Русские земли в составе великого княжества Литовского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 16:50, контрольная работа

Краткое описание

Начиная с 30-х гг. 12 в. Русь необратимо вступила в полосу политической раздробленности, которая стала закономерным этапом развития всех крупных государств Европы в период Средневековья. Новые экономические, политические, социальные явления, проявившиеся к этому времени, медленно, но верно разваливала единое государство. Становление в рамках Руси самостоятельных княжеств проходило на фоне бурного развития производительных сил общества, прогресса сельского хозяйства, ремесла, внутренней и внешней торговли, усиливавшегося обмена торговли между отдельными русскими землями, роста населения. Каждое крупное княжество могло теперь выставить рать не меньшую чем у киевского князя.

Содержание работы

Введение 2
Судьбы бывших земель Киевской Руси 3
Образование Великого княжества Литовского 4
Политическая система Литвы. Литовские князья и их политика 6
Польские унии их роль 11
Социально-экономическое положение княжества 12
Заключение 13
Список используемой литературы 14

Содержимое работы - 1 файл

Негосударственное образовательное учреждени1.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

     Между Москвой и Литвой в 14 в. находилась целая полоса княжеств, которые служили  предметом споров между этими  двумя державами.  Гедимин соперничал с Москвой из-за влияния на дела Пскова и Новгорода и затем  из-за влияния на смоленских князей. Известно, например, что во время несогласований в Новгородской земле происходивших из-за стремления Пскова отделиться от Новгорода, псковян поддержала Литва, а Новгород – московские князья. Из-за этой полосы слабейших земель и развилась постоянная и непрерывная борьба Москвы с Литвой в 14 и 15 вв.

     Гедимин оставил семь сыновей, между которыми и поделил литовские земли. Из них Ольгерд получил Крево  и Витебск, Кейстут – Троки, Гродно и Жмудь, а младший, Явнутий – столицу Вильно. В. Б. Антонович вопреки старому мнению, что после смерти Гедимина великим князем стал считаться Явнутий, высказывается в том смысле, что Явнутий как самый младший и неопытный в делах правления не мог быть назначен отцом на великое княжение. Он поддерживает свое мнение тем, что в источниках о влиянии Явнутия как великого князя на события того времени не упоминается. Напротив каждый удельный князь действует вполне самостоятельно: заключает договоры с иностранцами, предпринимает походы. Поэтому Антонович и предполагает, что в данный промежуток времени скорей никто не наследовал старшего престола, пока Ольгерд и Кейстут не вступили в союз с целью восстановить в Литве велико княжескую власть. По мнению же Бестужева-Рюмина, великокняжеский престол достался именно младшему Явнутию, как и позднее Ольгерд тоже отдал великокняжеский престол своему младшему сыну Ягайло. Это говорит Бестужев, указывая на известный обычай, схожий со старым обычаем: по «Русской Правде» отцовский дом доставался младшему сыну. Однако Явнутий недолго оставался на великокняжеском престоле. Кейстут в союзе с Ольгердом сверг его, и Ольгерд был провозглашен Великим князем. Другие князья должны были признать его власть и обязались повиноваться ему, как Великому князю и верховному распорядителю их уделов.

     Антонович дает нам следующую мастерскую характеристику Ольгерда: «Ольгерд, по свидетельству современников, отличался по преимуществу глубокими политическими дарованиями, он умел пользоваться обстоятельствами, верно, намечал цели своих политических стремлений, выгодно располагал, союзы и удачно выбирал время для осуществления своих политических замыслов. Крайне сдержанный и предусмотрительный, Ольгерд отличается умением в непроницаемой тайне сохранять свои политические и военные планы. Русские летописи, не расположенные вообще к Ольгерду вследствие его столкновений с Северо-восточной Русью, называют его «зловерным», «безбожным» и «льстивым». Однако признают в нем умение пользоваться обстоятельствами,  сдержанность, хитрость, - сломом, все качества нужные для усиления своей власти в государстве и для расширения его приделов. По отношения к различным национальностям можно сказать, что все симпатии и внимание Ольгерда сосредоточивалось на русской народности. Ольгерд по его взглядам привычками и семейным связям, принадлежал русской народности и служил в Литве ее представителем». В то самое время, когда Ольгерд усиливал Литву присоединением русских областей, Кейстут является ее защитником пере крестоносцами и заслуживает славу народного богатыря. Кейстут – язычник, но даже враги, крестоносцы, признают в нем качества образцового христианина-рыцаря. Такие же качества признавали в нем поляки.

     Оба князя так точно разделили  управление Литвой, что русские летописи знают только Ольгерда, а немецкие – только Кейстута. Крестоносцы делали ежегодно набеги на Литву, называемые «рейзами». Литовцы платили аренду тем же, но та как литовские нападения требовали больших приготовлений, то они бывали гораздо реже. Таким образом, шли войны из года в год, составляя главное занятие литовцев и русских в течение всего княжения Ольгерда. Эти набеги, более или менее опустошительные и кровопролитные,  обыкновенно не приводили к окончательному результату, и больших и решительных битв было мало. В княжении Ольгерда их насчитывают две: на реке Страве (1348 г.) и у замка Рудавы  (1370 г.). Они не имели никаких последствий, хотя немецкие летописцы придают этим битвам решительный характер и преувеличивают размеры побед. По отношению Руси Ольгерд продолжает политику своего отца. Он старается влиять на Новгород, Псков, Смоленск, поддерживает тверских князей против Москвы, хотя его вмешательство в этом случае неудачно. Соперничество Ольгерда с Москвой в стремлении подчинить русские земли, пограничные с Литвой, и в Новгороде и Пскове склонялось в пользу Москвы, но зато Ольгерд умел захватить северную Русь: Брянск, Новгород - Северский и др.

Польские  унии их роль

     После смерти Ольгерда на престол вступил  Ягайло, и наступило время династического соединения Литвы с Польшей в  унии 1386 г. соединение это было предложено Польшей с целью направить силы обоих государств на общего врага - на немцев. Успех был достигнут. Соединенные литовско-русские и польские войска нанесли немцам роковой удар по Грюнвальдом (Танненьергом, 1410 г.), и сила немецкого ордена была сломлена навсегда. Но и были другие результаты унии, неблагоприятные для Литвы. Литва была вполне русским государством с русской культурой, с господством русского князя и православия. Именно таким образом в новом государстве создались обстоятельства, которые должны были дурно отразиться на его политическом могуществе, и вследствие национального и вероисповедного внутреннего разлада Литвы начинает клониться к погибели в то самое время, когда она достигает, казалось бы, полного расцвета своих сил. Это было при Витовке. В русской части Литвы уния и в особенности принятие католичества официальными лицами не могло обойтись без протеста: русские с той поры, как Ягайло стал польским королем, захотели иметь своего особого князя, что заставило их сгруппироваться сначала вокруг Андрея Ольгердовича, попытка которого захватить власть, однако окончилась неудачей. Тем не менее, в Литве неудовольствие против унии все росло, чем и воспользовался сын Кейстута - Витовт. Заручившись союзниками, он вступил в борьбу с Ягайло, и тот, в конце концов, должен был уступить Литву Витовку и признать последнего князем литовским.

     Литовскому  государю предстояла теперь задача охранять независимость своего государства  от Польши, но ум Витовка на этот раз  не подсказал ему на какое начало он должен опереться в этом деле. Каро говорит, что Витовка считали своим и католики, и православные. Язычники же думали, что в нем не угас дух предков. В этом была и его сила, и его слабость. Действительно, сближаясь со всеми, будучи нерешителен, меняя несколько раз свою религию, Витовт не мог твердо и прочно опереться на сильнейший в Литве элемент, на русскую народность как мог бы сделать чисто православный князь. Русские, в конце концов, отнеслись к Витовту как к врагу Руси вообще: «Был убо князь Витовт прежде христианин (говорит летописец), и имя ему Александр, и отвержеся православныя веры и христианства и прия Лядскую…а помыслил тако, хотел пленити русскую землю, Новгород и Псков». Раз образовался такой взгляд, Витовт лишен был надежнейшей опоры для его политике, клонившейся к образованию из Литвы единого независимого государства, но окончившейся тесным сближением с Польшей. Все княжение Витовка наполнено блестящими делами, но вместе с тем Польша все больше и больше приобретала влияние на Литву. В 1413 г. в городе Городле собрался польско-литовский сейм, на котором торжественным актом был скреплен союз Польши и Литвы. На основании Городельского акта подданы великого князя литовского, принимая католичество, получали те права и привилегии, какие имели в Польше лица соответствующего сословия. Двор и администрация в Литве устраивались по польскому образцу, причем должности в унии предоставлялись только католикам. Укрепляя польское влияние в литовском государстве, Городельская уния отчуждала от литовской династии русскую православную народность и послужила началом окончательного разделения и вражды Литвы и Руси. Литва же с этого момента, все более и более подпадая под влияние Польши, наконец, окончательно сливаясь с ней в нераздельное государство.

Социально-экономическое  положение княжества

     Что представляло собой Великое княжество  Литовское в социально-экономическом  плане? Это было феодальное государство  с развитой системой вассалитета. Причем аристократы («паны») не всегда были владельцами своих вотчин, а чаще держали их как великокняжеские наместники, при этом заключив с местным населением ряд договоров. Основная масса феодалов именовалась боярами. Этот термин здесь девальвировался по сравнению с Московской Русью настолько, что в 16 в. «путными» и «панцирными» боярами стали называть крестьян, обязанных нести военную службу в ополчении феодала. Литовский феодалитет по польскому образцу получил наименование шляхта.

     С конца 14 в. великий князь Литвы  одновременно являлся польским королем. Большую роль играл совет знати  при князе. Он назывался радой панов и состоял из воевод, наместников, родственников великого князя и католического епископа. По законам 1492 и 1506 гг. король без рады не мог решать важных вопросов внутренней и внешней политики.

     Влиятельной и многочисленной группой населения были горожане – местичи. Их права и привилегии закреплялись в специальных документах – привилеях, выдаваемых великим князем. Города с 14 – 15 вв. имели право самоуправления и были независимы от господина по образу западноевропейского права.

     Крестьяне были лично свободны, делились на «тягловых» (барщинных) и «данных» (оброчных). В хозяйствах феодала работа преимущественно челядь («люди невольные», «паробки»), но с 15 в. появляется и феодально-зависимое население – «отличные люди». С 1447 г., с момента получения боярами права вотчинного суда над крестьянами, начинается процесс закрепощения, получивши окончательное оформление в Литовском статуте 1588 г. Правда, закрепощение не было абсолютным – феодал мог искать в течение 10 лет.

Заключение

       Таким образом, литовское княжество, отделяясь от Руси, попадает под влияние Польши. Княжество литовское не может противостоять напору руководства подавляющего государства из-за внешних и внутренних противоречий. Разные религиозные взгляды на уклад государства в народе еще хуже усугубляют ситуацию. Здесь соединяются русские, польские, литовские народности. Частая смена правящих князей расшатывала и без того хрупкие политические устой княжества. Но есть и положительные черты. Благодаря союзу литовских, русских и польских войск был побежден немецкий орден рыцарей, долгие годы нападавшего на территорию Литвы и Польши. Несмотря на все это, видно, что многие народы все же по-прежнему стремились к прежнему объединению. Это всегда очень влияло на внутреннее спокойствие и устои княжества, будь то Литовское, или какое-либо другое.

        
 
 

        

Список используемой литературы

Платонов  С. Ф. Лекции по русской истории: Учеб. пособие / С. Ф. Платонов. – М.: Летопись-М, 2000.-742с.

История России с древнейших времен до конца 17 века: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / А. Н. Сахаров, В. И. Буганов; под ред. А. Н. Сахарова. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 272с.

Филюшкин  А. И. История России с древнейших времен до 1801 г.: Пособие для вузов  / А. И. Филюшкин. – М.: Дрофа, 2004. – 346с.

Всемирная история. История России и мира с  древнейших времен до конца 19 века: Учебник  для 10 класса. – 6-е изд. – М.: ООО  «ТИД «Русское слово – РС», 2006. – 400с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Русские земли в составе великого княжества Литовского