Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 20:49, реферат
После смерти Яна Собесского при поддержке Австрии и России королём Польши был избран саксонский курфюрст Август II Сильный (1697-1733). Свое царствование он начал с проведения активной внешней политики. Заключив союз с Россией и Данией против Швеции, без согласия польского сейма, с саксонской армией он попытался отвоевать у шведов Лифляндию. При благоприятном исходе он мог бы присоединить её к своим наследственным владениям и с помощью войск установить в Речи Посполитой наследственную монархию. Россия же пыталась овладеть Балтийским побережьем (территория Швеции распространялась на Лифляндию, Финляндию и Эстляндию, а также на бывшие русские владения — Ижорские земли и Карелию).(1)
Северная война, участие в ней России и Польши. -------------------------- 2
Война за польское наследство. -------------------------------------------------- 5
Экономический подъём Польши и попытки реформ во 2 половине XVIII века. -- 6
Разделы Польши. ----------------------------------------------------------------- 11
а) Первый раздел Польши. ----------------------------------------------------- 11
в) Второй раздел Польши. ------------------------------------------------------ 13
г) Время, между вторым и третьим разделами Польши, восстание Тадеуша Костюшки-------------14
д) Третий раздел Польши. ----------------------------------------------------- 16
е) Итоги разделов Польши. ---------------------------------------------------- 18
5) Взаимоотношения Петра I и Августа II ------------------------------------------------------ 22
6) Причины слабости польского государства -------------------------------------------------- 26
7) Вмешательство русских послов во внутренние дела Польши --------------------------- 28
Добыча Пруссии – главного инициатора и организатора всех разделов – была несколько больше австрийской (148 тыс. км2 с 2,8 млн. жителей). Главное же было в том, что она включила в себя важнейшую часть исконно польских земель со столицей Варшавой (историческая столица Краков после дипломатических трений между Пруссией и Австрией досталась последней), захватив наиболее экономически и культурно развитые польские области. После 1795 года польские земли и польские подданные составляли почти половину территории и населения Прусского королевства. Эти завоевания имели
(17) – А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина, История России: учебник, М., 2005 (источник №10) – стр. 176
решающее значение для утверждения Пруссии в качестве крупной европейской державы.
Падение польского государства было скреплено отречением его последнего короля – Станислава Августа Понятовского 25 ноября 1795 года и конвенцией трёх «разделителей» 26 января 1796 года, в которой они обязались никогда не употреблять названия «Королевство Польское», «Польша» и совместно выступать против любых попыток возрождения в каком-либо виде этого государства. Эти постановления стали солидной основой тесного союза России, Пруссии и Австрии до конца минувшего столетия. Разделы Польши создали прочнейший в европейской истории альянс трёх держав.
Значительными и несравнимо трагическими оказались последствия разделов для польского народа. Он потерял независимость на 123 года, и случилось это в момент, когда поляки преодолевали внутреннюю анархию и начинали модернизацию своих правовых институтов и общественного строя. Катастрофа государства в этой обстановке способствовала тому, что нация и её элитарные слои чрезвычайно интенсивно стремились немедленно восстановить независимость. Это стало одной из причин столь частых и не имевших реальных шансов на успех польских заговоров и национальных восстаний.
Разделы и падение Речи Посполитой затормозили процессы обновления на много поколений (за исключением нескольких лет существовавшего Княжества Варшавского). Они вызвали спад экономического развития, заметный уже в промежутке между первым и вторым разделами, а в течение XIX века потерю экономических связей между областями, включёнными в разные государства. Это задерживало и ограничивало аграрные реформы и развитие промышленности.(18)
Польского государства не стало, но польский вопрос не исчез; напротив, он превратился в одну из наиболее болезненных проблем в европейской политике. Все три
(18) - Е. Сковронек «Удары с трех сторон», журнал «Родина» №12, 1994 – стр. 39-40
части разделённой страны с течением времени зажили самостоятельной жизнью, но стремление к единству и независимости определяло национальное сознание большинства поляков все 123 года, прошедших с момента ликвидации Речи Посполитой до полной катастрофы всех трёх империй в первой мировой войне. И символично, что в ноябре 1918 года Польское государство возродилось в республиканской форме под названием II Речи Посполитой.(19)
(19) – В.Дьяков «Обвал. Как исчезла с карты Европы Речь Посполитая», журнал «Родина» №12, 1994 –
стр. 35
Взаимоотношения Петра I и Августа II.
15 июля, во время
заграничных путешествий Петра
В Россию царь мчался день и ночь, делая кратковременные остановки для обеда и смены лошадей. Лишь на четвертые сутки пути, то есть 22 июля, он остановился на ночлег. Как раз в этот день в Вене было получено известие о разгроме восставших стрельцов под Новым Иерусалимом. Курьер, отправленный из Вены послом Возницыным вдогонку Петру, сумел сообщать эту новость тогда, когда царь проехал Краков. Известие, однако, не внесло изменений в раз принятое решение вернуться в Россию.
Дальнейший путь к Москве уже не был столь поспешным — царь делал продолжительные остановки, а в маленьком городке Раве Русской задержался надолго. Здесь он встретился с саксонским курфюрстом и польским королем Августом II.
У Петра I и Августа II было много общего: обоим им лишь недавно перевалило за 25 лет, оба имели богатырский рост и отличались огромной физической силой, у обоих энергия переливала через край. Различия состояли в способе применения этой энергии, Петр использовал ее в черновой и изнурительной работе, учился с топором в руках, жадно интересовался всем, что может стать полезным родине. Август II растрачивал энергию на удовольствия. Он тоже, подобно Петру, предпринял заграничное путешествие, но совсем с иными целями: в Мадриде он показывал силу и ловкость тореадора, чем пленил темпераментных испанок, в Венеции прослыл любвеобильным повесой. Но Август имел качества, которых в те годы был лишен Петр: обворожительное обхождение, умение быть деликатным и предусмотрительным собеседником, а также проявлять изобретательность в удовольствиях. Правда, Петр не разделял страсти Августа к охоте, более того, охоты он не любил, но король мог предложить множество других развлечений. Короче, оба они, хозяин и гость, воспылали взаимной симпатией.
В Раве не было той чопорности и чинности, которой так педантично придерживался венский двор при встрече коронованных особ. Царю импонировала непринужденная обстановка, где дело перемежалось с пирушками, смотрами войск и всякими увеселениями, во время которых можно было и развлекаться, и продолжать деловой разговор. Однажды артиллерийский капитан Piter демонстрировал свое умение пользоваться барабаном: он велел подать себе драгунский барабан и, по отзыву очевидца, «бил сам всякие штучки так, что с ним ни один барабанщик не сравнялся бы».
Обмен мнениями о внешней политике Петр и Август вели с глазу на глаз, без свидетелей, так что польские вельможи даже не подозревали о предмете разговоров. Оказалось, что у них есть общий неприятель — Швеция. Разъехались друзья, обязавшись только «крепкими словами о дружбе», не оформив эти «крепкие слова» официальным договором. Так было заложено основание будущему Северному союзу.
Получив заверения Августа II принять участие в антишведской коалиции, Петр обменялся с ним подарками, надел его камзол и шляпу, прицепил грубой работы шпагу и в таком виде явился в Москву 25 августа 1698 года.
Во время Северной войны польский король не отличился ни отвагой, ни верностью, ни желанием мобилизовать все ресурсы для борьбы с неприятелем. Казалось, он ничем не дорожил так, как польской короной, и поэтому был готов на любой шаг ради её сохранения. Тем не менее для России он был бесценным союзником. Чем дольше Карл XII будет гоняться за Августом, тем больше времени получит Россия, чтобы залечить последствия Нарвы. Именно поэтому Петр не жалел ни усилий и времени, ни материальных и людских ресурсов для поддержания Августа. В Бирже был подтвержден союзный договор, по которому Петр обязался предоставить в распоряжение польского короля 15 — 20-тысячный корпус и вдобавок к нему ежегодную субсидию в 100 тысяч рублей.
1704 год принес
немало огорчений союзнику
В противовес
Варшавскому сейму, Август
В этих условиях Петр справедливо полагал, что Август II, с которым столь бесцеремонно поступил шведский король, будет привязан к союзу с Россией больше, нежели раньше, ибо только при ее помощи он сможет изгнать Станислава Лещинского и вновь водрузить корону на свою голову. Поэтому царь охотно заключил в только что захваченной Нарве наступательный и оборонительный союз с Августом II, выступавшим на этот раз в качестве польского короля. Речи Посполитой была обещана ежегодная субсидия в 200 тысяч рублей и вспомогательное войско. Август умел клянчить субсидии и даже при случае обращался к чисто женскому средству воздействия на собеседника — проливал слезы.
3 ноября 1705 г.
при встрече Августа II и Петра
I в Тыкоцине были названы
19 октября 1706
года был подписан
участвовал в разгроме шведов, тот пришел в бешенство. Августу все же удалось выпутаться. Карла успокоило не столько объяснение Августа, сколько то, что он привел с собою шведов, взятых в плен Меншиковым под Калишем. Шведов Август выманил у князя обещанием обменять их на русских пленных, но, как и следовало ожидать, обманул. В Варшаве Август отметил победу русско-саксонских войск над шведами торжественным молебном, а вслед за тем отправился в Лейпциг и отдался на милость Карлу. Там он пировал уже в обществе двух своих новых друзей — Карла XII и Станислава Лещинского.
После разгрома шведских войск навстречу Петру, овеянному славой победителя, спешили союзники, ранее оставившие его в одиночестве. В Люблине его приветствовал обершталмейстер Августа II. От имени Августа II он пригласил Петра в Торунь. Август вновь стал польским королем — Станислав Лещинский, получив известие о разгроме войск своего патрона под Полтавой, решил убраться из Польши. Петр иронизировал: «Лещинский бороду отпустил (то есть ходит в трауре) для того, что корона ево умерла».
26 сентября при
въезде в Торунь царя в
Причины слабости польского государства.
Причины слабости польского государства заключаются в её государственном строе. Во главе Речи Посполитой стоял король. После короля первое место в государстве занимали самые родовитые дворяне, важные вельможи (магнаты), а затем обыкновенная шляхта. Сначала простые шляхтичи - менее знатные и менее богатые, иногда и вовсе бедные - не имели такого значения, как вельможи. Но с течением времени они сравнялись в правах с высшим дворянством. Значение шляхты увеличилось особенно со времен короля Казимира Ягеллончика, который обязался не издавать ни одного закона, не назначать новых налогов, не объявлять войны без согласия шляхты. Еще раньше шляхта была освобождена от всяких государственных повинностей. Этим король был поставлен в зависимость от шляхты в денежном отношении.
Шляхта сама управляла всеми своими делами. Шляхтичи каждой области (воеводства) стали съезжаться на съезды, или сеймики, и тут решали свои дела. Таких сеймиков по всей Польше было несколько десятков, - столько же, сколько и воеводств. Когда королю нужны были деньги, или нужно было собрать ополчение на войну, - шляхтичи в каждом воеводстве решали, какую дань подать королю и какое выставить войско. Чтобы объединить их решения, депутаты от этих отдельных сеймиков стали съезжаться вместе на генеральные сеймы.
Общий сейм созывался королем. Кроме послов от сеймиков на нем присутствовали еще высшие сановники - сенаторы, и сам король. Таким образом, сейм состоял из трех санов: короля, сената и послов, или так называемой посольской избы. В сенате участвовали: высшее духовенство - архиепископы и епископы, воеводы, каштеляны и министры.
Информация о работе Отношения России с Польшей в середине 18 века