Русские земли в составе великого княжества Литовского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 16:50, контрольная работа

Краткое описание

Начиная с 30-х гг. 12 в. Русь необратимо вступила в полосу политической раздробленности, которая стала закономерным этапом развития всех крупных государств Европы в период Средневековья. Новые экономические, политические, социальные явления, проявившиеся к этому времени, медленно, но верно разваливала единое государство. Становление в рамках Руси самостоятельных княжеств проходило на фоне бурного развития производительных сил общества, прогресса сельского хозяйства, ремесла, внутренней и внешней торговли, усиливавшегося обмена торговли между отдельными русскими землями, роста населения. Каждое крупное княжество могло теперь выставить рать не меньшую чем у киевского князя.

Содержание работы

Введение 2
Судьбы бывших земель Киевской Руси 3
Образование Великого княжества Литовского 4
Политическая система Литвы. Литовские князья и их политика 6
Польские унии их роль 11
Социально-экономическое положение княжества 12
Заключение 13
Список используемой литературы 14

Содержимое работы - 1 файл

Негосударственное образовательное учреждени1.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное  учреждение

«Международный  независимый

  Эколого-политологический

университет» 

Пензенский  филиал 
 
 
 
 

Факультет: юридический

Кафедра: история

Дисциплина: история отечественного государства и права 
 
 
 
 

Контрольная работа

на тему: «Русские земли в составе великого княжества Литовского». 
 
 
 
 
 

Выполнила

студентка гр. Ю – 12 

Проверил 
 
 
 
 
 
 
 

Пенза

2008 г. 

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Начиная с 30-х гг. 12 в. Русь необратимо вступила в полосу политической раздробленности, которая стала закономерным этапом развития всех крупных государств Европы в период Средневековья. Новые экономические, политические, социальные явления, проявившиеся к этому времени, медленно, но верно разваливала единое государство. Становление в рамках Руси самостоятельных княжеств проходило на фоне бурного развития производительных сил общества, прогресса сельского хозяйства, ремесла, внутренней и внешней торговли, усиливавшегося обмена торговли между отдельными русскими землями, роста населения. Каждое крупное княжество могло теперь выставить рать не меньшую чем у киевского князя. Центры княжеств стали крупными крепостями. Оборона страны – некогда единая – теперь раздробилась по отдельным землям. В венном и политическом смысле Русь стала намного слабее. Усложнился состав общества, более определенными стали слои в отдельных землях и городах: здесь были и бояре, и духовенство, и торговцы, и ремесленники, и низы города, включая холопов. Зарождалось дворянство – слой мелких вассалов, служивших князю за земельное пожалование,  которое предоставлялось лишь на время службы, а не как вотчина. Отдельные русские земли превращались в экономически развитые сильные государственные образования с кипучей общественной жизнью. Их территории порой равнялись крупным западноевропейским государствам. Вся эта новая Русь уже не нуждалась в прежней централизованной власти. Наконец, распаду Руси способствовали и постоянные разделы, и переделы земель между князьями, их бесконечные междоусобные войны.

     С точки зрения общеисторического развития политическое дробление Руси – закономерный этап на пути к будущей централизации страны и будущему экономическому и политическому взлету уже на новой основе. Политический распад Руси никогда не был полным. Сохранялись центростремительные силы, которые постоянно противостояли силам центробежным. Среди полутора княжеств, которые образовались в 12 в. на территории Руси, наиболее крупными были: Киевское, Черниговское, Новгородское и другие. Каждое из них занимало обширные земли, ядром которых были новые города. Одно из таких княжеств Литовское. История русских земель неразрывно связана с ним.

Судьбы  бывших земель Киевской Руси

     В 13 – 14 вв. пути развития русских земель расходятся. В это время большинство земель Киевской Руси оказалось в политическом подчинении чужих государств. На южные, юго-восточные и западные территории претендовали Венгрия, Польша, Литва. Северо - Восток оказался в полном подчинении улуса Джучи (Золотой Орды). В менее зависимом положении был Северо – Запад, но Новгород и Псков все равно периодически откупались от татар и воевали с Литвой и немецкими рыцарскими орденами. Таким образом, последовательное историческое развитие восточнославянских земель оказалось прервано. Многие культурные и политические традиции погибли навсегда. Это были самые трудные века отечественной истории.

     Преодолеть  кризис можно было только путем нового объединения земель бывшей Киевской Руси и воссоздание на них восточнославянской государственности. Первые шаги к этому были сделаны во второй половине 13 в., когда в Восточной Европе сложились три потенциальных центра объединения – княжество Литовское, княжество Тверское и Московское. Причем все три государства выступали с претензией на роль политического наследника Киевской Руси. В 12 – 14 вв. они стремились собрать под своей властью как можно больше территорий и всячески конфликтовали друг с другом за спорные земли и сферы влияния. Особенность этих конфликтов была в том, что они происходили при непосредственном участии реального господина в регионе – Орды, и от позиции ханов во многом завесили результаты политики московских, тверских, литовских князей. По мере татарского владычества борьба между потенциальными центрами объединения русских земель обострялась.

Образование Великого княжества Литовского

     Рядом с расцветом политической жизни в Новгороде и Суздальско-Владимирской Руси мы замечаем оживление и усиление Волыни и особенно Галича. «Центр жизни перешел в Руси южной от Днепра к Карпатам, - говорит профессор Бестужев-Рюмин. – Это перенесение сосредоточения исторической жизни становилось уже давно. Хотя князья продолжали добиваться Киева и перед самым почти взятием его татарами велись из-за него распри... но, не смотря на эти распри, Киев уже пал еще после взятия его войсками Боголюбского» (1169)... Жизнь историческая нашла себе новое русло: руслом этим была земля Галицкая. Но Мономаховичам, утвердившимся на Волыни и Галиче, пришлось бороться за власть с могучим Галицким боярством, которое выросло там, в независимую от князя политическую силу и выносит большое давление иноземных соседей: татар, поляков, угров и Литвы. Открытая война и дипломатическая ифа с этими соседями окончилась победой не Галича. Волынь перешла под власть Литвы в середине 14 в., а за обладание Галичем та же Литва спорила с 1340 г. с Польшей. Галичу выпала не долгая слава, и та миссия соединения южной и западной Руси, которая, казалось, была суждена именно Галичу, перешла от него к Литве.

     Благодаря тому, что литовское государство  составило преимущество из русских областей, жило общей политической жизнью с Польшей и имело постоянные, хотя и враждебные сношения с немцами, оно заинтересовало своей судьбой не только русских, но и польских и немецких историков. В немецких и польских литературах есть очень серьезные труды по литовской этнографии и истории. Что касается русских ученых, то они прежде мало обращали внимания на историю Литвы, но в последнее время развилось сознание, что Литва была государством по населению русским и что изучение ее с точки зрения этнографической и исторической, составляет интерес первостепенной важности для русского историка. В Литве история, которой шла иным путем, чем история Москвы, сохранились чище и яснее некоторые черты древнерусской жизни, и русское общество в Литве осталось в своей массе верным своей народности, хотя и поставлено было в тяжелые условия жизни и развития. Из старых историков Карамзин в своей «Истории государства Российского» почти ничего не говорит о Литве. Соловьев хотя и отмечает литовские события, но отдел о Литве у него менее обработан, чем история Московской Руси.

     Племя известное под названием литовское, является рассеянным с давних пор на Балтийском поморье, между Западной Двиной и Вислой. На востоке оно распространяется почти на весь бассейн реки Немана и своими крайними южными поселениями достигает до среднего течения Западного Буга. Литовцы, как можно заключить по остаткам литовского языка составляли самостоятельною ветвь арийского племени, близкую славянам. По немногочисленным сведениям, дошедших до нас о первоначальном быте литовцев, мы можем указать в 10 и 11 вв. следующие народности или племена, на которые распалось литовское племя: на севере литовской территории, на правой стороне Днивыжило племя, называемое летгола, к югу от него по левому берегу Днивы – жемгола или семигола, на полуострове между балтийским морем и Рижским заливом – пруссы. Они разделялись на десять колен. Название двух прусских колен «судинов» и «галиндов» находим у Птоломея, писателя 2 в. По Р.Х. Он помещает их на тех же местах, где они были позже на основании чего ученые склонны думать, что литовское племя поселилось у балтийского моря очень рано. По бассейну Немана жили: жмудь по нижнему течению и Литва по среднему течению. Наконец по реке Нареву простирались поселения последнего литовского народа ятвягов.

     Что касается до быта литовцев в древности, то сведения о них скудны. Религия их состояла, вероятно, в поклонении силам природы. Исторические известия об именах литовских божеств (за исключением разве Перуна) и религиозных обрядах (за исключением немногих) подвергаются сильному подозрению со стороны позднейших ученых и часто опускаются в ученых трудах. По дошедшем до нас сведениям можно заключить, что у них существовал очень влиятельный класс жрецов, находящихся в подчинении у главного жреца Кривее или Криво-Кривейто, который пользовался громадным уважением. Характерной чертой быта литовцев было отсутствие первых начал государственности, которые, например, у славян выражались освоением городов. В древнейших летописях, описывающих походы русских на Литву, не упоминается о городах на литовской территории. Время их возникновения относят лишь к 13 в., ссылаясь на летописи, которые впервые в 1252 г. упоминают о литовских городах: «Ворута» и «Твереметь» (Ворута был расположен в местности, занятой племенем Литвой, а Твереметь – в местности, занятой Жмудью). Ученые говорят, что летописи под 1252 г. упоминают не об основании городов, а об их существовании; основаны они были, по их мнению, немного раньше.

Политическая  система Литвы. Литовские князья и их политика

     Наряду  с отсутствием в древнейшей Литве  городов, как объединяющих центров, заметно и полное отсутствие политической власти. До половины 13 в. Польские и  немецкие летописи, описывая столкновения литовцев с соседними народами, не только не называют литовских вождей, но не упоминают о существовании, каких бы то ни было правителей. До половины 14 в. Упоминаются лишь вожди, но власть их простиралась лишь на незначительные округа. В летописях на незначительном пространстве территории обыкновенно указывают на целую группу таких начальников. Это были скорее представители отдельных родов, чем племенные правители. Таким образом, литовское племя до половины 14 в. Не только не составляло государства, но даже сплоченных племен, а представляло массу небольших волостей, управляемыми независимыми вождями без всякой политической связи между ними. Только тождество происхождения, быта, языка, преданий и религиозного культа объединило отдельные части этого племени.

     Но  опасность со стороны внешних  врагов заставила литовцев ускорить процесс своей политической организации и заменить опиравшуюся на нравственное влияние власть жрецов властью князей. Этими врагами были немецкие рыцари, которые с начала 13 в. Появились на окраинах литовской земли с целью обращения литовцев в христианство и вместе с тем в крепостную зависимость от победителей. К концу 13 в. Немцы подчинили себе пруссов, земли летголы и жемголы и приблизились к поселениям собственно Литвы и Жмуди. Но эти народы, в то время как их современники боролись с немцами, успели уже создать довольно крепкий государственный строй и оказали сильное сопротивление последним. Этому помогли те отношения, в какие стали Литва и Жмудь в 13 в. к русским. Одновременно с возвышением Владимирской Руси (в 13 в.) русские западные княжества, соседние  литовскому государству, - Смоленское, Полоцкое и другие, - вследствие нападений внешних врагов и внутренних неурядиц, слабеют и делятся на мелкие части. Междоусобицами русских князей пользуются литовцы, которых сами русские призывают на помощь и вмешивают в свои распри. Они, помогая той или иной стороне, вторгаются в жизнь русских и пользуются этим для достижения собственных целей. Раньше всего литовцы вмешиваются во внутренние дела Полоцкой земли, знакомятся с ее положением, свыкаются с мыслью о ее слабости и внутреннем устройстве.

     С конца 12 в. Литовцы уже не ограничиваются участием в полоцких междоусобиях, но начинают предпринимать походы с  целью территориального захвата. С конца 13 в. Литовцы начинают вторгаться и в другие русские княжества, так например, в Новгородскую землю, в Смоленское и Киевское княжества. Кто были первые литовские князья неизвестно. Самые ранние известия о них и то легендарные дошли до нас только от 13 в. В 13 в. По литовским приданиям, Эрдивил, современник Батыя предпринял поход на русские земли и завоевал Городном. В то же время другой литовский князь – Мингайло предпринял, будто бы поход на Полоцк и основал в нем второе литовское княжество. Эти известия о первых литовских княжествах на русской почке, однако, недостоверны. Первое достоверное княжение – княжение Миндовга. Миндовг, сын Ромгольда, около 1235 г. завладел русским городом Новгородом (Новогрудеком) и основал там полурусское, полулитовское княжество. Расширяя свои владения ‘f счет русских и литовцев, он действовал с помощью русских против литовцев и с помощью литовцев против русских. В стремлении к расширению своего княжества он встретился с двумя врагами: с возвышающимся на юге Галицким княжеством и с Ливонским орденом. Миндовгу (точнее его сыну Войшелку) удалось заключить договор с Галицким князем Даниилом, под условием уступки Роману, сыну Даниила Галицкого, русских земель, занятых Миндовгом Литовским, но с признанием верховной власти Миндовга над этими землями. Этот договор выгодный для Миндовга, был скреплен брачным союзом дочери Миндовга с сыном Даниила Шварном. Что касается Ливонского ордена, то Минловг умиротворил его, приняв крещение в 1250 г. и выдав ордену грамоты на литовские земли, ему прямо не принадлежащие. Так завязывалось и формировалось первое Литовское княжество, распавшееся, однако после смерти Миндовга, убитого вследствие заговора против него удельных князей.

     После его смерти в Литве произошли  междоусобия, вследствие которых Литовское  княжество в значительной степени  потеряло приобретенную при Миндовге силу и внутреннюю связь. Однако оно уже настолько окрепло при Миндовге, что не могло окончательно разложиться после его смерти. Основателем же могущества Литовского княжества считается Гедимин, хотя и предшественник его Витень много сделал в этом отношении.

     О происхождении Витеня и Гедимина и времени их вокняжения летописи не дают точных сведений. В рассказах  летописцев мы встречаем известия о  военной деятельности Витеня (1293 – 1316) и Гедимина (1316 – 1341). Причем характер их военных действий указывает на новый переворот, происшедший во внутреннем строе Литовского княжества. У Витеня и Гедимина были уже дисциплинированные войска вместо прежних нестройных ополчений. Войска эти предусматривают осаду городов, умеют брать приступом укрепления, им знакомо употребление осадочных орудий. Литва защищена не только дремучими лесами и болотами, но и укреплениями, замками и городами, жители которых несут правильно распределенные государственные повинности и главным образом обязаны защищать свои города и крепости. Перемена в организации военных сил государства произошла от прилива русской народности, на которую главным образом опирались русские князья. Доказательством этого служат известия летописей, в которых постоянно встречаются названия ополчений Витеня и Гедимина не литовских только, а литовско-русских. Участие русских не ограничивалось только военной помощью литовским князьям, они участвуют в дипломатических делах, правят посольством от литовских князей, имеют влияние и на внутреннее управление Литвы. Так главным сподвижником Гедимина был русский человек Давид - воевода Гродненский. По дошедшим о нем сведениям, он занимал высокое положение в стране, пользовался большим влиянием на внутреннее управление Литвой. По словам литовских источников, он занимал первое место после великого князя. Кроме того, ему была поручена охрана одной из важнейших крепостей, Гродны и начальство над армиями в тех походах, в которых Гедимин лично не принимал участия. В одном из таких походов Давид был убит одним мазовецким князем Андреем.

     Гедимин, как и его предшественники держался захватнической политики. Однако летописи и предания приписывают ему завоевания таких областей, которые или были покорены Литвой уже после его смерти, или же были присоединены к Литве мирным образом. Так, например мы находим в летописях известия о походе Гедимина на Волынь и Киев в 1320 г., причем летописцы передают это как достаточно верный факт, изображают битвы, результатом которых якобы явилось подчинение Волыни и Киева. Между тем из более подробного изучения этих рассказов и слияния с белее достоверными источниками видно, что это вымысел. При таких недостоверных источниках историческая критика может только указать на некоторые земли, присоединенные Гедимином к Литве: Киевскую, Полоцкую, Минскую, Туровскую, Пинскую и Витебскую. Когда соотнесем количественное отношение территорий, населенных русскими и литовцами, то увидим, что около двух третей территории было занято русскими, так что в первой четверти 14 в. Литовское княжество приобретало значение сильного центра, около которого группировались более слабые русские области. Московское государство находилось в таком же положении. Политика как московских, так и литовских князей была одинакова: те и другие стремились стягивать более слабые русские области вокруг сильного политического центра.

Информация о работе Русские земли в составе великого княжества Литовского