Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 17:52, реферат
Античный философ Аристотель (384 – 322 до н.э.), воззрения которого являют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания являлся помимо всего прочего основателем патриархальной теории происхождения государства, которая была широко распространенна в Древней Греции и рабовладельческом Риме.
ВВЕДЕНИЕ
Античный
философ Аристотель (384 – 322 до н.э.),
воззрения которого являют собой
грандиозную систему конкретно-
Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике, в частности он связывал политику с этикой, справедливостью, экономикой, политическим общением. Свои политико-правовые идеи он воплотил в таких своих произведениях как, «Политика», «Афинская полития» и «Этика». К сожалению, многие из его произведений утеряны.
Целью данной работы является изучение политических воззрений одного из самых универсальных мыслителей в истории – Аристотеля.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
- изучить философские основания его политического учения;
- рассмотреть учение Аристотеля о государстве;
- изучить классификацию видов государственного строя (форм правления).
В качестве источников в данной работе использовались учебная и научная литература.
Несмотря
на всю мировую значимость Аристотеля,
слишком часто в прошлом многие
недооценивали жизненную
Одна из определяющих черт аристотелевской политической теории – это стремление исходить не из отвлеченных теоретических построений по поводу конструкции идеального полиса, а потребность учитывать все многообразие реально существующих форм, их градаций и оттенков. Такая, условно говоря, «прагматическая», а не идеократическая направленность аристотелевской теории органически вытекает из ее общефилософских оснований. Его философия так же, как и философия Платона, телеологична, но это – телеология иной модификации. Согласно Аристотелю, цель общественной, политической жизни – тоже благо: «...всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага...».
Но аристотелевское «благо» – в отличие от платоновского «эйдоса» – неразрывно связано с наличным устройством и сложением частей конкретного, естественным образом возникшего полисного тела. На этом основании Аристотеля, можно назвать физиократом (греч. «фюсис» – тело).
Политика как наука у Аристотеля тесно связана с этикой. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления о нравственности (добродетелях), знание этики (нравов).
Объектами политической науки являются прекрасное и справедливое, но те же объекты в качестве добродетелей изучаются и в этике. Этика предстает как начало политики, введение к ней.
Аристотель различает два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Критерием уравнивающей справедливости является «арифметическое равенство», сферой применения этого принципа – область гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания и т.д. Распределяющая справедливость исходит из принципа «геометрического равенства» и означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общения. Здесь возможно как равное, так и неравное наделение соответствующими благами (властью, почестью, деньгами).
Основным
итогом его этических исследований,
существенным для политики, является положение
о том, что политическая справедливость
возможна лишь между свободными и равными
людьми, принадлежащими к одному сообществу,
и имеет целью их самоудовлетворенность
(автаркию).
Государство, по Аристотелю это политическое общение, оно обнимает и включает в себя другие формы общения, которые генетически предшествуют ему.
Аристотель считает, что наилучший метод научного объяснения политического общения сочетание своего рода структурного анализа и генетического подхода. Первый элемент теоретического построения – расчленение сложного целого на его простые элементы, чтобы рассмотреть его состав и конкретные отличия одного целого от другого; второй – рассмотрение «первичного образования предметов».
Говоря об общностях, предшествующих государству, Аристотель называет семью и селение. Это же – изначальные элементы государства, которое представляет собой по отношению к двум первым более широкий и более высокий (более свободный) круг общения.
Естественная необходимость, прежде всего, побуждает попарно сочетаться мужчину и женщину в целях продолжения рода. Точно так же в целях взаимного самосохранения необходимо объединяться существу, властвующему в силу своей природы (способному к предвидению), и существу, подвластному и рабствующему (способному лишь физически исполнять полученные указания). Все это создает семью как общение, возникшее для удовлетворения повседневных нужд. При этом женщина не находится в рабском положении, как у варваров, у которых «отсутствует элемент, предназначенный по природе своей к властвованию» и в силу этого «бывает только одна форма общения – общение раба и рабыни».
Общение, состоящее из нескольких семей и обслуживающее не только текущие нужды, – это селение; оно представляет собой колонию разросшейся и расселившейся семьи. Если семья – это «едящие из одного ларя», то селение – «молочные братья», «сыновья», «внуки». Греческие государства, говорит Аристотель, первоначально управлялись патриархальными царями (а в настоящее время мы видим это у негреческих племен), так как они состояли из элементов, которые признавали над собой власть старшего как нечто само собой разумеющееся.
Но власть как явление политическое отличается от власти патриарха; Аристотель различает власть господскую и политическую следующим образом: «Душа властвует над телом, как господин, а разум над нашими стремлениями – как государственный муж»; «...власть государственного мужа, равно как и все виды власти, не тождественны, как это утверждают некоторые. Одна – власть над свободными по природе, другая – власть над рабами. Власть господина в семье – монархия (ибо всякая семья управляется своим господином монархически), власть же государственного мужа – это власть над свободными и равными». В семье патриарх тоже властвует над свободными – женой и детьми, – но они не равны ему.
Несколько селений образуют общество, которое представляет собой завершенное государство, возникшее ради потребностей жизни, но существующее ради достижения благой жизни. Отсюда следует, что всякое государство – продукт естественного возникновения, как и первичные общения: оно является завершением их, в завершении же сказывается природа.
Государство (причем, каждое государство), таким образом, – это осмысленная, естественным образом возникающая ради определенной цели-блага целостная структура. То, что придает этому целому уникальный и неподменный смысл, на философском языке Аристотеля называется энтелехией (греч., завершение, осуществленное единство предмета, его свойств и образа действия) – реализованной, достигнутой в нем благой целью, включенной в иерархию энтелехий, восходящую к богу как высшей энтелехии – полностью самодостаточному и свободному существу. Отсюда – категорический запрет на возможность произвольно изменять естественные элементы этого целого искусственными частями.
С признанием того, что государство «существует по природе», связано утверждение, что сущность человека – его общественная, политическая природа: «...человек по природе своей есть существо политическое», – говорит Аристотель. Тот же, кто в силу своей природы или вследствие обстоятельств живет вне государства, – либо выше человека (сверхчеловек, бог), либо ниже его (животное, нравственно недоразвитое существо – без роду, без племени, вне законов, без очага, которое только и жаждет войны и которое можно сравнить с изолированной пешкой).
В состав «человечности» (признаков «завершенного» человека), согласно Аристотелю, входят также следующие элементы, которые по совокупности создают основу семьи и государства.
2. Речь, которая выделяет человека из мира животных; человек – существо в большей степени общественное, нежели животное.
Поскольку государство – более широкий и более совершенный круг общения, чем семья, постольку именно оно является первичным по отношению к последней (представляет собой ее целевую причину), а тем более – и по отношению к отдельному человеку.
Нашедший свое завершение в политической общности человек – наиболее совершенное из живых существ; человек, живущий вне закона и права, без добродетели, но наделенный оружием, умственной силой и энергией духа – по мнению Аристотеля, существо самое нечестивое и дикое, лишенное справедливости как нормы, регулирующей политическое общение.
Государство представляет собой определенное единство, а то, что делает людей «общниками одного государства» – это гражданство, которое является важнейшим элементом государства. Определение государства как формы зависит от того, кого же считать гражданином, т.е. от понятия гражданина. Гражданин, по Аристотелю, это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства. Государство же есть достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан.
Каждой
форме государства
Перед политической наукой стоят, по мнению Аристотеля следующие задачи:
1) исследование того, какое государственное устройство является наилучшим;
2) определение того, каков «относительно наилучший» вид государственного строя «возможный при данных обстоятельствах;
3)
когда невозможно пользоваться
лучшими видами, и приходится
довольствоваться низшей
4)
поиск такого вида
Все это учитывает практические нужды управления государством и составляет искусство политики, которое состоит в умении, ориентируясь на образец, одновременно приноравливаться к конкретным обстоятельствам, возможностям и нуждам – подобно медицине, кораблестроению, гимнастике и всякому иному искусству.
Выполнению всех задач политического искусства служат создаваемые Аристотелем классификационные сетки, их наложение на конкретные «обстоятельства», а затем сведение полученных результатов дает определенный итог как основание для выводов о том, что именно необходимо делать при данных условиях.
Основной классификационной сеткой у Аристотеля является классификация видов государственного строя (форм правления).
Многообразие форм политического устройства государства определяется множественностью частей, из которых слагается всякий полис. Согласно Аристотелю, – а он в данном случае апеллирует к реальному опыту, – в одних формах правления все части государства участвуют в управлении, в других только некоторые, в одних – большинство, в других – меньшинство. При этом в каждой форме политустройства возможны внутренние модификации
Информация о работе Социально-политическое учение Аристотеля