Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 12:23, реферат
Имена, отчества и прозвища были известны с древнейших времён. При этом древние источники не всегда помогают чётко разграничить дохристианские имена (даваемые с рождения) и прозвища (приобретаемые в более позднем возрасте). Фамилии появились на Руси довольно поздно и, как правило, они образовывались из имён и прозвищ предков.
Сегодня тот факт, что человек имеет фамилию, кажется абсолютно естественным и очевидным. Однако, буквально пару-тройку столетий назад наличие наследуемых родовых именований (а именно так можно интерпретировать этот термин) не было не только общепринятой практикой, а было скорее исключением из правил - исторический процесс происхождения фамилий только начинался.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Самобытные имена, созданные на восточнославянской почве средствами древнерусского языка……………………………………………………. ….5
2. Период после крещения Руси- иноязычные имена, заимствованные византийской церковью от разных народов древности. …………………..5
3. Проникновение заимствованных имен и имятворчество после Великой Октябрьской Соц.Революции. ………………………………………………8
4. Зарождение русских фамилий. …………………………………………….11
Заключение…………………………………………………………………….16
Список литературы
Одаривали их отец и мать.
Вот стали взрослыми,
А то и старыми
Энергия, Ванцетти, Володар,
И Военмор- во славу Красной Армии,
И Трудомир- в честь мира и труда.
Родварком окрещен рожденный в Арктике,
Поняв, что этот век неповторим,
Старались и краскомы и рабфаковки,
Его вручить наследникам своим.
И в новых именах бессмертье видели.
Их увлеченье не было игрой.
Не надо обижаться на родителей,
Перемудривших раннею порой.
Сложились судьбы тех детей по-разному,
Но имя тоже освещало путь,
Гори, когда Энергией ты названа,
А Володар- как Володарский будь!
Вы, названные Нинами, Маринами,
Андреями, Петрами в наши дни,
Не тяготитесь отчествами длиными,
Что утверждались в жизни октябринами,-
Свою
эпоху славили они."
Фамилии
Зарождение русских фамилий.
В различных общественных слоях фамилии появились в разное время. Первыми в русских землях приобрели фамилии граждане Великого Новгорода и его обширных владений на севере, простиравшихся от Балтийского моря до Уральского хребта. Новгородские летописцы упоминают множество фамилий-прозвищ уже в XIII в. Так в 1240 г. среди новгородцев, павших в Невской битве, летописец упоминает имена: «Костянтинъ Луготиниць, Гюрята Пинещиничь, Намѣстъ, Дрочило Нездыловъ сынъ кожевника» [2]. В 1268 г. «убиша посадника Михаила, и Твердислава Чермного, Никифора Радятинича, Твердислава Моисиевича, Михаила Кривцевича, Ивача, Бориса Илдятинича, брата его Лазоря, Ратшю, Василя Воиборзовича, Осипа, Жирослава Дорогомиловича, Поромана Подвоиского, Полюда, и много добрыхъ бояръ» [2]. В 1270 г. «побѣгоша къ князю на Городище тысячьскыи Ратиборъ, Гаврило Кыяниновъ и инии приятели его»[2]. В том же году князь Василий Ярославич «поѣха в Татары, поима съ собою Петрила Рычага и Михаила Пинещинича» [2]. В 1311 г. «убиенъ бысть Костянтинъ, Ильинъ сынъ Станимировича»[2]. В 1315 г. князь Михаил Тверской требует у новгородцев: «выдаите ми Федора Жревьского»[2]. В 1316 г. «Данилъко Писцевъ убьенъ бысть»[2]. В 1327 г. «новгородци от себе послаша Федора Колесницю, въ Орду». В 1329 г. «убиша въ Юрьевѣ новгородского посла мужа честна Ивана Сыпа» [2]. В 1332 г. «Въсташа крамолници в Новѣгородѣ, и отъяша посадничьство у Федора у Ахмыла и даша Захарьи Михаиловичю, и пограбиша дворъ Смена Судокова» [2].
Несколько позже в XIV—XV вв. родовые имена появились у князей и бояр. Князья прозывались по имени своего удела, и моментом возникновения фамилии надо считать момент, когда князь, лишившись удела, все-таки сохранял за собой и потомками его название в качестве прозвища: Шуйский, Воротынский, Оболенский, Вяземский и пр. Меньшая часть княжеских фамилий происходит от прозвищ: Гагарины, Горбатые, Глазатые, Лыковы и пр. Фамилии вроде Лобанов-Ростовский соединяют наименование княжения с прозвищем. Боярские и дворянские фамилии образовывались также от прозвищ либо от имен родоначальников. Процесс становления боярских фамилий из наследственных прозвищ хорошо иллюстрируется историей боярского (впоследствии царского) рода Романовых. Его родоначальниками были жившие в XIV в. Андрей Иванович Кобыла и Фёдор Андреевич Кошка Кобылин. Потомки Фёдора Кошки на протяжении нескольких поколений носили прозвище-фамилию Кошкины (впрочем, не все: его сын Александр Беззубец стал родоночальником Беззубцевых, а другой сын Фёдор Гольтяй — родоночальником Гольтяевых). Кошкиными звались его сын Иван и внук Захарий Иванович. Среди детей последнего, Яков Захарович Кошкин стал родоначальником дворянской фамилии Яковлевых, а Юрий Захарович стал зваться Захарьин-Кошкин, тогда как сын последнего звался уже Роман Захарьин-Юрьев. Фамилию Захарьин-Юрьев, или просто Захарьин, носил и сын Романа, Никита Романович (а равно его сестра Анастасия, первая жена Ивана Грозного); однако дети и внуки Никиты Романовича звались уже Романовыми, включая Фёдора Никитича (патриарха Филарета) и Михаила Фёдоровича (царя).
В конце XV в. среди русских дворян появляются первые фамилии иностранного происхождения, прежде всего фамилии польско-литовских и греческих (напр. Философовы) выходцев; в XVII в. к ним прибавляются такие фамилии западного происхождения, как Фонвизины, Лермонтовы. Фамилии потомков татарских выходцев напоминали об именах этих выходцев: Юсупов, Ахматов, Кара-Мурза, Карамзин (также от Кара-Мурза). Однако следует заметить, что далеко не всегда восточное происхождение фамилии свидетельствует о восточном происхождении ее носителей: в ряде случаев, они происходят от татарских прозвищ, бывших в моде на московской Руси. Такова фамилия Бахтеяровы, которую носила ветвь ростовских князей-Рюриковичей (от Фёдора Приимкова-Бахтеяра), или фамилия Беклемишевы, произошедшая от прозвища Беклемиш (тюркскс. — охраняющий, сторожащий), которое носил Фёдор Елизарович, боярин Василия I.
У крестьян в этот период фамилий обычно не было, функцию таковых выполняли прозвища и отчества, а также упоминание их хозяина, так как в XVI в. крестьянство центральной России подвергалось массовому закрепощению. Например, в архивных документах того времени можно встретить такие записи: «Иван Микитин сын, а прозвище Меншик», запись 1568 года; «Онтон Микифоров сын, а прозвище Ждан», документ 1590 года; «Губа Микифоров сын Кривые щёки, землевладелец», запись 1495 года; «Данило Сопля, крестьянин», 1495 год; «Ефимко Воробей, крестьянин», 1495 год. В этих записях можно видеть указания на статус еще свободных крестьян (землевладелец), а также отличие отчества от фамилии (сын такого-то). Крестьяне северной России, бывших новгородских владений, могли иметь настоящие фамилии и в эту эпоху, так как крепостное право на эти области не распространялось. Вероятно, самый известный пример такого рода — Михайло Ломоносов. Можно также вспомнить Арину Родионовну Яковлеву — новгородскую крестьянку, няню Пушкина. Имело фамилии и казачество. Фамилиями была наделена и значительная часть населения земель входивших ранее в Речь Посполитую — Белоруссия до Смоленска и Вязьмы, Малороссия.
При Петре Первом Сенатским Указом от 18 июня 1719 года, в связи с введением подушной подати и рекрутской повинности официально были введены и самые ранние документы полицейского учёта — проезжие грамоты (паспорта). Паспорт содержал сведения: имя, фамилия (либо прозвище), откуда выехал, куда направляется, место жительства, характеристика его рода деятельности, сведения о членах семьи, которые ехали вместе с ним, иногда сведения об отце и родителях.
Указом
от 20 января 1797 года император Павел
I повелел составить Общий гербовник дворянских
родов где было собрано более 3000 дворянских
родовых имён и гербов.
Большинство фамилий, по происхождению являются семейными прозвищами. Которые, в свою очередь происходили от «уличного» прозвища того или иного члена семьи. Основной массе крестьян в документе записывали именно это самое «уличное» прозвище, которых у иной семьи могло быть и не одно. Прозвищные фамилии появились гораздо раньше поголовного офамиливания. Эти самые семейные прозвища, иногда уходившие своими корнями, в глубь многих поколений, фактически выполняли роль фамилий у крестьян Центральной России - в обиходной жизни, еще до поголовного их закрепления. Именно они в первую очередь попадали в переписные листы, и на самом деле, офамиливание являлось просто записыванием этих прозвищ в документы. Таким образом, наделение крестьянина фамилией часто сводилось просто к официальному признанию, узакониванию, закреплению семейных или личных прозвищ за их носителями. Этим и объясняется то, что в эпохи до массового наделения крестьян Центральной России фамилиями - нам все же известны отдельные имена и фамилии крестьян, принимавших участие в тех или иных важных событиях. При появлении необходимости упомянуть крестьянина в летописи или в повествовании о каком-то событии, участником которого он являлся - в качестве его фамилии, просто указывалось соответствующее прозвище - его собственное, или его семьи. И затем, в ходе поголовного присвоения фамилий крестьянам Центральной России, которое произошло после отмены крепостного права, эти же прозвища были в большинстве своем официально признаны и закреплены.
У некоторых в качестве фамилии записывали отчество. В царских указах о проведении переписи обычно говорилось, что следует записывать всех «по именам с отцы и с прозвищи», то есть по имени, отчеству и фамилии. Но в XVII — первой половине XVIII веках у крестьян наследственных фамилий не было вовсе. Крестьянская фамилия жила лишь в продолжение одной жизни. Например, Родился в семье Ивана Прокопий, и во всех метрических записях именуется он Прокопий Иванов. Когда же у Прокопия родился Василий, то стал новорожденный Василий Прокопьев, а вовсе не Иванов
Первая перепись 1897 г. показала, что фамилии не имеет до 75 % населения (впрочем, это относилось более к жителям национальных окраин, чем коренной России). Окончательно у всего населения СССР фамилии появились только в 30-е годы XX века в эпоху всеобщей паспортизации.
Чтобы
разобраться в вопросе
Простой же русский народ обходился без фамилий, довольствуясь именами, отчествами, прозвищами. Так было до отмены крепостного права в 1861 году. К этому моменту абсолютное большинство населения Руси – крепостные, фамилии не имели. И только после падения крепостного права, когда крестьяне перестали кому-либо принадлежать, стали самостоятельными, возникла потребность дать им фамилии. Тогда в большинстве случаев именно отчества и прозвища стали исходными данными для происхождения фамилий. Также фамилии бывших русских помещиков в измененном или исходном виде переходили к их бывшим крепостным. Кроме этих известны и другие источники происхождения фамилий. Например, по роду занятий (Кузнецов, Плотников, Сапожников и т.д.), месту проживания, названиям животных и птиц (Медведев, Соболев, Баранов, Синицын, Журавлев, Орлов, Котов, Гусев и т.п.) или другим признакам. В этих случаях происхождение фамилии практически очевидно. Точно также понятны происхождения фамилий, связанных с именами: Грирорьев, Михайлов, Александров, Федоров и т.д. Таким образом, только к самому концу 19 века большинство населения Руси обрело фамилии. Первые более-менее достоверные данные о наличии фамилий появились после переписи 1897 года, когда переписчики зачастую вынуждены были сами придумывать фамилии для крестьян, а чтобы облегчить себе работу, они и приписывали сотни одинаковых фамилий – на что хватало их фантазии.
Как известно, число существующих фамилий
огромно, все они очень многообразны, хотя
некоторые имеют близкие корни и значения.
У всех на слуху и самые распространенные
русские фамилии: Иванов, Петров, Сидоров.
Но на самом деле, это скорее клише, чем
реальность. Дело в том, что в действительности
тройка самых распространенных фамилий
в России выглядит так: Смирнов – 1,862% от
общего населения России, Иванов – 1,333%,
Кузнецов – 0,998%. За ними следуют: Соколов,
Попов, Лебедев, Козлов, Новиков, Морозов,
Соловьев. Фамилия Петров находится лишь
на 11 месте, а Сидоров – только на 66. В первую
двадцатку входят также: Волков, Васильев,
Зайцев, Павлов, Семенов, Голубев, Виноградов,
Богданов, Воробьев.
Заключение
Имена, отчества и прозвища были известны с древнейших времён. При этом древние источники не всегда помогают чётко разграничить дохристианские имена (даваемые с рождения) и прозвища (приобретаемые в более позднем возрасте). Фамилии появились на Руси довольно поздно и, как правило, они образовывались из имён и прозвищ предков. Первыми в XIV—XV вв. приобрели фамилии князья и бояре. Впрочем, и в XVI век наследование некняжеских боярских фамилий было весьма неустойчивым. Потом стали приобретать фамилии купцы и духовенство. В середине XIX века, особенно после отмены крепостного права в1861 г., формируются фамилии крестьян. Процесс приобретения фамилий, в основном, завершился к 30-м годам XX века.
Сегодня
тот факт, что человек имеет
фамилию, кажется абсолютно естественным
и очевидным. Однако, буквально пару-тройку
столетий назад наличие наследуемых
родовых именований (а именно так
можно интерпретировать этот термин)
не было не только общепринятой практикой,
а было скорее исключением из правил
- исторический процесс происхождения
фамилий только начинался.
Список литературы.
Информация о работе Русские семейные имена и прозвища: история и современность