Россия в конце XVIII века. Павел I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 18:11, реферат

Краткое описание

А. С. Пушкин назвал Павла I «романтическим императором», «врагом коварства и невежд» и собирался написать историю его царствования. Л. Н. Толстой считал, что «характер, особенно политический, Павла I был благородный, рыцарский характер». В письме к историку Бартеневу в 1867 году он писал: «Я нашел своего исторического героя. И ежели бы Бог дал жизни, досуга и сил, я бы попробовал написать его историю»1. Речь шла о Павле I.

Содержание работы

ВСТУПЛЕНИЕ. 3
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ПАВЛА I. 4
ВОЕННАЯ РЕФОРМА. 10
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА. 15
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИИ РОССИИ К 1796 ГОДУ. 15
КРЕСТЬЯНСКИЕ РЕФОРМЫ ПАВЛА I. 17
ТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ПАВЛЕ I. 20
РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ. 22
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА. 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 28

Содержимое работы - 1 файл

Павел 1.doc

— 289.00 Кб (Скачать файл)

       Торговли  касалась и деятельность коммерц-коллегии  по  устройству таможни и выработки  тарифа. Коллегия разрабатывала вопросы, связанные с таможенными пошлинами.  14 октября 1797 г.  ею был выработан общий тариф, просуществовавший на протяжении всего царствования Павла.

       Еще  одним важным делом коммерц-коллегии, следует признать, работу по устройству путей сообщения.  В ее  обязанности  входил  сбор сведений  о  сухопутных дорогах в Азии,  но гораздо большее  внимание приходилось уделять водным коммуникациям. Правительство  занималось рассмотрением мер,  необходимых для усиления купеческого судоходства.  И вместе с вопросом о водных путях  сообщений встал вопрос и о кораблестроении.  По предложению коммерц-коллегии, эта проблема была решена путем передачи купцам части  военных фрегатов.

       Такова  деятельность коммерц-коллегии за  Павловское  время. Она проходила при умеренной покровительственной и запретительной системе, которая,  помимо обычных колебаний, испытала на себе, в виду разрыва с Англией, резкий перелом и заставила правительство пересмотреть ряд вопросов,  связанных с торговлей. Достойно внимания то обстоятельство, что и правительство, и купечество, почти порвав торговые отношения с Западом,  не только занялись вопросом об упрочении и расширении своей внутренней торговли,  но и повернулись в своих проектах к Востоку и Югу, предполагая увеличить торговые сношения с азиатскими странами.  Впрочем,  как уже отмечалось, разочарований в этой отрасли  было  гораздо  больше, чем успехов.

       В  этой главе необходимо упомянуть  об еще одном  учреждении  Павловского времени, занимавшимся  делами внутренней торговли.

       Камер-коллегия  была  восстановлена  указом 10 февраля 1797 г. Ей поручались  подряды по поставке вина и  откупы  по  питейным сборам, расчеты  по договорам и винокуренные  заводы. Деятельность коллегии выражалась,  прежде всего,  в заботах о  благосостоянии казенных винных  заводов,  складов и магазинов.  Коллегия так же заведовала отдачей винной продажи на откуп.  Последнее было связано с  тем,  что Екатерининское время система откупа охватывала значительное число губерний и требовала того, чтобы раз в 4 года были вызываемы "охотники", и винная продажа в этой губернии была отдана на откуп с торгов.  В 1798 г. кончался срок этих откупов, и камер-коллегии  пришлось заниматься производством торгов и отдачей на  откуп  питейной  продажи  на  следующее   четырехлетие (1799-1802). Сдача торгов,  как отмечает Клочков,  видимо прошла успешно, т.к. многие лица получили награды.

       На  камер-коллегии лежал надзор не  только за казенными,  но и  за частными винными заводами.  В ее  обязанности  входил  сбор сведений о  вине и питейных доходах,  а так же борьба с корчемством, в тех губерниях, где питейная продажа находилась на откупе или на вере. Любопытно отметить, что когда сведения о количестве проданного вина по губерниям были собраны от казенных  палат  за 1795 г.,  то оказалось - вина по 34 губерниям с населением около 11 млн.  человек, платящих подати, было продано 6.379.609 ведер, т.е. на  каждого  приходилось немногим более полведра.  Подобная статистика может опровергнуть многие заявления относительно  пьянства на Руси. И здесь заслуга принадлежит правительству, которое умело регулировало продажу питейных изделий.      

Развитие промышленность.           

При характеристике состояния  российской промышленности, мы рассмотрим деятельность  двух  коллегий,  повлиявших на развитие данной отрасли хозяйства.

Мануфактур-коллегия была  возоблена  указом 19 ноября 1796  г. При Павле существенных изменений  в промышленности не произошло. Правительство  придерживалось  умеренной покровительственной  системы, и на мануфактур-коллегию была возложена обязанность содействовать благосостоянию  и распространению основных форм промышленности - кустарной и фабричной. Следует отметить,  что  особое внимание уделялось суконным фабрикам, поставляющих свою продукцию в казну.  Это было связано с тем,  что  продукция данной отрасли шла практически целиком на нужды армии,  к чему сам Павел был далеко неравнодушен. Так указом 15 января 1798 г. мануфактур-коллегии велено было давать денежные суммы без процентов желающим заводить фабрики  для  выработки солдатских сукон в Оренбургской,  Астраханской,  Киевской, Подольской и Волынской губерниях. На обязанностях коллегии лежал бдительный надзор за тем,  чтобы требуемое количество сукна было доставлено в казну.  Когда же в начале 1800  г.  оказалось,  что сукна не хватает, то 5 марта последовал указ: "Недостающее число сукна искупить за счет имения директора  мануфактур-коллегии..."

Для поставщиков сукна, выполнявших свои обязательства, были введены некоторые льготы.  К  примеру, им разрешалось продавать свою продукцию как внутри государства,  так и за его пределами. Вообще, в царствование Павла  фабриканты  пользовались  определенной поддержкой со стороны правительства.  Их привилегии строго охранялись, а всякое притеснение заводчиков наказывалось.  Так,  известно, когда  воронежский  полицмейстер,  вопреки закону,  ввел постой в доме суконного фабриканта Тулинова,  то Павел, узнав об этом, приказал:  "полицмейстера  сдать под суд,  а Сенату повсеместно предписать властям,  чтобы нигде подобных отягощений фабрикантам быть не могло".

Заботясь об улучшении  промышленности,  мануфактур-коллегия принимает меры  к введению машин  на фабриках.  13 апреля 1798 г. получил  высочайшее утверждение доклад мануфактур-коллегии об устройстве около С.-Петербурга фабрики для обрабатывания хлопчатой бумаги и шерсти с применением особых машин.

Подобные действия правительства, направленные на механизацию производства, повлекли за собой быстрый рост капиталистической  промышленности  в 19 веке.  Начали появляться новые фабрики, как казенные,  так и частные.  В 1797 г.,  в местечке Зуево, известный фабрикант  Савва  Морозов,  будучи простым ткачем и крепостным крестьянином, основал небольшую мануфактурную фабрику.

Кроме указанных  мероприятий,  правительство  интересовало развитие и  усовершенствование  новых  текстильных  производств, например, шелководства.  В  1798 г.  главному директору мануфактур-коллегии кн. Н. Б. Юсупову было дано поручение собрать "по шелководству и вообще по части мануфактур верные и достаточные сведения, и представить надежнейшие меры  к усовершенствованию  и расширению сей важной ветви государственной экономики". Принятые  Юсуповым меры действительно способствовали упрочнению этой новой отрасли российской промышленности.

По отношению  к  национализации  промышленности  любопытен указ 19  февраля  1801  г.  В нем запрещалось всем фабрикантам и мастерам в России ставить на производимые ими  вещи  иностранные клейма и надписи.  Вводится порядок,  когда каждый производитель представлял в мануфактур-коллегию образцы своих  изделий.  Впрочем, этот указ,  вводивший стеснительную для производства регламентацию, напоминающий Петровские порядки, не выполнялся.

Заботы о некоторых  отраслях промышленности были, несомненно, благотворны и число фабрик в этих производствах увеличилось, вот некоторые данные:

                                   1796          1801

        --------------------------------------------------------------------------

         Суконные фабрики                151           175

         Кожевенные фабрики              848           855

         Набойчатые фабрики               50           52

         Бумажные фабрики                 55           109

         Хрустальные и стеклянные      18           131

        -------------------------------------------------------------------------

 

Однако, как отмечает Валишевский,  которому вообще  свойственно  во  всех  действиях Павла находить лишь плохое,  только с этого царствования Россия начала экономически отставать  от государств Европы.  Примером  промышленного упадка страны упомянутый историк считает город Арзамас,  который,  как он  уверяет,  "был промышленным центром такого значения, с которым могли сравниться  только Манчестер или Бирмингем". Все же, думается, ошибочно приписывать все грехи одному царствованию,  тем более такому короткому. На мой взгляд,  причины экономического отставания России в конце 18 века нужно искать в Петровских преобразованиях, которые не были доведены до логического завершения преемниками Петра.

Если подводить итоги деятельности мануфактур-коллегии, то, можно отметить, что хотя эта деятельность не была слишком обширной и не несла в себе ничего нового,  тем не менее она направлялась на частичные улучшения и усовершенствования  промышленности России. Правительство  пыталось поставить русского производителя в независимое положение от иностранной промышленности и дать ему  выход на азиатский рынок.

В компетенцию берг-коллегии входил контроль за всеми "горными  и монетными делами".  В виду упадка горного дела при Екатерине II, берг-коллегия целью своей деятельности видела в "приведении в возможное совершенство горные производства,  как одну из главнейших отраслей внутреннего благосостояния и внешней коммерции".

Можно указать   на   некоторые   частные   меры, которыми берг-коллегия пыталась поправить положение казенных заводов:  из числа преступников,  годных к горному делу,  был набран комплект рабочих на Нерчинские заводы; принятие мер к продаже остающегося по казенным  заводам железа и сбыт его всем желающим,  согласно указу от 10 февраля 1799 г.  "на 10 коп.  с рубля  ниже  вольных цен". В  1797  г.  на нужды берг-коллегии было выделено 655 тыс. рублей для расширения производства и заготовления хлеба для приписных крестьян.    

Предпринимались и более  широкие меры. В этом отношении важен манифест  9  ноября 1800 г.,  который упорядочивал заводские работы. Велось и общее наблюдение за частными заводами. 3 ноября 1797 г.  частным владельцам медных заводов были даны новые льготы: 1 - уменьшение сборов с заводов; 2 - увеличение платы за половинную часть выплавляемой меди, доставляемой заводчиком в казну, на 1,5 руб. за пуд. Однако, это касалось лишь добросовестных заводчиков. Впоследствии фабрикантам разрешили покупать крестьян с землей к своим предприятиям.

В виду  такого  привилегированного  положения заводчиков, прибыль, получаемая ими от производства,  значительно возросла. Капитал, употребляемый на предприятие, по сведениям главного директора берг-коллегии Соймонова,  стал приносить "от 70% до 100% и более прибыли".  При таком раскладе Соймонов считал справедливым повысить сборы с владельцев чугунно-плавильных заводов,  что и было сделано.

В обязанности берг-коллегии входил также поиск новых залежей.  Условия эксплуатации горных  богатств  прежними  заводами, открытие новых  залежей,  упорядочение горнозаводской промышленности, руководство всем делом  со стороны одного центрального учреждения, каким являлась берг-коллегия,  - все это дало положительные результаты в первые же  годы  Павловского правления.  В 1798 г.  казна получила прибыли на 500 тыс. руб.  больше,  чем в 1796 г. В заслугу берг-коллегии нужно поставить так же и то, что на горное дело они смотрели с государственной точки зрения, которую горячо отстаивали перед царем и Сенатом, при обсуждении вопроса о  преимуществах казенной и частной эксплуатации горных богатств. Из всех ведомств,  действовавших при Павле, пожалуй одно это целиком справлялось с возложенными на него обязанностями.        

                  

Финансовая политика.

     

       В  области финансовой политики  Павел держался того  мнения, что  доходы  государства  принадлежат  государству,  а не государю  лично. В Гатчине Павел самостоятельно выработал государственный бюджет.  Доходы и  расходы в нем балансировались в сумме 31,5 млн. руб.  Но, по вычислению финансового департамента,  одно содержание армии в мирное время на 1797 г. требовало кредита, превышающего эту сумму. Таким образом, общая сумма предстоящих расходов составила 80 млн. руб., что  на 20 млн.  превышало ожидаемые доходы.  Вместе с тем, за последние 13 лет гос. долг достиг колоссальной  для  того времени суммы в 126.196.556 руб.,  а огромное количество,  находившихся в обращении,  бумажных денег  превышало  157  млн.  Эти деньги теряли при размене от 32% до 39% стоимости.

Павел заявил о своем  намерении ликвидировать в большой  его части этот  тяжелый  пассив.  Ему удалось обеспечить только один внешний долг в 43.739.180 руб.,  при помощи широкой операции  в содействии с "домом Гопе в Амстердаме".  В отношении ассигнаций, Павел заявил, что в них нет надобности и за все ассигнации будет уплачено серебряной  монетой.  Какой?  Павел поговаривал о том, чтобы перелить все серебряные приборы Двора.  Он "будет есть  на олове" до  тех  пор,  пока бумажный рубль не поднимется до своей номинальной цены.  Этого не случилось.  И вначале, даже несмотря на стремление  к  экономии,  что на практике оказывалось большей частью неосуществимым,  истинный бюджет на 1797 г.  достиг цифры вдвое большей против ранее принятой Павлом - 63.673.194 руб.  Из этих денег 20 млн.  приходилось на армию, а 50 млн. на флот. Уже в июле 1797 г. появилась необходимость в пересмотре этого бюджета. Производившаяся в то время раздача казенных земель, отняла у казны около 2 млн. руб.  Пришлось сокращать такую же сумму кредита, отпущенного на погашение государственных долгов.  В течении следующих лет бюджеты Павла достигли и даже превысили уровень Екатерининских:

 

       76.415.465 руб. ..... 1798 г. (на 8.818.006 руб. больше  последнего бюджета Екатерины)

       77.890.300 руб. ..... 1799 г.

       78.000.000 руб. ..... 1800 г.

       81.081.671 руб. ..... 1801 г.

 

С первого же года,  за исключением ассигнований на армию и флот, расходы нового правления очень мало отличались от установленных прежде. Валишевский приводит смету главных из них:

 

       Армия  и  флот  ........................... 25.000.000 руб.

       Гражданские  штаты ........................  6.000.000 руб.

       Иностранный  департамент ..................  1.000.000 руб.

       Духовенство  ..............................  1.000.000 руб.

       Школы  и благотворительные учреждения .....  1.221.762 руб.

       Погашение  долгов ......................... 12.000.000 руб.

       Кабинет  (личные расходы императора) ......  3.650.000 руб.

Информация о работе Россия в конце XVIII века. Павел I