Советско - финская война

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 10:37, доклад

Краткое описание

Отношения между СССР и Финляндией с момента окончания Гражданской войны и до начала «зимней войны» носили достаточно неровный характер, что объяснялось не только складывающейся международной политической обстановкой, но также и внутриполитической ситуацией в самой Финляндии.
14.10.1920г. в Тарту был подписан мирный договор между Советской Россией и Финляндией. По договору Финляндская Республика получала Карельский перешеек вплоть до реки Сестра, острова в восточной части Финского залива и порт Петсамо.
В свою очередь финнам пришлось отдать Советской России пограничные Ребольскую и Поро-созерскую волости, захваченные ими в1919г. Кроме того, Финляндия вынуждена была отказаться от притязаний на Восточную Карелию, которая осталась в составе России. Положения, закрепленные в Тартуском договоре, стали основой для последующих дипломатических отношений между двумя странами. В тоже время в договоре содержались пункты, которые впоследствии стали причиной для возникновения советско-финляндской войны.

Содержание работы

Советско финские отношения 20х -30х годов……………………..3
Причины войны………………………………………………………5
Зимняя война 1939-1940 года………………………………………7
Значение войны………………………………………………………19

Содержимое работы - 1 файл

реферат по истории.docx

— 55.89 Кб (Скачать файл)

     Прежде всего надо сказать, что "Линией Маннергейма" называли систему оборонительных укреплений на советско-финской границе протяженностью 135 километров и глубиной до 90 километров. Первая полоса линии включала: обширные минные поля, противотанковые рвы и гранитные валуны, железобетонные тетраэды, проволочные заграждения в 10-30 рядов. За первой линией располагалась вторая: железобетонные укрепления в 3-5 этажей под землей - настоящие подземные крепости из фортификационного бетона, прикрытые броневыми плитами и многотонными гранитными валунами. В каждой крепости - склад боеприпасов и топлива, водопровод, электростанция, комнаты отдыха, операционные палаты. А дальше опять - лесные завалы, новые минные поля, эскарпы, заграждения... Получив подробную информацию об укреплениях "линии Маннергейма", компьютер четко ответил: направление главного удара: Линтура - Виипури перед наступлением - огневая подготовка первый взрыв: воздушный, эпицентр - Каннельярви, эквивалент - 50 килотонн, высота - 300 второй взрыв: воздушный, эпицентр - Лоунатйоки, эквивалент... третий взрыв...7 

     16 января 1940 г. Ставка Главного Военного  совета в своей директиве №  6716 приказала Военным советам  Северо-Западного фронта, 7-й и  13-й армий (сформированной 26.12.1939 из группы Грендаля), а также командованию резервной группы Ставки немедленно про вести подготовку и боевое сколачивание частей, пополнение действующих частей людьми и материальным снабжением, а также проверку резервных и прибывающих частей, особенно командного состава. На основе данных указаний командованию СЗФ, 7-й и 13-й армий надлежало представить подробно разработанный план операцию по прорыву укрепленной полосы противника. День решительного наступления войск фронта был назначен на 4— 6 февраля, «в зависимости от летной погоды» Для проведения операции Ставка ГВС решила выделить Главные силы и средства. В состав 7-й армии были назначены 4 корпусных управления в составе 12 стрелковых, 7 артиллерийских полков Резерва Главного командования (РГК), 2 артиллерийских дивизиона большой мощности, 4 корпусных артполка (из них 2 тяжелых),8 танковых бригад, 1 стрелково-пулеметная бригада и отдельный полк. ВВС 7-й армии должны были включать 4 авиаполка бомбардировщиков СБ и 4 истребительных авиаполка (в 1-томчисле два дополнительных). В 13-ю армию планировалось включить 3 корпусных управления в составе 9 стрелковых дивизий, 6 артиллерийских полков РГК, 2 артиллерийских дивизионов большой мощности, 3 корпусных артполков, 1 танковой бригады, 2 отдельных танковых батальонов и 1 кавалерийского полка. ВВС 13-й армии состояли  из  3  полков  самолетов СБ  и   1   полка истребителей. В резерве Северо-Западного фронта оставались 8-я и 95-я стрелковые дивизии, а также 3 полка бомбардировщиков ДБ-3 и 2 полка бомбардировщиков СБ. Общий замысел операции, задуманной Военным советом Северо-Западного фронта, заключался в том, чтобы «прорыв укрепленной полосы противника осуществлялся одновременно 13-й и 7-й армиями на широком фронте, главный удар армии наносят своими смежными флангами»™. 7-я армия под командованием командарма 2 ранга К. А. Мерецкова должна была наносить главный удар своим правым флангом на фронте озера Муоланярии, в направлении железнодорожной станции Кямяря и полустанка Перо. 13-й армии надлежало нанести главный удар левым флангом на участке озеро Вуоксиярви, в направлении Кюрюля, Ристсеппяля. После осуществления успешного прорыва главной оборонительной линии противника армии должны были развивать наступление в северном направлении, с тем, чтобы отрезать пути отхода противника на северо-запад и запад Финляндии и уничтожить его основную группировку на Карельском перешейке.

       Наступательная операция Северо-Западного  фронта делилась на 3 этапа. Первый  этап — подготовительный был  по продолжительности определен  в 20 суток. В этот период  войска должны были произвести  перегруппировку, пополнить боезапас  и материальные средства, ознакомиться  с условиями ведения боевых  действий, провести тренировку в  борьбе за овладение ДОТом и ДЗОТом. На втором этапе должен был произойти прорыв укрепленной полосы противника и разгром его сил в тактической глубине обороны с выходом армий на фронт Лохийоки — Мисуа — станций Каляпахкола — Хейниоки — станции Сяйние — Нуора. Глубина продвижения войск на данном этапе была определена: на главном направлении — 20—25 км, на вспомогательном — 6—12 км. Продолжительность проведения второго этапа была задана в 7—12 дней.

     Наконец, на третьем этапе операции должно было последовать развитие прорыва  и выход на рубеж Кексгольм—станция Сайрала—станция Антреа—Выборг. Глубина продвижения войск СЗФ на этом этапе была определена примерно в 30—35 км. В отличие от предыдущих этапов, темп наступления и продолжительность третьего периода операции намечались сугубо ориентировочно, так как эти показатели зависели от многих неизвестных факторов.  В силу сложности предстоящей операции по прорыву долговременной финской обороны на Карельском перешейке командующий Северо-Западным фронтом командир 1 ранга С. К. Тимошенко приказал построить войска армии на направлениях главного удара в 4 эшелона. В первый эшелон ударной группировки вошло 11 стрелковых дивизий с частями усиления первой линии. Во второй эшелон входили 3 стрелковые дивизии, находившиеся во вторых эшелонах стрелковых корпусов. В третий эшелон были назначены 2 дивизии из армейских резервов, по одной на каждую армию, а также танковые бригады и стрелково-пулеметная бригада. В четвертый эшелон входили две дивизии и 1-й корпус Финской народной армии в составе двух дивизий, находившихся в резерве командующего фронтом.  Войска, изготовившиеся к наступлению, были спешно пополнены необходимыми материально-техническими средствами и припасами всех видов, особенно боеприпасами и зимним обмундированием. Военный совет фронта распорядился не выпускать войска на фронт без полушубков и валенок, а также снабдить их необходимым количеством лыж, белых маскхалатов, грелок и прочих предметов зимнего обихода.

     В 12 ч 11 февраля, после мощной 2-часовой  артиллерийской подготовки, войска 7-й  и 13-й армий перешли в общее  наступление. Наступление дивизий 1-й волны на главных направлениях велось под прикрытием сплошного огневого вала.  По свидетельству финского подполковника И. О. Ханнулы, мощь советского артиллерийского огня была такова, что ее «можно сравнить только с наибольшими артиллерийскими сражениями мировой войны». Стрелковые окопы главной линии финской обороны были уничтожены во многих местах,  пулеметные гнезда и блиндажи разрушены от точных попаданий, а живая сила противника на участке прорыва понесла очень большие потери . На направлении главного удара 7-й армии, прижимаясь вплотную к огневому валу, почти без потерь ворвались на ключевую высоту 65,5, расположенную в 1,5 км восточнее озера Суммаярви. В ходе общего наступления 11 февраля повсеместно были прорваны заграждения и захвачены несколько наиболее важных огневых точек противника. К концу дня на Карельском перешейке частями Красной армии было захвачено 32 оборонительных укрепленных пункта, из них 12 ДОТов.8

     В первый день наступления потери советских  частей оказались достаточно велики. По далеко не полным официальным данным, 24-я стрелковая дивизия потеряла убитыми и ранеными 570 человек, 80-я дивизия — 312 человек, 90-я — 353 человека, 123-я — 291 человека, 100-я — 291 человека, 138-я — 439 человек, 113-я — 500 человек (за период с 9 по 11 февраля), 70-я — 109 человек, 42-я — 276 человек, 150-я — 263 человека, 50-я — 180 человек 8ая- 207 человек, 136ая- 155 человек. 16 февраля наступление велось силами 90, 84, 123, 7-й и 100-й стрелковых дивизий и подвижной группой Баранова.9

     Подвижная группа имела своей задачей вести  наступление в направлении железнодорожных  станций Кямяря и Пиен-Перо. С целью наращивания силы удара на главном направлении вечером 15 февраля командующий фронтом распорядился вывести из фронтового резерва в первый эшелон 95-ю стрелковую дивизию, которой надлежало в дальнейшем «войти в прорыв и развивать успех, достигнутый частями 7-й армии». В течение дня 16 февраля ударные части и подвижная группа 7-й армии успешно продолжали наступление. К 3 марта финны отошли к позиции «Т» на всех участках фронта. В ходе прорыва 28—29 февраля второй полосе укреплений противника советскими войсками было взято 66 ДОТов и 219 ДЗОТов. После разгрома 7-й армией финских войск на второй оборонительной полосе и взятия 13-й армией главной полосы противника за озером Яюряпянярви обе армии продолжали развивать наступление. В ночь на 2 марта началось форсирование Выборгского залива по льду частями 10-го стрелкового корпуса, а с 4 ч 30 мин 4 марта через залив стали переправляться части 28-го стрелкового корпуса. В результате пять стрелковых дивизий 7-й армии пересекли Выборгский залив и закрепились на почти 40-километровой прибрежной полосе. Советские войска приближались к Выборгу. 6 марта Финское руководство, понимая свое безвыходное положение, отправило делегацию в Москву для подписания мирного договора. Тем временем 12 марта начался штурм Выборга, усиленная 7 я стрелковая дивизия РККА совместно с танковым батальоном пыталась овладеть городом, который защищал один единственный полк финнов. В результате советским войскам удалось захватить лишь южную и юго-восточную части города, но вся центральная его часть по-прежнему оставалась за финнами.10

     12 марта в 22 ч в Москве был  подписан мирный договор между  СССР и Финляндией, согласно которому  военные действия должны были  прекратиться в 12 ч 13 марта  1940 г. Согласно протоколу к  мирному договору, «с установленного  часа прекращения военных действий  между расположением передовых  частей устанавливается километровая  нейтральная полоса».

       Таким образом, войска Северо-Западного  фронта, несмотря на все прилагавшиеся усилия и огромное превосходство в силах и средствах, так и не смогли нанести решительного поражения финской армии «Перешеек» на главном оперативном направлении, ограничившись лишь ее постепенным фронтальным вытеснением с Карельского перешейка. Главная задача плана — уничтожение живой силы противника — так и не была решена. Потери, понесенные советскими войсками на Карельском перешейке, оказались достаточно высокими и значительно превзошли таковые у финнов. Так, 7-я армия К. А. Мерецкова за весь период своей боевой деятельности потеряла 99 919 человек, из которых безвозвратные потери составили 18 459 человек, а санитарные потери — 81 460 человек. Потери 7-й армии — наибольшие среди всех остальных советских армий, но это обстоятельство оправдывалось ее наибольшей численностью, а также тем, что именно в полосе действий этой армии были достигнуты самые существенные успехи и решена наиболее важная стратегическая задача. 13-я армия В. Д. Грендаля, несмотря на более короткий период своего существования (2,5 месяца), понесла почти такие же потери — 89 160 человек. Причем ее безвозвратные потери оказались даже большими, чем в соседней 7-й армии — 20 704 человека.  Потери всех 3 корпусов финской армии «Перешеек» за время войны составили в целом 38 996 человек, из них безвозвратные — 12 237 человек и санитарные — 26 759 человек. Наибольшие потери пришлись на II армейский корпус — 23 745 человек (из них безвозвратно — 7479). Это вполне понятно, так как этот корпус оборонял самое важное стратегическое направление — Выборгское, на котором действовали наибольшие силы советской группировки.  ДРУГИМИ словами соотношение по общим потерям советской и финской сторон выглядит как 4,5:1 в пользу финнов, а по безвозвратным потерям — 3,2:1. Данное соотношение, конечно же, следует признать крайне невыгодным для Красной армии и демонстрирующим не очень высокий уровень ее военного искусства. Но при этом не стоит забывать одно немаловажное обстоятельство. Дело в том, что советская армия с первого же дня войны вела исключительно наступательные операции, а финская армия — оборонительные.11

         На вспомогательных направлениях.

       В ноябре 1939 на Петрозаводском направлении была развернута 8 армия под командованием комдива Хабарова. В ее состав входили: 18,56,75,139,155 и 168 стрелковые дивизии а также 315 артиллерийский дивизион и 108 артиллерийский артполк. Общая численность группировки составила 70 тыс. человек. Финны противопоставили 4 армейский корпус(12 и 13 дивизии и группа Рясянена в которую входили 26 батальонов и 6 артиллерийских батарей) под командованием генерал-майора Хейсканена. Боевая задача, стоявшая перед 8-й армией, заключалась в следующем. После получения приказа о переходе советско-финляндской границы следовало «решительным наступлением главными силами на Сердобольском направлении разгромить противостоящего противника, имея ближайшей задачей выйти на фронт Корписелъкя — Вяртсиля — Сортавала (Сердоболъ), В дальнейшем во взаимодействии с 7-й армией наступать в направлении Миккели, обеспечивая свой правый фланг в направлении Куопио, установив живую связь с 9-й армией» . Наступление советской армии с самого начала войны развивалось вяло очень медленно из-за плохого командования  плохой экипировки, поэтому 4.12.1939 был отстранен от командования армией комдив Хабаров и был назначен комкор Курдюмов. В результате кадровых изменений в двадцатых числах декабря фронт практически стабилизировался. В начале января финны перешли в контрнаступление. 11 января была окружена 168 дивизия а затем и 18 дивизия попала в окружение, тем самым весь 1 стрелковый корпус 8 армии был полностью окружен. Советское командование было вынуждено начать операцию по деблокации советских частей, ни о каком продолжении наступления уже не было и речи! Ситуация в окруженных дивизиях к концу февраля сложилась чрезвычайная: продовольствие и боеприпасы были на исходе ,а советские части были разбиты на мелкие группы. Части 18 дивизии, а точнее их остатки, ночью 29 февраля 2 колоннами - Южной и Северной пошли на прорыв. в каждой колонне насчитывалось по 1500 человек. Южная колонна к концу дня прорвалась к соединениям 15 армии, потери составили 249 человек убитыми и пропавшими без вести. Прорыв Северной колонны закончился трагически- все солдаты погибли.

       В первых числах марта 8 и  15 армии перешли в решительное  наступление. Успешное продвижение  советских войск создало угрозу  выхода во фланг финской группировки.  Финны, действовавшие против 168 дивизии были вынуждены снять блокаду дивизии и начать отвод своих частей на запад.

      13 марта по мирному договору  военные действия были прекращены. Общие потери 8 и 15 армий составили  31136 человек убитыми и 63538 ранеными. Потер 4 финского армейского корпуса составили 4297 убитыми и 9651 ранеными. Следовательно, соотношение по общим потерям на участке Питкяранта—Толваярви следует признать как 5,3:1 в пользу финнов, а по безвозвратным потерям — тоже 5,3:1 в пользу финнов. Столь большие потери советских войск объясняются, в первую очередь, неграмотным руководством боевыми действиями со стороны командиров высшего уровня,  неподготовленностью большинства соединений к ведению боевых действий в условиях лесисто-озерной местности, из-за бездорожья и снежных заносов, а также из-за плохого снабжения армии.

     В задачу 9 армии вменялось действуя главными силами в направлении Каяани, разгромить войска противника, выйти на берег озера Кемиярви, к станции Кантиомяки и в кратчайший срок овладеть Оулу (Улеаборгом) — стратегически важным финским портом в Ботническом заливе, следствием чего явилось бы расчленение Финляндии на северную и южную части и полный срыв шведских поставок военно-технических материалов. В состав 9 армии входили 163,122,44 стрелковые и 54 горнострелковые дивизии и 51 артиллерийский полк. На операцию отводилось 60 дней – иными словами Финляндию предполагалось разгромить к 60-летию Сталина. Но этот план воплотить в жизнь было практически нереально.  Войсками в Северной Финляндии, противостоящими вторжению 14-й и 9-й советских армий , командовал генерал-майор Е. В. Туомпо.1 122 дивизия наступала на Кемиярвинском направлении.  Командование дивизии по непонятным причинам ограничилось лишь 3 полками для операции по овладению районом. Дивизии так и не удалось овладеть этим районом до конца войны.163 дивизия главной целью имела овладение районом Суомуссалми. Несмотря на то, что советские войска вошли в Суомуссалми на первой же неделе, они не смогли не только развить свой успех, но и закрепиться на этом участке фронта. Вследствие бездарного командования русских, 163 дивизия была разорвана на 4-5 отдельных частей. Но тем не менее особой опасности это еще не вызывало.  В это время к финнам стало поступать подкрепление и новую группировку возглавил очень талантливый полководец Хъялмар Сииласвуо. Он начал подготовку к уничтожению советской дивизии, начав ежедневные атаки на растянувшуюся и не имеющую непосредственную связь между собой дивизию. 163 дивизия начала ослабевать и ей в помощь была переброшена 44 дивизия, снятая с основного направления, на котором из-за этого манерва ничего и не удалось изменить. Но 44 дивизия прибыла в Суомуссалми когда 163 дивизия была уже практически уничтожена финнами. К сожалению, ту же участь постигла и 44 дивизия ,а ее командование было публично расстреляно трибуналом . Чудом удалось избежать уничтожения 54 горнострелковой дивизии, благодаря отваге бойцов. Таким образом, не была выполнена главная задача по выходу к Ботническому заливу, а общие потери советских войск составили по очень заниженным и неполным данным около 35 тыс. человек убитыми и ранеными. Потери с финской стороны были в 5 раз меньше.12

Информация о работе Советско - финская война