Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 23:04, реферат
Ни мир, подписанный в Версале, ни последующие договоры не принесли победителям успокоения. Выпадение России из системы послевоенного устройства мира и отказ США признать версальский передел мира значительно сократил сферу действия этой системы: ею охватывалась главным образом западная часть старого континента. Между тем передел мира, начатый войной 1914 — 1918 гг., нельзя было счесть законченным без урегулирования тихоокеанской проблемы. А здесь решающее слово оставалось за страной доллара.
Самым важным вопросом, который обсуждался
на В. к., был вопрос о Китае. Американская
дипломатия резко выступила против японских
попыток сохранить все захваченные в Китае
позиции. Учитывая, что объединение Китая
и ускорение его капиталистического развития
расширят внутренний рынок в Китае и откроют
новые возможности для американской торговли
и инвестиций, дипломатия Белого Дома
не прочь была даже заигрывать с национально-освободительным
движением китайского народа. Главной
дипломатической задачей США на В. к. было
принудить Японию к отступлению в китайском
вопросе, заставить её отказаться от "21
требования", утвердить принцип "открытых
дверей" и равных возможностей в Китае.
Британская дипломатия пыталась добиться
компромиссного решения. Прежде всего
она опасалась национально-освободительного
движения в Китае и влияния его на Индию.
Японию она рассматривала как "жандарма
Дальнего Востока". Поскольку японская
экспансия охватывала в основном район
Маньчжурии и Северного Китая, а не долину
Янцзы и Южный Китай (где сосредоточены
две трети британских капиталовложений),
Англия надеялась договориться с Японией
на основе сложившегося традиционного
разделения сфер влияния. Наряду с этим
британская дипломатия хотела удержать
Китай от сближения с Россией и США. Кроме
того, японская экспансия всё же наносила
большой ущерб британским интересам в
Китае. Наконец, играло роль давление американской
дипломатии. В результате Англия на В.
к., несмотря на все зигзаги и колебания,
в общем выступала по китайскому вопросу
вместе с США против Японии. Бальфур заявил
на конференции об отказе от политики
сфер влияния и о поддержке политики "открытых
дверей" и равных возможностей.
6. II 1922 был подписан договор девяти держав: США, Британской империи, Франции, Японии, Италии, Бельгии, Голландии, Португалии и Китая.
Подписавшие
его державы в ст. I обязались:
уважать суверенитет, независимость
и территориальную и
Ст. III обязывала договаривающиеся державы в соответствии с принципом "открытых дверей" не добиваться монополий или преимуществ, а также особых привилегий в каком-либо определённом районе Китая, которые наносили бы ущерб гражданам других стран. Ст. IV констатировала, что договаривающиеся стороны отказываются от создания сфер влияния в определённых частях китайской территории. Договор не содержал никакого упоминания о способах осуществления политики "открытых дверей" или способах предотвращения нарушения этой политики. Державы обязались уважать (но не защищать) суверенитет, независимость и территориальную неприкосновенность Китая. Ст. VII предусматривала лишь возможность обмена мнениями, между договаривающимися державами в случае нарушения договора.
На В. к. был сделан ряд уступок Китаю. Особая резолюция предусматривала возможность в будущем отмены прав экстерриториальности. Япония по соглашению, заключённому с Китаем 4. II 1922, обязалась очистить Шаньдун и вынуждена была фактически отступить от "21 требования". Однако формально отказаться от них, несмотря на настояния Китая, она не согласилась. Япония решительно отклонила требование Китая о выводе войск из южной Манчжурии. Англия на В. к. заявила об отказе от арендованной территории Вэйхайвэй, но, когда речь зашла об уступке Коулуна, Бальфур заявил, что здесь, исходя из экономических и стратегических мотивов, Англия ни на какие уступки не пойдёт. Ряд постановлений В. к. по экономическим и военным вопросам явился не чем иным, как нарушением суверенитета Китая и вмешательством в его внутренние дела.
На В. к. впервые был закреплён в договорном акте отказ Англии от традиционного "стандарта двух держав", согласно которому Англия содержала военный флот, равный по силе двум сильнейшим флотам других держав. Уже к моменту окончания первой мировой войны англо-американское морское соперничество приняло напряжённый характер. Продолжать гонку морских вооружений значило идти на неизбежное столкновение с Америкой. В этом столкновении Америка не только обладала бы превосходящими экономическими и финансовыми ресурсами, но и находилась бы в более выгодном политическом и стратегическом положении, в частности благодаря своим связям с британскими доминионами, особенно с Канадой. Англия вынуждена была отказаться от безусловного господства на морях и согласиться с тем, чтобы флот США был равен по силе британскому флоту. Правительство США в сентябре 1921 сделало заявление о том, что оно построит флот, не уступающий флоту сильнейшей морской державы, т. е. английскому. К моменту Вашингтонской конференции Англия имела самый сильный флот в мире. Однако США быстрыми темпами строили морской флот, грозивший в течение нескольких лет не только догнать, но и перегнать Англию. Япония осуществляла программу "8+8", т. е. постройку 8 линкоров и 8 линейных крейсеров.
Американцы выступили на В. к. со следующим предложением: Англия должна вывести из строя ряд старых или ещё не достроенных линейных кораблей и оставить в строю 22. Америка должна оставить 18, Япония - 10. Тоннаж водоизмещения линкоров был предложен по 500 тыс. для Англии и Америки и 300 тыс. для Японии, т. е. в пропорции 5:5:3. Япония решительно возражала против пропорции 5 : 3 и требовала пропорции 10 : 7. Однако требование Японии было отклонено, и японская делегация должна была принять предложенное Англией и Америкой соотношение. Согласно договору пяти держав (США, Великобритании, Японии, Франции и Италии), заключённому на В. к. 6. II 1922, была установлена следующая пропорция для замещения линейных кораблей между этими державами: 5 : 5 : 3 : 13/4 : 13/4. Тоннаж замещения линкоров был установлен 525 тыс. для Англии и США, 315 тыс. - для Японии и 175 тыс. - для Франции и Италии. Для авианосцев был установлен общий тоннаж: США и Англии по 135 тыс., Японии - 81 тыс., Франции и Италии - по 60 тыс. Для линкоров были приняты максимальные нормы водоизмещения 35 тыс. m с артиллерией не свыше 16-дюйм., для авианосцев 27 тыс. m с артиллерией не свыше 8-дюйм., для крейсеров 10 тыс. m с артиллерией не свыше 8-дюйм. В течение десяти лет со дня подписания договора Англия, США и Япония не должны были закладывать новых линкоров.
Установленное в Вашингтоне соотношение морских сил означало, что в случае войны на Тихом океане между Японией и одной из великих держав Япония имела бы явное преобладание, поскольку ни Англия, ни США не могли бы сосредоточить более двух третей своего флота в западной части Тихого океана, т. е. ни Англия, ни США, действуя порознь, не в состоянии были бы успешно атаковать Японию в её водах.Хотя в Японии велась шовинистическая кампания, направленная против "вашингтонского позора", однако по существу соотношение сил, установленное Вашингтонским договором, было достаточно благоприятным для Японии.
Крупным успехом Японии была ст. 19 договора пяти держав. По этой статье США, Британская империя и Япония согласились не возводить баз и укреплений на ряде островных владений в Тихом океане. США обязались не укреплять островные владения на Тихом океане, за исключением Гавайских о-вов и островов, прилегающих к побережью Аляски и к зоне Панамского канала (при этом Алеутские о-ва не могли быть укреплены). Англия обязалась не укреплять Гонконга и островных владений к востоку от 110° в. д. (Сингапур Англия имела право укрепить), за исключением островных владений, прилегающих к побережью Канады, Австралии и Новой Зеландии. Япония обязалась не укреплять Курильских о-вов, Бонинских, Амами-Сима, Формозы, Пескадорских, а также мандатных. Япония рассматривала ст. 19 как компенсацию за отказ от англо-японского союза и за принятие нормы 5 : 3. Эта статья явилась крупным стратегическим выигрышем для Японии, ибо у неё и без этих островов имелись достаточно мощные и близко расположенные военно-морские базы для действий в западной части Тихого океана. Между тем США и Англия лишались возможности иметь удобные базы для эффективных действий в водах, прилегающих к Японии. Создавалась обстановка, сильно затруднявшая в случае необходимости активное выступление Англии и США против Японии. Обязательства, вытекавшие из ст. 19, являлись как бы стратегическим дополнением к договору четырёх держав и договору девяти держав, не предусматривавшим возможности коллективных действий против нарушителя вашингтонских договоров. Поэтому Вашингтонский морской договор вызвал большое недовольство в американских морских кругах. В Англии также открыто признавали, что ст. 19 договора оставляет Гонконг и Филиппины в случае войны на милость японского флота и что в войне против Британской империи или США "за Японией обеспечено важное преимущество первых успехов".
Вашингтонский морской договор не устанавливал никаких ограничений в отношении общего тоннажа крейсерского флота. Точно так же не было принято никаких постановлений относительно подводного флота, хотя британская делегация настаивала на полном запрещении подводных лодок. На В. к. обсуждался вопрос и об ограничении сухопутных и воздушных вооружений. Представитель Франции Бриан выступил с речью, в которой настаивал на том, чтобы вопрос об ограничении сухопутных вооружений был поставлен в зависимость от степени морального разоружения Германии, а также от обязательств Англии и Америки активно участвовать в обеспечении безопасности Франции против возможной германской агрессии. Англия и США не согласились с этим, и. вопрос о сухопутном разоружении был снят.
Россия не была приглашена на В. к. В связи
с этим Народный комиссариат иностранных
дел 19. VII 1921 послал протест соответствующим
правительствам и заявил, что он не признает
никаких решений, принятых конференцией.
Советское правительство заявило о своих
правах на КВЖД и оставляло за собой "полную
свободу действий, чтобы заставить уважать
эти права и чтобы отстаивать вытекающие
из них требования в тот момент и теми
средствами, которые оно сочтёт удобными
и подходящими". Никаких решений по
этому вопросу не было принято, а требование
Китая об очищении дороги было отклонено.
На самой конференции без участия Советской
республики обсуждался ряд вопросов, непосредственно
касавшихся Советской России. По вопросу
о КВЖЦ (см.) никаких решений не было принято.
Япония сделала заявление о намерении
эвакуировать свои войска с Советского
Дальнего Востока. Эти войска действительно
были в конце 1922 эвакуированы, но под давлением
Красной Армии, а не под влиянием вашингтонских
решений.
В. к. была дополнением к Версальскому
миру, а её постановления стали основой
некоего нового равновесия сил на Тихом
океане, одним из краеугольных камней
версальской системы. И. В. Сталин на XVIII
съезде партии, говоря об этом послевоенном
режиме - версальско-вашингтонской системе
мира, указывал: "Главными основами
этого режима были на Дальнем Востоке
- договор девяти держав, а в Европе - версальский
и целый ряд других договоров".
На В. к. главную роль играла американская дипломатия. Она была главным инициатором, организатором и потенциальным гарантом вновь созданного на Дальнем Востоке равновесия сил. Таким образом, США выступали и в качестве косвенного гаранта всей версальской системы, хотя они не подписали Версальского мира и не вступили в Лигу наций. Руководящая роль США на В. к. была проявлением резко возросшего после первой мировой войны удельного веса США в мировой экономике и мировой политике. На В. к. установился общий фронт американской и британской дипломатии против Японии, в результате чего Япония была вынуждена к отступлению и отказалась от ряда захваченных ею позиций в Китае. Однако она сохранила в своих руках достаточные позиции для того, чтобы в благоприятный момент вновь перейти в наступление на Китай. В. к. не только не ослабила, а, наоборот, закрепила монопольное господство Японии в южной Манчжурии и создала для Японии важные стратегические гарантии на случай войны. Вашингтонские договоры не предусматривали никаких санкций против агрессоров. На вашингтонских решениях лежала печать английской политики компромисса и американской политики изоляционизма. Равновесие, созданное вашингтонскими решениями, оказалось крайне неустойчивым и кратковременным.
Вашингтонская
конференция закончила передел мира, В
этом смысле она дополняла Версаль. Но
в 1919 г. в Париже английские и французские
дипломаты сумели обойти дипломатов Америки.
Напротив, в Вашингтоне дипломатия США
добилась значительного успеха в дальневосточных
вопросах. Англия шла на компромисс в целях
борьбы с Японией и Францией; Япония вынуждена
была уступить американцам в китайском
вопросе и заявить, что уведёт свои войска
из Сибири.
Вашингтонская
конференция означала, что в мировой
политике произошла известная передвижка
сил в сторону США.
В 1919—1922
— сложилась Версальско-
Подводя
итог сказанному, можно утверждать,
что Конференцией достигнуто очень
многое.
Во-первых, реально ограничены морские вооружения трех главных морских держав; во-вторых, достигнуто положительное равновесие в Тихом океане и установлен прекрасный порядок арбитража возможных будущих споров или столкновений; в-третьих, если еще и не разрешен китайский вопрос во всей его сложной совокупности, то все же очень многое также достигнуто: вновь признан суверенитет Китая, создана новая гарантия в защиту национальных китайских интересов и разрешены многие из мелких вопросов касательно Китая.
Вашингтонская конференция стала тем поворотным моментом, который определили развитие не только Европы, но и всего мира, на следующие три десятилетия. Она завершила формирование системы послевоенного мироустройства, окончательно утвердила неизбежность новой войны, втянув в Европейский версальский порядок еще и тихоокеанские и азиатские противоречия.
Вашингтонская система, распространяющаяся
на Азиатско-Тихоокеанский регион, отличалась
несколько большим равновесием чем Версальская,
но тоже была неуниверсальной. Её нестабильность
обусловливали неопределённость политического
развития Китая, милитаристский внешнеполитический
курс Японии и изоляционизм США и пр.
Мир постепенно перестает быть европоцентристским, международная система начинает превращаться в глобальную.
Информация о работе Вашингтонская конференция (1921 - 1922 гг.)