Русско-Иранская война

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 14:31, реферат

Краткое описание

Со времен Петра Россия проявляла интерес к иранским владениям на Кавказе и южном побережье Каспия. В 1722 году Петр организовал Персидский поход и захватил прикаспийские провинции Ирана с Баку, Астрабадом, Рештом и Дербентом, властители которых фактически не подчинялись шаху в Тегеране. Через семь лет после Петра Великого его наследники отказались от персидских завоеваний. Российская экспансия в Иране возобновилась только в конце XVIII века после персидского вторжения в Грузию и разграбления Тифлиса в 1795 году.

Содержимое работы - 1 файл

Russko-Iranskaya-voyna-1826-28-gg-.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

Военные действия начались 16 июля 1826 г. вероломным внезапным нападением войска ереванского хана на русские пограничные отряды, находившиеся вблизи Мирака. Одновременно иранские войска проникли в Памбакскую, Шурагельскую и Борчалинскую дистанции. Русские войска вынуждены были оставить Ширванское и Шекинское ханства, а также крепость Ленкорань. «Эриванский хан, чисто по-азиатски, без объявления войны ворвался в пределы шурагельской провинции, вырезал небольшой пост у урочища Мирака и сжег селение Малые Караклисы. Почти одновременно, сам Аббас-Мирза, перейдя Аракс, стал грабить Карабах»[13]. Однако, 60-тысячное войско Аббас-Мирзы в течение 48 часов безуспешно осаждало Шушу. Активное участие в осаде принимали иностранные офицеры, находившиеся у него на службе. Попытки Аббас-Мирзы разрушить башню Шушу не завершились успехом. Ничто не могло разрушить башню и сломить волю ее защитников[14]. Не в состоянии овладеть Шушой, Аббас-Мирза вынужден был снять осаду и двинуться в сторону Елисаветполя.

Следует отметить, что армяне и  азербайджанцы оказывали всяческое содействие русским войскам в войне против Ирана. Они создавали добровольческие отряды, которые сражались в составе русских войск; встречали русских с благодарностью как освободителей от ига и насилия иранских ханов и шаха. Очевидец событий писал: «Надлежит отдать полную справедливость похвальному поведению и верности вех армян, находившихся во время осады в крепости Шуша. Они невзирая на разные соблазны, получаемые со стороны Аббас-Мирзы через неблагонамеренных к нам людей, храбро и единодушно с солдатами защищали крепость и, сверх всего, охотно делили свой хлеб и скот для снабжения продовольствием гарнизона, претерпевая сами крайний недостаток и питаясь разными кореньями и овощами»[15].

Последствием победы русских войск при Шамхоре было снятие Аббас-Мирзой осады Шуши, где в продолжение 6 недель шесть рот 42 го егерского полка отбивали наступление  40 тыс. вражеской армии. Получив известие о готовности населения Карабаха снова перейти на сторону русских, лишь только появятся русские войска, Ермолов приказал Паскевичу, прибывшему еще 29 августа в Тифлис в распоряжение генерала Ермолова, на самом же деле для главного руководства военными действиями, спешить в Карабах. Героическая оборона Шуши имела крупное стратегическое значение для последующего развития военных действий. К этому времени русские войска были расположены следующим образом: на кавказской линии 13,5 батальонов, два полка  пехоты обороняли Дагестан, целая бригада стояла в Имеретии, Мингрелии и Абхазии, в виду натянутых уже тогда отношений между Россией и Турцией. Таким образом, в расположении Ермолова находилось всего 12 сводных батальонов, которыми и приходилось до прибытия подкреплений вести неравную борьбу с многочисленными полчищами персов. Получив сведения о наступлении иранской армии, царское правительство отправило Кавказскому корпусу подкрепление, состоящее из 6 пионерных рот и 7 пионерных батальонов, а также осадной артиллерии.

Наскоро были сформированы небольшие отряды и один из них в составе 3,4 батальонов пехоты, 12-ти орудий и 2-х казачьих полков, под начальством князя Мадатова, форсированным маршем выступил 1 сентября из казахской дистанции и 3 сентября решительно атаковал 10- тысячную авангардную персидскую армию близ селения Шамхор, на реке с тем же названием. В этой битве русские войска одержали блестящую победу. Аббас-Мирза поспешил на выручку разгромленному при Шамхоре персидскому отряду. К середине сентября 1826 г. главные силы иранской армии, состоящие из 15 тысяч человек регулярной пехоты, 20 тыс. конницы и нерегулярной пехоты и 24 орудий, подошли к Гандже (Елисаветполь). Общее число русских войск, сосредоточенных при Гандже, составляло 7 тыс. человек[16]. Ими командовал направленный императором на Кавказ для ближайшей замены Ермолова генерал-адъютант Пакевич. 13 сентября в 7 верстах от Ганджи противные стороны встретились, разыгрался снова бой, окончившийся, Несмотря на численное превосходившие силы противника, полным поражением соединенных войск Аббас-Мирзы и Алаяр-хана, остатки которых бежали за Аракс.

Попытки Аббас-Мирзы создать регулярную иранскую армию по европейскому образцу окончились по существу неудачей. Главная причина её в том, что военные реформы Аббас-Мирзы были лишены прочной социально-экономической базы и лишь неудачно копировали европейскую военную систему. Впоследствии Ф. Энгельс писал о военных реформах в Иране, что «в Персии азиатскому варварству была привита европейская система военной организации»[17].

Быстрое отступление персиян спасло их от совершенного истребления. 6 октября русские войска наступили на р. Черакен, перейдя которую, расположились лагерем в 22 –х верстах от Асландуза. Этим вижением генерал Паскевич прикрывал дорогу в Шушу и вполне обеспечил продовольствием войска. Аббас-Мирза, усилив резервную армию, вновь приблизился к Араксу и раскинул обширный лагерь в 4-х верстах от Худоперина. Наступившее зимнее время и отсутствие фуража, заставило воюющие стороны отложить военные действия до более благоприятного времени. Отряд Паскевича, получив запрещение переходить за Аракс, расположился на зимний отдых. Ермолов же занялся изгнанием из русских владений второстепенных вражеских шаек[18].    

Так, при отряде Мадатова при Шамхоре героически сражалась грузинская конная милиция, которая первой «бросилась в штыки». Восхищенный храбростью грузин Паскевич отмечал, что «никакой враг не устоит против такого натиска». В битве при Шамхоре отличились азербайджанские конные отряды. При Гандже азербайджанская конница, прикрывая левый фланг, нанесла чувствительный удар иранцам[19]. Армянское население Ганджи также оказывало иранцам постоянное сопротивление. Получив сведения о разгроме Аббас-Мирзы, остальные шахские войска и отряды ханов поспешили отступить. Сняв осаду с Кубы, отступил отряд сына Шейх-Али-хана Кубинского, а из Шемаха бежал Мустафа-хан Ширванский. Его примеру последовал и Бакинский хан. Русский отряд под командованием прославленного героя Отечественной войны 1812 г. Дениса Давыдова при урочище Мирак разгромил иранские войска во главе с братом ереванского хана и тем самым ликвидировал угрозу вторжения иранцев в Северную Армению. На этом и кончилась военная компания 1826 года.

Главком кавказских войск Ермолов приступает к разработке плана новой компании- похода на Ериванское и Нахичевские ханства. Но ему не суждено было осуществить свой план. 12 марта 1827 г. Ермолов был заменен Паскевичем. Решение Николая I уволить Ермолова возникло у него еще до вступления на престол. Оно было вызвано предположением, что Ермолов тесно связан с декабристами, что их тайные общества существуют и на Кавказе. Паскевич стал сосредотачивать войска на границе. Согласно составленной еще при Ермолове плане наступления, предстояло самостоятельными отрядами перейти через границу и овладеть крепостями Ериван, Аббас-Аббадом, Сардар-Аббадом, Тавризом, подойти к Тегерану и там подписать мир[20].  В начале апреля авангард графа Бенкендорфа спустился в Ериванскую область и 15 апреля занял Эчмиадзин, оттеснив вражеские войска. Главные силы русских войск под командованием Паскевича двинулись в Нахичевань и овладели ею, затем направились к крепости Аббас-Аббад, которая находилась на левом берегу Аракса, и считалось оплотом владычества иранских правителей в южной части Ереванской области. Сражение произошло в Джеван-Булакской долине и окончилось полной победой русских войск. Джеван-Булакская победа способствовала падению Аббас-аббада. 7 июля 1827 г. гарнизон крепости сдался.

8 июня вражеский отряд появился в округах Сальяна, где расположено было всего три роты Куринского полка, под начальством полковника Кромина, что вызвало волнения среди местного населения и как замечал Паскевич «это могло бы лишить армию продовольствия». 11 июня русские батальоны уже были в Старой Шемахе, откуда и продолжилось продвижение на Сальяны. Но вдруг русские войска охватила целая череда болезней. «Чрезмерное утомление, недостаточное питание и невыносимая жара, доходившая в тени до 40 градусов по Реомюру, сотнями стала класть в госпитали нижних чинов русского полка. Солдаты начали уничтожать фрукты, запивая их стоячей водой из арыков. Следствием этого явились брюшной тиф и кровавый понос, и за каких то 5 месяцев, со дня пребытия в Старую Шемаху, у нас умерло в полку 448 человек. И только после упорной просьбы командира полка, наконец, был прислан врач из Каспийского морского батальона».[21]

8 октября князь Вадбольский переправился с 10 ротами пехоты на противоположную сторону Аракса к Дарауртскому ущелью. Падение Еревани 1 октября и затем Тавриза, заставили иранское правительство вступить в мирные переговоры. 5 ноября Паскевич прибыл в Дей-Кархан, где было открыто заседание конференции в присутствии Аббас-Мирзы.

В средних числах января граф Сухтелен, принявший общее начальство над войсками. Число больных из- за холодов и нехватки теплой одежды только в одном Тенгинском полку составило 153 человека. Войска перенесли с необыкновенным терпением и 24 января 1828 года достигла Ардебиля. 25 января принц Мамед-Мирза сдал крепость на капитулцию. Дальнейшее сопротивление со стороны Ирана было немыслимо. Взятие русскими войсками Урмии, Марага и Ардебиля, открыло свободный путь к Тегерану. Столица Ирана, наконец, признала себя побежденною[22].

 

 

 

 

 

 

Итоги русско-иранской войны 1826-1828 гг. Туркманчайский мир.

 

На этом военные действия в компании против Ирана прекратились и был подписан в качестве единственного компромисса в завершении этой войны Туркманчайский мирный договор.

10/22 февраля 1828 г. в азербайджанской деревне Туркманчай (территория  Ирана, 50 км от Тебриза) был подписан трактат вечного мира между Россией и Ираном, так называемый Туркманчайский мирный договор, в составлении которого непосредственное участие принимала российская сторона в лице А.С. Грибоедовым, ведавшим в то время иностранными делами при штабе Паскевича. Окончание с особенной торжественностью в Петербурге. Император Николай I пожаловал всем офицерам, принимавшим участие в войне, годовой оклад жалованья, а нижним чинам по 5 рублей ассигнациями на каждого[23]. Туркманчайский мирный договор был заключен вместо Гулистанского договора, объявленного недействительным. Между Ираном и Россией устанавливалась нова граница, в основном по р. Аракс. Иранский шах вынужден был не только отказаться от притязаний на Грузию и Северный Азербайджан, но и согласился на присоединение к России Восточной Армении: ханства Ереванское и Нахичеванское с Ордубадским округом переходили к России (статья III)[24].

Иран обязывался договором выплатить военную контрибуцию в сумме 20 млн. рублей. Статья VIII подтверждала условие Гулистанского мира об исключительном праве России иметь на Каспийском море военные корабли. Это условие было направлено не столько против самого Ирана, сколько против попыток Англии и Франции использовать с помощью Ирана Каспийское море для нападения на Россию. Следует еще отметить, что еще при успехах русских войск в 1827 г. и взятием городов Хой, Маранд, Тебриз, английская сторона, а в частности Лондон не устраивала. Всему в этой обеспокоенности подстрекала и Ост-Индская компания, которая оказывала на Каннинга давление в том, чтобы тот более решительней действовал в делах между Россией и Англией. Помимо этого английские дипломаты, опасаясь дальнейшего продвижения русских на Тегеран, стали убеждать шаха в необходимости заключения мира с Россией. Но в начавшихся ирано-русских переговорах представители шаха пытались затянуть их, и русские войска, возобновив наступление, заняли города Урмию и Ардебиль, что заставило шаха прекратить эти проволочки.

Это все доказывает лишний раз, как Англия была заинтересована в решении этого вопроса, а в частности войны с Россией, так как она преследовала в ней свои цели. В частности, Англия пыталась навязать России свое посредничество для прекращения этой войны. Предлагая посредничество, Англия проявляла заботу не об Иране, а об английских интересах на Востоке, не имевших ничего общего с интересами Ирана. Чтобы подкрепить свою позицию, Каннинг к своему проекту предложений приложил письмо министра иностранных дел Ирана Мирза-Аболь-Хасан-хана на имя президента бюро Ост-Индской компании. Ссылаясь на это письмо и искажая факты, Каннинг обвинял Россию в провокациях, вызвавших нападение Ирана. «Агрессия со стороны Персии,- указывал он,- хотя и не спровоцирована каким-либо актом, до этого, как были использованы все средства, чтобы договориться, не была, однако, полностью избавлена от провокаций всякого рода. Русский император не может не знать, что управлении наместника в Грузии отличалось характером грубости и несправедливости. Известно также,- указывал Каннинг,- что персидские агенты задерживались по два месяца в Тефлисе и не имели возможности попасть к русскому правительству; что переговоры после того, как они были начаты, преднамеренно тормозились и задерживались русскими властями посредством перерывов и отсрочек в осуществлении связи между русским и персидским правительствами»[25]. Статья XIII договора предусматривала возвращение на родину военнопленных и вообще подданных.

Туркманчайский договор предусматривал взаимное обязательство сторон относительно обмена посланниками и право открыть консульства и торговые представительства в любых городах другой стороны. Консулы России пользовались правом экстерриториальности и покровительства шахской власти. Одновременно с заключением Туркманчайского договора был подписан Особый торговый акт, состоявший из девяти статей. Этот акт подтверждал условия Гулистанского мира о предоставлении купцам обеих сторон права свободной торговли на территории другой стороны, об установлении таможенных пошлин на ввозимые товары в размере 5% их стоимости и об освобождении от каких-либо иных сборов, что означало освобождение русских купцов от уплаты внутренних таможенных пошлин в Иране[26]. 

Таким образом, Туркманчайский договор 1828 г. положил конец русско-иранским войнам и притязаниям иранского шаха и ханов на Грузию, Армению, закавказские ханства. Русско-иранские войны по своим объективным результатам для грузин, армян, азербайджанцев имели прогрессивный характер и принесли этим народам освобождение от грабежей и насилий иранских ханов и турецких феодалов. Присоединение к России принесло народам Кавказа и Закавказья безопасность от внешних врагов. Поэтому армяне, азербайджанцы и другие закавказские народы во время русско-иранских войн оказывали помощь русским войскам. Передовые деятели закавказских народов в борьбе против гнета отсталых феодальных правителей Турции и Ирана еще в XVIII в. ориентировались на Россию. Так, например прогрессивный азербайджанский деятель XVIII в. Фатали-хан Кубинский, борясь за освобождение и объединение Азербайджана, был сторонником сближения с Россией и неоднократно обращался за помощью к русскому правительству. Известный азербайджанский мыслитель XIX в., последователь Белинского, Добролюбова и Чернышевского – Мирза Фатали Ахундов также считал, что присоединение северного Азербайджана к России имело огромное прогрессивное значение[27].

Присоединение Закавказья к России покончило с грабительскими, опустошительными набегами иранских и турецких захватчиков, привело к ликвидации феодальной раздробленности и прекращению ханских междоусобиц, к установлению более тесных экономических связей с Россией. Это ускорило процесс разложения феодально-патриархальных отношений и способствовало развитию буржуазных. Присоединение к России открыло для грузинского, армянского и азербайджанского народов более широкую возможность общаться с передовой революционно-демократической русской культурой. Классики русской литературы, ученые сыграли огромную роль в развитии прогрессивной общественной мысли этих народов. Не случайно Ф. Энгельс писал в 1851 г., что «Россия действительно играет прогрессивную роль по отношению к Востоку… Господство России играет цивилизаторскую роль для Черного и Каспийского морей и Центральной Азии…»[28] .

Информация о работе Русско-Иранская война