Роль Т-34 в сражениях Великой Отечественной войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 19:44, реферат

Краткое описание

В 30-е годы инженерная база Советского Союза была очень слаба, как в конструкторском, так и в технологическом плане. Поэтому в СССР вопрос создания новых образцов вооружения часто решался путём закупки за рубежом лицензий (т.е. чертежей и технологий изготовления, а к ним образцов) на производство боевой техники. На внедрении в производство образцов импортной техники и технологии учились советские конструкторы и технологи. Массовые легкие танки начала войны Т-26 и БТ-7 были английской и американской конструкции. Бронирование этих танков остава- лось по существу таким же, как и в годы Первой мировой войны, оно защищало танкистов и узлы танка только от пуль и осколков снарядов. Опыт боев в Испании, на Халхин-Голе и озере Хасан подтвердил необходимость создания надёжной брони.

Содержание работы

Вступление

II. История создания Т-34 и модификация танка.
III. Участие Т-34 в боях Великой Отечественной войны.

IV. Сравнение с техникой союзников.
V. Заключение

Содержимое работы - 1 файл

Пожалуй.docx

— 57.38 Кб (Скачать файл)

                       ГОУ ВПО МГТУ «СТАНКИН» 
 
 

                               Кафедра Философии 

                                       РЕФЕРАТ 

                  по Отечественной истории на тему :

«Роль Т-34 в сражениях  Великой Отечественной  войны» 
 
 
 
 
 

Проверил:                                                             Выполнил:

Д.ф.н.,профессор                                                 Студент группы В-1-2

Васехина Н.В.                                                       Шанкин А.В. 
 
 

                              МОСКВА 2010

                                    ПЛАН РЕФЕРАТА. 
 
 

  1. Вступление
 

II.        История создания Т-34 и модификация танка. 

III.       Участие Т-34 в боях Великой Отечественной войны.

 

IV.      Сравнение с техникой союзников. 

 V.       Заключение      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                       Список литературы. 

1.Коломиец М.В. Т-34 . Первая полная энциклопедия.

2. «Бронеколлекция»  № 1 1998 г., № 4 1999 г.

3. И.Шмелев « Танк  Т-34», 1998 г.

4. А.Исаев «Т-34. Танк  и танкисты» 2005 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  
 
 

Пожалуй, ни один танк не снискал такой популярности и известности как советский Т-34. Именно эта машина стала для нашей страны символом Победы во Второй мировой войне,именно тридцатьчетвёрка стоит на памятниках нашим солдатам – освободителям,как у нас в стране, так и за рубежом. Т-34 – это целая эпоха в истории не только нашей страны , но и мира.

     В 30-е годы инженерная база Советского Союза была очень слаба, как в конструкторском, так и в технологическом плане. Поэтому в СССР вопрос создания новых образцов вооружения часто решался путём закупки за рубежом лицензий (т.е. чертежей и технологий изготовления, а к ним образцов) на производство боевой техники. На внедрении в производство образцов импортной техники и технологии учились советские конструкторы и технологи. Массовые легкие танки начала войны Т-26 и БТ-7 были английской и американской конструкции. Бронирование этих танков остава- лось по существу таким же, как и в годы Первой мировой войны, оно защищало танкистов и узлы танка только от пуль и осколков снарядов. Опыт боев в Испании, на Халхин-Голе и озере Хасан подтвердил необходимость создания надёжной брони.

В 1933 г. на вооружение Красной Армии были приняты два  новых танка: средний трехбашенный Т-28 и тяжелый пятибашенный Т-35. В то время в СССР не производилось танковых двигателей соответствующей мощности, да и вообще в стране не было танковых двигателей. На производившихся до этого легких танках БТ-2 и БТ-5 стояли американские авиационные двигатели «Либерти» L-12 времен Первой мировой войны, работавшие на высокооктановом бензине и выдававшие мощность до 400 л.с., которой было не достаточно для более тяжёлых танков. Поэтому, на принятые на вооружение новые танки, было решено устанавливать авиационный мотор М-17 (BMW VI). В результате этот дорогостоящий и совершенно негодный для наземной техники двигатель получил и как Т-28 с Т-35, так и появившийся в 1935 г. новый легкий танк БТ-7. Несмотря на большие вложенные средства и постоянную борьбу с «вредителями», создать нормально функционирующее отечественное моторостроение не удавалось.

"Абсолютно все  двигатели – от судовых дизелей  и танковых моторов до автомобильных  и мотоциклетных движков –  являлись либо аналогами устаревших  импортных образцов, либо их переделками. 
Получалось так: сначала промышленность тем или иным образом заполучала какой-нибудь немецкий или американский двигатель, потом его с трудом осваивали в производстве, как могли «модернизировали» и «совершенствовали». В итоге через какое-то время потенциал двигателя полностью исчерпывался. Будучи не в состоянии создать что-то свое, конструкторские бюро буквально задыхались в ожидании новой иностранной новинки.

Но и даже этих с  трудом производившихся моторов  низкого качества постоянно не хватало. Поэтому зачастую создание новых  образцов техники шло не по пути создания двигателей к этим самым  новым образцам, а наоборот, техника  проектировалась под уже имеющиеся  двигатели. Для новых танков Т-34 и  КВ-1 принятых на вооружение в 1939-1940 гг. промышленностью был разработан дизельный двигатель В-2 мощностью 500 л.с. По одним данным, это был мотор австрийской фирмы «Майбах», проданный в СССР в начале 30-х годов, по другим – американский тракторный мотор… Однако освоение этого двигателя в производстве шло очень медленно, и выпуск танков быстро обогнал производство моторов к ним. Главным конструктором танка Т-34 стал Михаил Ильич Кошкин. Его биография характерна для многих советских конструкторов: родился в бедной семье, рано начал трудовую жизнь, добровольцем вступил в Красную Армию, участвовал в Гражданской войне. Михаил Кошкин окончил партийный университет, работал на руководящих партийных должностях. По личному распоряжению первого секретаря Ленинградского обкома партии Кирова С.М., М. Кошкин, как перспективный работник, был зачислен в Ленинградский политехнический институт, который окончил в 1934 г. Затем он больше двух лет работал в танковом КБ Ленинградского завода им. С.М. Кирова.

Приказом наркома  тяжелой промышленности Кошкина  назначают главным конструктором  танкового КБ-190 Харьковского паровозо-строительного завода им. Коминтерна (с 1937 г. – «завод №183»). Как раз в это время на заводе боролись с «вредителями»: был арестован предыдущий начальник КБ Фирсов, арестован и расстре-лян директор завода Бондаренко. По заданию бронетанкового уп-равления РККА КБ Кошкина М.И. спроектировало легкий колес-но-гусеничный танк БТ-20, хотя сам Кошкин и не был сторонни-ком колесно-гусеничного движителя. Осенью 1938 г. на базе БТ-20 начались работы по созданию танка А-20. Впервые в отечествен-ном танкостроении были применены броневые листы, расположен-ные под большими углами наклона, что повысило эффективность бронирования и улучшило его защитные свойства.

Гусеничный танк А-32, являющийся прямым предшественником легендарной  «тридцатьчетверки», также был разработан осенью 1938 г. Существенным его отличием была замена колесно-гусе-ничного движителя более простым, гусеничным. Основным воору-жением танка А-32 являлась 76,2-мм танковая пушка Л-10, с кото-рой был спарен 7,62-мм пулемет ДТ. Второй пулемет ДТ размещал-ся в шаровой установке справа на верхнем лобовом листе корпуса. В предельно сжатые сроки конструкторским бюро под руководст-вом Кошкина М.И. была проведена доработка танка А-32 для даль-нейшего повышения его тактико-технических характеристик. Ведущим инженером машины являлся А.Морозов.

19 декабря 1939 г.  постановлением Комитета Обороны  при СНК танк с толщиной  брони в 45 мм и 76,2-мм пушкой  был принят на вооружение Красной  Армии под обозначением "А-34" (Т-34). Новый танк весил 26,3 тонны.  Экипаж состоял из 4-х человек:  механика-водителя и стрелка,  размещавшихся в переднем отде-лении танка, и двух человек в башне – заряжающего и командира танка, который одновременно выполнял обязанности стрелка-на-водчика. 31 марта 1940 г. Комитет обороны принял постановление о серийном производстве танка Т-34.

     Однако сравнительные полигонные испытания летом 1940 г. серийных средних немецких танков Т-III, закупленных в Третьем рейхе, и нашего Т-34, который ещё только должен был пойти в серию, показали, что немецкий танк оказался более выигрышным по плавности хода и скорости, он имел более удачную подвеску, отличался высоким качеством оптических приборов, имел удобное размещение боекомплекта и радиостанции, и самое главное, у Т-III был существенно более надежный двигатель и трансмиссия. Кроме этого, немецкий танк имел трехместную башню, в которой были созданы все условия для нормальной боевой работы членов экипажа. Командир имел специальную командирскую башенку, обеспечивавшую ему круговой обзор; средства внутренней связи были у всех членов экипажа.

В башне же Т-34 с  трудом размещались два танкиста. Внутренняя связь имелась только у двух членов экипажа из четырех  – командира танка и механика-водителя. Замнаркома обороны маршал Кулик  Г.И., приостановил производство и приемку  Т-34, потребовав устранения всех недостатков  советского танка. Но по решению зам. председателя Совнаркома СССР Ворошилова К.Е. было разрешено продолжить производства Т-34, установив 1000-километровый гарантийный пробег.

Начало серийного  производства танков Т-34, явившееся  заверша-ющим этапом трехлетней упорной работы конструкторов и всего коллектива завода №183, совпало с тяжелой утратой. После про-должительной болезни 26 сентября 1940 г. от воспаления легких скончался Михаил Ильич Кошкин, ему было всего 40 лет. Главным конструктором танкового КБ завода №183 был назначен Александр Александрович Морозов, ученик и соратник Кошкина.

В начале войны Т-34 серийно выпускался только на двух заводах: на Сталинградском тракторном (СТЗ) и на заводе №183 в г. Харь-кове, который потом эвакуировали в Нижний Тагил. Кроме этого, судостроительный завод №112 в Горьком тоже переводился на про-изводство танков Т-34. Дизели перед войной выпускал лишь завод №75 в Харькове. С началом войны, их стал выпускать СТЗ, а несколько позже завод №76 в Свердловске и Челябинский Кировский (ЧКЗ).  

      На 22 июня 1941 года было выпущено 1225 танков Т-34. В танковой дивизии по штату полагалось иметь 210 боевых машин этого типа. Однако реально в Киевском Особом военном округе находилось 694, в Западном — 268 и в Прибалтийском — 108 единиц. По своим главным тактико-техническим характеристикам Т-34 превосходили все типы танков вермахта. Однако отсутствие необходимого количества подготовленных экипажей, конструк-тивные недостатки (малый моторесурс двигателя, низкая надеж-ность коробки передач, плохие приборы наблюдения, теснота боевого отделения, неудачное размещение боекомплекта и прочее), а также ряд объективных причин, связанных с развитием событий на советско-германском фронте летом 1941 года, привели к тому, что практически все эти танки были потеряны в первые два месяца войны.  
 
В дальнейшем Т-34 с 76-мм пушкой использовались на всех фронтах и участвовали во всех операциях Великой Отечественной войны вплоть до штурма Берлина. При этом число их в танковых бригадах постоянно возрастало. В 1941 году в смешанной танковой бригаде насчитывалось 16 танков Т-34, в 1942 году их число воз-росло до 32. С ноября 1943 года бригады стали однородными — теперь в них имелось 65 Т-34, а танки других марок были изъяты. Помимо усовершенствований, постоянно вносившихся заводами-изготовителями, некоторые меры по улучшению боевых машин предпринимались и в войсках. Наиболее известная — усиление бронирования корпуса и башни наваркой дополнительных броне-листов. Подобные мероприятия обычно проводились на фронтовых ремонтных заводах, в частности на заводе № 27 в Ленинграде.
 
 
 

     По иронии судьбы, одна из величайших побед Красной Армии в Великой Отечественной войне — под Курском была одержана в тот момент, когда советские бронетанковые и механизированные войс-ка в качественном отношении уступали немецким.К лету 1943 года, когда наиболее болезненные конструктивные недостатки Т-34 были устранены, у немцев появились новые танки «Тигр» и «Пантера», заметно превосходившие наши по мощи вооружения и толщине брони. Поэтому в ходе Курской битвы советским танковым частям, как и прежде, приходилось полагаться на свое численное превос-ходство над противником. Лишь в отдельных случаях, когда «тридцатьчетверкам» удавалось приблизиться к немецким танкам почти вплотную, огонь их пушек становился эффективным. На повестку дня остро встал вопрос о кардинальной модернизации танка Т-34. Нельзя сказать, чтобы к этому времени не предприни-мались попытки разработки более совершенных танков. Эта работа, приостановленная с началом войны, возобновилась в 1942 году, по мере завершения текущей модернизации и устранения недостатков Т-34. Здесь, в первую очередь, следует упомянуть проект среднего танка Т-43.  
 
Эта боевая машина создавалась с учетом предъявляемых к Т-34 требований—усиления его бронезащиты, совершенствования подвески и увеличения объема боевого отделения. Причем активно использовался конструкторский задел по довоенному танку Т-34М. Новая боевая машина на 78,5% была унифицирована с серийной «тридцатьчетверкой». Форма корпуса Т-43 в основном осталась прежней, так же как и двигатель, трансмиссия, элементы ходовой части, пушка. Основное отличие заключалось в усилении брони-рования лобовых, бортовых и кормовых листов корпуса до 75 мм, башни — до 90 мм. Кроме того, место механика-водителя и его люк перенесли в правую часть корпуса, а место стрелка-радиста и уста-новка курсового пулемета ДТ были ликвидированы. В носовой части корпуса слева разместили топливный бак в бронированной выгородке; бортовые баки изъяли. Танк получил торсионную под-веску. Наиболее же существенным новшеством, резко отличавшим по внешнему виду Т-43 от Т-34, стала трехместная литая башня с расширенным погоном и низкопрофильной командирской башенкой.  
 
С марта 1943 года два опытных образца танка Т-43 (им предшествовала машина Т-43-1, построенная в конце 1942 года, имевшая люк-пробку механика-водителя и смещенную к корме башни командирскую башенку) проходили испытания, в том числе и фронтовые, в составе отдельной танковой роты имени НКСМ. Они выявили, что Т-43 из-за возросшей до 34,1 т массы несколько уступает Т-34 по динамическим характеристикам (максимальная скорость снизилась до 48 км/ч), хотя и существенно превосходит последний по плавности хода. После замены вось- ~ ми бортовых топливных баков (у Т-34) на один носовой меньшей емкости у Т-43 соответственно почти на 100 км уменьшился запас хода. Танкисты отмечали простор боевого отделения и большее удобство в обслу-живании вооружения.  
 
После испытаний, в конце лета 1943 года танк Т-43 был принят на вооружение Красной Армии. Началась подготовка к его серийному производству. Однако итоги Курской битвы внесли существенные коррективы в эти планы.  
 
В конце августа на заводе № 112 состоялось совещание, на которое прибыли нарком танковой промышленности В.А.Малышев, коман-дующий бронетанковыми и механизированными войсками Красной Армии Я.Н.Федоренко и ответственные сотрудники Наркомата воо-ружений. В своем выступлении В.А.Малышев отметил, что победа в Курской битве досталась Красной Армии дорогой ценой. Вра-жеские танки вели огонь по нашим с дистанции 1500 м, наши же 76-мм танковые пушки могли поразить «тигров» и «пантер» лишь с дистанции 500 — 600 м. На самом же деле ситуация была значи-тельно хуже, чем ее обрисовал В.А.Малышев. А ведь попытки исправить положение предпринимались с начала 1943 года.  
     Еще 15 апреля ГКО, в ответ на появление на советско-германс-ком фронте новых немецких танков, издал постановление № 3187сс «О мероприятиях по усилению противотанковой обороны», кото-рым обязал ГАУ подвергнуть полигонным испытаниям противо-танковые и танковые пушки, находившиеся в серийном производ-стве, и в 10-дневный срок представить свое заключение. В соответ-ствии с этим документом заместитель командующего БТ и MB генерал-лейтенант танковых войск В.М.Коробков приказал задей-ствовать в ходе этих испытаний, проходивших с 25 по 30 апреля 1943 года на НИИБТ-Полигоне в Кубинке, трофейный «Тигр». Результаты испытаний оказались малоутешительными. Так, 76-мм бронебойно-трассирующий снаряд пушки Ф-34 не пробил борто-вую броню немецкого танка даже с дистанции 200 м! Наиболее же эффективным средством борьбы с новой тяжелой машиной против-ника оказалась 85-мм зенитная пушка 52К образца 1939 года, кото-рая с дистанции до 1000 м пробивала его 100-мм лобовую броню.  
    5 мая 1943 года ГКО принял постановление № 3289сс «Об усиле-нии артиллерийского вооружения танков и самоходных установок». В нем перед НКТП и НКВ были поставлены конкретные задачи по созданию танковых пушек с зенитной баллистикой.  
   Еще в январе 1943 года к разработке такой пушки приступило КБ завода № 9, руководимое Ф.Ф.Петровым. К 27 мая 1943 года были выпущены рабочие чертежи пушки Д-5Т-85, спроектированной по типу немецких танко-самоходных пушек и отличавшейся малым весом и небольшой длиной отката. В июне первые Д-5Т изготовили в металле. Примерно в это же время были готовы опытные образцы других 85-мм танковых орудий : ЦАКБ (  главный конструктор В.Г.Грабин ) представило пушки С-53 (ведущие конструкторы Т.И.Сергеев и Г.И.Шабаров) и С-50 (ведущие конструкторы В.Д.Мещанинов, А.М.Волгевский и В.А.Тюрин), а артиллерийский завод № 92 — пушку ЛБ-85 А.И.Савина. Таким образом, к середине 1943 года к испытаниям были готовы четыре варианта 85-мм пушки, предназначавшиеся для вооружения среднего танка. Но вот какого?  
     Т-43 отпал достаточно быстро — эта машина и с 76-мм пушкой весила 34,1 т. Установка более мощного, а значит, и более тяжелого орудия повлекла бы за собой дальнейшее увеличение массы, со всеми вытекающими из этого негативными последствиями. Кроме того, переход заводов на выпуск нового танка, хоть и имевшего много общего с Т-34, неизбежно вызвал бы снижение объемов производ-ства. А это было свято! В результате всего серийный выпуск Т-43

Информация о работе Роль Т-34 в сражениях Великой Отечественной войны