Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 19:59, контрольная работа
Политическая жизнь СССР в послевоенные годы была отмечена не только идеологическим ужесточением контроля над обществом, но также и скольжением структур власти к специфическим формам, демонстрировавшим отказ от некоторых ленинских норм и обращений к его наследию и очевидную преемственность с практикой и политическим принуждением.
Введение 3
Основная часть 5
Заключение 12
Использованная литература 15
При этом на законодательном уровне (прежде всего, в Конституции СССР 1936 г. и Уголовном кодексе 1926 г.) было провозглашено верховенство интересов общества и пролетарского государства по отношению к интересом личности и более суровая кара за любой ущерб, наносимый государству, по сравнению с аналогичными преступлениями против личности. [Воронцов С. А. Спецслужбы России. Издательство «Феникс», Ростов-на-Дону, 2006, ISBN 5-222-09763-3 стр. 319—320]
Репрессии и антисемитизм
Имеется также мнение, что направленность репрессий, начиная с середины 1930-х годов (и даже ранее) становилась всё более антисемитской и это достигло своего апофеоза в последние годы жизни Сталина При этом ссылаются на тот факт, что среди жертв репрессий было много евреев. Это действительно так. Но это связано лишь с огромным участием евреев в политической и духовной жизни СССР, а не с каким-то специфическим антисемитизмом. Например, в 1939 году евреев среди заключённых было всего 19 758 человек, в то время как русских — 830 491, украинцев — 181 905, белорусов — 44 785.
Однако в 1948—1953 годах политические репрессии в ряде случаев имели явно антисемитский характер.
Амнистии и реабилитация
Некоторое количество жертв репрессий было освобождено и реабилитировано ещё в конце 1930-х, после смещения с поста главы НКВД Ежова и его замены Берией, а также в первые месяцы Великой Отечественной войны.
В 1953 г., после прихода Берии на пост главы объединённого МВД, была проведена массовая амнистия, в ходе которой было освобождено 1 201 738 человек, но это были в основном осуждённые за уголовные преступления (осужденные за контрреволюционные преступления подлежали амнистии лишь при сроке заключения менее 5 лет).
В конце второй мировой войны человечество дотянулось до качественного нового по своей разрушительной силе ядерного оружия, что придало политическим итогам войны особое значение в истории международных отношений.
Таким образом, в сложный период мировой истории СССР и буржуазно-либеральные страны сумели хотя бы на время преодолеть взаимное принципиальное идеологическое отчуждение для того, чтобы защитить планету от реальной угрозы установления бесчеловечного фашистского «нового порядка».
Страна преодолела тяжкий урон, нанесенной войной. Причем объективные трудности усугублялись субъективными, немалыми ошибками в экономической политике.
Советское руководство во главе со Сталиным было заинтересовано в сохранении экономического сотрудничества с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции, но поддаваться американскому диктату у него никакого желания не было.
Советское руководство не отказывалось от идеи «мировой социалистической революции». По мере возрастания экономической и военно – политической мощи СССР возрастали и политические амбиции советских лидеров. Оказывалась возрастающая финансовая и военная помощь странам, освободившимся от колониальной зависимости и вставшим на путь социалистического строительства. Поддерживалось коммунистическое, рабочее, антивоенное движение в западных странах. В советской внешней политике приоритетным направлением являлись поддержка и развитие взаимоотношений со странами «социалистического содружества ».
Разгром фашизма стал триумфом не только советского народа , но и его вождя – Сталина. Культ личности Сталина в последние годы его правления пронизал все сферы жизни общества. Победный итог войны надолго заслонил все ошибки, просчеты, допущенные накануне и в ходе войны.
В
экономической сфере
В социальном, материально – бытовом отношении жизнь большинства советских людей, особенно крестьян, оставалось тяжелой. Были восстановлены отпуска, обычные выходные, но трудовой режим оставался жестким. Отмена карточной системы имела своим источником усиления налогового пресса на деревню. Снижение цен приводило ситуацию к довоенному уровню. Жилье строилось медленно. Сохранялось привилегированное положение номенклатуры.
Со смертью Сталина закончилась целая эпоха. Эпоха, когда развивалась и крепла система, опиравшаяся на аппарат, на репрессивные органы. Система проникла во все поры политики, экономики, культуры, идеологии. Она нанесла огромный ущерб развитию нашей страны.
Кроме того, новое поколение партийно – коммунистического аппарата не желало повторения «больших чисток», опасаясь за собственные жизни. Все это создавало возможности для смягчения репрессивности в постсталинской стране, ибо, желая подспудно освободить себя от страха перед репрессиями, аппарат уже не решался применить репрессии к массам людей. Кроме того, «профессионализация» кадров выявила такие группы, как военные, в которых режим нуждался больше, чем когда – либо, и не сел применять по отношению к ним насилие.
В
отсутствие каких – либо устоявшихся
законных способов передачи власти уменьшение
репрессивности режима парадоксальным
образом осуществлялось путем серии «дворцовых
переворотов», заговоров, борьбы узких
группировок. Народ от этих процессов
был полностью отключен.