Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 18:01, контрольная работа
В 12 в. монгольские племена кочевали в степях Забайкалья и северной части современной Монголии. Их главным занятием было скотоводство, дополнявшиеся охотой. Земледелия монголы не знали. Разводили в основном лошадей и овец. Жили в войлочных шатрах-юртах. Юрта, оставленная на повозку, называлась кибиткой. Такое передвижное жилье было не заменимо во время дальних кочевий. Как правило, у кочевых народов долго сохраняются в неизменности прежние традиции, старинные патриархальные порядки. Имущественное неравенство всегда возникало у кочевников значительно медленнее, чем у землевладельцев.
Монголы разделились: часть их преследовала бегущих, а другие осадили лагерь Мстислава Романовича. Три дня киевляне отбивали все атаки. Но положение было безвыходным. Поэтому, когда монголы предложили князьям сдаться, обещая сохранить им жизнь и впоследствии отпустить на волю за выкуп, те согласились. Обещание, конечно, и на сей раз было нарушено. Победители связали сдавшихся князей, положили на них доски, а сами, сев сверху, принялись пировать победу, радуясь предсмертным стонам умирающих. Оставшиеся без предводителей русские войны были почти все перебиты.
Оценить общие
потери русских в битве на Калке
чрезвычайно сложно. Летописи говорят,
что из десяти русских уцелел лишь
один. Но летописцы сообщают и о
том, что одних киевлян погибло
десять тысяч, совершенно нереально. Из
участвовавших в битве
Княжеские дружины насчитывали в среднем 300-400 человек на помощь половцам князья повели, конечно, только дружинников, а не городские ополчения. Даже если дружины ведущих князей были несколько больше, численность всего русского войска едва ли превышали десять тысяч человек. Не забудем, что на Калке монголам противостояла не вся русь, а лишь ее южная часть.
Самая крупная
из русских земель-Суздальская-
Одержав победу, Джебе и Субэдэй повернули назад в среднеазиатские степи. Судьба отпустила русским четырнадцать лет передышки. Но воспользоваться этим они не сумели.
Русь по прежнему
была объята княжескими столкновениями.
Спокойствие сохранилось лишь во Владимирской
земле. Великому князю Юрию удавалось
сохранять хорошие отношения с южными
князьями. Зато яблоком раздора остался
Новгород. Брат Юрия Ярослав, посланный
туда в 1223 г., был вскоре изгнан. Тогда в
1224 г. Юрий явился во главе многочисленной
суздальской рати и силой заставил новгородцев
принять на княжения своего шурина Михаила
Всеволодовича Черниговского. Вскоре,
однако, Ярослав захотел вновь овладеть
Новгородом. Между ним и Михаилом завязалась
борьба, увенчавшаяся победой Ярослава
в 1229 г.
Нашествие Батыя жестоко разорило Русь. Папский посол Плано Карпини, приезжавший в Монголию через южно-русские земли в 1246 г., писал «Когда мы ехали через их землю, мы находили бесчисленные головы и кости мертвых людей, лежавшие на полях».
По данным археологов, из 74 городов, существовавших на Руси в 12-13 вв., 49 были разрушены Батыем, причем 14 обезлюдели навсегда. По словам того же Плано Карпини, во Владимире-Волынском «церкви были наполнены телес мертвых». Многие из уцелевших, особенно ремесленники, были угнаны в рабство. Ремесленное производство, секреты которого веками передавались из поколения в поколение, пришло в упадок. Исчезли целые специальности. Так, например, утрачено было умение изготовлять стеклянную посуду и оконное стекло, многоцветную керамику и украшения с перегородчатой эмалью. На полвека замерло каменное строительство.
Но самый тяжелый урон был нанесен феодалам: князьям и дружинникам. Именно они, профессиональные воины, первыми встречали захватчиков с оружием в руках и первыми гибли на поле боя. Из двенадцати рязанских князей погибли девять, из трех ростовских- двое, из девяти суздальских ( тех, кто были к этому времени взрослыми и находились в своих владениях)-пятеро. Доля погибших дружинников была, скорее всего, не меньше, а больше. Среди московских бояр 16 в. Нет никого, чьи предки были бы известны до нашествия. На смену погибшим пришли совсем иные люди-выходцы из непривилегированных слоев общества. Они привыкли быть не соратниками князей, а их покорными слугами. Так монгольское вторжение резко усилило процесс превращения князя из « первого среди равных» в полновластного господина. Этот процесс начался на Северо-Востоке еще во второй половине 12 в.
После нашествия Русь попала в зависимость от Золотой Орды. Это огромное государство простиралось от границ Руси до Западной Сибири и Хорезма. Его столицей был основанный Батыем в низовьях Волги город Сарай. Скотоводы-монголы не могли включить лесную земледельческую Русь в свою империю. Они ограничились взиманием дани, так называемого «выхода». Власть осталась в руках русских князей, подчиненных теперь, однако, воле ордынского хана.
В 1243 г. Князь Ярослав Всеволодович, оставшийся после смерти своего Юрия старшим среди владимиро-суздальских князей, отправился в Сарай, где получил от Батыя «ярлык» (то есть подтверждение своих прав) на великое владимирское княжение. Впервые права великого князя были дарованы хану. В 1245 г. Ярославу вновь пришлось поехать в Орду по вызову хана. Оттуда его отправили в далекий Каракорум ко двору великого кагана Гуюка. В монгольской столице князь был отравлен.
Почти одновременно погиб в Орде черниговский князь Михаил Всеволодович. Вернувшись из Венгрии, он поехал к Батыю за ярлыком на черниговское княжение. В Орде ему предложили исполнить языческий обряд очищения: пройти между двумя огнями. Михаил, не желая отступать от своей веры, отказался, за что монголы подвергли его жестокой и унизительной казни.
Ханы стремились превратить князей-вассалов в «служебников». Обязанные беспрекословно выполнять ордынскую волю, князья не желали терпеть былых прав со своими дружинниками. Так гнет Орды делал власть князей все более деспотической.
После смерти Ярослава Всеволодовича в 1247 г. Великокняжеский престол унаследовал его брат Святослав. Сыновья Ярослава, Александр Невский и Андрей, поехали после смерти отца в Орду, а оттуда- в Монголию. Каган утвердил великим князем владимирским Андрея, а Александру отдал киевское великое княжение и Новгород. Лишенный великого княжения, Святослав пытался отстоять свои права в Сарае, однако ничего не добился. В 1252 г. он умер. Александр Невский был недоволен таким разделом. Киев ведь уже давно потерял прежнее значение! Александр Ярославович и не поехал в Киев, а вернулся в Новгород.
В 1250 г. новый великий князь Андрей Ярославович женился на дочери Даниила Галицкого, восстановившего к тому времени свою власть над Юго-Западной Русью. А двумя годами позже Александр Невский отправился в Орду. Вслед за тем на Русь двинулась карательное войско под командованием Неврюя (так называемая Неврюева рать ). Андрей Ярославович у Переяславля-Залесского был разбит.
По некоторым сведениям, Неврюева рать прямо связана с появлением в Орде Александра. Он якобы жаловался хану на Андрея, который, захватив обманом великое княжение, утаивает часть тайны. Летопись сообщает, что еще до прихода Неврюевой рати Андрей с горечью говорил: «Господи! Что есть доколе нам меж собою бранится и наводити друг на друга татар, лучти ми есть бежати в чюжую землю, неже дружитися и служити татаром».
В династическом союзе между Андреем и Даниилом ордынцы с полным основанием могли усмотреть угрозу своему господству над Русью. Не случайно одновременно с Неврюевой ратью другое монгольское войско под командованием Куремши вторглось в Галицко-Волынскую землю. Попытка Андрея Ярославовича силой сбросить ордынское иго не нашла поддержки русских князей и провалилась. Андрей бежал в Швецию. Великим князем стал Александр Невский.
Став великим князем владимирским, Александр вскоре столкнулся с новой опасностью. В 1255 г. новгородцы изгнали его сына и призвали на княжение Ярослава Ярославовича, князя тверского, который во время конфликта старших братьев в 1252 г. поддерживал Андрея. С большим трудом Александр сумел подавить это волнение, ясно говорившее о симпатиях населения тому князю, который пытался противостоять ордынцам.
Еще более серьезные волнения произошли в 1257 г., когда монголы произвели первую перепись населения Руси. Перепись проводилась для того, чтобы определить размеры вносимой дани и количество русских воинов, поставляемых в ордынские вспомогательные войска. Из переписи («числа») исключалось только духовенство: веротерпимые монголы предпочитали не ссориться со служителями чужого бога и предоставляли им некоторые привилегии.
В Северо-Восточной Руси перепись не встретила сопротивления, но когда монгольские «численники» прибыли в Новгород, жители города отказались «даться в число» и ограничились отправкой даров хану. Даже великому князю Александру не удалось заставить их подчиниться, хотя он жестоко расправился с зачинщиками бунта. Лишь в 1259 г. после поездки в орду Александр Невский сумел обеспечить проведение переписи в Новгородской земле, явившись туда с суздальскими полками.
В 1262 г. антиордынский мятеж охватил Северо- Восток. Центром его был, вероятно, Ростов. Восстание было вызвано, главным образом, злоупотреблениями бесермен – монгольских купцов, бравших на откуп сбор дани. Они не останавливались даже перед угоном неплательщиков в рабство. «Бысть вече на бесермены по всем градом русским, и побища татар везде, не терпяше насилия от них» (Было вече против бесермен по всем городам русским, и побили татар везде, не стерпев их насилий), - говорится в летописи. Лишь поздние источники сообщают, что «князи русские согласившиеся между собой и изгнаша татар из градов своих». Увы, активная роль князей в восстании - скорее всего, вымысел летописца. Очевидное недовольство хана заставило Александра Невского вновь отправиться в Орду. На обратном пути осенью 1263 г. князь умер.
В течение всего
своего правления Александр
Во второй половине 13 в. На территории, некогда объединенной под властью Андрея Боголюбского и Всеволода III, существовало множество мелких княжеств: Переяславское, Тверское, Стародубское, Ростовское, Ярославское, Московское, Городецкое и др. Собственно же Владимирское княжество доставалось во временное владение тому, кто получал от хана великокняжеский ярлык. Этот же князь обычно отправлял наместника в Новгород. Но вмешиваться в дела других княжеств великий князь не мог.
Связь Северо-Востока с Южной Русью в это время сошла практически на нет. В 1259 г. монгольское войско под руководством Бурундая заставило окончательно покориться Орде Даниила Романовича Галицкого. С тех пор на юге безраздельно хозяйничали ордынцы. Позже эти земли отойдут к Польше и Литве.
После смерти Александра Невского великое княжение осталось в руках потомков Ярослава Всеволодовича. Ветвь старшего из сыновей Всеволода Большое Гнездо – Константина давно обособилась в северных княжествах и на владимирский стол не претендовала. Сыновья Александра Невского были еще малы, и княжение оказалось в руках его младших братьев – Ярослава Тверского, а затем Василия Костромского.
Уже в годы их правления зависимость от Орды возросла, поскольку князья стали прибегать к помощи монголов для сведения счетов с политическими противниками на Руси. Так, Ярослав приглашал ордынцев для подчинения новгородцев в 1720 г., а Василий – в 1272 г. В 1275 г. состоялся совместный русско-монгольский поход на Литву. Через год была произведена новая перепись, на сей раз не вызвавшая волнений.
В 1277 г. Василий умер. Владимирский престол перешел к сыну Александра Невского Дмитрию Переяславскому. Но через четыре года его брат Андрей Городецкий выпросил у хана ярлык и, явившись с ордынским войском, изгнал Дмитрия. Между братьями началась жестокая борьба.
В 1281 – 1282 гг. приведенные Андреем монгольские рати опустошили многие районы Северо – Восточной Руси. В свою очередь, Дмитрий воспользовался расколом Орды и появлением в причерноморских степях империи хана Ногая, враждебного властителям Сарая. С помощью Ногая Дмитрий в 1283 г. разграбил окрестности Новгорода, поддерживавшего Андрея. Временно уступив брату великое княжение, Андрей, однако, в 1285 г. в третий раз явился на Русь с монгольским отрядом.
Успеха он добился
лишь с четвертой попытки, дороже
всего обошедшейся русским
Из кровавых распрей конца 13 в. (за 1275 – 1300 гг. монголы совершили пятнадцать походов на Русь) и Переяславское, и Городецкое княжества вышли ослабленными. Ведущая роль перешла с начала 14 в. К новым центрам - Москве и Твери. В истории Руси открывалась новая страница.