Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:53, реферат
Имеются сведения, что уже в XVII в. в России торговля вином сдавалась в откуп частным лицам и что к 1680-м гг. откупа были заменены казенным управлением. О применении в это время откупной системы в Сибири сведений нет, но известно, что во второй половине
XVII в. здесь были построены первые частные винокуренные заводы, например Каменский, сооруженный в 1663 г.
Имеются сведения, что уже в XVII в. в России торговля вином сдавалась в откуп частным лицам и что к 1680-м гг. откупа были заменены казенным управлением. О применении в это время откупной системы в Сибири сведений нет, но известно, что во второй половине
XVII в. здесь были построены первые частные винокуренные заводы, например Каменский, сооруженный в 1663 г.
Для продажи вина во всех сибирских городах были устроены кружечные дворы, то есть кабаки, и торговля вином помимо этих заведений запрещалась под страхом ссылки и смертной казни.
В начале XVIII в. потребность в спиртных напитках в Сибири увеличилась из-за роста населения, и казенного вина стало не хватать.
В 1714г. указом Петра I в Сибири разрешалось курить вино людям всяких чинов свободно «с объявлением об этом начальству и в заклейменной посуде, полагая сбору со всякого ведра по полуполти не в год».
Винокурение по размерам производства и уровню его организации занимало в Сибири особое место. Дешевизна хлеба, несложное производство, гарантированный сбыт - все это обеспечивало высокую и стабильную прибыль. В хлебных районах Сибири появились десятки винокурен, организованных на средства частных лиц.
Один из богатейших сибирских купцов Максим Михайлович Походяшин владел 5 винокуренными заводами в Тюмени, Екатеринбурге, Ирбите и других местах.
Винокурение привлекало пристальное внимание законодателей. Указы, регламентирующие эту отрасль, издавались один за другим. (Приложение 1)
Выгоды винокурения были настолько очевидны, что в 50-х гг. XVIII в. государство превращает отрасль в казенную и дворянскую монополию. 19 июля 1754 г. вышел указ Сената, согласно которому к подрядным поставкам вина на территории европейской части страны, начиная с 1755 г., допускались только дворяне-помещики. В следующем году этот порядок заготовления вина был распространен на Сибирь.
До 1764 г. по всей Сибири существовала продажа вина «на вере», через «верных сборщиков», то есть через доверенных лиц. Известно также, что в 1750-х гг. часть округов Сибирской губернии сдавалась в откуп. С 1764г. комиссия Фермора признала целесообразным ввести откупную систему в Западной Сибири, т.е. своеобразную систему аренды права на торговлю вином, за определенную плату, которая вносилась государству вперед и при условии предоставления залога.
В 1767 г. винные откупа были введены в Сибири. Откупщикам были даны большие права и привилегии. Они приравнивались к дворянскому сословию, носили шпаги, имели право на обыск любого дома для розыска корчемного (незаконно выкуренного) вина. Право на винный откуп в определенной местности (округе, уезде или целой губернии) продавалось на торгах, которые происходили через каждые четыре года. Вино, купленное не у откупщика данного округа, считалось корчемным. И это влекло арест даже для дворян. Правительство придавало откупам большое значение, потому что доход от них составлял от 20 до 29 % доходной части государственного бюджета. Росли и злоупотребления откупщиков. Правительство все более теряло контроль за важнейшей статьей государственного бюджета. Откупщики получали все больше прав и прибыли.
В начале XIX в. для пресечения злоупотреблений откупщиков в Европейской России пришлось даже ввести государственную монополию - с 1819 по 1827 г. Для Сибири откупная система оставалась неизменной: с 1799 по 1807 г. Тобольская и Томская губернии были сданы на откуп.
Томская и Тобольская губернии сдавались по округам. Торги проводились каждые четыре года по общим для всей страны правилам. Назначенную на торгах откупную сумму откупщик выплачивал ежемесячно. Выплаты гарантировались залогом и имуществом откупщика. Откупщик получал вино с частных, в том числе со своих, заводов и казенных винокурен. Здесь Казна также не упускала своей выгоды и сосредоточила в своих руках почти все производство вина в Сибири. Еще в 1770 - 1790-е гг. Казна перевела на себя все заводы откупщиков под предлогом недоимок, а в 1843 г. вообще запретила откупщикам строить и эксплуатировать собственные заводы.
В первой половине XIX в. сибирские откупа снабжались из 18 казенных заводов. В 1800 г. в Тобольской губернии было 12 заводов, в Томской - 3. Управление и содержание заводов обходились Казне чрезвычайно дорого, поэтому большая часть заводов была закрыта. Накануне отмены откупной системы в западной Сибири остались лишь два работающих казенных завода: Успенский (производительностью в 450 тыс. 12-литровых ведер полугара в год), Екатерининский (до 640 тыс. ведер) в Тобольской губернии. Заводы были снабжены паровыми двигателями. На них работали сотни каторжников, осужденных на исправительные работы.
Неограниченная монополия казны на винокурение, длительное время существовавшая в Сибири и затруднявшая накопление частных капиталов на основе этой сферы предпринимательства, являлась одной из особенностей процесса первоначального накопления капитала в этом регионе.
Казенная монополия на винокурение в Сибири не была отменена, а только ограничена после введения в действие в 1837 г. высочайше утвержденного положения Комитета министров о разрешении лицам дворянского сословия заводить на территории Сибири винокуренные заводы.
Для купечества винокурение по-прежнему оставалось под запретом, поэтому некоторые из купцов, активно занимавшихся откупной продажей вина и получавших от властей отказ в устройстве собственных заводов, нашли выход в том, что записывали винокурни на имя своих родственников, обладавших дворянским званием.
В 1843г. частным лицам разрешалось устройство винокуренных заводов в Сибири, а казенные заводы стали сдаваться в аренду.
Продажа казенного вина отдавалась на откуп купцам и отставным чиновникам.
Для того чтобы увеличить государственные доходы от виноторговли, с 1847 г. были введены новые правила сдачи винных откупов - акцизно-откупное комиссионерство. Реформа должна была ограничить доходы откупщиков. Вино отпускалось содержателям откупов не по заготовительной цене (себестоимости), а по коммерческой, предусматривавшей определенный процент прибыли. В России этот процент равнялся 5-10, в Западной Сибири - 15. Кроме того, откупщик на торгах выплачивал в Казну назначенную акцизно-откупную сумму. По сути дела Министерство финансов обеспечивало государству устойчивый доход еще до реализации вина потребителям. Доход Казны резко вырос (Приложение 2).
Винные откупа были отменены по закону 4 июля 1861 г. Частная винокуренная промышленность, слабо развитая до реформы, стала бурно развиваться.
До 1861 г. в Сибири было всего три частных завода: Чернореченский - жены l надворного советника Пономарева; Илецко-Иковский - наследников капитана Мясникова в Тобольской губернии и Александринский - дворян Базилевских в Томском округе. Эксплуатация казенных заводов частными лицами была затруднена из-за отсутствия достаточных капиталов, поэтому в Сибири развернулась лихорадочная деятельность по строительству винных заводов. В Томской губернии в 1863 г. работали уже 5 заводов. Число частных заводов в общем по Сибири быстро росло. В 1890 г. только в Западной Сибири насчитывался 21 винокуренный завод.
Сначала заводами владели в основном чиновники, имевшие связи и быстрее купцов получавшие разрешение на постройку винокурен, однако вскоре купцы перекупили почти все заводы.
На сибирских заводах в 1880-1890-е гг. прошло техническое перевооружение, обычным стало применение паровых машин при перемещении реагентов и подогреве бродильной массы, ректификационных колонн. Качество спирта вследствие этого повысилось.
Винозаводчики сами же и продавали вино через свои оптовые склады. В Западной Сибири в 1883 г. было 170 оптовых винных складов и 3719 питейных заведений, а в 1894 г. - соответственно 161 и 2191. Сокращение числа питейных заведений и заводов объяснялось жесткой конкуренцией между заводчиками и виноторговцами. Конкуренция переросла в создание региональных монополий - стачек, приводивших к повышению цен на вино. Винозаводчики, сосредоточив в одних руках производство и сбыт вина, получали сверхприбыли. Государственные интересы нарушались, поток денег уходил мимо казны. Меры административные и юридические результата не давали. В связи с чем стали предприниматься меры экономические.
В крупных городах Сибири появились казенные винные оптовые склады, была уничтожена система перекуров, способствовавшая монополизации производства вина. Все эти меры были лишь подготовкой к решительной реформе. Стачки доморощенных монополистов стали одной из главных причин введения в России государственной монополии на продажу вина. В 1894 г. в Европейской России была установлена казенная монополия на реализацию вина. “На основании Высочайше утвержденных, 4 июня 1899 г. и 20 мая 1902 г., мнений Государственного совета с 1 июля 1902 г. казенная продажа питей введена: 1) в областях Терской, Кубанской и Дагестанской Европейской России и 2) в губерниях Тобольской и Томской и областях Акмолинской и Семипалатинской Азиатской России, за исключением уездов Березовского и Сургутского, Нарымского края, а равно прилегающих к этим местностям частей Тобольской и Томской гг., в которых торговля крепкими напитками производится на основании правил, установленных об акцизных сборах” … на 1902 год.
После введения казенной монополии выкурка спирта осталась в руках частных заводчиков, выделка и продажа вина - в руках казны.
Наиболее крупные винокуренные заводчики были одновременно виноторговцами. Из их числа выделялся:
1. Максим Михайлович Походяшин владел 5 винокуренными заводами в Тюмени, Екатеринбурге, Ирбите и других местах
2. С 1752 г. в течение 4 лет откупщиком кабацких, таможенных и канцелярских сборов в уезде был томский купец В. Мельников, построивший 2 винокуренных завода (Бердский и Бачатский), вносивший в казну ежегодно 4166 руб. откупной платы.
3. Поставку вина в Сибирской губернии взял граф П. И. Шувалов, когда последний в 1757 г. получил в Сенате подряд на 10-летнюю поставку вина в Сибирь (за исключением Иркутской провинции). К нему и отошли казенные и частные заводы, в том числе и крупнейший Уковский завод в Ялуторовском дистрикте. На заводах сановного владельца работали крестьяне, присланные из окрестных сел в принудительном порядке, по нарядам. Шувалова сменил верхотурский купец и горный заводчик В. Походяшин, взявший питейный откуп и винные подряды во всей Западной Сибири. Он скупил заводы Шуваловых, построил новые, в их числе Успенский завод в Тюменском уезде.
4. Верхотурские купцы Поповы, которым удалось в 1827 г. взять на откуп всю Томскую и часть Тобольской губерний. Только за право продажи вина в Томске А.Я. Попов в компании с Ф.И. Поповым обязывались выплачивать в казну 181250 руб. и продавать ежегодно по 48 тыс. ведер вина (1 ведро равнялось 12,3 литра). Вино отпускалось Поповым с Краснореченского казенного винокуренного завода по цене 2 руб. за ведро 40-градусной водки. Поповы должны были развезти эту водку по своим торговым точкам и складам и реализовать ее самостоятельно в установленных указом объемах по цене от 2 руб. 80 коп. до 3 руб. 30 коп. Всего в Томске у Поповых в 1827 г. было 17 питейных домов, а в Томской губернии еще 36 городских и 142 сельских заведений подобного рода.
5. Г.Т. Бадьин, построивший, крупнейший частный завод Сибири - Иткульский в 1868г.
6. Д.И. Смолин, имевший в 1888 г. 6 складов спирта и 117 питейных заведений в Ишимском и Курганском округах Тобольской губернии.
7. А.Ф. Поклевский-Козелл держал 7 складов спирта и 93 кабака в Тюменском и Ялуторовском округах той же губернии (годовой оборот 700 тыс.руб.). Наследники которого вплоть до 1917 г. оставались владельцами винокуренных, пивоваренных, водочных, железоделательных заводов в Сибири и на Урале.
8. На Алтае настоящим «водочным королем» во второй половине XIX в. был И.К. Платонов. До 1893 г. он являлся монополистом в винокурении и его Иткульский завод (открыт в 1868 г.), расположенный неподалеку от Бийска, был единственным производителем спирта на Алтае. В 1869 г. он открыл в Барнауле небольшой завод, где из иткульского спирта производились водка, ликеры и наливки. В 80-х гг. помимо двух заводов у него имелось 10 оптовых складов готовой продукции, два ренсковых погреба для продажи виноградных вин (в Барнауле и Бийске) и 46 питейных заведений.
3. Винокуренные заводы
3.1. Екатерининский винокуренный завод
Казенный Екатерининский винокуренный завод располагался вблизи города Тара Тобольской губернии. Екатерининский казенный винокуренный завод был построен в 1760-х годах. Это было самое крупное предприятие Тобольской губернии. На заводе работали ссыльные, для надзора содержался военный гарнизон. В 1850-х гг. Екатерининский завод был самым крупным в России из винокуренных заводов.
3.2. Киреевский винокуренный завод
Крупнейшим предприятием винокуренного производства западной Сибири был Керевский (Киреевский) винокуренный завод, который с 1854 г. арендовал губернский секретарь Булашевич и который в начале 1860 г. перешел во владение томскому первой гильдии купцу Борису Леонтьевичу (Берко Лейбовичу) Хотимскому. В 1864 г. этот завод производил 790500 ведер спирта в полугаре на 580500 руб. при 150 рабочих. Показательно, что до сдачи этого завода в аренду на нем содержалось в качестве рабочих до 850 ссыльнокаторжных, а размеры производства были в несколько раз меньше.
3.3. Успенский винокуренный завод.
Успенский винокуренный завод был основан в 1771 году сыном владельца медных и железных Богословских заводов на Северном Урале купца Максима Походяшина Василием на слиянии рек Айба и Балда.
Походяшины держали винные подряды в Тобольской губернии до 1790 года. В 80-х годах 18 века правительство встало на путь ограничения частного предпринимательства и расширения казенного винокурения в Западной Сибири. 23 июня 1791 года наследники М.М.Походяшина подписали крепость на продажу Успенского винокуренного завода государственному ассигнационному банку. Переход завода в казенное ведомство сопровождался резким ухудшением социального состава рабочих кадров. Ввиду недостатка и дороговизны наемной рабочей силы казна обратилась к принудительному труду. На завод стали высылаться колодники и лица из податных сословий для отработки частных долгов и казенных недоимок.
Колодники работали под конвоем солдат. На завод была послана инвалидная команда. Также на службе винокуренного завода находился казачий конный полк.
В 1810 году Успенский винокуренный завод был сдан в аренду оршанскому купцу Е.И.Миселеву.
В 1846 году был сдан в аренду купцу Поклевскому-Козелл по контракту, заключенному последним с Тобольским губернским правлением.
Вино, производимое на заводе, поставлялось в Туринск, Ишим, Курган, Ялуторовск, Тюмень, а также за пределы Тобольской губернии, в округа Киргизской степи, Томск, Колывань, Оренбургскую губернию и другие районы. 22 февраля 1854 года было утверждено положение о продаже казенного вина и изделий из него в Сибирских губерниях на период с 1855 по 1859 годы. С 4 августа 1854 года на содержание Успенского винокуренного завода перешли Тобольские винокуренные заводы, которые должны были выкуривать вино из своего хлеба на Успенском заводе, а все расходы по перевозке должен был брать на себя Успенский винокуренный завод.