Система государственного управления в монгольской империи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:59, курсовая работа

Краткое описание

В XIII в. сформировалась Монгольская империя, которая за всю историю человечества стала самой крупной империей в мире по территории, численности, многонациональности и военной силе. Образование Монгольской империи пришлось на период, когда в Европе происходили крестовые походы, войны и разгул христианской инквизиции с казнями миллионов невинных людей и расширением сфер её влияния на новые земли, разрушением древних храмов, культур и традиций народов.

Содержание работы

1. Введение стр.2
2. §1 Великая монгольская империя.
История образования и особенности. стр.3 -7
3. §2 Система государственного управления в
Монгольской империи. стр.8-10
4. Заключение стр.11-12
5. Литература

Содержимое работы - 1 файл

Алматинский университет энергетики и связи.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

Алматинский университет энергетики и связи

ФРТиС 
 

Кафедра социальных дисциплин 
 
 
 

История Казахстана

Семестровая работа № 1

Тема: «Система государственного управления в монгольской  империи». 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                           Выполнила: Аканаева У.К.

Проверил: Утегалиева А.Ж. 
 

Алматы, 2011 

Содержание. 

1. Введение                                                                                           стр.2

2. §1 Великая монгольская империя.

      История образования и особенности.                                          стр.3 -7

3. §2 Система  государственного управления в 

        Монгольской империи.                                                                стр.8-10

4. Заключение                                                                                        стр.11-12

5. Литература                                                                                         стр.13

 

Введение.

    В XIII в. сформировалась Монгольская империя, которая за всю историю человечества стала самой крупной империей в мире по территории, численности, многонациональности и военной силе. Образование Монгольской империи пришлось на период, когда в Европе происходили крестовые походы, войны и разгул христианской инквизиции с казнями миллионов невинных людей и расширением сфер её влияния на новые земли, разрушением древних храмов, культур и традиций народов.

     Хотя монголов к началу ХIII века было всего 750 тысяч человек они сумели завоевать огромные территории от Тихого океана до Восточной Европы и покорить миллионы людей. Образовав одну из самых великих империй на период 1206 — 1368 годов, для этого на то время существовало множество естественных причин экономического, культурного, религиозного характера, которые вели народы и регионы Евразии к потребности объединения, сосуществования в едином государстве. Монголы выступили необходимым цементирующим фактором в новом государственном образовании.

    Создание империи произошло в 1206 г. на собрании монгольской племенной знати под руководством политического и военного гения Чингисхана и его соратников. В стране было создано надёжное административное деление территорий и управление ими.

    Великая Монгольская империя в период доиндустриальных  цивилизаций это государство распространилось на 85% освоенных к тому времени территорий огромного материка Евразии. 
 
 
 
 
 
 
 

§1. Великая монгольская империя.

История образования и особенности.

    Очарованный местами обитания монголов современный им китаец Чан Чунь описывал их как "гигантскую долину, размеры которой составляют 7-8 месяцев пути в длину и ширину... изобилующую водой и травой", где люди и стада "сегодня идут, завтра стоят где есть вода и трава". Окончание в XI в. длительной засухи способствовало сдвигу границы степной зоны на юг к Онону и Керулену вплоть до пустыни Гоби, резкому росту количества скота и особенно населения, которым становилось тесновато в этих благоприятных местах обитания. Именно в этих местах родился младенец Темучин, сжимавший, по преданиям, в правой руке то ли сгусток крови, то ли государственную.  
 
    Восточная часть степной зоны Евразии - колыбель различных кочевых племен иранского, тюркского, маньчжурского и монгольского происхождения (татары, меркиты, тайчжуиты, найманы, кераиты и др.), бывшая в то же время и стыком вероисповеданий (несторианство, шаманизм, митраизм...). При этом их всех объединял тип хозяйствования, процессы социально- политического развития, общие внешнеполитические проблемы и складывание на этой базе этнической общности.

    Кочевое общество XII в. базировалось на патриархальных родовых кланах. Когда в роде становилось больше семей, чем позволяли экономические возможности, его ветви отходили от общего ствола для формирования новых родов с сохранением связей "одной кости". Сила родовых связей между ними может быть сравнима с таковыми у арабов. Единство таких родовых объединений поддерживалось не только кровнородственными отношениями, но и религиозными культами, превращавшими их в самодостаточные религиозные группы. Для обеспечения безопасности при пастьбе и кочевках несколько родов объединялись в палаточные лагеря, в которых по периметру располагались до 1 тыс. кибиток (куреня). Однако сильные роды, которые сами могли обеспечить свою и стад безопасность, становились малым куренем - аилом. Выделение аилов было следствием разложения куренной формы ведения хозяйства. Скот был собственностью рода-аила, пастбища - общие для всех, но нуждающиеся в перераспределениях соответственно количеству скота, которое постоянно колебалось по санитарно-кормовым и другим причинам. Нойоны, главы родовых объединений, обладали правом распределения пастбищ, экономической основы скотоводства.

    Параллельно объединениям на кровнородственной основе появляются политические объединения - улусы (отцовский старший род - откочевавшие роды "собственной кости" - покоренные чужие роды - безродные на территории улуса). Улус - не столько территориально-родовое, сколько надродовое, племенное объединение во главе с ханами, опиравшимися на дружины нукеров (Чингисхан ставил своих нукеров выше собственных братьев) и нойонов на местах.

    Характерной чертой жизни на степных просторах Монголии была постоянная родо-племенная вражда из-за распределения пастбищ, увода чужих стад, похищения невест из "чужой кости" по причине родовой экзогамности (мать Чингис-хана была похищена из меркитов, меркиты похищали его жену Бортэ и сын ее Джучи всю жизнь носил на себе клеймо "наследника меркитского плена"). Кроме того, традиционная политика Сунской, а затем и чжурчженьской империи Цзинь сводилась к стравливанию кочевников между собой для предотвращения их объединения на антикитайской основе по принципу противопоставления слабых родов сильным. Вследствие нестабильности жизни в степях заурядными явлениями были, по словам Чингис-хана, "воровство, разбой и прелюбодеяние... младший не признавал старшего, богатые не помогали бедным, низшие не почитали высших и всюду процветал произвол и беззаконие". Поэтому как низы, так и верхушка кочевого сообщества чувствовали необходимость политической консолидации, которая, однако, требовала от всех слоев общества поступиться частью их индивидуальных прав и свобод в пользу будущей государственной власти.

    Большая часть степной аристократии предпочитала объединение на уровне племенной конфедерации со своей реальной властью на местах и номинальной властью Великого Хана в центре. Это соответствовало сложившимся традициям, но не могло обеспечить желаемой социально-политической стабильности. Племенные союзы в Монголии разваливались так же быстро, как и возникали: вассалитет сохранялся до тех пор, пока это было выгодно вассалу или у него не возникали обиды на сюзерена. Создание империи проводилось под руководством политического и военного гения Чингисхана и его соратников.

    Происхождение, способности и воля подняли Темучина в верхи кочевого сообщества. Монголы, "потомки Серого Волка и Пестрой Лани", находились в более выгодном по сравнению с другими племенами геополитическом положении (последние были в военно-политическом плане зажаты между монголами с одной стороны и империей Цзинь, с другой стороны). Почти поголовно истребив татар, которых он сделал "кормом своего меча Темучин склонил степную аристократию к созданию монгольского государства, способного обеспечивать в степи порядок и возможности для ограбления соседей.

    В год Тигра 1206 г. на Ононе собрался курултай родо-племенной верхушки, принявший ряд эпохальных для Монголии и остального мира решений. Темучин был провозглашен Кааном (так монголы титуловали китайских императоров) с именем Чингис-Хана и принесли ему клятву повиновения, обязавшись, в частности: 

"На  врагов отрядом мчаться  
Для тебя всегда стараться...  
Дев и жен прекраснощеких  
Меринов, статьями знаменитых, брать  
И тебе их доставлять".

 
    Нетрудно заметить, что подобная клятва возлагала на Чингис-хана вполне определенные обязательства перед знатью как условие ее безоговорочного подчинения ему: вести их на грабежи и победы. Условием успеха внешней экспансии была монолитность монгольского общества, которая могла быть обеспечена четким законодательством и формированием военно-административной системы государственного устройства.

    Армия имела отлаженную систему управления. Военные кампании проводились на основе точных сведений разведки и их тщательной и предварительной подготовки штабами. Штабы располагали картами всей империи и соседних стран. 

 
     Европейцев поражали выучка, мобильность  и манёвренность монгольских войск при нестандартных наступательных приёмах. Например, полководец Сугидей прошёл в 1241 г. в Венгерской кампании со своей армией 435 вёрст менее чем за 3 суток. Броски полков (о двух конях) на расстояние в 150 км за сутки были не единичны. В войсках существовала ближняя и дальняя связь, где нередко участвовали волхвы. Армия была оснащена оружием высокого качества, в том числе саблями из булатной стали. 

    В стране работали горнорудная, металлообрабатывающая и многие другие производства. На вервях Камы, Волги, Иртыша, Оби и в других местах строились морские корабли. В короткое время держава была покрыта сетью сухопутных дорог с ямщицкими станциями, постоялыми дворами и пунктами питания. 

    Кроме двух известных сухопутных шёлковых путей вплоть до XVII в. работал водный торгово-шёлковый путь от истока Иртыша по Оби, северному Скифскому морю в Европу и обратно. По всей стране шло строительство городов, в том числе из кирпича и камня. 

   В империи благосклонно относились ко всем видам религий. В русских княжествах церкви были освобождены от налогов. Северорусские княжества до 1260 г. тоже не платили никакой дани.

    Между Монгольской империей и европейскими странами (Англия, Франция, Византия и др.) имелись дипломатические отношения на уровне послов. В страну, в том числе и в столицу Каракорум, устремились многочисленные религиозные экспедиции Ватикана, купцов, учёных, путешественников, включая и разведывательные службы. Из русских княжеств в Каракоруме, Пекине и других местах находились и работали сыны бояр, князей, а также ремесленники, купцы, мастера, строители и гвардейские полки, входившие в охрану императорских дворцов в районе Пекина при хане Хабулае и др. В Пекине было поселение русских. Так что дорога в Забайкальский Каракорум и в Пекин славянам была известна давно. В Каракоруме был и Александр Невский.

    Реформы Чингис-хана укрепили раннефеодальное монгольское государство и составили первый, прогрессивный этап его деятельности. Он "на твердые столбы поставил державу", положив в основу ее родовые традиции: та же соподчиненность отдельных лиц и категорий населения, как в улусе, только теперь уже в государственном масштабе. С приходом к власти выразителя подспудных тенденций к объединению всех кочевников Востока степной Евразии множество племен, дремавших ранее в бесконечном однообразии кочевого быта, стали субъектами истории, изменившими ее ход на большей части этого континента и для большинства населявших его народов.

    Быстрое образование кочевых империй в истории Азии не представляло собой чего-то необычного. Движению кочевников от Великой китайской стены до венгерской равнины способствовало травянисто-степное пространство и конно-железная кочевая культура. В отличие от гуннов и тюрок, объединивших всех кочевников и захвативших лишь немногие культурные территории, монголы добились и того и другого. 
 
    История монгольского народа, как народа, начинается с Чингис-хана: вместо гибельных для самих кочевников внутренних усобиц он направил их объединенную энергию на внешниезавоевания "неупорядоченных и безрассудных народов", не признающих власти Великого хана. Правитель отвлек низы монгольского общества от возможного противодействия процессам усиления социального неравенства, а верхи, потерявшие возможность грабить друг друга в условиях централизованного государства - от интриг против Великого Хана. В результате был осуществлен организованный грабеж и террор в глобальном масштабе - от Японии до Адриатики, от Новгорода до Явы.

    Монгольская концепция императорской власти, возлагавшая на Великого Хана руководство разрушительной миссией завоевания мира, существенно отличалась от внешне аналогичной китайской концепции, в которой император должен как можно меньше управлять и может ограничиваться только прокламированием номинального суверенитета Китая над остальным миром. Китайская концепция имеет целью китаизацию завоеванных территорий для расширения сферы господства китайской цивилизации с ее морально-этическими принципами, монгольская концепция предполагает элементарный и, желательно, систематический грабеж остального, более развитого и культурного мира. 
 
 
 
 
 
 
 

§2. Система государственного управления в Монгольской империи.

    Великую Монгольскую империю можно охарактеризовать по следующим критериям:

Информация о работе Система государственного управления в монгольской империи