действующей советской армии. Генеральный штаб Красной Армии верно определил основные рубежи и операционные направления, на которых противник будет искать решения своих оперативно-стратегических задач.
С первых недель войны, когда выявились неудачи наших войск на западном направлении ГКО и Ставка мобилизовали строительные организации, инженерные войска, силы трудящихся на укрепление оборонительных рубежей Подмосковья. По призывам Центрального Комитета, Московского, Смоленского, Тульского и Калининского обкомов партии сотни тысяч рабочих, колхозников, служащих, учащихся и домохозяек приняли участие в строительстве укреплений. В летнюю жару, в осеннее ненастье они возводили блиндажи, рыли окопы и противотанковые рвы. Создавались Вяземская и Можайская линии обороны: в последнюю входили Волоколамский, Можайский,
Малоярославецкий и, позднее, Калужский укрепленные районы.
Ставка сосредоточила на защите Москвы лучшие силы авиации и гвардейские минометные части. На важнейших направлениях была установлена артиллерия большой мощности, в том числе тяжелые
батареи морской артиллерии.
Дальнебомбардировочная авиация систематически бомбила глубокие тылы и коммуникации группы армий «Центр». Частые контратаки
наших войск причиняли врагу серьезный урон.
27 сентября Ставка Верховного Главнокомандования отдала войскам Западного направления директивы перейти к жесткой обороне, но резервов и времени для ее организации на всю глубину у фронтов не было. Через три—пять дней группа армий «Центр» перешла в наступление на Москву.
30 сентября 1941 года началось генеральное наступление немцев на Москву.
Реализуя замысел плана «Тайфун», войска группы армий «Центр» в начале октября прорвали слабую оборону Западного (И.С.Конев), резервного (С.М. Буденный) и Брянского (А.И. Еременко) фронтов и окружили значительную часть их сил, это четыре армии западнее Вязьмы и две – южнее Брянска.
Ударом 2-ой танковой армии врага ( в составе 15 дивизий, из которых 10 было танковых и моторизованных ) по левому крылу Брянского фронта в районе Шостки.
2 октября на позиции войск Западного фронта обрушились основные силы немцев. Ее поддерживали почти все силы 2-го воздушного флота, приданного группе армий «Центр», это 3-я и 4-я танковые группы, 9-я и 4-я полевые армии. Ее командование сосредоточило главные усилия войск на направлении городов Белый, Сычевка и вдоль шоссе Ярославль—Москва.
Борьба сразу же приняла ожесточенный характер.
В результате прорыва обороны на участке 43-ий армии и в центре Западного фронта над Советским войсками нависла угроза окружения. Попытки отвести армию из – под удара не удалась, из-за быстрого продвижения моторизованных корпусов врага, отрезавших пути отхода.
Наиболее сильные удары пришлись на стык 30-й и 19-й армий Западного фронта, где 4 советские дивизии были атакованы 12 дивизиями противника, в том числе 3 танковыми (415 танков), и по 43-й армии Резервного фронта, где против 5 советских дивизий действовало 17 дивизий противника, из них 4 танковые. Их наступление поддерживали сотни самолетов 2-го воздушного флота.
Неглубокая оборона наших дивизий не могла выдержать массированных ударов авиации, танковых групп и армейских пехотных корпусов. Они прорвались в центре Западного и на левом фланге
Резервного фронта и углубились в их оперативные тылы. На участках, где атаки противника отражались, танковые соединения врага обходили позиции стойко оборонявшихся армий и дивизий, охватывая их фланги.
В то же время отдельные корпуса противника развивали наступление на других участках фронта.
7 октября немцы в районе Вязьмы завершили окружение 19, 20, 24 и 32-й армий. В полосе Брянского фронта развернулись тяжелые бои .
3 Октября немцы ворвались в Орел и, двинулись вдоль шоссе Орел-Тула, 6 октября заняли Карачев и Брянск. Армии Брянского фронта оказались рассеченными на части , а пути их отхода перехваченными. В «котел» под Брянском попали части 3, 13, 50-й армий.
9 октября они захватили Гжатск.
В сводке немецкого верховного командования об итогах боев в районе Вязьмы и Брянска сообщалось о пленении 663 тыс. солдат и командиров, захвате 1242 танков и 5412 орудий. По данным отечественных историков , в окружение попало 7 (из 15) полевых управлений армиями, 64 (из 95) дивизии, 11 (из 13) танковых бригад, 50 (из 64) артполков. К своим из окружения удалось пробиться 34 советским дивизиям и 13 артполкам.
Понеся тяжелые потери, они сохранились лишь организационно. Так, из
числа солдат 50-й армии осталось около 10%, орудий и минометов-2,4%.
Десятки тысяч, включая добровольцев дивизий народного ополчения,
погибли на поле боя.
Большие потери понес комсостав Западного, Резервного и Брянского фронтов - будучи раненым попал в плен командующий 19-й армией генерал – лейтенант М.Лукин, без вести пропал командующий 24-й армией генерал – майор К. Ракутин и другие.
В числе главных причин катастрофы этого периода можно назвать превосходство противника в технике, маневренность войск, господство в воздухе владение инициативой, промахи Ставки и командования фронта в организации обороны. Например, И. Конев, располагая точными разведданными о направлении главного удара немцев, сосредоточил силу не там, где этого требовала обстановка, а там где указывала
Ставка.
В ответ на предложенный командующим 16-й армией генералом К. Рокоссовским план обороны, в котором предусматривался вариант
действий в случае вынужденного отхода армии, И.Конев приказал командарму 16-й: «драться упорно. Всякое понятие подвижной обороны исключить. В соответствии с этим переработать план обороны».
Отсутствие сплошной линии обороны на западном направлении и необходимых резервов для закрытия бреши создало реальную угрозу появления танков противника под Москвой.
Сложившаяся ситуация требовала жестких мер по управлению
войсками во всех командных звеньях, о чем свидетельствует донесение
( ноябрь 1941 г.) командующего 43-й армией К. Голубева на имя
И. Сталина: «Армия перестала бежать и около 20 суток бьет морду противнику. Пришлось в гуще боя человек 30 расстрелять, кого надо – обласкать, и до 600 человек представили к правительственной награде. Просьба: перестать применять ко мне как к командующему, политику кнута, как это имело место впервые 5 дней. На второй день по приезде меня обещали расстрелять, на третий день отдать под суд, на четвертый день грозили расстрелять перед строем армии». Сражаясь в окружении и выходя из него, советские войска продолжали сковывать до 20 немецких дивизий.
Информация о работе Великая отечественная война. Битва за Москву