Россия в конце XIX – начале XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 12:22, реферат

Краткое описание

Целью дальнейшей работы является изучить прошлый период развития России на рубеже XIX и XX веков, понять необходимость желания обществом того времени перемен в жизни, что и его не устраивало, почему люди стремились к изменению отношений во всех сферах жизни. Попытаться понять этот прошлый период нашей истории, чтобы объяснить настоящий период России и какое может нас ожидать будущее.

Содержимое работы - 1 файл

история россии.docx

— 77.77 Кб (Скачать файл)

                      Реформы С.Ю. Витте. 

Витте оказывал значительное влияние на внутреннюю и внешнюю  политику русского правительства, активно  содействовал развитию российского  капитализма и пытался сочетать этот процесс с укреплением монархии. В своей работе Витте широко использовал  научные и статистические данные. По его инициативе были осуществлены крупные экономические мероприятия.

При Витте значительно  расширилось вмешательство государства  в экономику: помимо таможенно-тарифной деятельности в области внешней  торговли и юридического обеспечения  предпринимательской деятельности, государство поддерживало отдельные  группировки предпринимателей (прежде всего связанные с высшими  государственными кругами), смягчало конфликты  между ними; поддерживало некоторые  области промышленности (горно-добывающую и металлургическую промышленность, винокурение, железнодорожное строительство), а также активно развивало  казенное хозяйство. Особое внимание Витте  уделял кадровой политике: издал циркуляр о привлечении на службу лиц с  высшим образованием, добивался права  комплектовать личный состав по опыту  практической работы. Ведение делами промышленности и торговли было поручено В. И. Ковалевскому.

В целом по инициативе Витте были осуществлены крупные  экономические мероприятия:

усиление роли государства  в экономике:

— введение единых тарифов  на железных дорогах;

— государственное  регулирование внутренней и внешней  торговли через I систему налогов;

— сосредоточение большей  части железных дорог в руках  государства;

— расширение государственного сектора в промышленности;

— активизация деятельности Госбанка;

— введение государственной  монополии на торговлю спиртным; 2) укрепление частного предпринимательства:

— гибкое налоговое  законодательство;

— борьба с дефицитом  бюджета;

— укрепление национальной валюты (денежная реформа 1897 г. отменила биметаллизм и ввела золотой  эквивалент рубля);

— умеренный протекционизм  в отношении иностранных инвесторов.

Витте предложил ряд  мер, направленных на разрушение общины и превращение крестьянина в  собственника земли, а также на улучшение  положения рабочих. Программа Витте  не нашла должной поддержки в  ближайшем окружении паря.

Несмотря на далеко не полное осуществление своих планов, Витте сделал многое для превращения  России в индустриальную страну. При  нем было начато строительство Транссибирской железной дороги, КВЖД, существенно  укрепились финансы, уменьшился дефицит  бюджета. Власти не хватило прозорливости  пойти по пути реформ «сверху» и  осуществить политическую модернизацию страны. Следующая попытка изменить облик России была произведена «снизу», в ходе революции 1905—1907 гг.

     Буржуазно-либеральное   движение.

Либерализм как  особое идейно-политическое течение  возник в России в период кризиса  феодального строя в середине ХIХ в. По своему идейно-политическому содержанию либерализм был буржуазным явлением, ибо отражал интересы капиталистического развития страны. Его состав неоднороден: либеральные помещики, либерально-монархическая буржуазия, буржуазная интеллигенция. На разных этапах своей эволюции эти социальные силы играли разную роль. Характерной особенностью развития либерализма в первые десятилетия после реформ было то, что основными носителями либеральных идей выступали буржуазные слои дворянства и интеллигенции, а их деятельность проходила главным образом, в рамках земских учреждений. Буржуазия, выросшая в условиях правительственных заказов, была политически инертной. 
 
В 60-70-х гг. земские либералы стремились расширить сферу деятельности земских учреждений в местной хозяйственной и культурной жизни, получить право на участие в государственном управлении. С середины 70-х гг. до середины 90-х гг. основным про-явлением либерализма была подача адресов и ходатайств с изло-жением основных требований: необходимость созыва Земского со-бора, реформа Государственного совета, расширение прав органов местного самоуправления, установление в России буржуазных свобод, отмена сословных привилегий и др. В это же время некоторые радикально настроенные представители земств обратились к нелегальной политической деятельности. К началу 90-х гг. в либеральном движении намечаются новые тенденции. 
 
Выделяются два течения: радикальное (конституционное), представленное одним из лидеров тверского земства И. И. Петрункевичем (1843-1928 гг.), и умеренное во главе с председателем Московской земской управы Д. Н. Шиповым (1851-1920 гг.) Земцы-конституционалисты, подав письмо Николаю II, надеялись на понимание с его стороны. Но царь назвал призывы либералов "бессмысленными мечтаниями". Оформившийся буржуазно-либеральный лагерь стоял в оппозиции к самодержавной власти и требовал ее ограничения и в то же время был готов на соглашение с царизмом.

         Кризис   самодержавия.  Складывание   третьей  революционной   ситуации.

Рубеж столетий оказался роковой гранью в политической истории  империи. Недовольство верховным властителем  в самых различных кругах особенно быстро стало усиливаться после  того, как появились грозные признаки близкого конца "спокойных времен". Уже студенческие беспорядки в феврале 1899 года указывали на рост напряженности  в стране, о чем с величайшей тревогой писал своему племяннику из Москвы великий князь Сергей Александрович. Император, в отличие от него, был  убежден в прежнем "спокойствии  нашей необъятной России", видя в  недовольстве студенчества лишь обычное  молодежное брожение. Однако уже ближайшие  годы показали, что "дядя Сергей" судил о происходящем проницательнее, нежели его венценосный племянник.

Новый век открылся угрожающими событиями. 14 февраля 1901 года выстрел бывшего студента Карповича  в министра народного просвещения  Н. П. Боголепова возвестил о возвращении политического террора, с которым, казалось, было давно покончено. В апреле следующего года эсер Балмашев убил министра внутренних дел Д. С. Сипягина, пройдя в военной форме в здание Государственного Совета. В письме матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, Николай писал: "Для меня это очень тяжелая потеря, потому что из всех министров ему я доверял больше всего, а также любил его как друга. Что он исполнял свой долг честно и открыто это все признают, даже его враги " Однако в обществе, все более проникавшемся настроениями либеральной фронды к власти, к любым ее начинаниям и ко всем ее представителям, гибель Сипягина была воспринята едва ли не как праздник свободы. Среди адвокатов, профессоров, журналистов, не говоря уже об учащейся молодежи, открыто выражались симпатии к убийце министра. За двадцать лет, прошедшие со дня взрыва на Екатерининском канале, воззрения общества на террор успели радикально и необратимо перемениться 

Назначенный преемником Сипягина все тот же "сильный  человек" МВД В. К. Плеве, "чрезвычайно умный и культурный полицейский", как отзывался о нем его соперник С. Ю. Витте, предлагал жесткими репрессивными мерами восстановить порядок в России. Размышляя о его программе, А. А. Половцов меланхолически заметил, что, как это ни странно, "Плеве - наша действительно последняя надежда". Однако ужесточение чисто полицейских мероприятий не могло дать желанного "успокоения" - в том же году несколько южных губерний оказались охвачены аграрными беспорядками, усилились оппозиционные выступления в либерально-буржуазных кругах, и, самое опасное, все выше поднималась волна политического террора. На протяжении всего двух лет погибло несколько губернаторов, множество жандармских офицеров и особенно тех, кого считали "провокаторами" - истинными или мнимыми агентами полиции в революционном движении. На проведении крупных террористических актов специализировалась возникшая в эти годы Боевая Организация партии социалистов-революционеров. Сам В.  К. Плеве стал ее жертвой 15 июля 1904 года, когда эсер Е. С. Сазонов бросил бомбу в его карету. Его похороны знаменовали собой крушение охранительного курса.

Гибель близких  к нему людей, зачастую бывших его  единомышленниками, тяжело переживалась императором. В его дневниковых записях этих лет появляется все больше горечи и усталости. Однако ни разгул террора, напоминавший ему печальные дни непрестанной тревоги перед покушениями народовольцев в юности, ни учащающиеся сообщения об аграрных волнениях и рабочих забастовках, усиливающемся ропоте в кругах интеллигенции не могли заставить Николая сделать какую-то попытку изменить ход вещей, прислушавшись к требованиям времени. Ему казалось, что он, законный "хозяин земли Русской", один отвечает перед Богом, и только перед Ним, за все, что происходит в этой "земле". 

Однако происходящее с каждым годом все меньше определялось волей самодержца. К неуклонно  растущей в стране революционной  опасности добавились серьезные  осложнения на Дальнем Востоке, приведшие  в конечном итоге к неудачной  войне с Японией.

1917 год предвещал  новые социальные потрясения. Империалистическая  война продолжалась. На ее ведение  Россия уже затратила большую  часть своего национального достояния.  Прямые военные расходы составляли  в день до 50 млн. руб. Вызванная  войной хозяйственная разруха  достигла катастрофических размеров. Продолжался общий упадок производства, особенно топливной, металлургической  и машиностроительной промышленности. Вдвое сократился выпуск товаров  широкого потребления. Сильнее  всего разруха поразила транспорт.  Из-за изношенности и острого  недостатка подвижного состава  железные дороги не справлялись  с перевозками важнейших народнохозяйственных  и даже воинских грузов. Надвигающийся  паралич железнодорожного транспорта  грозил разорвать сложившиеся  между регионами производственные  связи и вызвать полный развал  экономики. Глубокий кризис переживало  сельское хозяйство. В связи  с хронической нехваткой рабочих  рук, тягловой силы и земледельческих  орудий отмечается дальнейшее  сокращение посевных площадей  и поголовья продуктивного скота.  Падает товарность сельскохозяйственного  производства. Прекращается экспорт  хлеба на мировой рынок. Население  городов и армия начинают испыты-вать  недостаток в продовольствии. Дело  усугублялось тем, что, ввиду  транспортной разрухи, становилось  затруднительным вы-возить хлеб  из производящих районов.

Крайне отрицательные  последствия для всего народного  хозяйства и жизненного уровня народа имела дезорганизация финансовой системы. К началу 1917г. расходы на войну  втрое превысили обычные доходы казны. Недостаток средств покрывался за счет усиленной эмиссии, что приводило  к обесценению денег. Покупательная  способность рубля упала, в конце  концов, до 14 довоенных копеек. Непрерывно рос внутренний и внешний долг государства. Выплата одних только процентов по нему ежегодно составляла сумму, которая, по свидетельству И.И.Минца, превышала половину обычных доходов  довоенного бюджета. Все это сопровождалось систематическим снижением жизненного уровня трудового народа. За годы войны  предметы первой необходимости подорожали в несколько раз.

Надо заметить, что  хозяйственный кризис в той или  иной мере переживали все воюющие  державы. Но нигде он не принимал столь  острые формы и не имел столь разрушительных последствий, как в России. Главная  причина такого положения заключалась  в том, что экономика страны, стесненная полукрепостническими пережитками, оказалась  недостаточно эффективной. Самодержавное  государство не располагало необходимыми материальными ресурсами, чтобы  снабдить армию и удовлетворить  жизненные минимальные нужды  гражданского населения. В экстремальных  условиях войны основные отрасли  народного хозяйства не просто переживали кризис, а оказались на грани полного  развала. Стало очевидным, что над  великой державой, располагавшей  неисчислимыми природными богатствами, нависла реальная угроза экономической  катастрофы.

В начале войны буржуазные газеты на все голоса трезвонили, что  война якобы сплотила народ вокруг царя, прекратила революционные волнения и вчерашних забастовщиков сделала  патриотами. Царизм и буржуазия боялись  признаться, что трудящиеся встретили  войну массовыми выступлениями. Уже в день объявления войны в  Петрограде прекратило работу 21 предприятие  с 27 тыс. рабочих. В первые же дни  войны антивоенные демонстрации рабочих прошли в Москве, Твери, Баку, Киеве, Харькове и в других городах. На фронте еще не было сделано ни одного выстрела, а в тылу уже  гремела артиллерийская канонада и  раздавался треск пулеметов -- царизм расстреливал выступавших с антивоенными требованиями мобилизованных рабочих  и крестьян.

Несмотря на усиление репрессий, революционное движение пролетариата неуклонно росло. Если в августе-декабре 1914г. было 70 забастовок, то в 1915г. - уже 957, а в 1916г. - 1416. Забастовки, охватывавшие крупные предприятия, значительно превосходили довоенные  по количеству стачечников и были более продолжитель-ными, что говорит  о стойкости и сплоченности пролетариата.

В мае 1915г. вспыхнула  всеобщая забастовка в Иваново-Вознесенске, возникшая на почве экономических  требований, она переросла в политическую: демонстранты шли с возгласами «Долой войну!». Крупные рево-люционные  выступления в 1915г. имели место  на ряде фабрик и заводов Москвы, Тулы, Нижнего Новгорода и других городов.

Еще больший революционный  подъем охватил рабочих в 1916г. Начало этому положила январская заба-стовка рабочих в Петербурге в память жертв Кровавого воскресенья. Она охватила 100 тыс. рабочих. Стачечное движение перекинулось в провинцию, весной 1916г. забастовали горняки Донбасса, два месяца бастовали рабочие судостроительного завода «Невель» в Николаеве.

Информация о работе Россия в конце XIX – начале XX века