Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 17:56, реферат
Изучение политических и правовых документов, принятых в начальный период советской власти, подтверждает стремление сил, пришедших к власти в России, реализовать стратегическое положение марксистско-ленинской теории о необходимости функционирования социалистического государства для местного самоуправления. Такое государство рассматривалось как оплот демократических преобразований на местах.
Введение
1. Особенности статуса местных Советов
2. Исполнительные органы власти
3. Компетенция местных Советов и их исполнительных комитетов
Заключение
Список использованной литературы
11
Оглавление
Введение | 2 |
1. Особенности статуса местных Советов | 3 |
2. Исполнительные органы власти | 7 |
3. Компетенция местных Советов и их исполнительных комитетов | 9 |
Заключение | 11 |
Список использованной литературы | 13 |
Введение
Изучение политических и правовых документов, принятых в начальный период советской власти, подтверждает стремление сил, пришедших к власти в России, реализовать стратегическое положение марксистско-ленинской теории о необходимости функционирования социалистического государства для местного самоуправления. Такое государство рассматривалось как оплот демократических преобразований на местах. Эта мысль настойчиво пропагандируется в первых актах тех лет. Так, в обращении II Всероссийского съезда Советов "Рабочим, солдатам и крестьянам!" говорилось о том, что в результате победы революции в рамках пролетарского государства утверждается власть народных масс, организованных в Советы на всех уровнях. Данное положение в различных формулировках воспроизводилось в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, Конституции РСФСР 1918 года и других важнейших политико-юридических актах советского государства.
Законотворчество в сфере организации местной власти было особенно активным в период 1917—1918 гг., когда, выражаясь современным языком, был принят целый "пакет" документов, провозглашающих Советы органами власти в центре и на местах и устанавливающих общие начала их организации и деятельности.
1. Особенности статуса местных Советов
Местные Советы в социалистической России — значительная часть общей системы представительных органов власти, имевшая в своей основе единые принципы построения и организации деятельности в общегосударственном масштабе. Следует признать, что культивировавшаяся идея принадлежности Советам всей полноты власти, как правило, не отражала фактическую действительность. Практике государственного строительства в РСФСР известны примеры, когда Советы вытеснялись с политической авансцены другими структурами. До июля 1918 года они действовали параллельно с земскими и городскими учреждениями самоуправления, которые продолжали в условиях нового политического режима осуществлять властные функции.
В соответствии с постановлением Чрезвычайного VI Всероссийского съезда Советов "О строительстве Советской власти в центре, комитетах бедноты и Советах на местах"; создавались специальные органы — комитеты бедноты, наделенные чрезвычайными полномочиями. На них возлагалась задача преобразования волостных и сельских Советов, связанная, в сущности, с отстранением от работы в местных органах власти лиц, недостаточно лояльных к новому строю. Близкими комитетам бедноты по природе и возлагаемым задачам были военно-революционные комитеты. Отношения между Советами и их исполнительными комитетами также были напряженными. Оставаясь формально подчиненными органам местных советов, исполкомы в практической, повседневной работе подменяли их, что позволило М. А. Рейснеру уже в 20-е гг. охарактеризовать это явление как вытеснение "совдепии" "исполкомией". И над Советами, и над исполкомами довлели партийные органы, что находило подтверждение в многочисленных партийных резолюциях и решениях по Советам, существовавшей практике подбора советских работников.
В общей массе декретов и постановлений того времени хочется отметить Обращение "Об организации местного самоуправления" и Инструкцию "О правах и обязанностях Советов", подготовленные народным, комиссариатом внутренних дел 4 января 1918 года. Оба документа содержали рекомендации по налаживанию практической работы местных властных учреждений, указывали на основные их черты.
Во-первых, местные Советы объявлялись органами власти и управления, действующими в пределах принятого тогда административно-
Во-вторых, местные Советы признавались классовыми организациями, объединяющими пролетарские и полупролетарские слои населения.
В-третьих, устанавливалось, что они должны находиться в состоянии организационной взаимозависимости и соподчиненное.
В-четвертых, определяя компетенцию и пределы полномочий местных Советов, указывалось, что они самостоятельны в вопросах местного значения, но при этом всегда действуют сообразно декретам центральной советской власти и более крупных Советов.
В дальнейшем статус местных Советов продолжал уточняться. Уже на конституционном уровне было установлено, что местные Советы — это органы государственной власти в краях, областях, автономных областях, автономных округах, районах, городах, районах в городах, поселках и сельских населенных пунктах.
Провозглашение Советов политической основой страны и закрепление в Конституции РСФСР 1978 года положения о подотчетности и подконтрольности им всех органов позволило сформулировать в юридической науке тезис о единовластии и полновластии системы Советов. Последняя функционировала на основе соподчиненности составляющих ее звеньев. Перенесенный из области партийной жизни в практику государственного строительства принцип демократического централизма предполагал: осуществление вышестоящими Советами руководства деятельностью нижестоящих органов власти, вплоть до отмены принимаемых ими актов в случае несоответствия этих актов законодательству; обязательность решений более крупных Советов для нижестоящих; подотчетность последних Советам вышестоящего уровня.
Таким образом, вертикаль советских органов власти на местах, действительно, практически цементировала все государство — от фундамента до верхних этажей.
Правовой статус местных Советов регламентировался большим количеством нормативных актов, регулярно вносивших изменения в порядок их функционирования. Серьезное обновление законодательства произошло в 60—70-е годы, когда была принята разветвленная система документов, регулирующих различные стороны правового положения органов власти на местах. Размах и обстоятельность данной реформы не дали ожидаемого эффекта. Оценивая опыт реформирования системы местных Советов в те годы, отмечалось, что для этого периода характерно резкое противоречие между общим прогрессом нормативно-правовой модели Советов в направлении демократизации, расширении их функций и реальной практикой, которая новые законы одобряла, но не выполняла.
Исследование действовавшего тогда конституционного и, текущего законодательства позволяет несмотря на объективно существовавшие различия в масштабах местных Советов выявить общее сходство многих положений, касающихся:
• представительного характера природы Советов. Это были выборные органы, избираемые гражданами, проживающими на соответствующей территории, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;
срока полномочий. В соответствии с Конституцией РСФСР 1978 года все местные Советы избирались на два с половиной года;
• структуры местных Советов и организационно-правовых форм их работы (сессии, постоянные комиссии, депутатские группы и т. д.);
• принципов деятельности, которая строилась в местных Советах на основе коллективного обсуждения и решения всех вопросов, гласности, регулярной отчетности исполнительных комитетов, создаваемых соответствующими Советами, привлечения граждан к участию в их работе. Использование в государственных, партийных и правовых документах начального периода Советской власти термина "местное самоуправление" не могло ввести в заблуждение относительно статуса местных органов власти. Законодательное признание последних в качестве органов государственной власти находилось в русле политики централизации во всех сферах общественной жизни. В этих условиях идеям самоуправления вообще не оставалось места. Само понятие "местное самоуправление" исчезает из политического лексикона, а если и употребляется, то только в негативном смысле, с критической нацеленностью. Местное самоуправление стало рассматриваться как институт, свойственный исключительно буржуазной демократии.
Интерес к территориальному самоуправлению проявился в начале 60-х гг., когда в партийных документах нашел отражение вывод о Советах как органах государственной власти и местного самоуправления. Вновь вопрос о природе и правовом положении местных органов власти стал предметом обсуждения в период подготовки и обсуждения проекта Конституции СССР 1977 года.
В государственно-правовой науке обозначились три точки зрения на данную проблему.
Отрицал самоуправленческие качества Советов А. И. Лукьянов. При этом он указывал, что представление о местных Советах как об органах местного самоуправления было отброшено еще в ходе разработки первой Советской Конституции1. Его поддерживал Б. Н. Габричидзе, полагающий, что рассмотрение местных Советов как органов не только государственной власти, но и местного самоуправления, не способствует внесению ясности и четкости в проблему определения их характера.
Напротив, отдельные авторы считали, что представительные учреждения на местах — это органы сугубо территориального общественного самоуправления.
Наконец, третья точка зрения такова, что местные институты власти сочетают в себе одновременно свойства органов государственной власти и местного самоуправления. В пользу такого подхода говорят очень важные факторы. С одной стороны, функциональная близость, публичный характер деятельности свидетельствуют о принадлежности местных органов к системе государственной власти. С другой стороны, местные Советы по форме сохранили традиции российского самоуправления, например, в части выборов в представительные органы на местах, привлечения общественности к их работе.
В дальнейшем соперничество всех вышеозначенных позиций дало о себе знать в период реформирования местного самоуправления в Российской Федерации в 80—90-е гг. нашего столетия.
2. Исполнительные органы власти
Местные исполнительные органы представляли собой совокупность организационно-правовых структур, обеспечивающих в рамках системы местной власти реализацию исполнительно-
В годы Советской власти исполнительными органами на местах выступали исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов. В соответствии с советским и российским законодательством они были наделены статусом исполнительных и распорядительных органов местных Советов. В силу этого деятельность исполкомов была отмечена следующими особенностями.
Во-первых, это были структурные подразделения представительных учреждений, выполняющие функции управленческого характера. Исполкомы избирались местными Советами на сессиях из числа депутатов в составе председателя, заместителей председателя, секретаря и членов. Численный состав исполнительного комитета устанавливался соответствующим Советом. Он колебался в зависимости от масштаба данного Совета.
Во-вторых, исполнительно-распорядительный статус исполкомов не противоречил властному характеру их деятельности. Концентрация властно-управленческих функций в руках исполнительных комитетов должна была усилить их влияние в сфере государственного, хозяйственного строительства. Собственно, и сама Конституция РСФСР 1978 года указывала, что исполкомы местных Советов руководят этим процессом на подведомственной территории в соответствии с решениями "своих" Советов и вышестоящих органов государственной власти и управления.