По книге историка Джеймса Г. Маккуина «Хетты и их современники в Малой Азии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:42, реферат

Краткое описание

Книга историка Джеймса Г. Маккуина «Хетты и их современники в Малой Азии» представляет собой научно-популярное изложение истории и культуры древней Малой Азии (Анатолии) от эпохи неолита до начала античного времени. По мысли автора, данная книга лишь определенный этап в формировании исторической картины хеттского государства в определенный период его исследования.

Содержимое работы - 1 файл

Реферат по истории древнего мира по книге Дж.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

Книга историка Джеймса Г. Маккуина «Хетты и их современники в Малой Азии» представляет собой научно-популярное изложение истории и культуры древней Малой Азии (Анатолии) от эпохи неолита до начала античного времени. По мысли автора, данная книга лишь определенный этап в формировании исторической картины хеттского государства в определенный период его исследования.

В повествовании  автор опирается на многочисленные археологические и литературные источники. Он основывается на исследованиях различных раскопок (Богазкёй, Инандык, Эскияпар и др.), которые открывают все новые и новые черты хеттской цивилизации. Географические рамки исследования заключают в себя территорию, которая называется Анатолия или Малая Азия и представляет собой в целом огромный полуостров между Черным и Средиземным морями, постепенно понижающийся с востока на запад, от гор Армении до Эгейского моря.

Хронологические рамки повествования автора, определяются тем, что в данной книге описывается  продолжительный отрезок истории  Анатолии: период существования неолитической культуры городского типа VII—V тысячелетий до н. э., ассирийских торговых колоний II тысячелетия до н. э. и от объединения анатолийских городов-государств при Пит-хане и его сыне Анитте вплоть до образования Персидской империи, поглотившей «позднехеттские» государства в VII веке до н. э.

Сначала Джеймс Маккуин говорит о тех географических условиях, которые характеризовали жизнь народов на территории Малой Азии или по-другому названию Анатолии. Поскольку Анатолия граничит на юго-востоке с Сирией и Месопотамией, а на северо-западе с Европой, она неизбежно подвергалась вторжению многочисленных народов и там постоянно происходила смена правителей. Кроме того, это был край больших природных богатств, источник важнейших видов сырья - скорее центр, а не какая-то провинция, соединявшая более благодатные районы. Анатолия была богата лесами и всевозможными сельскохозяйственными продуктами, в горах Анатолии таились богатейшие залежи металлов , а также  разнообразные минеральные богатства страны.

Прародиной  хеттов по мнению Маккуина является область, протянувшаяся от нижнего Дуная вдоль северного побережья Черного моря до предгорий Кавказа. Таким образом, по мнению автора, хетты представляют собой народы, которые в то время, когда торговые связи между Анатолией и Ассирией практически прервались и торговые пути были захвачены все более активизировавшимися хурритскими государствами Северной Месопотамии, воспользовались этой ситуацией и взяли под свой контроль большую часть Центральной Анатолии.

Автор утверждает, что в период между 2600 и 2300 гг. до н. э., известный археологам как «ранний  бронзовый век», Анатолия занимала господствующее положение. Она обладала одновременно ресурсами, необходимыми для экономики бронзового века, и  технологией их использования. Благодаря этому Анатолия играла важную роль на Ближнем Востоке, а влияние ее распространялось до Южной Месопотамии.

К 1940 г. до н. э. во многих городах Анатолии появляются ассирийские купцы. Тщательные раскопки в одном из торговых кварталов, позволили на основании обширной деловой корреспонденции на глиняных табличках, установить, что Анатолия, поставляя золото, серебро и медь, взамен получала от ассирийских купцов шерстяные ткани, всевозможную одежду и металл - по всей вероятности, олово. О подъеме Анатолии в те времена свидетельствуют раскопки в других городах: в Хаттусе, современном Богазкёе, в Аджемкёе, рядом с Аксараем, и в Карахююке.

Ведущее место  в развитии Анатолии бронзового века автор отводит поставкам олова  из Ассирии. Около 1780 г. до н. э. ассирийские торговые связи с Анатолией внезапно оборвались. Для Анатолии потеря источника олова была катастрофой. В целом это выразилось в том, что все города, процветавшие в период существования ассирийских торговых колоний, пришли в упадок и никогда уже больше не оправились.

В последние  годы существования ассирийских  торговых колоний господствующее положение  в экономике Центральной Анатолии захватили правители государства  Куссары. В конце своей жизни (около 1750 г. до н. э.) они подчинили себе столько земель, что могли уже претендовать на титул «великого царя». Автор описывает правителя, который через сто лет объявляет, что родом он из Куссары, столицей своей избрал Хаттусу и в ознаменование этого торжественного события принимает имя Хаттусили. Этот царь стал основателем государства хеттов.

Первая война  хеттов была продиктована экономическими соображениями, ибо потеря связей с Ассирией означала потерю главных поставщиков олова и необходимо было найти им замену. Оставался единственный путь - через долину Евфрата и Вавилон к побережью Средиземного моря. Вся политика царя была устремлена на захват этого пути. Хеттский царь начал с завоевания городов, лежавших между его столицей и Киликийскими воротами. После того как эти города были захвачены, он двинулся в глубь Киликии и шел до Средиземного моря. Благодаря тщательным раскопкам автор датирует эти события между 1650 и 1630 гг. до н. э. Следующей кампанией хеттов была война против Арцавы на западе. Цель этого похода неизвестна. Возможно, хетты были атакованы с тыла, когда их внимание занимали боевые действия на юго-востоке. Завоевание Арцавы преследовали ту же цель – завоевание олова.

Несмотря  на все эти успехи, хеттский царь Хаттусили не смог победить своих  противников. После его смерти лавры  победителя и завоевателя Северной Сирии достались его внуку и преемнику Мурсили. Около 1595 г. до н. э. Мурсили захватил и разрушил Халеб. Таким образом, юго-восточный торговый путь попал под контроль хеттов до среднего течения Евфрата. Мурсили, убежденный, что впереди его ждут еще более славные завоевания, устремился вниз по долине Евфрата и ворвался в Вавилон. Династия Хаммурапи сдалась на милость победителя, и хетты впервые вышли на международную арену. Впрочем, захват Вавилона был не более чем кратковременным налетом и вскоре Мурсили вернулся на родину. При преемнике Мурсили враги хеттов снова двинулись через Северную Сирию. Ко времени восшествия на престол Телепину (около 1500 г. до н. э.) царство хеттов снова занимало только Центральную Анатолию.

Вместе с  Телепину приходит к концу период, известный как Древнее царство. Успехи его были эфемерны, однако политика его царей указала направление, которому в основном следовали все монархи поздней, еще более крупной хеттской империи (1450-1200 гг. до н. э.). Темный период между Древним царством и Новохеттским, называемый иногда Среднехеттским царством, свидетельствует об упадке хеттов. Царство хеттов настолько ослабло, что правитель Арцавы просто игнорировал их, когда двинулся походом через Южную Анатолию к Киликийским воротам. Он сам был заинтересован в юго-восточном торговом пути и явно намеревался заменить хеттов на международной арене. Однако взлет Арцавы продолжался недолго.

Около 1380 г. до н. э. власть в стране хеттов захватил энергичный, молодой царь по имени  Суппилулиума, который еще до вступления на трон доказал своими победами на северо-востоке, севере и северо-западе, что он может успешно бороться с любым врагом. Очень скоро он захватил все земли к западу от Евфрата, затем и самое значительное государство в Северной Сирии - Халеб и хетты вновь прочно заняли ключевые позиции на торговом пути вдоль Евфрата. Суппилулиума двинулся на Кархемыш - сильное государство, расположенное в районе, где Евфрат ближе всего подходит к Средиземноморскому побережью. После его захвата хетты уже имели в Северной Сирии постоянное превосходство. Потенциальная угроза с востока, со стороны Ассирии, которая обрела независимость после падения митаннийского царства, была устранена дипломатическими способами. Даже Египет до какой-то степени попал в сферу хеттского влияния.

Суппилулиума  умер около 1346 г. до н. э. от чумы, занесенной его воинами из Сирии после  очередного похода. Его старший сын  вскоре тоже скончался, и трон достался младшему сыну, Мурсили II, который оказался достойным наследником своего отца. Во всей империи были установлены четкая организация и строгий контроль, осуществляемый через вассальные государства, и эта политика становилась все более необходимой по мере возрождения интересов Египта к Северной Сирии.

Несмотря на славную победу при Кадеше, хеттская империя оказалась под угрозой одновременно с запада и с востока. В Ассирии царем стал Салманасар I. В результате похода к берегам Евфрата и сражения близ Малатии он окончательно вырвал из рук хеттов контроль над медными рудниками Исувы. Потеря этого богатейшего источника металла была для царя хеттов тяжелым ударом. Хеттская империя стремительно приближалась к закату. Политика хеттов ненадолго оживилась в царствование Суппилулиумы II. Но все это оказалось напрасным.

Смертельный удар нанесла империи хеттов не Ассирия. На северо-западе в это время началась великая миграция народов, которая дошла до границ Египта. Захватчики достигли Северной Сирии и разорили ее, перерезав вторую жизненно важную артерию хеттов. О том, что случилось затем в Хаттусе, нам почти ничего не известно. Страна хеттов была разорена, а ее столица сожжена дотла. Так исчезла империя хеттов и вскоре была забыта. Более двухсот пятидесяти лет она занимала на Ближнем Востоке место ведущей державы благодаря своей политике – контролю над торговыми путями, по которым доставлялось жизненно важное сырье. Эту политику предопределили монархи Древнего царства и полностью осуществили правители времен Новой империи. Именно она дала хеттам силу и авторитет, с которым не могло тягаться ни одно государство Ближнего Востока. Только возникновение в этом регионе совершенно нового фактора и варварское нашествие, перерезавшее торговые пути на северо-западе, привели эту политику к поражению, означавшему конец эпохи.

В главе, посвященной письменности хеттов автор описывает открытие в 1902 г. норвежским ученым И. А. Кнудсоном доселе неизвестного индоевропейского языка. Поскольку одна из найденных табличек была обращена к царю доселе неизвестного государства Арцава, язык получил название «арцавского». В 1915 г. Б. Грозный расшифровал хеттские клинописные тексты. Язык табличек в своей основе был действительно индоевропейским - древним, ранее неизвестным членом этой языковой семьи. Язык табличек, несомненно, был языком царей местности Хатти. Поэтому его переименовали в «хеттский», а название «арцавский» быстро забылось. Основная проблема, стоявшая перед исследователями, о соотношении иероглифического и клинописного языка разрешается автором, который утверждал, что в царстве хеттов оба языка существовали одновременно, но «иероглифический хеттский» постепенно вытеснял клинописный. Возможно более поздние правители хеттов были «иероглифическими» хеттами, которые взяли верх над «клинописными», и древняя клинопись стала мертвым языком, который сохранялся как священный только царскими писцами. Таким образом, большая часть Анатолии между 1400 и 1200 гг. до н. э. находилась под властью порода или народов, говоривших на индоевропейских языках.

Далее автор описывает жизнь хеттского города. Раскопки в поселениях II тысячелетия до н. э. в Анатолии позволили составить довольно ясное представление о плане, архитектуре типичного анатолийского города. Большое внимание уделялось городской планировке. Улицы старались делать прямыми, насколько позволял рельеф местности, и зачастую засыпали их крупным гравием, на склонах же возводились террасы, и также большое внимание уделяли дренажной системе и водосливам. Внутреннее убранство отличалось крайней простотой. Здесь были, разумеется, необходимые печи и очаги, а иногда каменные стоки, соединявшиеся с канализационными отводами.

Повседневная  жизнь Анатолии почти полностью  была связана с сельским хозяйством. Основными злаками были разновидности  пшеницы и ячменя; кроме того, здесь произрастали горох, фасоль, чеснок, лен, фиги, оливки, виноград, яблоки, а также, возможно, гранаты и груши. Жители Анатолии содержали коров, свиней, коз, овец, лошадей, ослов, собак и буйволов, а также разводили пчел. Фауна включала львов, леопардов, волков, оленей, ланей, диких буйволов, кабанов, горных козлов, орлов, диких уток, гусей, змей и мышей. Повседневная пища анатолийцев состояла в основном из всевозможных хлебопечений, сыра, молока, меда, разных каш и либо мясных, либо овощных похлебок. Таким образом, по мнению автора, жизнь земледельцев древней Анатолии мало чем отличалась от жизни их современников на всем Ближнем Востоке и весьма походила на жизнь их преемников в современной Турции.

Однако сельское хозяйство не было единственным занятием хеттов. Сохранились свидетельства, что среди них были врачи, строители, плотники, каменщики, ювелиры, медники, гончары, пекари, сапожники, прядильщики, портные, ткачи, рыбаки, повара, носильщики и стражники, хотя в основном все эти люди состояли на службе во дворцах или храмах. Другие ремесла носили более домашний характер. Прядение и ткачество производились на дому, о чем свидетельствует большое количество веретен и грузиков от ткацких станков, обнаруженных во многих поселениях.

Автор отмечает, что во всей Анатолии не было единого стиля керамических изделий, скорее здесь можно выделить множество отдельных гончарных типов. Так называемый хеттский тип керамики был широко распространен в Центральной Анатолии и во всех соседних районах, испытывавших влияние хеттов.

Военные и  дипломатические проблемы, стоявшие перед хеттами, диктовались прежде всего географическим положением их страны и ее экономическими потребностями. Автор подробно рассматривает оборонительные сооружения и борьбу хеттов на своих  границах, особенно отмечая те военные мероприятия, которые были обусловлены экономической необходимостью, защитой торговых путей, которые были основой благосостояния хеттов: например, пути из Центральной Анатолии в Северную Сирию, северный путь к Мраморному морю и Троаде.

Информация о работе По книге историка Джеймса Г. Маккуина «Хетты и их современники в Малой Азии»