Переворот 1861 года: почему не осуществилась реформистская альтернатива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 17:34, реферат

Краткое описание

С окончанием Крымской войны, проигранной Россией, несмотря на героизм народных масс и показавшей с предельной ясностью, что крепостной строй является тормозом экономического развития всей страны, царское правительство было вынуждено приступить к подготовке крестьянской реформы. Так, в истории России началась новая полоса, которую современники впоследствии назвали эпохой Освобождения или эпохой Великих реформ.
Отношение царизма к необходимости проведения крестьянской реформы было исчерпывающе отражено в выступлении царя Александра II весной 1856 года перед представителями дворянства Московской губернии, суть которого состояла в том, что лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться, когда оно начнет само отменяться снизу.

Содержание работы

1. Введение
2. Основная часть
2.1 Крестьянская реформа в действии
2.2 Ответ крестьян на реформу
2.3 Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права
2.4 Почему переворот 1861г. не стал революцией «сверху»?
3.Заключение

Содержимое работы - 1 файл

Реферат ИСТОРИЯ.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

     Требования  крестьян по всей  стране были весьма различны. Одни кричали: «Земля вся наша. На оброк  не хотим работать  и работать на помещика не станем». Иные оброчные требовали  перевода на барщину «от ясного разумения, что с упразднением крепостного права и телесного наказания без суда барщинная работа легче оброка». Но, безусловно, общим был порыв крестьян к «воле», к полному освобождения от помещика.

  Еще  одним важным моментом в истории   пореформенного крестьянского движения  являлась убежденность крестьян, что будет другая, «новая, царская  воля», которая действительно  освободит крестьян.

     Такая вера в «настоящую волю»  была вызвана  тем, что неподписание уставных грамот (уставными грамота - документ, определяющий размеры крестьянских наделов, а также оброк и барщину временнообязанных крестьян) часто объяснялось широко распространившимся слухом о том, что «настоящая воля» будет объявлена в 1863г. Эта идея «слушного часа» конечно же оказывала определенное влияние на позиции крестьян при утверждении уставных грамот, следует отметить тот факт, что при сравнительно благоприятных условиях выхода из крепостной зависимости для крестьян уставные грамоты подписывались. Следовательно, отказы от подписания уставных грамот - важнейший показатель массового сопротивления крестьян против навязываемых им кабальных условий освобождения. Удельный вес отвергнувших уставные грамоты среди всех выходивших из крепостной зависимости в шести губерниях Черноземного центра (Воронежская, Курская, Орловская, рязанская, Тамбовская, Тульская) составил 70.4%.

     Б.Литвак приводит такие данные: если число  крестьянских выступлений  1864-1869гг принять  за 100% , то 30,7%  связаны с борьбой за землю, а 42,7% - против платежей (податей и повинностей). В следующем десятилетии - 1870-1880гг - соответственно 43,1% и 34,3%: аграрные требования выходят на первое место при общем увеличении удельного веса выступлений по двум названным показателям. В 1881-1887гг - 67,5% всех выступлений связаны с борьбой за землю, 16% - против платежей. В 1888-1894гг - аналогично 51,8% и 13%, 1895-1900гг - соответственно 80,8% и 10%.

     Таким образом, за 35 лет эволюции  крестьянского  движения лейтмотивом его стала борьба за землю. В районах с малоценными землями, где помещики навязывали наделы, чтобы обеспечить себе высокие оброки и выкупные платежи, основное острие борьбы направлено против непомерных платежей (Север и Северо-Запад, Центрально-промышленный район).

     В Приуралье и Поволжье более  широкие  возможности приобретения  земли  частично приглушали  аграрную направленность крестьянского  движения.

      Вернемся  к слуху о так называемом  «слушном часе». Срок наступления  этой воли («срочный» или «слушный час») большинство крестьян приурочивало к 19 февраля 1863 г. - ко времени окончания введения в действие «Положений» 19 февраля 1861 г. Сами эти «Положения» крестьяне рассматривали как временные (как «первую волю»), которые по истечении двух лет будут заменены другими, предоставляющими крестьянам безвозмездно «неурезанные» наделы и полностью избавляющими их

от опеки  помещиков  и местных властей. Среди крестьян распространилось убеждение  о «незаконности» уставных грамот, которые они считали  «выдумкой барина», «новой кабалой», «новым крепостным правом». (Федоров В.А. История России 1861-1917[текст]/ В.Федоров.учебник для вузов. - М.: высшая школа, 2001.-38 с.) В момент нарастания таких слухов о новой воле царизм оценил мобилизующую силу  этой формы движения и в борьбу с ними вступил весь государственный аппарат во главе с царем. В декабре 1861г Министерство внутренних дел обязало мировых посредников довести до сведения крестьян речь Александра перед волостными старшинами и сельскими старостами в Полтаве (15 августа 1861г), а затем и последующие речи - 9 сентября 1862 г в Новгороде и 25 сентября в Москве. Главное содержание этих речей определяет фраза: «никакой воли не будет, кроме той, которая дана». (Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформистская альтернатива[текст]/Б.Литвак. -М.: Политиздат, 1991.-202с.) Тот факт, что в борьбу со слухами вступил, не колеблясь, сам царь, красноречиво свидетельствует о степени их распространения и силе воздействия на общественное сознание крестьян. Проходят полтора десятилетия, и явственно определившиеся ведущие мотивы в крестьянском движении (борьба за землю и против непомерных платежей) находят свое идейное воплощение в мощной волне слухов о предстоящем понижении размеров платежей, дополнительном наделении землей и даже радикальном уравнительном разделе всех земель в стране.

     16 июня на свет выходит проект  «Объявление», текст которого лично   утвердил за два дня император,  в нем значится, что «ни теперь, ни в последующее время никаких дополнительных нарезок к крестьянским участкам не будет и быть не может». (Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформистская альтернатива[текст]/Б.Литвак. -М.: Политиздат, 1991.-203с.) Но даже после опубликования этого «Объявления» слухи не прекратились. Но, несмотря на наличие такого документа, как «Объявление», правительство издало законодательный акт об обязательном выкупе и частичном снижении выкупных платежей. Таким образом, слухи влияли непосредственно на правительственную политику.

     Обратим внимание на динамику  роста крестьянских судебных  дел : 1866г заведено одно крестьянское  дело, а 1867г - 30, 1877 - 65, 1879 - 139. Необходимо  заметить, что среди обвиняемых  были крестьяне, которые даже  мотивировали свое отрицательное отношение к царю, это начальная стадия разрушения веры в царя-батюшку.

     Итак, важнейшие качественные сдвиги  в  крестьянском движении пореформенного  двадцатилетия, когда утверждался   капитализм в России и была  ликвидирована феодальная система, сводящая  к следующему: происходят существенные сдвиги массового крестьянского сознания под влиянием происходящих в обществе изменений и начинается длительный процесс эрозии крестьянской веры в царя. Реформа 1861г - это не то, что ждали крестьяне. Да, они получали свободу, но фактически только на бумаги, обрели в связи с этим личные права, но опять же из-за необходимость нести различного рода повинности права сводились на нет.   

   

 

 

 

 

  

2.3 Социально-экономическое  развитие после отмены крепостного права. 

      Крестьянская  реформа 1861 г. больше  всех остальных  коснулась  экономического базиса общества, и оказалось, что одно только  снятие крепостных «наручников»  с рук десяти миллионов мужиков  высвободило такую затаенную  энергию, что в течение двух десятилетий Россия совершила гигантский скачок в своем экономическом развитии.

     Какие сдвиги произошли в сельскохозяйственном  производстве? Синтетическим показателем  при ответе на данный вопрос  являются сравнительные данные  о валовом сборе зерна в дореформенные годы и в 80-х годах XIX в. 

     Средние годовые сборы хлебов  по Европейской  России в  до- и по-реформенные  десятилетия  19в.Годы озимые яровые всего Картофель

1851 —  1860                   10,9                    15,9 26,8 2,6

1861 —  1870                   11,3 17 28,3 3,3

1871 —  1880                   13,4 18,4 31,8 5,3

1881 —  1890                   15,8 21,4 37,2 6,5

1891 —  1900                   17,5 26,1 43,9 12,6 

 

      А. С. Нифонтов, специально исследовавший  сельскохозяйственный А. С. Нифонтов, специально исследовавший этот вопрос, пришел к выводу, что сдвиги в урожайности в 60—70-е годы следует «признать  весьма  ограниченными» , хотя в некоторых районах, например в Черноземном центре, в Поволжье, Левобережной Украине и Прибалтике, заметно увеличение  урожайности.   Но  увеличение  сбора  хлебов  только тогда имеет реальное значение, если оно опережает рост населения, т. е. увеличивает обеспеченность хлебом. По расчетам Нифонтова, динамика обеспечения хлебопродуктами населения страны выглядит следующим образом: в 50-е годы на душу населения собиралось около 21 пуда (336 кг) хлеба и картофеля, в 60-е годы — свыше 21 пуда, а в 70-е годы — около 24 пудов (384 кг). (Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформистская альтернатива[текст]/Б.Литвак. -М.: Политиздат, 1991.-254с.) Если учесть, что с конца 50-х и до 1880 г. население увеличилось на 10,5 млп чел., это приращение хлеба и картофеля было актом, свидетельствующим о планомерном наращивании производительности труда в сельскохозяйственном производстве. Приняв завышенную норму потребления в 20 пудов (320 кг) на душу, которой оперировали в то время , мы увидим, что в 70-е годы на каждого едока производилось на  четыре пуда  больше его потребности.  Неудивительно поэтому, что вывоз разных хлебов в 1870 г. составил 168,4 млн пудов 3, а в 1876—1880 гг. ежегодно вывозилось 287 млн пудов, т. е. почти в три раза больше, чем в 1860 г. По сравнению с последним предреформенным годом вывоз в 1870 г. увеличился на 73,4 млн пудов, или почти на 44%, а к 1880 г. уже на 192 млн пудов. Как видим, объем вывоза хлебов стремительно вырос уже в первое пореформенное двадцатилетие. И в этом немалую роль сыграло увеличение валовых сборов. Это обстоятельство, однако, не должно камуфлировать то, что было отмечено наблюдательным современником Д. Ф. Самариным, братом известного славянофила Ю. Ф. Самарина - активного деятеля крестьянской реформы: «В Европе с одного квадратного километра кормится 500 человек, у нас — только 40» . вопрос, пришел к выводу, что сдвиги в урожайности в 60—70-е годы следует «признать  весьма  ограниченными»,   хотя   в   некоторых районах, например в Черноземном центре, в Поволжье, Левобережной Украине и Прибалтике, заметно увеличение  урожайности.   Но  увеличение  сбора  хлебов  только тогда имеет реальное значение, если оно опережает рост населения, т. е. увеличивает обеспеченность хлебом.

      Громадную роль в стимулировании  товарности сельского  хозяйства  сыграло железнодорожное  строительство.  «Сооружение железных дорог можно  назвать не только настоятельной  потребностью, но и положительно важнейшею для будущности России задачею правительства. Увеличение посредством железных дорог вывоз за границу представляется единственно возможным исходом для расстроенного нашего денежного обращения и, следовательно, для кредита государственного и финансов вообще; экономическое положение России может быть существенно улучшено также посредством железных дорог;…в финансовом отношении можно ожидать существенного увеличения доходов лишь от улучшения экономического быта, который находится в зависимости от улучшения путей сообщении…» - из программной записки министра финансов М.Х.Рейтерна. (Данилов А.А. История России, XIX век[текст]/А.Данилов. учебник - М.: Просвещение, 2003.-149с.) Данный документ подчеркивает важность развития железнодорожного строительства.

        Если к 1861 г. в России насчитывалось  менее 2 тыс. км железнодорожных  линий, то к началу 80-х их  сеть уже составляла свыше  22 тыс. км. Это одиннадцатикратное  увеличение было достигнуто всего  за два десятилетия пореформенного  времени. Железные дороги Москва - Нижний Новгород (открыта в 1862), Москва - Курск - Харьков (1868), Москва - Рязань - Козлов - Воронеж (1869), железнодорожная ветка Курск - Киев (1870), железная дорога Москва - Смоленск - Минск - Брест (1871), а также Москва - Ярославль - Вологда - соединили крупнейшие торговые центры страны с сельскохозяйственными районами и обеспечили форсированное развитие внутренней торговли. А когда в конце 60 - начале 70-х годов появились линии Харьков - Николаев, Харьков - Таганрог, Харьков - Севастополь, Воронеж - Ростов, Рига - Царицын, Ромны - Либава резко улучшились транспортные условия для экспортной торговли хлебом. Если накануне реформы вывоз хлеба составлял примерно 5% чистого сбора, то к концу 70-х годов он достиг 15—17%. Увеличение спроса на сельскохозяйственные продукты и облегчение возможностей их доставки вызвали бурный процесс районной специализации. Так, нечерноземные губернии начали специализироваться на молочном скотоводстве, картофелеводстве, лесостепная Украина усиленно развивала свекловодство, а черноземные губернии полностью перешли на товарное производство зерна. Крестьянское хозяйство быстрее, чем помещичье, приспособлялось к новым условиям, и на сельскохозяйственном рынке крестьянский хлеб все чаще превалировал. Освобождение предприимчивой энергии бывших крепостных проявилось в массовой распашке свободных земель в Заволжье, на юге Украины.

      Значительные  перемены произошли  в промышленном секторе народного  хозяйства. Россия пришла к  реформе 1861 г. с развитой мелкой  промышленностью, продукция которой по объему превалировала над продукцией мануфактур и фабрик. Основной ассортимент промышленных товаров широкого народного, по преимуществу крестьянского, спроса поставляла мелкая промышленность, в которой была занята и значительная часть сельского населения.

      В пореформенные годы мелкие  производители все чаще попадали  в зависимость от скупщика, поставщика  сырья и, наконец, организатора  рассеянной мануфактуры, а через  него - от крупного мануфактуриста (владельца мануфактуры). Этот  процесс укрупнения  предприятий имел объективный характер: если по данным конца 70-х годов, в Московской губернии среднее годовое производство отдельного «кустаря» достигало 292 руб., то на среднем 1 предприятии годовая выработка рабочего уже составляла 362 руб., а на крупном - 421 руб. Прямая зависимость повышения производительности труда от размера предприятия толкала на укрупнение производства.

      Развитие  промышленности форсировало  рост численности рабочих. За  неполных 15 лет (с 1865 по 1879 г.) в полтора раза выросло число индустриальных рабочих, достигшее почти миллионного уровня. За это же время численность железнодорожников выросла в шесть раз, пополнение шло за счет крестьян, приходивших в город на заработки и постепенно отрывавшихся от сельского хозяйства. Процесс формирования пролетариата шел не только в центре, но и на всей обширной территории империи, что определило многонациональный характер этого класса и, отсюда, интернациональную ориентированность. Как реальная социально-политическая сила российский пролетариат впервые заявил о себе упорной стачкой 6000 русских и эстонских рабочих Кренгольмской мануфактуры в 1872 г., получившей резонанс по всей стране, а знаменитая Морозовская стачка 1885 г. заставила правительство приступить к рабочему законодательству. Так в жизнь общества вошел «рабочий вопрос».

      Значительно  возросли  ряды  российской  буржуазии, которые  также, как правило, рекрутировались  из крестьянства. Крупная буржуазия  московского промышленного центра, крестьянская по своему  происхождению,  захватила  командные  позиции в легкой промышленности, прежде всего текстильной, а концу 19 века оказала заметную материальную поддержку расцвету русской культуры.

      Противоречия  русской действительности  в пореформенный  период наиболее ярко отразились в  поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». В данном произведении четко указаны классовые противоречия, противоречия в крестьянском сознании, противоречия между духовностью народа и невежеством, неграмотностью, забитостью крестьян, противоречие между силой, бунтарским духом народа и смирением.

Информация о работе Переворот 1861 года: почему не осуществилась реформистская альтернатива