Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 18:52, контрольная работа
Начало XX века было сложным временем для России – множество смен политического курса, буржуазные и социалистические революции, раскол в обществе. События Третьеиюньской монархии – не исключение.
В результате государственного переворота 3 июня 1907 года в России установилась так называемая «третьеиюньская» политическая система или «третьеиюньская монархия».
Тема: Политическое и социально-экономическое развитие России в 1907 – 1914 гг.
Начало XX века было сложным временем для России – множество смен политического курса, буржуазные и социалистические революции, раскол в обществе. События Третьеиюньской монархии – не исключение.
В результате государственного переворота 3 июня 1907 года в России установилась так называемая «третьеиюньская» политическая система или «третьеиюньская монархия».
Обнародованный 3 июня 1907 года новый избирательный закон настолько ограничивал представительство в Государственной думе для основной массы населения России – рабочих, крестьян и жителей национальных окраин, что даже творцы этого закона цинично называли его «бесстыжим». Новый порядок выборов вдвое сокращал представительство от крестьян, в два с половиной раза – от рабочих, в три раза – от Польши, Кавказа и Закавказья, а нерусские народы Средней Азии, Сибири и Забайкалья совсем лишались своих представителей в Думе.
Ставка была сделана на резкое увеличение депутатских мест для помещиков и крупной буржуазии, рассматриваемых как надежная социальная опора самодержавия. Помещики и крупная буржуазия, составлявшие в общей сложности менее 1% населения страны, отныне получали более 2/3 мест в Государственной думе. Число депутатов сокращалось с 524 до 448 мест. Фракция октябристов оказалась наиболее значительной, из их среды были и председатели Думы, сначала Н. А. Хомяков, потом Д. И. Гучков.
Третьедумский период— время поисков модели сосуществования, изыскания компромисса между традиционными методами управления и новыми реалиями политической жизни, между правительством и депутатским корпусом. Большинство избранников уже не смотрело на Совет министров как на “шайку преступников”, не воспринимало существующую государственную систему как “темное царство”, которое надлежало разрушить до основания. Поиск взаимодействия, изыскания форм конструктивного сотрудничества не были простыми и легкими. Немало за это пятилетие было острых моментов, взаимного непонимания, отражавшего старые предубеждения.
III Государственная дума была самой «угодной» для самодержавия и просуществовала весь пятилетний срок. За это время она приняла более двух тысяч законодательных актов. Она приняла законы об ограничении законодательных прав финляндского сейма, о введении в западных губерниях земства, с преобладанием русского элемента, о выделении Холмской области в особую губернию и самый важный вопрос, который рассматривался в это время в думе был аграрный.
Главным архитектором “третьеиюньской” политической системы являлся П. А. Столыпин, представитель старинного дворянского рода. Энергичный саратовский губернатор был замечен в апреле 1906 г. и получил портфель министра внутренних дел, а после разгона I Государственной думы в июле того же года стал председателем Совета министров. По отзывам современников, Столыпин обладал твердым, властным характером, был беспощаден в достижении поставленной цели, но мог пойти и на компромисс.
Столыпин прибыл в Саратовскую губернию в тот момент, когда крестьянские бунты охватили Балашовский уезд и стали распространятся на соседние. Он сурово расправлялся с бунтовщиками, а в обращении к сельскому населению губернии предупредил, что при повторении беспорядков «полиция и войска будут действовать решительно и беспощадно». Подобную твердость Столыпин умело сочетал с выдержкой и хладнокровием: где необходимо, лавировал, шел на уступки, как, например, в отношении с местной земской оппозицией, стремясь привлечь ее на свою сторону. Твердость и решительность Столыпина были оценены в «верхах» и обеспечили ему путь к министерскому посту. 26 апреля 1906 года он был поставлен во главе Министерства внутренних дел, а после разгона 8 июля того же года I Государственной думы назначен председателем Совета министров, с сохранением за ним портфеля министра внутренних дел. Придворные круги встретили это назначение сдержанно и настороженно. Несмотря на свое старинное дворянское происхождение, он не принадлежал к высшей аристократии и даже был ей чужд своими взглядами и интересами.
Убежденный монархист, последовательный сторонник и активный защитник «твердой власти», 25 августа 1906 года в правительственном сообщении, Столыпин опубликовал обширную программу реформ: гражданское равноправие и неприкосновенность личности, улучшение крестьянского землевладения, улучшение быта рабочих, реформа местного самоуправления и местного суда, реформа средней и высшей школы, введение прогрессивного подоходного налога, всеобщего начального образования и ряд других социальных и политических реформ, направленных на «модернизацию» России, развитие ее экономики и культуры, что в конечном счете позволило бы ей занять достойное место среди наиболее развитых держав.
16 ноября 1907 г. он выступил в Государственной думе со своей политической декларацией, изложив программу расширения и переустройства местного самоуправления, развития просвещения, обеспечения неприкосновенности личности. Он ставил проведение этой программы в жизнь в зависимость от принятия Думой его аграрной реформы. Провести успешные преобразования может лишь "твердая власть" при наличии стабильной обстановки в стране. При этом он допускал, что в случае крайней необходимости можно ввести диктатуру. Обращаясь к депутатам левых фракций Думы, П.А.Столыпин заявил: "Вам, господа, нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия". Для проведения в жизнь своей программы реформ он стремился отвести не только социальную опасность изнутри, но и избежать военной извне. Вынося на обсуждение Думы и Государственного совета правительственные программы укрепления обороноспособности страны, он постоянно подчеркивал необходимость избегать втягивания России в какой-либо военный конфликт. Для предотвращения «повторения событий 1905 года» Столыпин предлагал расширить прерогативы власти на местах губернаторов, уездных предводителей дворянства заменить уездными начальниками, назначаемыми Министерством внутренних дел из дворян. Он выступал за коренную реорганизацию местной администрации, усиление полиции путем расширения ее штатов, за увеличение жалования чиновникам.
Однако, основное внимание было уделено аграрному вопросу. Столыпин пошел против мнения Государственного совета и многих министров, считавших невозможным немедленное проведение реформы Государственной думы. Он понимал, что реформа займет много лет, но ее нельзя откладывать, она давно назрела, поэтому Столыпин настоял на проведение реформ путем указов царя в порядке 87 статьи Основных законов, и царь его всемерно поддержал. Лишь железная воля и решимость премьера сдвинули дело с мертвой точки. Без третьеиюньского переворота, проведенного Столыпиным, невозможно было бы осуществить аграрную реформу.
Основное содержание реформы заключалось в разрешении выхода крестьян из общины с одновременным укреплением своих наделов в частную собственность, в проведении землеустройства для переселения крестьян на окраины, хотя включалось еще довольно много иных мероприятий. Главной задачей реформы в экономическом отношении было повышение благосостояния крестьянства путем развития сельского хозяйства, а в социально-политическом плане – создание мощного слоя зажиточных крестьян как опоры власти, опоры российской государственности и правового порядка. При этом имелось в виду, что только экономическими методами можно побудить помещиков продавать свою землю крестьянам, а также использовать государственные и иные земли для наделения ими крестьян.
Подразумевалось, что постепенно число крестьянских собственников и площадь земли в их руках будут возрастать, а община и помещики будут ослабевать. В результате должен был быть решен извечный для России аграрный вопрос, причем мирно и эволюционно. Так оно и было, многие помещики уже продавали земли, а указами 12 и 27 августа 1906 года разрешалась продажа земель через Крестьянский банк, он их покупал и продавал на условиях льготного кредитования желающим крестьянам. Таким образом с 1907 по 1915 годы было подано 2755 заявлений о выходе из общины и закреплении земли в частную собственность или треть всех домохозяев изъявили деление выйти из общины. В первую очередь выходили бедные и зажиточные дворы, хотя немало вышло и середняков. Из них 914 тысяч сразу продали свои наделы, чтобы переселиться в Сибирь, переехать в город или купить землю через Крестьянский банк. Задача состояла в том, правильно ли было уповать на эволюционность этого процесса или надо было действовать более решительно. Для решения этого вопроса существовало три пути: отнять землю у помещиков; ничего не делать; подтолкнуть помещиков и крестьян к реформе без нарушения права частной собственности.
Именно третий вариант и выбрал П.А.Столыпин. Он прекрасно понимал, что грубая, агрессивная политика не только не даст положительных результатов, но и может еще больше усугубить и без того напряженную обстановку. Столыпин видел решение имеющегося кризиса в том, чтобы дать возможность крестьянам получить сначала временно, а затем закрепить за ним отдельный участок, вырезанный из государственных земель или из земельного фонда Крестьянского банка. Основными «донорами» для формирования земельного фонда Крестьянского банка стали разоренные помещики, не желающие или не способные эффективно вести хозяйство в условиях складывания капиталистической конкуренции.
Но Столыпин знал, что простой передел всей земли между крестьянами, как они того желали, проблемы не решит. По его мнению, главной причиной тяжелого положения крестьянства было не столько малоземелье, сколько преобладание общинного, уравнительного землепользования. В одной из речей он критиковал этот способ землепользования, указывая на отсутствие стимулов к более производительному труду, к использованию знаний и умений наиболее способных хозяев. П.А.Столыпин надеялся, что став полным собственником земли, крестьянин будет трудиться с большим усердием, тщательнее заботиться о земле, повышать урожайность, сможет прокормить себя и иметь возможность продавать излишки и без особого расширения своих земельных владений. Образцом для него служили фермеры и хуторяне Прибалтики и Восточной Пруссии. Кроме того, П.А.Столыпин считал, что с помощью мелкой земельной собственности можно сохранить крестьянство как сословие, избавить его от угрозы обеднения и пролетаризации. Аграрная реформа должна была повлечь за собой усиленный рост промышленности, подкрепленный развитием внутреннего рынка.
Но 29 мая 1911 года было издано «Положение о землеустройстве», направленное на форсированное создание отрубного и хуторского хозяйства при проведении «землеустроительных работ». Этот закон установил, что проведение землеустройства с выдачей удостоверительных актов владельцу о границе его участков означает передачу ему этих участков в частную собственность без предварительного выхода их общины. Поэтому после 1911 года число заявлений о выходе из общины резко уменьшилось, зато возросло количество заявлений о проведении землеустройства. Землеустройство проводилось с целью улучшения землепользования не только вышедших из общины крестьян, но и целых общин, групп и дворов, в том числе образования единоличных участков-хуторов и отрубов. Таким образом в ходе землеустройства было отведено 1,2 млн. единоличных участков (хуторов и отрубов) и столько же реорганизовано групповых участков путем размежевания. Таковы были основополагающие акты столыпинской аграрной реформы.
Одной из составных частей аграрной реформы стало переселение, оно должно было обеспечить землей малоземельных крестьян. Организация переселения включала формирование особых поездов, значительные льготы при проезде и провозе багажа, помощь в пути, ссуды на домообзаведение, отвод специальных участков, строительство дорог, школ, больниц, церквей и многого другого. Была проделана огромная работы, которая позволила устроить миллионы новоселов. И эта работа принесла свои плоды – за Уралом было создано 12 переселенческих районов, совпадавших с границами губерний и областей. Всего за годы реформы за Уралом оказалось 3 млн. переселенцев и 730 тысяч ходоков, из которых более 3 млн. осталось в Сибири. Переселение могло бы быть еще более широким, если бы правительство выделило на него больше средств, увеличило суды, так как многие крестьяне тратили последние деньги на этот переезд и на обустройство на новой земле денег уже не оставалось.
В период проведения реформы произошло и еще одно значительное изменение в жизни крестьянства: более быстрыми темпами стала развиваться кооперация. Если в 1895 – 1905 годы ежегодно создавалось 240 кооперативов, то в 1906 – 1914 годы по 3 с лишнем тысячи со всевозрастающим преобладанием сельской кооперации над городской. К началу 1914 года в стране было более 31 тысячи кооперативов. Общее число членов превысило 11 млн.. за каждым из которых стояла семья. Кооперации объединяли прежде всего сбыт товаров, составляя значительную конкуренция спекуляции. Они также закупали в городах промышленные товары и продавали крестьянам по среднерыночным ценам. Кооперативы снабжали крестьян машинами, удобрениями, строительными материалами, одеждой, обувью. Большое значение имело создание единой системы кооперативного кредита, которую с 1912 года возглавил Московский Народный Банк. Это нанесло существенный удар по расточительству в деревне. Так же появлялись и производственные кооперативы и артели. Наиболее активно вступали в кооперативы вышедшие из общины и землеустроенные дворы. Таким образом, коллективные формы жизни крестьян в общине находили органическую преемственность в кооперации, которая значительно расширила сферу коллективизма, объединив сбыт, закупку, кредит и частично производство.
Однако завершить аграрную реформу Столыпину не удалось. Реформа была прервана начавшейся мировой войной, а затем революционными событиями 1917 года. Но, несмотря на все недочеты, незавершенность, столыпинская аграрная реформа имела прогрессивное значение. Она заменила отжившие хозяйственные структуры более рациональными, открывавшими возможности для роста производительных сил в земледелии. Произошло расширение посевных площадей, выросла урожайность, поднялось производство хлеба на душу населения, увеличился вывоз хлебы за границу. Оживление сельского хозяйства способствовало бурному росту промышленного производства. По его темпам Россия вышла на первое место в мире – 8,8 % в среднем в год. Прирост продукции тяжелой промышленности составил за 13 лет (1901 – 1913) с поправкой на рост цен 74%.
За 1907 – 1914 годы из общины вышло около 2,5 млн. домохозяев, или 28% от 9,2 млн. общинников и примерно 1\4 общего количества крестьянских дворов. В результате этого выхода, образовалось около 400 тысяч хуторских хозяйств – это примерно 1/6 часть вышедших. Это привело к росту сельскохозяйственного производства: посевные площади выросли на 10%, а в районах наибольшего выхода крестьян из общины - в полтора раза, на одну треть вырос хлебный экспорт, удвоилось количество применяемых минеральных удобрений; использование сельскохозяйственных машин, исчислявшееся в стоимостном выражении в 1906 году в размере 38 млн., а к 1913 году поднялось до 131 млн. рублей. При этом Столыпин не ставил задачей стопроцентного «укрепления» в личную собственность крестьянских надельных земель, допуская возможность сохранения и части общинного землевладения.
Информация о работе Политическое и социально-экономическое развитие России в 1907 – 1914 гг.