Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 18:01, контрольная работа
В 12 в. монгольские племена кочевали в степях Забайкалья и северной части современной Монголии. Их главным занятием было скотоводство, дополнявшиеся охотой. Земледелия монголы не знали. Разводили в основном лошадей и овец. Жили в войлочных шатрах-юртах. Юрта, оставленная на повозку, называлась кибиткой. Такое передвижное жилье было не заменимо во время дальних кочевий. Как правило, у кочевых народов долго сохраняются в неизменности прежние традиции, старинные патриархальные порядки. Имущественное неравенство всегда возникало у кочевников значительно медленнее, чем у землевладельцев.
В 12 в. монгольские племена кочевали в степях Забайкалья и северной части современной Монголии. Их главным занятием было скотоводство, дополнявшиеся охотой. Земледелия монголы не знали. Разводили в основном лошадей и овец. Жили в войлочных шатрах-юртах. Юрта, оставленная на повозку, называлась кибиткой. Такое передвижное жилье было не заменимо во время дальних кочевий. Как правило, у кочевых народов долго сохраняются в неизменности прежние традиции, старинные патриархальные порядки. Имущественное неравенство всегда возникало у кочевников значительно медленнее, чем у землевладельцев.
Не были исключением монголы. В 12в. Они переживали разложение родового строя. Выделилась родо-племенная знать-нойоны и богатуры. Их окружали дружинники-нукеры (по-монгольски означает друг). Знать постоянно захватывала в свои руки скот и пастбища. Это было главным богатством у кочевников, в отличии от земледельцев, для которой наивысшей ценностью являлась земля. Рядовые монголы работали на знатных: пасли скот, стригли овец, делали кумыс из кобыльего молока. Стремясь завести как можно больше скота, нойоны вынуждены были осваивать все новые и новые пастбища-старые истощались. Традиционные теории кочевий оказались тесны для разросшихся стад и табунов, начинались межплеменные конфликты из-за пастбищ. Эти столкновения перерастали в кровопролитные войны, сопровождавшиеся истреблением целых родов и обращением пленников в рабство.
В ходе междоусобиц конца 12в. Победу одержал выходец из знатного нойонского рода Темучин. Судьба устроила этому человеку суровую проверку на стойкость. Он родился в 1155г. В девять лет потерял отца, отравленного татарами (одно из самых многочисленных монгольских племен). Несколько лет Темучин даже провел в рабстве. Вырвавшись на волю, он стал собирать вокруг себя старых отцовских соратников. Большую помощь оказал Темучину вождь племени креитов (Ван-хан).
Энергичный и целеустремленный Темучин сумел объединить большие силы и беспощадно расправился со своими врагами. Татары были вырезаны едва не поголовно. Теперь Тимучин больше не нуждался в помощи Ван-хана. Недавний покровитель превратился в помеху на пути к неограниченной власти. И Тимучин «отблагодарил» его: улучив момент, он напал на кереитов и разгромил их. Ван-хан был вскоре убит. Такая же судьба постигла еще два крупных монгольских племени-меркитов и найманов. После этого у Тимучина уже не было соперников среди монгольских вождей.съезд кочевой знати-курлтай-провозгласил его в 1206г. великим каганом всех монголов и присвоил ему новое имя-титул-Чингисхан.
В течение последующих яти лет монголы обрушились на соседние народы. Они покорили киргизов, живших в верховьях Енисея, бурят, якутов, уйгуров. Затем было разгромлено крупное государство, располагавшееся на юго-западе Монголии,-Тангутское царство. Покорив Приморье, монголы стерли с лица земли созданную там цветущую цивилизацию. Лишь в течение нескольких последних десятилетий археологам удалось узнать о некогда существовавших в этом краю городах, о своеобразной местной письменности.
В 1211г. Чингисхан вторгся в Китай. К 1215г. северный Китай был во власти монголов. Как же сумели они победить эту великую державу с многочисленным населением и тысячелетней историей? Как сумели справится со странной, стоявшей на гораздо более высокой, нежели они сами, ступени развития?
Дело в том, что Китай был расколот на два государства: северную империю Цзинь и южную империю Сун. Между ними существовала застарелая вражда. Коренное население Северного Китая ненавидело покоривших его чжурчжэней, основавших династию Цзинь. Все это облегчило монгольское завоевание. Покорив Северный Китай, Чингисхан вернулся в монгольские степи. В 1218г. его полководцы завоевали Корею. В Южный Китай монголы в то время не пошли. Возможно, они еще не рисковали нападать на густонаселенную мощную Сунскую империю. А может быть, привыкших к степным просторам кочевников не привлекали переувлажненные и непригодные для пастбищ земли к югу т реки Янцзы.
Победы монголов были во многом предопределены их блестящей по тому времени военной организацией. Каждый взрослый монгол был воином, с детства сидел в седле и владел оружием. Поголовное участие мужского населения в войнах давало кочевникам большое преимущество над оседлыми народами. Земледельцы и горожане, как правило, были привычны не к мечу, а к сохе и ремесленным инструментам. Война была делом князей и их дружин. Подготовленность своих воинов-прирожденных наездников к военным походам Чингисхан дополнил установлением в войске жесточайшей дисциплины и введением особых приемов боя.
Все монголы были разделены на десятки, сотни, тысячи и тумены (10тысяч). Во главе их стояли десятники, сотники, тысячники и темники. Созданный Чингисханом закон-яса устанавливал коллективную ответственность за поведение в бою. Если воин трусил, бежал от врага,-казнили весь десяток. За бегство десятка казнили всю сотню. Десяток состоял из членов одного рода, хорошо знавших друг друга. Трусливый, ненадежный просто не попадал в войны. Ему не было доли в добыче, он бы на веке опозорен, он превращался в изгоя. Поэтому в бою монголы были отважны и упорны.
Войско состояло из легкой и тяжелой конницы. Легкие всадники были одеты в кожаные доспехи, имели кривую саблю, боевой топор, аркан, легкое копье и два лука-для стрельбы легкими и тяжелыми стрелами. У каждого воина было два колчана о 30 стрел. Воины тяжелой конницы, помимо всего перечисленного, имели длинное копье, прямой меч, железный шлем и кольчуг. Кони их были защищены кожаными доспехами. В бою легкая конница атаковала первой, а затем ложным отступлением заманивала уверенного в свой победе противника под удар главных сил. Передвигались монголы стремительно, пересаживаясь в пути на свежих коней.
По закону Чингисхана,
у каждого воина было не менее
трех лошадей. В Китае монголы
познакомились с осадной
В 1219г. монгольское войско, вступив с берегов Иртыша, напало на крупнейшее среднеазиатское государство-Хорезм. Древнее государство харезм-шахов, возникшее некогда в низовьях Амударьи, достигло в начале 13в. расцвета, подчинило почти всю Среднюю Азию. Но внутренне оно было не прочным. Местные ханы пытались освободиться от власти шаха и враждовали друг с другом. Мусульманское духовенство было недовольно шахом из-за его ссоры с официальным главой исламского мира-багдадским халифом. Фактически шах мог уверенно опереться на наемные войско, состоявшее в основном из кипчаков (половцев). Но для защиты его огромных владений этого было мало. Когда Чингисхан вторгся в Хорезм, шах Мухаммед, опасаясь измены своих власов, не рискнул собрать вместе все силы и встретить монголов в открытом бою. Он предпочел распределить войска по многочисленным городам и крепостям.
Большинство городов Средней Азии не смогло оказать серьезного сопротивления. Так, многолюдный Самарканд сопротивлялся только пять дней, Бухара-три. Многие города добровольно открывали ворота, поверив обещанием завоевателей защитить население. После этого действие всегда разворачивалось по одному сценарию: монголы выгоняли жителей в поле, отделяли и уводили в рабство ремесленников, а остальных жителей беспощадно убивали.
Лишь главный
город Хорезма Ургенч, где уже
знали о коварстве захватчиков,
сопротивлялся несколько
Средняя Азия оказалась
полностью под властью
Вскоре после
завоевания Средней Азии Чингисхан
вернулся в Монголию. Свою огромную
державу он разделил на улусы ( уделы).
Большая часть Средней Азии вошла в удел
его второго сына Чагатая.
Преследуя хорезм-шаха, полководцы Чингисхана Джебе-нойон и Субэдэй-богатур прошли вдоль южного берега Каспийского моря вторглись в Закавказье. Разбив армяно-грузинское войско, опустошив Грузию и Азербайджан, они прорвались через Дербентский проход на Северный Кавказ, где встретились с аланами (осетинами) и половцами. Монголы перехитрили врагов: они заверила половцев, что воюют только против алан, а с ними хотят заключить союз. Половцы бросили союзников, и оставшись одни аланы были почти все перебиты. После этого монголы разделались и с половцами. Они овладели Северо-Кавказской равниной и захватили Сурож (Судак) в Крыму.
Русские встретились с монголами после того, как к ним обратились за помощью половцы. Отношения Руси с восточными соседями отнюдь не исчерпывались враждой и взаимными набегами. Русские и половцы торговали друг с другом, русские князья женились на половчанках и отдавали за степных владык своих дочерей. На дочери половецкого хана Котяна был женат Мстислав Удалой . именно Котян и сообщил зятю о появлении нового грозного врага.
Мстислав Мстиславич созвал в Киеве совет князей Южной Руси. Половцы убеждали русских, что если те не окажут им помощи, то вскоре и сами будут разгромлены. В конце концов князья решили: «Лучше ны (нам) приняти я (их) на чужеи земле, нежели на своеи». В походе приняли участие очти все южнорусские князья. Главные силы были выставлены Мстиславом Мстиславичем Удалым, Мстиславом Старым, Мстиславом Святославичем Черниговским и Даниилом Романовичем. Русское войско двинулось на юго-восток вдоль Днепра. И вновь монголы попытались расколоть противника. «Слышим, что идете против нас, послушав половцев. А нам вашей земли не надо… не с вами пришли воевать, а пришли по воле Бога воевать против холопов и конюхов своих, против поганых половцев. Вы установите с ними мир, а если побегут к вам, бейте их, а товары берите себе, поскольку, слышали мы, и вам они сделали много зла. Из-за этого и мы их убьем»,-убеждали присланные к русским послы.
Это был обычный для монголов прием. Разные эпохи, разные стадии общественного развития порождали и различные нравственные критерии. Христианский летописец 12в. знал, что нападать врасплох бесчестно, плохо.
Поэтому он даже князю-язычнику, жившему в 10в., вкладывал в уста знаменитое «иду на вы!». А монгольский полководец, не ведавший западно-европейских понятий о рыцарской чести, искренне полагал, что противника надо обмануть. Это, с его точки зрения, способствовало победе, было выгодно, а потому-хорошо.
Русские князья не поддались на уловку монголов, зная, как те обманули половцев на Кавказе. Но сам при этом поступили жестоко и неблагородно, убив послов. Едва русское войско перешло Днепр, как было атаковано монгольским авангардом. Русские слабо представляли себе, что за враг находится перед ними. До половецкой просьбы о помощи они, по-видимому, даже не слыхали о монголах. Не случайно написано в летописи: « В том же лете по грехом нашим придоша языци не знаеми, их же добре никто же не весть: кто суть и отколе изидоша,и что язык их, и которого племени суть, и что вера их. А зовутся татары, а инии глаголють таурмени, а други печенези…Бог един весть, кто суть и отколе изидоша». Монголы осыпали русских стрелами и отступили. Не зная их обычной тактики заманивания, князья приняли это отступления за бегство. Восемь дней русские гнались за неуловимо подвижным противником, то и дело отбивая нападения летучих монгольских отрядов. Наконец, в мае 1223г. они подошли к реке Калке.
Дружины Мстислава
Удалого и Даниила Романовича
вместе с половцами поспешно переправились
через Калку и атаковали
На ходе сражения крайне отрицательно сказались несогласованность действий князей, отсутствие единого командования. Так, киевские дркжины под командованием Мстислава Старого и двух его князей-подручников не только не перешли Калку, но и не пришли на помощь остальным русским войскам, когда те обратились в бегство.
Историки по-разному объясняют эту разобщенность. Одни обвиняют Мстислава Старого в пассивности и равнодушии. Другие считают, что Мстислав Удалой, действуя чересчур поспешно и неосторожно, поставил киевского князя в безвыходное положение, при котором попытка остановить монголов была уже бесполезна. Так или иначе, но киевляне предпочли наблюдать за боем с укрепленного холма.