Русская православная церковь во 2 половине 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:45, контрольная работа

Краткое описание

На протяжении XIX в. положение Русской православной церкви определялось законами, принятыми еще при Петре I. Важнейшие статьи петровского “Духовного регламента” были включены в “Свод законов”. В нем содержалось религиозное обоснование царской власти и тем самым закреплялся давний союз церкви и государства. Закон объявлял православие “первенствующей и господствующей” в России верой.

Содержание работы

1.Введение
2. Изменения в жизни церкви в XIX веке
2.1 Народное восприятие общественных, экономических и административных структур как одного целого с церковью;
2.2 Влияние православия на творческих и мыслящих людей;
2.3 Законы, связанные с церковью.
2.4 Экономическое положение церкви в XIX веке
3. Выдающиеся деятели церкви в XIX веке
3.1 В.С. Соловьев;
3.2 Иоанн Касаткин.
4. Отношения Русской Православной Церкви с государством.
5. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви на территории Российской империи
6. Заключение
7. Список использованной литературы

Содержимое работы - 1 файл

Русская православная церковь во 2 половине 19 века.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

В течение всего века наблюдался отход интеллигенции от Церкви. Только отдельные представители жили церковными интересами и болели душой о ее ненормальном положении. Н.В. Гоголь составил «Толкование на литургию», а небольшая группа славянофилов, в частности, А.С. Хомяков, автор ряда ценных богословских трудов, вели церковную работу. Подавляющее большинство русских культурных людей XIX века жило рядом с Церковью, но вне Церкви, а иногда было явно враждебным Церкви.

Из мер, принятых в конце XIX века к установлению более правильного отношения епископата и верховной власти, надо отметить происшедшую по инициативе Л. Тихомирова отмену слов архиерейской присяги, в которой епископы признавали императора своим «крайнем судией».

За XIX век Русская Православная Церковь не только расширилась в своих пределах, но значительно преумножила количество епархий, число которых достигло 68 при 71 викарии. Все же число епископов было незначительным по отношению к многочисленной пастве. Поэтому только в редких случаях епископам удавалось объезжать всю свою епархию. Епархии делись на благочиния, в которые входило несколько приходов.

 

 

 

 

5. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви на территории Российской империи

Активную просветительскую деятельность среди малых народов Российской Империи Русская православная церковь вела давно. К середине XIX века уже накопился немалый опыт работы в этом направлении. В то же время, XIX столетие – это эпоха завершения становления границ Российской Империи. К русским землям были присоединены территории Финляндии (1809 г.), Средней Азии, Кавказа и Дальнего Востока. Складывались определенные предпосылки для развития православной проповеди среди вновь присоединенных народов. Помимо того, продолжая заложенные до того традиции, русские святители XIX в. проповедовали среди местного населения, проживавшего на собственно территории Российской Империи и землях, включенных в ее состав еще в XVII и XVIII вв.

В XIX в., особенно во второй его половине, миссионерская деятельность Русской православной церкви на территории Российской Империи велась в двух направлениях:

а) борьба с сектантством и старообрядчеством;

б) проповедь среди «язычников» (шаманистов, мусульман, ламаистов и т.п.).

Не отказываясь от старых методов по обращению нерусских народов в православие, РПЦ разработала ряд новых мер. Для общего руководства миссионерским делом в Москве в 1870 г. было создано Православное миссионерское общество (далее – ПМО), в котором насчитывалось до 20 тыс. членов. Во главе ПМО стоял митрополит Московский Иннокентий, а на местах создавались епархиальные комитеты ПМО во главе с архиереями. Главная цель общества состояла в помощи православным миссиям по обращению нехристиан в православие в пределах Российской империи и «утверждении их в истинах святой веры и правилах христианской жизни»[7]. Все члены общества платили ежегодный взнос в размере 3 руб. и вносили добровольные пожертвования на развитие миссионерского дела в Российской Империи и за ее пределами. Православное миссионерское общество было создано на основе миссионерского общества, учрежденного высочайшим повелением в 1865 г. в Петербурге под «покровительством благочестивой супруги императора Александра II, императрицы Марии Александровны. По ее почину председателем общества стал митр. Иннокентий московский»[8].   

Во второй половине XIX в. происходит ряд изменений в задачах, преследуемых православными миссионерами. Разрозненная деятельность многочисленных миссионерских организаций в XIX в. не давала ожидаемого эффекта, поэтому было решено коренным образом перестроить всю систему миссионерской работы.

От явно невыполнимой задачи обращения в православие всех иноверцев России миссионеры переключились на борьбу прежде всего против все возраставшего сектантского движения и против усиления старообрядчества»[9]. В этой целью с 1880-х годов стали собираться миссионерские съезды. Первый такой съезд состоялся в Москве в 1887 г. «Он оставил по себе память своими изуверскими предложениями отбирать детей у упорствующих раскольников и сектантов, а самих родителей лишать прав гражданства»[10]. Следующий съезд, состоявшийся в Москве в 1891 г., ставил перед собой задачу «разобраться в сущности учения отдельных сект и определить, насколько они вредны для  церкви и государства, а также обосновать ложность их вероучений. Съезд предложил ускорить издание Библии и Евангелия с подстрочным толкованием текста и подбором полемических материалов для обличения сект. Было принято решение об издании противомусульманских книг и журналов»[11].

Третий всероссийский миссионерский съезд РПЦ проходил в 1897 г. в Казани. Съезд призвал православных людей, объединенных церковью, заботиться о «крепости и спокойствии» гражданского быта и государственного строя. Отсюда и вытекала задача разоблачения сектантства, которое якобы ведет к подрыву общественного порядка. Третий миссионерский съезд признал, что в сложившихся условиях задача правительства состоит в том, чтобы оказать деятельную помощь церкви и миссионерам в применении ими мер духовного воздействия на сектантов. Вместе с тем съезд потребовал издания законов, предусматривающих ограждение православия и пресечение развития сект и ересей.

В Сибири во второй половине XIX в. вели проповедническую деятельность сразу несколько духовных миссий. Так, правивший в 1860-1873 гг. Иркутской епархией владыка Парфений (Попов) выделил в ней Иркутскую и Забайкальскую миссии. При нем было крещено до 8 000 бурят [12]. При этом во всех бурятских приходах он начал с 1867 г. вводить богослужение на бурятском языке. Благодаря усилиям отца Парфения и его последователей, Иркутская миссия к 1890 г. «имела уже 18 станов, а обращенных ею насчитывалось до 35 000 душ. Миссия имела 14 школ и несколько благотворительных учреждений…»[13]. Забайкальская миссия, открытая в 1862 г. и возглавляемая епископом Вениамином (Благонравовым), также работала довольно успешно. «К 1890 г. число станов этой миссии возросло до 22 с 25 школами… Но обращений в Забайкальской области было меньше, вследствие особенной силы ламства… Наибольшее число обращений падало не на бурятский народ, а на племена тунгузов, якутов и карагазов»[14]. В 1868 г. владыка Вениамин был переведен на Камчатку, а в 1873 г. в Иркутск. «Из автобиографии Вениамина, архиепископа иркутского, видно, что под его руководством в 60-80-х  гг. XIX в. было крещено в забайкальской миссии 1850 человек, в камчатской – 3508, в иркутской епархии за 12 лет (1873-1884) – 31 212, в енисейской – свыше 30 тыс. человек и, кроме того, во Владивостокской епархии – 1127 корейцев»[15].

Алтайская миссия была открыта еще в конце 1820-х гг. «В 1882 г. из алтайской миссии была выделена новая миссия Киргизская, с центром в Семипалатинске. Дела Алтайской миссии шли успешно и в 1895 г. она «имела 14 станов, до 47 церквей и молитвенных домов, 2 монастыря, приходское попечительство и многие благотворительные учреждения. Около своих станов миссия посадила на оседлое жительство более 10 000 кочевников»[16].

Помимо рассмотренных выше, на всей территории Российской Империи действовало множество миссий. Это, в определенной мере, является свидетельством того, что период второй половины XIX – начала XX вв. был временем значительного подъема в миссионерском движении русской православной церкви, своего рода, «золотым веком» православного миссионерства.

Вместе с ростом политического могущества Российской Империи расширялось и ее культурное влияние в мире. На всех континентах возникали очаги русской культуры. Однако, если до середины XIX в. православные приходы, создаваемые в разных городах мира, были призваны удовлетворять духовные нужды русских эмигрантов, дипломатических и торговых представителей Империи, то во второй половине столетия их деятельность была обращена еще и на местное население. Русские духовные миссии активно работали в Иерусалиме, Пекине, Токио. Широко велась православная проповедь в Восточной Европе и Северной Америке.

Самая старая из заграничных миссий Русская духовная миссия в Китае ведет свою историю с начала XVIII в., ее возникновение связано с «албазинским инцидентом» 1686 г., когда взятые в плен в остроге Албазин казаки были уведены в Пекин. При Петре I в Пекин была отправлена миссия из восьми духовников во главе с архимандритом Илларионом (Лежайским). Основной целью деятельности Миссии практически до конца XIX в. было удовлетворение духовных потребностей проживающих в Пекине русских людей, а также изучение Китая и посредничество в русско-китайских дипломатических отношениях (до 1864 г.)[17].

 

Заключение

Итак, положение церкви в России, на протяжении всего периода её существования, постоянно менялось, то приобретая практически неограниченную власть, то совершенно её теряя. Но вне зависимости от отношений с государством церковь всегда играла беспрецедентно важную социально-культурную роль. Кроме того, церковь испокон веков была богатейшим институтом, имея в собственности важнейшие стратегические богатства: золото и земли. Церковь была творцом общественного мнения, так как писать и читать люди учились только в церквях, поэтому церковь была для них хранителем мудрости, люди относились к церкви с трепетом и уважением.

80-е годы XIX в. Ключевский назвал «перевалом, за которым начинается пологий, но неуклонный, постоянный спуск». Особенность кризиса православия состояла в том, что он проявился во всеобщем падении общественного престижа религии, обесценивания ее роли в решении общественно значимых проблем. Причины кризиса православия Церковь объясняет не утратой влияния на верующих, не девальвацией религии как средства удовлетворения духовных потребностей, а несоответствием устаревших способов выражения «абсолютных и непререкаемых истин веры» современному уровню развития общественного сознания. В России конца ХIХ в. назрела острая необходимость «приспособить» православие к новому этапу развития общества, связанному с капиталистическим развитием, социальной поляризацией, ростом социальной напряженности, появлением новых радикальных идей.

Более того, причина упадка православия в жесткой государственной власти над Церковью. Подчинив себе Церковь, государство тем самым разрушило зависимость светского от духовного и привело к внутреннему разладу  и ослаблению нравственных начал в обществе. Факт сращивания государства и РПЦ признавался и самими религиозными деятелями. Пагубное влияние опеки светской власти наталкивало их на мысль о необходимости церковных преобразований. Выдающиеся церковные иерархи, известные общественные деятели того времени защищали идею независимости Церкви от государства и прививали ее русскому общественному сознанию. Глубинная причина нежелания реформирования Церкви – в охранительной ее направленности. Православие было основным идеологическим символом самодержавия.

Церковь и история государства очень сильно переплелись. Это можно подтвердить на ряде фактов. Так, например, можно говорить о том, что государь управляет действиями и решениями своих поданных, а церковь их мыслями и стремлениями. Во времена татаро-монгольского нашествия, когда вся власть на Руси была подчинена монгольскому хану и не могла сопротивляться, а русский народ был похож на рабов, именно церковь воскресила в христианах веру в победу и возглавила «священную войну». Получилось так, что когда у государства не было никаких шансов, то к нему на помощь пришла церковь с более сильным оружием, чем мечи и стрелы. Видя эту силу, многие пытались поставить церковь на службу государству. Но больше всего это удалось Петру Великому, который пошел дальше, заставив платить её взносы в казну. Еще к особенностям Русской православной церкви можно отнести то, что она на протяжении веков смогла сохранить почти в неизменном состоянии все традиции Византийской церкви. Российская церковь стала островком чистого православия, так как греческая церковь под двухсотлетним игом Османской империи претерпела некоторые изменения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.      Римский С. В. Церковная реформа Александра II // Вопросы истории. – 1996

2.      Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. // «Вехи», Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991.

3.      Основы религиоведения. История Русской Православной Церкви. Самара 2007 г. (Центр профессионального образования Самарской области)

4.      Русское православие: вехи истории. / Науч. ред. А.И. Клибанов. – М.: Политиздат, 1989.

5.      Соловьев В.С. Собр. соч. в 2-х т. – М.: Мысль, 1988.

6.      Крывелев И.А. История религии. Очерки в 2-х т. Т. 1. Второе изд., доработ. – М.: Мысль, 1988.

7.      Никольский Н.М. История русской церкви. – 3 изд. – М.: Политиздат,  1983.

8.      Поспеловский Д.В. Православная Церковь в истории Руси, России и  СССР. – М.: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 1996. 

9.        Орлова К.В. История христианизации калмыков: середина XVII – начало XX в. – М., 2006.

10. Русское православие: вехи истории / Науч. ред. А.И. Клибанов. – М., 1989.

11. Тальберг Н. История русской церкви. – М., 2004

12. Россия и Восток: Учеб. пособ. / Под ред. С.М. Иванова, Б.Н. Мельниченко. – СПб.,

13. Ключевский В. О. "Курс русской истории" ч.1, Москва, "Мысль", 1987.

14. Татищев В. Н. "История Российская", т.2, Москва, 1962

15. Голубинский Е.Е. История русской церкви: В 2-х тт. — М., 1880–1900.

16. Рункевич С.Г. Русская церковь в XIX веке. — СПб., 1901.

17. "Русская Православная Церковь 988-1988" Издание Московской Патриархии 1988 г.

4

 



[1] 1. Римский С. В. Церковная реформа Александра II // Вопросы истории. – 1996. № 4. – с. 38

 

[2] Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. // «Вехи», Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991. – с. 33.

[3] Русское православие: вехи истории. / Науч. ред. А.И. Клибанов. – М.: Политиздат, 1989. – с. 382.

[4] Соловьев В.С. Собр. соч. в 2-х т. – М.: Мысль, 1988. – Т 1. – с. 17

[5] Опыты: Литературно-философский ежегодник. – М.: Советский писатель,1990.- с. 273-274.

[6] Комаров Ю.С. Общество и личность в православной философии. – Казань: Университет, 1991. С. 100.

[7] Орлова К.В. История христианизации калмыков: середина XVII – начало XX в. – М., 2006. – с. 94.

[8] Тальберг Н. История русской церкви. – М., 2004   – с. 778.

[9] Русское православие: вехи истории / Науч. ред. А.И. Клибанов. – М., 1989.  с. 442.

[10]Русское православие: вехи истории / Науч. ред. А.И. Клибанов. – М., 1989.  с. 442.

[11] Русское православие: вехи истории / Науч. ред. А.И. Клибанов. – М., 1989.  с. 442.– с. 443.

 

[12] Тальберг Н. История русской церкви. – М., 2004 – с. 767.

[13]Тоже

[14] Тоже

[15] Русское православие: вехи истории / Науч. ред. А.И. Клибанов. – М., 1989 с. 451.

[16] Тальберг Н. История русской церкви. – М., 2004  – с. 766.

 

[17] Россия и Восток: Учеб. пособ. / Под ред. С.М. Иванова, Б.Н. Мельниченко. – СПб., 2000. – с. 256.

 


Информация о работе Русская православная церковь во 2 половине 19 века