Історія фіналу Запорізької Січі

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 10:02, контрольная работа

Краткое описание

Точное время образования Запорожской Сечи неизвестно. Известно лишь, что она образована в конце 16 века. Уже в конце 15 века казаки стремились в Запорожье по разным причинам (следует отметить, что Запорожье, подразумевает не город, а место за днепровскими порогами, охватывающее территорию нынешних Запорожской, Херсонской, Днепропетровской областей). Здесь был богатый рыбный и звериный промысел, т.к. местность была мало населена.

Содержание работы

1. История Запорожской Сечи 3
2. Упадок казацкой державы 14
3. Список литературы 21

Содержимое работы - 1 файл

Контрольная РУС.doc

— 332.00 Кб (Скачать файл)

   Міністерство  освіти і науки України

   Приватний вищий навчальний заклад

   Європейський  університет

   Запорізька  філія 
 
 

   Кафедра економіки 
 

   Контрольна  робота 
 

з дисципліни: „Історія України„

Питання № 18 Історія фіналу Запорізької Січі 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Виконав (ла): Студент (ка) 1 курсу
     групи __________
      
         
   Перевірив (ла):  
     _______________________________
 
 
 
 
 
 
 

   Запоріжжя,

   2010р.

 

   План контрольної роботи  

1. История Запорожской  Сечи 3
2. Упадок казацкой державы 14
3. Список литературы 21

 

   История Запорожской Сечи 

  Точное  время образования Запорожской Сечи неизвестно. Известно лишь, что она образована в конце 16 века. Уже в конце 15 века казаки стремились в Запорожье по разным причинам (следует отметить, что Запорожье, подразумевает не город, а место за днепровскими порогами, охватывающее территорию нынешних Запорожской, Херсонской, Днепропетровской областей). Здесь был богатый рыбный и звериный промысел, т.к. местность была мало населена.

  Запорожская Сечь стала зародышем новой украинской государственности. Казацкая административная и судебная власть распространялась как на казаков, так и на то население, которое проживало за пределами Запорожья в укреплениях — «паланках».

  Ходили  казаки и против татар по требованию королевских старост, да и сами казаки испытывали некое желание ходить "на низ" бить татар. Уже тогда Запорожье было замечено как форпост, созданный самой природой. С острова Хортица и других островов, которые нынче затоплены озером Ленина и Каховским водохранилищем, контролировался Днепр. Можно было проводить набеги в степи и уходить на Хортицу. В 1556 г. князь Дмитрий Иванович Вишневецкий, будучи предводителем казаков, построил укрепление за порогами на Хортице и отразил нападение крымского хана, однако в 1558 году он покинул остров ввиду недостаточности сил. С ростом казацких сил самостоятельные походы казаков сухопутными путями и на казацких лодках - чайках на татарские и турецкие владения участились. В начале семидесятых годов 16 века на Запорожье уже была постоянная казацкая стража. Но набеги казаков на татар и турок носили сезонный характер. Летом съезжались казаки с Киева, Чернигова и других мест. Зимой же Сечь существовала лишь в качестве форпоста. Толчок к образованию постоянной общины за днепровскими порогами был дан мерами польского правительства как по отношению к южно-русским землям вообще, так и специально по отношению к казачеству.

  Люблинская  уния 1569 г., соединившая Польшу и  Литву, имела своим последствием распространение польских общественных порядков, шляхетского землевладения  и полного закрепощения крестьян в украинских землях. Население стало стекаться к низовьям Днепра, находя здесь средства существования в промыслах и в войне с татарами, тем более неизбежной, что польское правительство само не имело достаточной силы для охраны Украйны от татарских набегов. Эта сила причиняла польскому правительству достаточно хлопот своими частыми и самостоятельными набегами на соседей и противодействием польской власти. Поэтому понятным было стремление поляков подчинить себе запорожцев. Как следствие была произведена реформа Стефаном Баторием. Она выделяла из украинского населения 6000 семейств в свободное казачье сословие и, дозволяя им выбирать своих полковников и старшего, ставила их в непосредственную зависимость от коронного гетмана. Точная дата этой реформы неизвестна. Грамота 1576 г., приведенная в одном из универсалов Хмельницкого, не обладает признаками достоверности. Эта реформа обескровливала ту силу, которая уже сложилась на берегах Днепра. Остальное население обращалось в крепостную зависимость. Но вольное население Запорожья не смирилось с такой реформой и, наряду с реестровым казачеством образовывались вольные казацкие соединения. Они-то и облюбовали малодоступные Днепровские острова. В 90-х годах 16 века запорожская община является уже вполне сложившейся, хорошо известной своим соседям. В 1594 г. запорожцы в числе 1300 чел., под предводительством Богдана Минкошинского, на 60 чайках предпринимали поход на турецкие владения. В том же году к ним прибыл посланник императора Рудольфа второго, Эрих Лассота, с предложением совместных действий против турок. Условия возникновения Запорожской Сечи, как протеста против новых порядков и попытки собственными силами обороняться от татар, определили собою внутреннее устройство и деятельность общины. Первые поселение запорожцев строились на поросших лесом островах. Вероятно это и определило название "сечь", "сiчь". В полтавских актах 17-18 веков это слово означает лесную вырубку. Таких сечей за время существования Запорожья насчитывают восемь: Хортицкая, Базавлуцкая, Томаковская, Микитинская, Чортомлыцкая 1652-1708, Каменская 1710-1711, Алешковская 1711-1734 и Новая или Подпиленская 1734-1775(рис. 1). На названиях сказалось и татарское соседство.

  Рис. 1. Карта сечи

    

  Вся община называлась кошем (слово тюркского  происхождения, означающее "стан") и это же слово употреблялось  для обозначения сечевого правительства. В ряды сечевого товарищества можно  было вступить совершенно свободно, при соблюдении лишь нескольких условий: признание православной веры, обязательство защищать ее и подчинение общим правилам войска. В Сечь принимались люди всех национальностей, но большинство было малороссов. Вся жизнь сечевого товарищества построена была на полном равенстве его членов и самоуправлении. Это было вполне демократичное образование. Войско делилось на курени, возникшие первоначально, по всей вероятности, из групп земляков; каждый курень выбирал себе куренного атамана, ведшего его хозяйство и все его внутренние дела, а начальником над всем войском был избираемый им на общем собрании или раде кошевой атаман с его помощниками — войсковыми судьею, писарем и есаулом. Все эти должностные лица избирались на один год, но могли быть сменены и ранее, если войско было ими недовольно. Кошевой пользовался почти неограниченною властью в походе, но в Сечи, в мирное время, он ничего не мог предпринять без совета с радой и ее согласия. В тех случаях, когда поход предпринимался лишь частью войска, и кошевой оставался дома, для начальства над экспедицией избирался особый полковник, власть которого продолжалась только во время похода (рис.2).

  Рис. 2. Рада сечи

    

  Всякий  казак имел право участия в раде, всякий мог быть избран в любую должность. Запорожцы смотрели на семью как на помеху их деятельности; за введение женщины в Сечь грозила смертная казнь; блудодеяние принадлежало к числу наиболее сурово караемых, по запорожским обычаям, преступлений. Войско состояло из холостых, вдовых или бросивших своих жен казаков. Соседство татар и отсутствие жён делало невозможным ведение земледелия. Главным занятием в сечи была охота и рыбная ловля.

  Жили  запорожцы первое время в Сечи вместе. Каждый куринь имел своё помещение, являющее собой сплетенный из хвороста шалаш с накинутыми сверху лошадинными шкурами. В куренях велось общее хозяйство. Обычной пищей были соломаха - ржаное квашенное тесто; тетеря - похлёбка из ржаной муки; щерба - рыбная похлёбка. Порядки в Сечи были достаточно суровы: воровство, разбой, насилие в мирных христианских селениях карались смертью. Ссора между товарищами была под запретом и каралась плетью. Такие порядки просуществовали в Сечи около двух веков. Забегая вперёд отмечу, что состоя под верховною протекцией сперва польского, потом русского правительства, временно под покровительством крымского хана, запорожские козаки во все время своего исторического существования управлялись собственным, обыкновенно ежедогодно сменявшимся и непременно неженатым начальством. Полный штат начальственных лиц у запорожских козаков, по различным источникам, определяется различно: 49, 118, 149 человек. Последовательно степень этих начальников представляется в таком, приблизительном, порядке: войсковой начальник — кошевой атаман, судья, асаул, писарь и куренные атаманы; войсковые служители — подписарий, булавничий, хорунжий, бунчужный, перначный, подъасаулий, довбыш, поддовбыш, пушкарь, подпушкарный, гармаш, толмач, шафарь, подшафарь, кантаржей, и канцеляристы; походные и паланочные начальники — полковник, писарь, асаул, подписарий, подъасаулий. Когда впервые определился состав запорожских властей, неизвестно; полагают лишь, что чин кошевого существовал уже в XVI веке, тогда как чина войскового писаря в это время еще не было. Первые четыре из перечисленных должностных лиц, именно кошевой атаман, войсковой судья, войсковой асаул и войсковой писарь, составляли собственно так называемую войсковую старшину; к ним иногда причисляли куренных атаманов и старых козаков, бывших старшин, но уступивших, или добровольно или против воли, свои звания другим; остальные названные лица составляли или «младшую старшину», «войсковых служителей», или же паланочных и перевозных старшин; в мирное время войсковая старшина управляла административными и судебными делами войска, в военное время предводительствовала козаками, уступая свое место в Сичи наказной старшине, но по окончании войны вновь принимая свои права. В конце 16 века появились первые признаки недовольства панским правлением.

  Мятежи  Косинского и Наливайка вызвали  поддержку запорожского войска. В  отряде Косинского были и запорожцы, а к Наливайке они примкнули  в значительном числе под начальством  Лободы. Главные очаги мятежа возникли на юге. Запорожцы опустошали Крым и, спускаясь на своих чайках по Днепру в Черное море, свирепствовали в турецких владениях. В 1605 г. казаки захватили и до тла сожгли Варну и, разбив турецкий флот, взял несколько галер, в 1607 г. казаки разорили Очаков и Перекоп; в 1612 г. Конашевич-Сагайдачный, предводительствуя запорожцами, взял г. Кафу и, освободив находившихся здесь христианских пленников, опустошил берега Крыма до Евпатории; в следующем году он переплыл Черное море, взял Синоп и сжег его, в 1616 г. ограбил Трапезонт и разбил высланный против него турецкий флот. Благодаря этим подвигам Запорожье привлекало к себе все новые силы, частью остававшиеся в нем на постоянное житье, частью пребывавшие там только временно, для участия в одном или нескольких походах.

  Нападение казаков на Крым и Турцию вызывали набеги татар на Украйну (так тогда называли эти места) и угрозы войны со стороны Порты, под влиянием которых польские сеймы стали принимать ряд мер против запорожского казачества. Уже в 1607 г. сейм предписал препятствовать уходу крестьян и казаков на Запорожье; подобные предписания повторялись много раз и иногда поддерживались вооруженной силой (гетман Жолкевский в 1616 г., гетман Станислав Конецпольский в 1625 г.). По мере того, как польское правительство пыталось затруднить запорожцам выход в море, они обращали свои силы внутрь государства. Усиливавшееся на Украйне крепостное право и введение унии вызывали бегство населения на низовья Днепра, где оно пополняло собою ряды запорожского войска и делало его врагом польского государственного строя. Роль защитников народной религии против посягательств униатов и католиков окончательно утвердилась за запорожцами на Украйне с тех пор как предводителю их, и вместе гетману казацкому, Конашевичу-Сагайдачному, удалось восстановить православную иерархию (рис. 3).

  Рис. 3 Музей Запорожского казачества на Хортице (наши дни).

  

  Запорожская Сечь служила идейным центром  и надежной точкой опоры для украинского  казачества в его борьбе против шляхетско-польских порядков. Со второй четверти 17 века в Запорожье планируются и организовываются восстания, отсюда выступают первые отряды восставших казаков, здесь спасаются беглецы после поражений. Восстания Жмайла в 1625 г., Тараса Трясилы в 1630 г., Сулимы в 1635 г., Навлюка в 1637 г., Остраница и Гуни в 1637 г. были начаты на Запорожье. Они все оказались неудачными, но это только укрепило Сечь. Поляки уважали и боялись эту силу. В 1635 году поляки построили крепость Кодак в низовьях Днепра для обороны от запорожских казаков. Но она была в том же году разрушена Сулимой. Через три года поляки эту крепость восстановили. Но не надолго. Борьба Запорожья с Польшей окончилась народным восстанием под предводительством Богдана Хмельницкого. После разгрома поляков Сечь признала Малороссию и Российского царя. Гетману Запорожье уже не подчинялось, но титул "Гетман войска запорожского" всё же остался. Запорожье теперь напрямую подчинялось Москве. После смерти Богдана Хмельницкого запорожские казаки явились выразителями интересов простого народа. В гетманство Выговского Сечь заявила себя его врагом - запорожцы под предводительством Барабаша примкнули к противнику гетмана, полтавскому полковнику Пушкарю, и вместе с ним потерпели поражение от войск Выговского.

  Тем не менее, как только Юрий Хмельницкий  выступил против Выговского, запорожцы со своим кошевым Серком, который начинал тогда свою славную карьеру, стали на его сторону и помогли ему одержать верх. Запорожье от себя выставило кандидата в гетманы в лице Брюховецкого и успело доставить ему гетманскую булаву на черной раде 1663 г. в Нежине. Первые годы этого гетманства были вместе и годами наибольшего влияния Запорожья на дела Малороссии: Брюховецкий окружал себя запорожцами и раздавал по преимуществу им полковничьи и другие должности. Вместе с тем запорожцы под предводительством Серка вели упорную борьбу с Польшей за правобережную Малороссию. Когда Брюховецкий решил ввести московских воевод в малорусские города и подчинить их управлению все неказачье население страны, запорожцы перешли на сторону его противника, правобережного гетмана Дорошенка. После гибели Брюховецкого запорожцы выставляли в качестве претедентов на гетманство Суховиенка, Ханенка и Юрия Хмельницкого; но их сил, хотя и подкрепленных татарскою ордою, оказалось недостаточно, чтобы справиться с Дорошенко, нашедшим себе поддержку у Турции, и с левобережной старшиной, под руководством Многогрешного примирившейся с Москвою. Запорожцы остались в подчинении Московскому государству, но в последующей борьбе Самойловича и Дорошенка почти не принимали участия; незадолго до окончательного падения последнего Сирко попытался было устроить, помимо Самойловича, соглашение его с Москвою, но это ему не удалось. Свои главные силы запорожцы обратили теперь на Крым, куда совершали ряд опустошительных набегов под предводительством Сирка. Татарский хан, подкрепленный сильным отрядом турецких янычар, в 1678 г. напал на Сечь, но был отражен с большими потерями. После падения Дорошенка и занятия правого берега Днепра турками и поляками, Запорожье выставляло из своей среды борцов за свободу и независимость этой части Малороссии, из которых самым видным был Палий. В последнее десятилетие XVII в. отношения Сечи к гетманщине и к русскому правительству значительно ухудшились. В 1701 г. в Сечи решено было заключить союз с Крымом и воевать против Московского государства. Этот не был исполнен только из-за отказа хана. После измены Мазепы, кошевым в Сечи был Костя Гордеенко, враг России. Царь Пётр писал ему и всему запорожскому войску, убеждая не верить "прелестным письмам" Мазепы и прислать депутатов в Глухов для выбора нового гетмана. Кроме обычного жалованья, реестровому войску было направлено 12000 руб., кошевому — 5000 руб, старшине — 2000 руб. Но это не помогло: 28 марта 1709 г. Гордеенко в м. Будищах передался Карлу XII, с 8000 войска и всею почти старшиной.

Информация о работе Історія фіналу Запорізької Січі