Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 14:53, контрольная работа
Цель данной работы является то, чтобы выяснить, как же римскому обществу удалось изменить управление своим государством, какие причины вызвали эти изменения и как они повлияли на ситуацию в римском обществе.
Из вышеуказанной цели можно выделить задачи контрольной работы. Необходимо решить задачи и в плане того, как один лидер заменил другого, т. е. император сменил диктатора, какие силы помогли ему взойти на пьедестал, и как он затем управлял огромной империей. Необходимо разобраться и самой личностью нового человека Рима – императора Августа, что он был за человек, какими силами он обладал и что он оставил после себя.
Обе стороны энергично готовились к войне. Силы Антония состояли из 500 кораблей, 100 тысяч пехотинцев и 15 тысяч конников; у Октавиана было 400 судов, 80 тысяч пехотинцев и 12 тысяч всадников. Однако следует учитывать, что армия Антония была разнородной, римляне в ней составляли меньшинство.
2 сентября 31 г. до н. э. у мыса Акция (западное побережье Греции) произошло сражение. Перед битвой Антоний приказал сжечь все египетские корабли, кроме 60, так как все свои войска он разместил на римских кораблях. Корабли Антония представляли собой плавучие крепости; на палубах в деревянных башнях размещались катапульты, борта были укреплены толстыми балками с железными скобами, носы кораблей обшиты медью.
Флот Октавиана состоял из быстрых и легких судов, на носах были установлены тараны.
Около полудня поднялся ветер с моря, и Антоний, надеясь на мощь своих судов, двинулся навстречу противнику. Быстрые корабли Октавиана, по три-четыре судна, нападали на неповоротливые громадные корабли Антония, но не решались таранить их непробиваемые борта. Однако плохо управляемые, громоздкие суда Антония тоже не могли воспользоваться тараном – основным приемом морского боя того времени. Битва скорее напоминала сухопутную схватку: стреляли катапульты, летели каменные ядра баллист, стрелы и копья, на палубы падали горящие факелы… Битва стала всеобщей, но исход ее был не ясен. Вдруг 60 кораблей Клеопатры подняли паруса и обратились в бегство, пробиваясь сквозь сражающиеся корабли.
Бросив свой флот на произвол судьбы, Антоний последовал на быстроходном корабле за царицей. Оставшись без полководца, флот Антония потерпел поражение. Несколько дней спустя сдались и оставшиеся на берегу легионы Антония. Октавиан стал единоличным властителем Римского государства.
Октавиан умело использовал всеобщее недовольство поведением Антония, чтобы свалить на него вину за жестокости первого периода правления триумвиров. Все в Риме обвиняли в преступлениях против государства.
Октавиан понимал, что завоевание Египта принесет ему не только необходимые средства, но и желанную популярность. Однако сделать это было не так легко. В распоряжении Антония еще оставались 11 легионов, флот Клеопатры и огромная египетская казна. Но у Антония не было уже прежней энергии и уверенности в себе и в своих солдатах.
Летом 30 г. до н. э. Октавиан начал вторжение в Египет одновременно с востока и запада. Легионы Антония перешли на сторону Октавиана. Антоний покончил жизнь самоубийством, бросившись на меч. Клеопатра попала в руки Октавиана. Узнав, что тот хочет отправить её в Рим, чтобы во время триумфа в цепях провести за своей колесницей, она лишила себя жизни. Как она погибла, точно неизвестно, но рассказывают, будто бы она покончила с собой, используя ядовитую змею.
Октавиан обошелся с населением Египта довольно милостиво. Он не позволил солдатам разграбить Александрию, не превратил Египет в римскую провинцию, а сделал своим личным владением, которым управляли назначенные им чиновники. Все доходы с этой богатейшей страны шли в личную казну Октавиана. Казни сторонников Антония были немногочисленными. Октавиан приказал только убить (казнить) сына Цезаря от Клеопатры – Цезариона и старшего сына Антония (от первой жены) Антилла. Детей Антония от Клеопатры взяла на воспитание сестра Октавиана Октавия, бывшая жена Антония22.
Возвратившись в Италию, Октавиан заплатил ветеранам обещанные деньги. Солдаты, отслужившие свой срок, получили почетную отставку и земельный надел23.
Египетская добыча дала Октавиану возможность уже не отбирать, а покупать наделы для ветеранов. Примерно 300 тысяч человек получили их. Командирам и приближенным Октавиана раздавались имения в сотни югеров, что способствовало распространению латифундий. Укрепилось также частное мелкое и среднее землевладение, зиждившееся на труде рабов. Верховное право распоряжения землей перешло главе государства, и собственники уже не опасались новых аграрных законов, принятых плебсом. Их собственность на землю стала такой же прочной, как собственность господина на раба24.
Так начался в истории Рима новый период – период единоличного правления, эпоха империи. В современной литературе нередко дискутировался вопрос о существе этого периода, о том, можно ли назвать его революцией. Одни историки считают, что тогдашние события следует рассматривать как признаки революции. Другие, возражая, приводят различные аргументы и подчеркивают, что общество не изменило свою структуру, осталось рабовладельческим. Вместе с тем в результате широких движений в структуре правящего класса, в общем политическом устройстве политики происходят значительные перемены25.
Но
после того как Октавиан стал единым
правителем огромного государства,
прошло еще долгих тринадцать лет, на
протяжении которых Октавиану пришлось
воевать – и воевать не с
внешним врагом26.
ГЛАВА 2. РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ
2.1.
Государственный деятель
После гибели Марка Антония и завоевания Гаем Цезарем Октавианом Египта, закончился период гражданских войн. Единым правителем огромной Римской державы с этого момента стал Гай Юлий Цезарь Октавиан. Он открыл своим правлением новый период в истории Рима – период Римской империи.
Совершилось это в 30 г. до н. э., и Октавиан стал единственным правителем Рима и всех его владений. В 29 г. до н. э. Октавиан возвратился в Рим и с триумфом отпраздновал свою победу. Он торжественно сложил с себя сан триумвира и взамен его получил от сената и комиций звание императора.
Еще до этого он был пожизненно наделен правом народного трибуна. Но, несмотря на это, положение Октавиана не было достаточно прочным. Не прекращались попытки переворота, мятежи и заговоры. Их возглавляли молодой Лепид, после него – Варрон Мурена и Фанний Цепион, вслед за ними – Марк Эгнаций, после него – Плавтий Руф и Луций Павел, а также Луций Авдасий, которого уличили в подделке подписи, Азиний Эпикад – полуварвар-парфин и раб Телеф.
У каждого из этих злоумышленников были свои планы и свои цели. Так, Авдасий и Эпикад намеревались похитить и отвезти в войска дочь Октавиана – Юлию и племянника Агриппа с островов, где они жили.
А раб Телеф, поверив в пророчество, которое сулило ему высшую власть, намеревался напасть на Октавиана и на сенат. Не раз жизни Октавиана угрожала смертельная опасность.
Однажды
ночью возле его спальни
Лишь однажды, в 19 г. до н. э., когда императора не было в городе, плебс попробовал выставить своего кандидата на роль консула. Им был эдил Эгнатий Руф. Он вызвал симпатии плебса после того, как организовал за свой счет отряды рабов, которые тушили частые в Риме пожары. Но сенат не одобрил его кандидатуру и в городе начались волнения. Весть об этом дошла до Августа, и он поспешил возвратиться в Рим. Волнения были быстро остановлены, а Эгнатий брошен в тюрьму, где и закончил свой жизненный путь. После этого Октавиан распорядился, чтобы пожарные команды, которые назывались когортами стражи, были организованы за государственный счет27.
Но каждый из заговоров Октавиан своевременно раскрывал по доносам и ликвидировал их еще до того, как они становились опасны. Кроме этого, возложив на себя роль цензора, он провел большую чистку в сенате, исключив из него бывших сторонников Марка Антония, а также других враждебных лиц. Октавиан распустил большую часть легионеров, позаботившись о том, чтобы они в будущем не выступили против него. В Риме он оставил только свою личную охрану – преторианскую гвардию, которая пользовалась большими привилегиями по сравнению с остальными легионерами. Преторианцы были важнейшей опорой власти28.
Октавиан
организовал также три когорты,
которые несли полицейскую
Для охраны морских границ и традиционных морских путей на Средиземном море было создано несколько постоянных эскадр военных кораблей. Кроме этого, существовали флотилии, которые охраняли берега Галлии и Понта Евксинского29.
«Мирные» провинции, в которых не стояло войско, находились в ведении сената, хотя Август контролировал и их. Солдаты могли теперь дослужиться до поста центурионов, а особенно отличившиеся центурионы имели доступ в сословие всадников. После отставки солдаты получали земельные наделы. Так «нечестивые войны» превратились в оплот твердой власти и порядка30.
Понимая, что стольких лет гражданской войны страна нуждается в мире и все желают спокойной жизни, Октавиан заметно сократил завоевательные устремления Римской империи.
Чтобы
обезопасить Рим от нападений
варваров, Октавиан построил много
укрепленных лагерей вдоль
В Риме на Марсовом поле был воздвигнут беломраморный алтарь мира в честь того, что Октавиан сумел «даровать мир, какого римляне не знали за всю свою историю». Стремясь оставить о себе добрую память, Октавиан начал перестраивать Рим, используя средства, какие ранее шли на завоевательные войны. Была создана новая площадь – форум Августа, возведено много великолепных зданий во всех районах города. «Я получил Рим кирпичным, - говорил Август, - а оставлю его мраморным»31.
Начав
как преемник Цезаря, Октавиан считал
нужным склонить на свою сторону плебс
и армию, хотя народные собрания в
Риме фактически утратили значение, а
затем и вовсе перестали
Август стремился распространять взгляды, оправдывающие его режим. Он окружил себя писателями и художниками, понимая, какое огромное влияние может оказать искусство на настроение и образ мыслей римского общества. Август лично присутствовал на публичных чтениях новых произведений и появлялся во время литературных чтений. Чаще всего они проходили у друга Октавиана – Мецената. Меценат привлекал в свой кружок самых талантливых поэтов и писателей того времени. Он был сказочно богат и щедро вознаграждал тех, кто восхвалял блага нового режима и достоинства самого Октавиана. Так, поэт Вергилий написал «Энеиду» - поэму о подвигах Энея, мифического предка Цезаря и Октавиана. И хотя в Германии полководцы Октавиана терпели поражения, и не всегда успешно шла война на Рейне и Дунае, поэты утверждали, что большая часть обитаемого мира уже покорена, а жители другой – скифы, парфяне, индийцы, бритты – тоже склонились перед могуществом Октавиана32.
Первым важным подвигом, которым он совершил еще 19-летним юношей, Октавиан считал «спасение государства», то есть расправу с заговорщиками, убившими Цезаря и начавшими гражданскую войну. Вторым подвигом надпись называет «восстановление республики», когда на основе всеобщего согласия Октавиан передал власть в распоряжении сената и римского народа. Если верить Октавиану, то при нем Рим оставался республикой, а всесильный принцепс лишь охранял её, «как караульный солдат на посту». Третьим своего правления Октавиан считал установление «Римского мира», то есть прекращение политики захватов и установление прочных границ. Искусной группировкой материала Октавиан создает впечатление, что он принес людям «Золотой век» и возвратил римлянам добрые нравы и обычаи предков.
Октавиан
был дальновидным, трезвым и осторожным
политиком, считавшим, что для достижения
цели годятся любые средства. Он никогда
ничего не говорил и не делал необдуманно.
Даже со своей женой Ливией он, случалось,
говорил по заранее составленной записке.
Личные качества Октавиана как нельзя
лучше подходили к той эпохе, когда от
государственного деятеля требовалось
не столько талант и вдохновение, сколько
расчет и здравый смысл. Недаром любимой
присказкой Октавиана была пословица:
« Поспешай медленно». Благодаря своей
осторожности Октавиану удалось то, что
не удалось Цезарю: он не только благополучно
прожил долгую жизнь, но и сумел избрать
себе наследника, переход власти к которому
произошел без всяких волнений.33
2.2.
Принципат императора