Русско-китайские отношения в начале 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 13:17, контрольная работа

Краткое описание

К концу XIX - началу XX века Китай стал для России уже не просто теоретической, но и практической политической проблемой. Конечно, военная опасность со стороны слабого Китая в то время не считалась реальной, военная "желтая опасность" виделась в основном со стороны Японии. Реальной была боязнь китайского заселения российского Дальнего Востока.

Содержимое работы - 1 файл

исаа.docx

— 56.42 Кб (Скачать файл)

1.  К концу XIX - началу XX века Китай стал для России уже не просто теоретической, но и практической политической проблемой. Конечно, военная опасность со стороны слабого Китая в то время не считалась реальной, военная "желтая опасность" виделась в основном со стороны Японии. Реальной была боязнь китайского заселения российского Дальнего Востока. Особенно сильны эти опасения были, естественно, на самом Дальнем Востоке, лишь в 1860 году отошедшем к России и населенном значительным числом самовольных переселенцев из Кореи и Китая [6]. Это привело к принятию правительством ответных мер по стимулированию заселения русскими Дальнего Востока [7]. Относительно практической политики в отношении Китая в тот период высказывались различные мнения. Часть политиков считали всю Азию зоной отсталости и бескультурья, а миссией России - привнесение в Азию, в частности в Китай, европейской цивилизации. Такой, в сущности, типично колонизаторской позиции придерживался, например, Н.М. Пржевальский [8].

Представители другого  направления, в частности близкий  к Николаю II еще в бытность его  наследником престола князь Э.Э. Ухтомский, считавший Россию частью азиатского мира, а также организатор  освоения Дальнего Востока и строительства  Транссибирской магистрали министр  финансов С.Ю. Витте были сторонниками политики, направленной на сохранение целостности Китая. Считая, что Россия не сможет переварить новых приобретений и что прямая аннексия объединит  против нее мировые державы, Витте  выступал против территориальных захватов в Китае и настаивал на его  неприкосновенности [9]. Реалистические предложения Витте были, однако, отвергнуты, и царское правительство  взяло курс на активное проникновение  на китайскую территорию, в рамках которого отдельные радикальные  политики предлагали даже аннексировать  Маньчжурию, создав российскую "Желтороссию". В результате поражения от Японии в войне 1904-1905 годов эта политика потерпела крах.

К концу первой мировой войны Китайская Республика была поделена на сферы влияния между  военными группировками: в Маньчжурии хозяйничало автономное мукденское правительство во главе с маршалом Чжан Цзолинем, опиравшимся на Японию; в Центральном Китае - У Пэйфу, ориентировавшимся на США и Англию. Наряду с центральным правительством правой ориентации Дуань Цижуя в Пекине, на юге Китая существовало демократическое правительство Сунь Ятсена (кантонское), которое то поддерживалось, то игнорировалось иностранными государствами сообразно их интересам. Борьба великих держав за доминирующее положение в Китае продолжалась. Неопределенное правовое положение КВЖД (Китайско-Восточной железной дороги) в результате крушения Российской империи, сложные политические процессы в полосе отчуждения, неприкрытое стремление китайских властей взять дорогу под свое управление - все это обострило давний интерес Японии, США и европейских стран к дороге и усилило их борьбу за влияние и контроль над КВЖД.

Советскую позицию  по вопросу КВЖД поясняют также Обращения  правительства РСФСР к народу Китая 1919-1920 гг. 25 июля 1919 г. было издано "Обращение Правительства РСФСР  к китайскому народу и Правительствам Южного и Северного Китая", в  котором провозглашался отказ от русской доли в боксерской контрибуции, особых привилегий российских купцов в Китае и прав экстерриториальности. Однако об отказе от КВЖД в Обращении  нет ни слова. Напротив, советское  правительство предлагало возобновить  прерванные в марте 1918 г. под давлением  западных союзников Китая переговоры и "раз навсегда ликвидировать  все акты насилия и несправедливости, совершенные в отношении Китая  прежними Российскими правительствами  совместно с Японией и Союзниками" [8]. Таким образом сформулированное предложение говорит о нежелании  советской стороны без переговоров  отдать КВЖД Китаю.

Более определенно  позиция РСФСР по отношению к  КВЖД была сформулирована в Обращении  к правительству Китайской Республики от 27 сентября 1920 г. В тексте содержался отказ Российской Федерации от боксерской контрибуции и от права экстерриториальности, предлагалось установление регулярных торговых и экономических отношений, взаимное открытие дипломатических  и консульских представительств. Советское правительство потребовало  от китайских властей отказа от поддержки "русских контрреволюционеров", а также "разоружить, интернировать  и выдать правительству РСФСР  все находящиеся... на территории Китая  отряды и организации, ведущие борьбу против РСФСР" [7].

Последний, 8-й  пункт Обращения был посвящен проблеме КВЖД. Советская сторона  предлагала заключить "специальный  договор о порядке пользования  Китайской Восточной железной дорогой  для нужд РСФСР" - между Китаем, Россией и ДВР [8].

Косвенным доказательством  неизменности с начала 1918 г. советской  позиции в отношении КВЖД и  нежелания отдавать безвозмездно дорогу Китаю служит сравнение с ситуацией  отказа РСФСР от русской доли боксерской контрибуции. Решение об этом было принято  на заседании Президиума ВЦИК 2 декабря 1918 г. Неизвестно когда китайское  правительство было впервые извещено об этом, но в Обращении в июле 1919 г. советское правительство заявляло об отказе от "боксерских денег" - "уже в третий раз" [8]. Это  решение оставалось неизменным и  было выполнено. Представляется очевидным, что с самого начала такой же определенной была позиция советского руководства  и в отношении КВЖД - как дороги, построенной русским народом  на русские деньги, вследствие чего не могло быть и речи о безвозмездной  передаче ее Китаю.

Ключевыми вопросами в  отношениях с официальным правительством Китая являлись действия Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) во Внешней Монголии, положение на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) и вопрос о платежах по боксерской контрибуции.

Эта программа  предусматривала аннулирование  договора 1896 г., Пекинского Протокола 1901 г. и всех соглашений с Японией 1907—1916 гг., а также возвращение китайскому народу всего того, что было отнято у него царским правительством самостоятельно либо заодно с японцами и союзниками [

Союзный договор между  Российской империей и Китаем (империей Цин) был подписан в Москве 22 мая (3 июня) 1896 года. В случае нападения Японии на любую из сторон, а также на Корею, подразумевал совместные военные действия против агрессора.

Договор также предоставил России право на постройку железнодорожной  магистрали через территорию Маньчжурии.

Действие договора было прекращено Портсмутским мирным договором от 1905 года, заключенным по итогам неудачной для России русско-японской войны 1904—1905 годов.

Договор был заключен после полного  разгрома Империи Цин в Японо-китайской войны 1895 года и практически полной ликвидации китайской армии и флота. А также полного отсутствия средств у Империи Цин на восстановление армии в связи с гигантскими репарациями, наложенными на нее

Обращение Правительства  РСФСР к китайскому народу и Правительствам Южного и Северного Китая

25 июля 1919 г.

В тот день, когда советские войска, разбив армию контрреволюционного  деспота  Колчака, опиравшегося на иностранные штыки и иностранное золото, победоносно вступили в Сибирь и идут на соединение с революционными народами Сибири, Совет Народных Комиссаров обращается ко всем народам Китая со следующими братскими словами:

Советская Россия и советская  Красная Армия после двухлетней войны, после невероятных усилий, идут на Восток через Урал не для насилия, не для порабощения, не для завоеваний. Об этом уже знает всякий сибирский крестьянин и всякий сибирский рабочий. Мы несем освобождение народам от ига иностранного штыка, от ига иностранного золота, которые душат порабощенные народы Востока и в числе их в первую очередь китайский народ. Мы несем помощь не только нашим трудящимся классам, но и китайскому народу, и мы еще раз напоминаем то, о чем говорили ему со времени  Великой Октябрьской революции 1917 г., но что, может быть, было скрыто от него продажной американско-европейско-японской печатью.

Как только Рабоче-Крестьянское Правительство взяло в октябре 1917 г. власть в свои руки, оно от имени русского народа обратилось к народам всего мира с предложением установить прочный постоянный мир. Основой этого мира должен был служить отказ от всяких захватов чужих земель, отказ всякого насильственного присоединения чужих народностей от всяких контрибуций. Каждый народ, велик он или мал, где бы он ни находился, жил ли он до сих пор независимой жизнью или был включен против воли в состав другого государства, должен быть свободен в своей внутренней жизни, и никакая власть не должна удерживать его насильно в своих границах.

Рабоче-Крестьянское Правительство вслед за этим объявило уничтоженными все тайные договоры, заключенные с Японией, Китаем и бывшими Союзниками, договоры, которыми царское правительство вместе с его Союзниками насилием и подкупом закабалило народы Востока и, главным образом китайский народ, для доставления выгод русским капиталистам, русским помещикам, русским генералам. Советское Пра вительство тогда же предложило Китайскому Правительству вступить в переговоры об аннулировании  Договора 1896 года, Пекинского протокола 1901 года и всех  соглашений с Японией с 1907 по 1916 г., т. е. после возвращениякитайскому народу всего того, что было отнято у него царским правительством самостоятельно, либо заодно с японцами и Союзниками. Переговоры по этому вопросу продолжались до марта 1918 г. Неожиданно Союзники схватили за горло Пекинское Правительство, засыпали пекинских мандаринов и китайскую печать золотом и заставили Китайское Правительство отказаться от всяких сношений с Российским Рабоче-Крестьянским Правительством. Не дожидаясь возвращения китайскому народу  Маньчжурской ж. д., Япония с Союзниками захватили ее, сами вторглись в Сибирь и даже заставили китайские войска помогать в этом преступном и неслыханном разбое. А китайский народ, китайские рабочие и китайские крестьяне не могли даже узнать правду, почему произошел набег американских, европейских и японских хищников на  Маньчжурию и Сибирь.

Теперь мы вновь обращаемся к  китайскому народу с целью открыть  ему глаза.

Советское Правительство отказалось от своихзавоеваний, которые сделало царское правительство, отобрав от Китая Маньчжурию и другие области. Пусть народы, обитающие в этих областях, сами решат, в границах какого государства они желают быть и какой образ правления они желают установить у себя дома.

[Советское правительство возвращает  китайскому народу без всякого  вознаграждения Восточно-Китайскую  железную дорогу и все горные, лесные, золотые и другие концессии,  захваченные при царском правительстве,  при правительстве Керенского  и при разбойниках Хорвате,  Семенове, Колчаке русскими генералами, купцами и капиталистами.]6

Советское Правительство отказывается от получения с Китая контрибуции  за  Боксерское восстание 1900 года, и это оно вынуждено повторить в третий раз, потому что, по дошедшим до нас сведениям, несмотря на наш отказ, эта контрибуция взыскивается Союзниками для удовлетворения прихоти бывшего царского посланника в Пекине и бывших царских консулов в Китае. Все эти царские рабы давно уже лишены своих полномочий, но продолжают оставаться на своих местах и обманывать китайский народ при поддержке Японии и Союзников. Китайский народ должен об этом знать и должен выгнать их с своей земли как обманщиков и плутов.

Советское Правительство уничтожает все особые привилегии, все фактории русских купцов на китайской земле. Ни один русский чиновник, поп и  миссионер не смеют вмешиваться  в китайские дела, а если он совершит преступление, то должен судиться по справедливости местным судом. В Китае не должно быть иной власти, иного суда, как  власть н суд китайского народа. Кроме этих главных пунктов, Советское Правительство готово договориться с китайским народом, в лице его полномочных [представителей], по всем другим вопросам и раз навсегда ликвидировать все акты насилия и несправедливости, совершенные в отношении Китая прежними Российскими правительствами совместно с Японией и Союзниками.

Советское Правительство хорошо знает, что Союзники и Япония сделают  все возможное, чтобы и на. этот раз голос русских рабочих  и крестьян не дошел бы до китайского народа, что для возвращения китайскому народу того, что было от него отнято, необходимо будет сначала покончить  с сидящими в Маньчжурии и Сибири хищниками. Поэтому оно посылает теперь свою весть китайскому народу вместе со своей Красной Армией, которая идет через Урал на Восток на помощь сибирским крестьянам и  рабочим для освобождения от бандита  Колчака и его союзника Японии.

Если китайский народ хочет  стать, подобно русскому народу, свободным  и избежать той участи, которую  ему приготовили Союзники в  Версале с целью обратить его во вторую Корею или во вторую Индию, пусть он поймет, что его единственный союзник и брат в борьбе за свободу есть русский рабочий и крестьянин и его Красная Армия.

Советское Правительство предлагает китайскому народу в лице его Правительства  ныне же вступить с нами в официальные  сношения и выслать своих представителей навстречу нашей армии.

Заместитель НародногоКомиссара по Иностранным Делам Л. Карахан

 

2.

С.С. Цуканов,

СССР и Китай всегда были заинтересованы в установлении дипломатических отношений, и это  вполне соответствовало национальным интересам обеих стран. В 1920-х  гг. ожидалось, что развитие дипломатических  отношений поможет укрепить международные  и внутренние позиции обоих государств (правительств) и позволит им урегулировать  не решенные проблемы [3].  Тем не менее, дипломатические отношения между  сторонами не удавалось установить на протяжении довольно длительного  времени. Это было связано с тем, что внутриполитическая обстановка в Китае в начале 20-х гг., характеризовалась  разгаром междуусобной борьбы различных милитаристических сил. Продолжались беспрерывные военные конфликты, число таких групп и группировок в стране увеличивалось.

На севере Маньчжурии существовала милитаристическая клика генерала Чжан Цзолиня, которого поддерживало французское посольство. Он распространил свою власть на всю Маньчжурию (т.н. район Трех Северо-Восточных провинций) и возглавил фэньтяньскую (мукденскую) военную клику.

Информация о работе Русско-китайские отношения в начале 20 века