Степи Кулундинские

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:39, реферат

Краткое описание

В далеком прошлом юго – заподная часть Заподной Сибири, в том числе и наша Кулундинская степь считалось голодной, степью. На сотни километров в окружности не было видно жилья, над нею в зимнее время бушевали по несколько дней метели, морозы доходили до 55 градусов.

Содержимое работы - 1 файл

Клундинская степь.doc

— 67.00 Кб (Скачать файл)

Степи Кулундинские. 
 

В далеком  прошлом юго – заподная часть  Заподной Сибири, в том числе и  наша Кулундинская  степь считалось  голодной, степью. На сотни километров в окружности не было видно жилья, над нею в зимнее время бушевали по несколько дней метели, морозы доходили до 55 градусов.

  Особенно  редко была заселена наша Кулунда до 1800 года. Только кое – где у колков стояли кибитки казахов, а возле них паслись табуны лошадей и скота. Суд и расправу над своими работниками правили баи. И пожаловаться было некому.

  Сибирь называлась каторжной и неслучайно. Сюда царское правительство ссылало большое количество людей, в основном тех, кто востовал против царских сапранов. Только с 1823 по 1888 год в Сибири было сослано784901 человек.

 Сосланные  декабристы, а затем и другие политические ссыльные оказали большое влияние на сибирское население. Они открывали школы, преподавали в них, вели антирелигиозную пропаганду среди жителей, что в последствии вылилось в революционности масс трудящихся.

   В далеком прошлом на просторах степной Кулунды, кроме обмена скотом и лошадьми между казахами, никакой торговли не велось.  Только появлялись иногда в немногочисленных в то время селах коробейники с ограниченным ассортиментом товаров. Поэтому сибиряки шили себе одежду из звериных шкур, белье –из самотканого полотна. Негде было купить даже мыло. Вместо него использовали квашеные кишки животных. В то время главной отраслью сельского хозяйства было коневодство. Косяки лошадей в Кулкндийской степи выпасались круглый год, сено для них почти не заготавливалось.

   Откуда взялось само название  – Кулунда? По –казахски кулун  молодая лошадь, дала – степь,  получилась – Кулунда. Кулундийская  степь. Бедствием для коневодства  было тогда частые гололеды. В  гололедицу,когда лед покрывался  толстым слоем траву, наступила бескормица, и многие крестьяне вынуждены были продавать лошадей за бесценок – три рубля стоила взрослая лошадь и 15 копеек жеребенок. И опять же наживались на этом бедствии кулаки – мироеды, которые имели в своих хозяйствах работников заготавливающих вдосталь кормов. Примеро  быстрого накопления богатства может служить хозяйство кулака Сорокина, усадьба которого располагалась на том месте, где сейчас находится наше СПТУ ( с . Сорочиха ). Он еще в 70 – х годах прошлого столетия уже имел миллионное состояние.

    Много мук и лишений переносили первые переселенцы. Им обычно нарезали худшие земли. Случались и большие побоище из –за земли –матушки. За первым потоком переселенцев последовал второй, затем –третий. Население Кулундинской степи увеличивалось, разрабатывались новые земли, ставились избы – пластянки, а кое –где деревянные дома.

    Приживались переселенцы, многим из них нравилась Кулунда, полюбился степной простор с голубыми глазами озер, которых в нашем районе более сотни. Пять рек пересекают его территорию, главная из них Карасук, тянется на 515 км, теряясь в глубоких и мелких озерах и даже вклинивается в степи Казахстана.

    Живописные озера стоят на небольшом расстоянии одно от другого. Вот полноводное озеро Хорошее, изобилующее рыбой. Оно самое большое, занимает 3527 га. В большинстве своем наши озера получили название посвоему внешнему и внутреннему виду. Озера Чебачье, Кривое, Черное, Красное, Благодатное и др… Они в отдельные года дают огромное количество рыбы. В камышовых зарослях водоемов гнездится много водоплавающие птицы. Есть у нас и соленые озера, в которых образеутся самосадочная поваренная соль, пригодная в пищу. Отдельные из них имеют и лечебные свойства. Под водоемами в нашем районе занято 31324 га площади.

Да Великой  Октябрьской социалистической революции  природными богатствами Сибири пользовались главным образом кулаки. Среди деревенского населения в прошлом было много бедных людей, которые нуждались в кредитах. Кулак оказывал » помощь « беднякам, ссужая им деньги или зерно, но за это требовал отработки, которые в несколько раз превышали ссуду. Так бедняк попадал в каболу.

   Он продавал свои труды все  дешевле и дешевле. Бывали случаи  когда целое семейство бедняка  работало на мироеда круглый  год за плохонькую телочку. Крынка прокисшего молока   была «вознаграждением « за день женского или детского труда. За счет тяжелого труда своих работников  кулак наживал богатство , чужими руками запахивая сотни десятин земли, имея сотни и тысячи голов скота, подсобные предприятия – мельницы –крупорушки, маслобойки… Мало кто из новоселов близлежащих к Карасуку сел и деревень не испытывал тягостный гнет озерно –титовских кулаков и особенно богатея Сорокина. 

     Известный знаток Сибири Н.  М. Ядринцев в своей книге  о Сибири тех лет писал, что вовремя его путешествия по Сибири он постоянно сталкивался с крестьянами – богачами, державшими окрестное крестьянство в кабале. До каких размеров может дойти богатство эксплуататоров, может служить пример обогащения кулака Сорокина, имеющего большое хозяйство не только вблизи Карасука, но и арендавшего земли Алтайского горного ведомства – правую сторону Прииртышья В его табунах находилось более 8 тыс. голов крупного рогатого скота и 500 породестых лошадей. В последствии количество животных

Он немного  увеличел, особенно лошадей.

         Знакомясь с историей тех   давних  дней, диву даешся силе  духа русского крестьянина. Чтобы  освоить безлюдные и суровые  здешнии места., много вложили  труда первые русские переселенцы  и их потомки. Это они в 1800 году образовали село Астродым, в 1826 году –село Черно –Курье, в 1889 году – село Хорошее. Но некогда выстроенные эти села почти не росли, а общее развитие Кулунды при царизме шло очень медленно. Рост сел замедлел не только ненавистные царские строй, но и стихийные бедствия. Так, деревня Астрадым за время своего существования еще до образования Советской власти в нашем районе дважды сгорала дотла. 

                                    ПЕРЕД БОЛЬШИМ СОБЫТИЕМ.

    

      По заданию царского правительства в 1898 году Кулундинскую степь посетил профессор томского уневерситета С. И. Залеский со специальным зоданием выяснить, как ано заселена. В своем ответном сообщении профессор писал, что во многих старожильческих селах совсем нет новоселов – переселенцев, а в некоторых – их еденицы. В селе Карасуке ( ныне Красносельское ) переселенцев очень мало. Карасукская область вполне подходит для дальнейшего заселения – сделал заключение он.

        И вот с1900 года переселение  в Кулунду и, в частности, в наш район резко увеличилось. В Карасуке при волости был образован переселенчиский центр ( пункт ), который выдовал прибывшую семью пособие -5 руб.

        Чтобы наглядно представить, как  быстро заселилось Сибирь, достаточно  привести только две цифры.  Так, если Барнаульском уезде, в который входила Кулунда, в 1897 году насчитовалось 585344 человека, то уже с 1908 году население увеличелось до 1087692 человека.

       Рост населения и появления  середняцких и кулацких хозяйств  привели к величию производства  товарного хлеба, мясо, шерсти, рыбы. Но сбыт продуктов сельского хозяйства был крайне затруднен. Скупщики, наводнявшие села, брали продукцию у крестьян за грош, а затем продавали в тридорого в Татарске, Каинской, Славгороде, Павлодаре. Лишь отчасти выручала стальной ниткой прошедшая через сибирскиеземли главная единствиная железная магистраль. И в крестьянских хозяйствах появлялось новая отрасаль доходов – производства и продажа сливочного масла. Спрос на него  все рос. Поданным  1908 года три смежных волости, в т. Ч. И Карасукская при неблогаприятных условиях с доставкой довали на Сибирскую железнодарожную магистраль около 70 тыс. пудов добротного сибирского масла. Увеличевающееся производство и других сельскохозяйственных продуктоа и сырья требывало сбыта. Возникла необходимость в строительстве железной дороги. В Кулундуке об этом  чаще и чаще стали писать газеты и вести разговор: «Пройдет здесь железка, сбывать продукцию легче будет «. Вот так образно писала газета тех лет лето о необходимости постройки в наших местах железной дороги.: « Дорога здесь нужна, она необходима, как клапан в насыщенной паром машине «.             Впервые вопрос о проведение железной дороги в Кулунде поднял в 1905 году некий купец Деров. Он предлогал соединить железнодорожной веткой Павлодар с сибирской магистралью. Купцу нужна была эта дорога, чтобы усилить использование пренадлежащих ему экибастузских каменноугольных копий. И хотя сооружений линий Омск – Павлодар было призвано желательным, однако дальше этого дело не подвигалось. Только через 6 лет после вынесенного пожелания , в 1911 году было решено начать                                                       

    

                                              ПОД ПЯТОЙ МИРОЕДА.  

       Центральная усадьба мироеда  Сорокина находилась на территории нашего Карасукского раиона, где в настоящее время  расположено училище механизации сельского хозяйства и вторая ферма совхоза им. Дзержинского. 

    Старший сын Сорокина продолжил  « дело «, начатое отцом.  Он завладел почти всей Кулундой ( Кулундинской степью и Прииртышьем от Омска до Павлодара (. Центр своего сельскохозяйственного имения он обосновал на искуствено – созданным острове между рекой Карасук и системой заливаемых рекой озера: Кротовым, Кузганом, Осолодино, Черным, Горьким, Титовым и другими,которые соединялись между собой большими камышовыми зарослями, созданными искуствеными путем за счет прокопанных каналов. Этим самым вокруг изменения было создано непроходимое и неприступное водное кольцо. Вьезд в имение был только с южной стороны, где река Карасук имела дугообразный изгиб. В центре дуги стоял первый мост со шлюзом, а замыкая изгиб – дугу, был прорыт канал, на котором стоял второй мост. Мосты соединяла земляная дамба, длина которой равнялась примерно километру, а высота трем метрам. Дамба была обсажена с обеих сторон вербой, кленом, березтом ягодами и кустарниками. Она служила единственной дорогой для въезда в имение. Шлюзом, что находился у первого моста, поддерживался необходимый уровень воды во всей окружающей водной системе. Проникнуть в имение было довольно трудно.

     В центре острова, на котором  располагалось имение, был насыпан  высокий курган. Когда, бывало, Сорокина  кто – нибудь спросит об этом кургане, он без улыбки, серьезно поглядев в лицо спрашивающего, говорил: Это основа всего богатства»

     Что было в том кургане, остается  загадкой и по настоящие время.  Все земляныеработы по сооружению  дамбы и кнопке каналов выполнялось беззащитными казахами, ; все омыто их потом и кровью. О давности проживания на этом месте этого мироеда говорят следующие данные. Вербы, растущие у дамбы, были такой толщены, что взявшие заруки три человека с трудом могли охватить любую из них.

      На усадьбе Сорокинского имения стояли богатые жилые и промышленные строения. Большой  дом с мезонином был построен не долеко от реки по городскому типу и далеко отличался от других домов  как своей величеной, так и красотой – внутренней и внешней.

Напротив  дома, у берега реки, находился порядочный плодово – ягодный сад с красивыми фигурными беседками. В стороне од сада стояла паровая мельница, каторая работала над камышовым топливе. Казахи и новоселы за бесценок заготавливали для мельницы камыш, кроме того, каждый помольщик вез его бесплатно как дополнение к оплате за помол.

   Главной отраслью Сорокина было  скотоводства. В начале он главным  образом занимался коневодством, затем в связи с начинающимся  заселением Кулунды, сократил  его и стал заниматся разведением других видов животных.

      Торговлю скотом он вел огромную: ежегодно отправлял в Оренбург 2800 голов крупного рогатого скота,  в Енисейскую тайгу на золотые  прииски – 1500 голов, большое  количество верховых лошадей  – аргаманов, постовлял царской  армии. Только на отгонных пасдбищах у Иртыша ежегодно выпасалось не менее 1400 голов скота. Кроме того,5 тысяч кож в год. В Павлодаре он имел две лавки с мануфактурными товарами. Только за одним оренбургским купцом числилось задолжность 150 тыс. рублей. Перед смертью своей в 1878 году он составил по завещанию 6 сыновьям и  двум племянникам по 40 тыс. рублей каждому и 3 дочерям по 5 тыс. рублей. Состояние и имущество этого мироеда, занимавшегося также куплей и продажей хлеба, скота, равнялось миллиону рублей.

     Когда у Сорокина главной отраслью хозяйства было коневодства, в своих косяках он имел несколько тысяч лошадей, которые круглый год находились на отгонных пастбищах. Пастухи круглый год со своими семьями кочевали за этими косяками.

    Когда глава большого сорокинского хозяйства женился, то он решил показать своей молодой хозяйки свое конное богатство и дал команду управляющему согнать все косяки лошадей к озеру Топольному. На этот своеобразный смотр он приехал в изящной коляске на тойке чубарых аргамаков в сопровождение более 20 экипажей с родственниками и гостями. Для лучшего обхода от берега была сооружена специальная башня, украшенная расшитыми кошмами, ступеньки были устланы богатыми коврами.

    Поднявшись на башню с молодой  женой в сопровождение большого числа прислуг  чиновных лиц, он громко рассмеялся, а затем, обведя горизонт рукой,  проникновенно сказал : «дорогая моя, этому всему ты теперь хозяйка!...» Затем он, явно лицемеря, обратился к управляющему:

          - Как ты думаешь, наверное, здесь  тысяченки 3-4  будет лошадей?

Информация о работе Степи Кулундинские