Павел I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 18:03, реферат

Краткое описание

Целью настоящей работы является рассмотрение одной из примечательной личности в истории Российского государства - императора Павла I, его характер, привычки, поступки. Его короткое правление вошло в историю как «пост» после екатерининского «золотого века». Как человек, как личность и как политический деятель он был незаурядным человеком. Но судьбе угодно было «испортить» его, отравить ему душу. Он мог бы быть великим реформатором.
Чтобы рассмотреть Павла I как личность истории, я приведу моменты жизни императора, которые наиболее ярко отражены в трудах различных историков.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Детство, воспитание и образование будущего императора………….5
2. Женитьба и «гатчинский» период в жизни Павла I…………………..9
3. Император и Самодержец Всероссийский…………………………..12
4. Внутренняя политика Павла Петровича……………………………..16
5. Внешняя политика императора Павла I……………………………...23
Заключение……………………………………………………………………….28
Биографический список………………………………………………………... 31

Содержимое работы - 1 файл

Реферат Анохиной С.Л..doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

         В 1783 году, когда у  Марии Федоровны родилась дочь Александра, Екатерина подарила по этому поводу цесаревичу «мызу Гатчино». Наступает тринадцатилетний «гатчинский» период жизни Павла. Там Великий князь заводит себе, подобно Петру Великому, своему прадедушке, «потешные полки». В этих играх стали проявляться политические идеи Павла как сторонника жесткого самодержавия. Вместе с тем он находил в конституционных проектах Панина-Фонвизина силу, способную опровергнуть систему Екатерины. Являясь великим князем, Павел считал, что он человек единственный в своем роде — будущий царь. Грезя наяву, он распределял должности, жаловал чины, командовал армиями, давал сражения. Он обращался со своими камергерами или как с рабами или переодевал их в рыцарей крестовых походов и устраивал с ними игры.

         В 1786 году многие начали говорить о Екатерине Ивановне Нелидовой, как о любовнице великого князя. Эта женщина воспитывалась в  Смольном институте благородных девиц. Она заняла место в окружении жены Павла. Мария Федоровна сначала даже считала ее невиновной в связях с мужем. Нелидова для Павла была спасительницей и утешительницей. Она ласково его утешала, наставляла, охраняла от излишних проявлений чувствительности и умственных заблуждений. Видя такие отношения Павла и Нелидовой, Мария Федоровна решила пожаловаться Екатерине II, которая сама уже понимала, что семейная жизнь сына рушится, и втайне радовалась этому. Когда Мария Федоровна попросила удалить Нелидову, то, как ни странно, Екатерина II на это не согласилась. Впрочем, ничего странного нет, она делала все, чтобы унизить сына, подорвать его право на престол.

         Великий князь рано узнал тайну смерти отца. Его пугала мысль, что Петр III не его отец, а  мать своим поведением давала к этому  повод. Трагедия родителей и трагедия государственных страстей усиливали эмоциональную, душевную драму Павла. Он мечтает продолжить дело отца, прерванное матерью.

 

III. Император и Самодержец Всероссийский 

         Когда умирала Екатерина II, то Павел находился в Гатчине, за ним по распоряжению Алексея Орлова приехал Николай Зубов и привез его в Петербург. По прибытию Павел нашел пакет, перевязанный лентой, однако с помощью графа Безбородко этот пакет оказался в камине. По смерти же императрицы был быстро составлен новый, нужный, манифест, который гласил, что престол наследуется сыном Павлом.

         Итак, после смерти Екатерины II, на царский престол  сел ее сын и Петра III — Павел  Петрович. Многие историки тех времен строили разные догадки о восшествии Павла. Одни утверждали, что дворец взят штурмом иностранных войск, только военными людьми. Другие говорили, что опорой у Павла при захвате власти были его «потешные» гатчинские полки, которых он лично готовил. Третьи объясняли, что тайное завещание Екатерины II, по которому она престол передавала Александру, было сожжено. Четвертые доказывали, что это завещание было украдено из шкатулки Екатерины и передано Павлу в Гатчину. Как бы то ни было, а Павел стал императором Российского государства. Новому государю было 42 года.

         Став императором, Павел получил титул, состоящий из 51-го географического названия: «Мы, Павел первый, Император и Самодержец Всероссийский: Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Сибирский, Царь Херсонеса-Таврического, Государь Псковский и Великий князь Смоленский, Литовский, Волынский и Подольский, Князь Естляндский, Лифляндский, Курляндский и Семигальский, Самогицкий, Корельский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарских и иных; Государь и Великий князь Нова-города Низовския земли, Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удор-ский, Обнорский, Кондийский, Вишепский, Мстиславский и всея Северныя страны. Повелитель и Государь Иверския земли, Карталинских и Грузинских Царей и Кабардинския земли, Черкасских и Горских Князей и иных Наследных Государь и Обладатель; Наследник Норвежский, Герцог Шлезвиг-Голштинский, Стормарнский, Дитмарсенский и Ольденбургский, Государь Еверский и Великий Магистр Державного Ордена Святого Иоанна Иерусалимского и прочая, и прочая, и прочая».6

         Коронация Павла I проходила 5 апреля 1797 года. Он хотел, чтобы в  его одеянии к традиционной пурпурной  мантии была прибавлена одежда восточных  государей, похожая на епископскую  мантию. Павел I помышлял присвоить  себе в качестве главы российской церкви функции епископа, стремился служить литургию и исповедовать свою семью и всех своих приближенных. К счастью, противодействие Святейшего Синода, основанное на запрете совершения божественной литургии лицам, женившимся два раза, удержало Павла I от исполнения такого замысла. На голову Марии Федоровны Павел собственноручно возложил маленькую корону. После этого он зачитал, им самим составленный фамильный Акт, устанавливающий новый порядок престолонаследия. По этому Акту престол переходит старшему в роде по мужской линии. Что касается женщин, то они вправе получить наследство на престол только по пресечению всех мужских представителей династии. В заключение коронации император раздавал милости: кому чины, кому должности, а кому бриллианты.

                 Став императором, Павел приступил  к исправлению всевозможных ошибок  своей матери, в том числе и  таких, которые только он один  считал ошибками. Царь Павел приказал  перезахоронить  останки  своего  отца, и Петр III был торжественно похоронен в Петропавловском Соборе рядом с Екатериной II. 

         Убийство императора планировалось сначала на день Пасхи 1801 года — 24 марта, затем перенесли  на 15-е, потом решили ускорить события. 6-ого февраля 1801 года в Петербург приехал племянник жены Павла, Марии Федоровны, принц Вюртембергский Евгений, которому было 13 лет. Он так понравился Павлу, что тот не захотел с ним расставаться. Павел решил женить его на своей дочери Екатерине (приходящейся Евгению двоюродной сестрой), а также объявить его наследником – цесаревичем вместо своего сына Александра, тем самым нарушая им самим написанный Акт о престолонаследии, но это царя не смущало. В соответствии с Актом о престолонаследии вся страна ранее  уже присягала на верность Александру. 10-ого марта царь Павел I приказал готовиться к присяге новому наследнику Евгению Вюртембергскому. Павел знал, что оба его старших сына – Александр и Константин, в глубине души не согласны с преобразованиями своего отца. Павел хотел отстранить своих сыновей от управления страной, как когда-то его мать отстранила его самого. В тот же день о распоряжении отца было сообщено Александру. И Александр дал согласие на устранение сумасбродного императора, оговорив, что устранение будет бескровным.  Перенесение даты убийства на 11-е марта было сделано по решению Александра и связано, по-видимому, с назначением 3-го батальона Семеновского полка для несения главного караула в Михайловском замке. В ночь с 11 на 12 марта группа заговорщиков вошла в опочивальню царя в Михайловском замке и потребовало от него подписать Акт об отречении от престола в пользу Александра. Павел наотрез отказался. Заговорщикам ничего не оставалось как его убить.

         Необходимо добавить, что, несмотря на свой маленький рост, Павел долго сопротивлялся, он был силен. Даже когда Павел был мертв, его, по всей вероятности, били, так как на теле были замечены красные пятна, кровоподтеки. Правда, ни одной колотой раны на теле царя обнаружено не было.

         Приведение тела покойного императора в надлежащий вид продолжалось более тридцати часов. Кроме всего этого, ходили сведения: якобы князь Хилков, допущенный к праху государя и целовавший ему руку, заметил, будто два пальца перчатки были пусты.

         Хоронили убиенного  императора на страстную субботу. Так  сбылось предсказание инока Александро-Невской лавры Авеля, прозванного «Вещим», сделанное им лично императору Павлу Петровичу: «Коротко будет царствование твое, и вижу я, грешный, лютый конец твой. На Сафрония Иерусалимского от неверных слуг мученическую кончину примешь, в опочивальне своей удушен будешь злодеями, коих греешь ты на царственной груди своей. В страстную субботу погребут тебя… Они же, злодеи сии, стремясь оправдать свой великий грех цареубийства, возгласят тебя безумным, будут поносить добрую память твою. Но народ русский правдивой душой своей поймет и оценит тебя…».7 Целое столетие было запрещено в печати касаться обстоятельств цареубийства.

         Несомненно следующее: нападение на беззащитного государя, жестокая борьба, сопровождавшаяся серией ударов, использование всех попавших под руку средств и предметов, наконец, само задушение — есть позорнейший факт в истории России того времени.

         Закончилась жизнь  императора Павла I Петровича. Павел прожил 46 лет. Он брался за решение многих вопросов, но редко которые доводил до конца. Он зачастую выбирал не те методы и способы для выполнения своих указаний, при этом его постоянно сопровождала опасная спутница — крайность. В нем как бы было два человека. Один — старался играть с достоинством и блеском роль принца, второй — впадал постоянно в крайность, безрассудство и становился причиной мрачных трагедий. 

 

IV. Внутренняя политика Павла Петровича 

         Многие историки, писавшие о времени Павла I, отмечали особенно интенсивный  характер его законотворческой деятельности.

         Новый стиль правления  закреплялся серией законов, именных указов и распоряжений. Во все губернии срочно посылаются специальные ревизии с чрезвычайными полномочиями. Полное собрание законов Российской империи с 1649 года позволяет представить количество изданных Павлом законов и указов. Начиная с первых дней его царствования и кончая 1801 годом было издано: в 1796 году—177 документов; в 1797—595; в 1798—509; в 1799—330; в 1800—469; в 1801 году — 69, всего 2179 актов или в среднем по 42 в месяц.8 Чрезвычайная интенсивность законодательства, новшества, беспрерывная ломка — важнейшие черты стиля правления Павла.

         Круг интересов  императора весьма широк. Он интересуется и техническим прогрессом, отпускает большую сумму на очистку каналов, находит важную пользу в переработке белой свеклы на сахар, принимает меры по спасению казенных лесов от вырубки, учреждает лесной департамент, лесной устав.

         Среди новшеств, введенных  Павлом I, отмечается создание Медико-хирургической академии, Российско-американской компании. Продолжалось обучение и в солдатских школах, причем при Павле I в них выучилось 64 тысячи человек, то есть в пять раз больше, чем при Екатерине II. Для насаждения образования и воспитания был основан в Дерпте университет, в Петербурге — училище для сирот военных, так называемый Павловский корпус. Для женщин учрежден институт ордена св. Екатерины. Не трудно заметить, что просвещение расширялось, контроль со стороны верховной власти при Павле резко усилился.

         Число государственных  ведомств, занимающихся экономическими вопросами, при Павле возрастает, он восстанавливает берг-, мануфактур-, коммерц-коллегии, соляную контору, создает новые финансовые ведомства. Он образовал в Морской коллегии департамент юстиции, распорядился о производстве большого количества исправлений и новых построек в портах. Начаты труды: описание Белого моря, атласа судоходства между Белым и Балтийским морями, составление общего атласа водных путей. Павел заботился о развитии торгового флота, приказал предоставить ему планы более совершенного судостроения, предпринял меры к облегчению приобретения материалов судовладельцами, особенно в районах северных морей России. Собирался приступать к изучению условий Севера, типов судов, повелевал искать новые места для верфей. К сожалению, как и во многих других случаях, эти затеи Павла I оставались лишь проектами и благими намерениями.

         По его приказу  в 1797 году был учрежден «Банк вспомогательный для дворянства», целью которого было «восстановление благосостояния нуждающихся дворян», выдававший ему огромные ссуды, и который, в сущности, являлся огромной фабрикой бумажных денег, что привело к понижению курса рубля и привело казну страны к банкротству.9 Банк был закрыт менее чем через год после его основания.

         На другой же день после восшествия Павла на престол  гвардия подверглась полному  преобразованию в отношении состава, организации частей и  военной силы. Смысл этих действий Павла остается непонятным.

         Павел устроил смотр  одного из гвардейских полков — Измайловского. Петербург сразу же приобрел вид немецкого города. По улицам бегали полицейские, срывали с прохожих круглые шляпы и рвали их на куски, срезали полы фраков, сюртуков и шинелей. Стали носить треуголки, зачесанные назад волосы, напудренную косу, башмаки с пряжками, короткие панталоны, стоячий воротник. В армии вводились исключительно немецкие порядки. На все это был издан специальный указ, опубликованный 13 января 1797 года. Согласно «Жалованной грамоте», дворянство имело полную свободу от обязательной службы. Павел в 1797 году велит явиться в полк не только тем, кто числился просто по своему малому возрасту, но и потребовал списки всех «неслужилых дворян»; так, например, только в одной Воронежской губернии обнаружилось 57 дворян, которые не были обучены и проводили свою жизнь праздно, занимаясь лишь обработкой земли и домоводством. Из этих 57 человек определены были на военную службу.10

         Павел резко ограничил  переход с военной службы в  гражданскую. С 5 октября 1799 года никто  не мог «по своему желанию» выбрать гражданскую службу вместо военной: для этого требовалось разрешения Сената, утвержденное царем. «Закон один для всех, и все равны перед ним», - говорил Павел I – враг сословных привилегий и социальной несправедливости.

         Павел был прав в своем желании искоренить в армии весь этот дорогостоящий и развращающий паразитизм.

         Среди мероприятий, касавшихся армии, было обнародование 29 ноября 1796 года трех новых уставов, которые были подражанием образцу  устава Фридриха II и которые были открыто враждебно приняты русскими полководцами Суворовым, Румянцевым и другими.  Суворов назвал новый устав «переводом рукописи, на три четверти изъеденной мышами…» Он заявил, что ему нечего учиться у прусского короля, так как он сам никогда сражения не проигрывал…11 Он еще горячее возражал против одной из глав устава, устанавливающей инспекционную службу и которая нарушала всякую военную иерархию.

         Последовало и изменение  военной одежды. В большинстве  армейских полков Потемкин, которого ненавидел Павел, ввел форму простую, свободную и приспособленную к климату страны и приближалась к обычному костюму местного населения. Павел думал, что блестящий мундир «придает бодрости», но попросту ему хотелось иметь солдат, одетых как солдаты Фридриха II. А напудренная прическа с буклями и косами заставляла солдат проводить над ней всю ночь. Пропитанные волосы смешением муки и сала и смоченные квасом, после просушки превращались в толстую кору и причиняли сильные головные боли, не давая возможности заботится об элементарной чистоте. Мундиры затягивались так, что едва можно было дышать, а узкие штиблеты жали ноги.12 Он лично участвовал в учениях, надеясь, что служба будет более привлекательной, он хотел вернуть всех тех, кто бежал из войска. Основную военную мощь он предполагал сосредоточить внутри страны в местах постоянной дислокации, пополняя состав солдат и унтер-офицеров из числа местных жителей, со временем отказавшись от рекрутских наборов и превратив армию по сути в замкнутое военное сословие. Но и здесь, хотя в этом ему помогал Аракчеев, желания Павла в основном остались только мечтою.

         Армейскими порядками  весьма был недоволен А. В. Суворов, высмеивая их: «Пудра не порох, букли не пушки, коса не тесак, сам я не немец — природный русак».13 За это А. В. Суворов неоднократно страдал от императора, но всегда стоял на своем. Именно его, А. В. Суворова, Павел отправил в Северную Италию для освобождения этой страны от французов. Этот поход удался не из-за мудрой политики царя Павла, а из-за стойкости и храбрости русского солдата, из-за умения А. В. Суворова управлять боем. После этого похода великий полководец приумножил свою славу и получил шпагу с бриллиантами. В 1799 году Павел I возвел А. В. Суворова в ранг Генералиссимуса:

Информация о работе Павел I