Оренбургское казачество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 13:45, реферат

Краткое описание

Одной из многовековых особенностей истории Оренбургского края было наличие казачества. ОРЕНБУРГСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО (ОКВ), 3-е по численности из 11 казачьих войск Российской империи, размещалось в юго-восточной части России, по границе с Киргиз-Кайсацкой степью (Казахстаном) между Уральским казачьим войском (Илецкой защитой) и Сибирским линейным казачьим войском. Учреждено в 1748 указом императрицы Елизаветы Петровны для охраны российских границ от кочевников.

Содержимое работы - 1 файл

Проект- казачество.doc

— 337.00 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«Оренбургское казачество». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                    
 

 Если бы у меня были казаки - я завоевал бы мир.

Наполеон 

История Оренбургского казачества 

    Одной из многовековых особенностей истории Оренбургского края было наличие казачества. ОРЕНБУРГСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО (ОКВ), 3-е по численности из 11 казачьих войск Российской империи, размещалось в юго-восточной части России, по границе с Киргиз-Кайсацкой степью (Казахстаном) между Уральским казачьим войском (Илецкой защитой) и Сибирским линейным казачьим войском. Учреждено в 1748 указом императрицы Елизаветы Петровны для охраны российских границ от кочевников.

     Первые  казаки на территории Оренбургской  губернии появились во 2-й половине 30-х годов 18 века. В феврале  1736 по приказу начальника Оренбургской  экспедиции И. К. Кирилова в основанной им Оренбургской крепости расположилась 1-я казачья команда из уральских (яицких) охотников, крещеных мещеряков. Из служилых людей и крестьян зауральских слобод образовано исетское казачество. В 1742–1743 в Оренбургскую крепость были переведены 2 сотни уфимских городовых казаков и в полном составе самарские казаки во главе с атаманом М. Шиловым. Именно они и стали основой для формирования войска.

     В 1748 указом Военной коллегии было  предписано “к нерегулярному  корпусу Оренбургской губернии  назначить атамана, подчинить ему также самарских и уфимских казаков и дворян, с их атаманами, старшинами, отставными и малолетками, и числить всех их в одной команде”. Первым атаманом нерегулярного войска, которое только в мае 1755 получило штат, был сотник В. Могутов.

    По указу 1755 в войско вошел Оренбургский нерегулярный казачий корпус. Большая часть казаков жалованья от казны не получала. Особенно в тяжелом положении оказались казаки, входившие в состав гарнизонов крепости и укреплений пограничной линии, вынужденные нести службу и обеспечивать себя за счет собственных средств. Это обусловило массовое участие казаков в Пугачевском восстании. В 1755 в войске числились 1099 получавших жалованье, 703 маложалованных и 3080 безжалованных казаков. После подавления Пугачевского восстания власти ужесточили контроль в казачьих общинах, казаки попали в полную зависимость от комендантов крепости, назначавшихся из числа армейских офицеров.

    В 18 – начале 19 века войско не имело единой территории и условно размещалось от Волги до Сибири (казаки проживали вместе с неказачьим населением). В 1798 оренбургские казаки были сведены в 5 кантонов. В 1-й вошли исетские казаки, в 3-й – уфимские, в 4-й – казаки, проживавшие в окрестностях Оренбурга, в 5-й – самарские и во 2-й – все прочие. В войсковое управление входили войсковой атаман, войсковая изба, станичные начальники.

    В 1803 властями была проведена реорганизация войска, сведение его в одно целое, в декабре 1840 издано новое положение, регламентировавшее все стороны жизни казаков. Во главе войска встал наказной атаман, при нем действовало войсковое правление, войсковое дежурство (штаб) и некоторые другие органы управления. Отданная в пользование войска сплошная территория вдоль границы со степью разделялась на 10 территориально-полковых округов. В 1865 войско административно было объединено с Оренбургской губернией, губернатор которой одновременно исполнял обязанности и наказного атамана.

    По положению 1867 полковые округа были упразднены, образовано 3 военных отдела; в гражданском отношении казаки стали подчиняться общегубернским учреждениям, в военном – войсковому штабу и атаманам военных отделов.

    Кроме охраны пограничной линии с конца 18 века оренбургским казакам было вменено участие в военных действиях. Впервые оренбургские казаки были мобилизованы в период русско-турецкой войны 1809–1811, в Отечественную войну 1812 войско выставило 4 конных полка. Со 2-й половины 19 века казачьи части использовались преимущественно на Среднеазиатском театре военных действий и участвовали в присоединении к России Туркестана.

    В положении 1876 «О военной службе оренбургских казаков» был установлен срок службы 20 лет. По достижении 18 лет казак зачислялся в приготовительный разряд, проходил обучение и в 21 год переводился в служилый разряд, в котором состоял 12 лет (4 года на “срочной” и 8 лет на льготе). Льготные казаки 2-й и 3-й очередей (4 года) призывались на лагерные сборы и должны были быть постоянно готовыми к возможному выходу на службу. По достижении 33 лет казак переводился в войсковой запас и еще 5 лет числился в запасных, после чего увольнялся и мог быть призван только в военное время в войсковое ополчение. Все необходимое для военной службы (коня, обмундирование, снаряжение, оружие) оренбургские казаки приобретали за собственный счет. Платой за военную службу являлись земельные наделы в размере 30 десятин на душу, предоставлявшиеся казакам при зачислении их в приготовительный разряд. Эта обязанность ложилась тяжким бременем на плечи казаков, отнимая большую часть доходов, получаемых от хозяйственной деятельности. К началу 1-й мировой войны полная стоимость табельного снаряжения и коня составляла 300–350 рублей на 1 казака. В военное время войско должно было выставлять 18 конных полков, отдельный дивизион, 6 артиллерийских батарей, несколько десятков особых сотен и запасные части. В мирное время на службе находилось 6 полков: 1-й Оренбургский казачий Его Высочества наследника цесаревича Алексея Николаевича полк; 2-й Оренбургский казачий воеводы Нагого полк; 3-й Уфимско-Самарский казачий полк; 4-й Исетско-Ставропольский казачий полк; 5-й Оренбургский казачий атамана Могутова полк; 6-й Оренбургский казачий атамана Углицкого полка. Кроме того, именным был 9-й полк 2-й очереди, носивший имя его бывшего командира И. В. Падурова. В состав войска входили представители многих национальностей: украинцы(87%), татары (65%), нагайбаки (3%), мордва (2%), башкиры (1%), калмыки (0,5%). Наряду с православними в войске служили мусульмане. Численность войскового сословия к начале 1917 составляла около 572 тыс. челеловек; в пользовании войска находилось свыше 7,4 млн десятин земли. Казачье население проживало в 61 станице, 446 поселках и 553 хуторах. 
 
 
 
 
 
 
 

Знак  Оренбургского казачества

Знак оренбургского  казака утвержден 18 февраля 1912 года. Он состоит из геральдического щитка, разделенного на два поля. В верхнем поле – герб Оренбургской губернии (на белом эмалевом фоне – восходящий золотистый российский орел под императорской короной и синий Андреевский крест, разделенный между собой голубой эмалевой полоской, обозначающий реку Урал). В нижнем золотом поле – лук и две стрелы, обращенные вверх. Щиток окаймлен голубой эмалевой лентой, завязанный внизу бантом с надписью: “1574”, означающей основание воеводой Иваном Нагим Уфимского укрепления. В верхней части знака – казачья шапка, тогда как на знаках всех казачьих войск вершиной является императорская корона. Знак для офицеров изготовлялся из бронзы фирмой “Э. Кротман”. Для нижних чинов знак изготовлялся из белого металла. 

 
 
 
 
 
 

КАЗАК – ЭТО ЗВУЧИТ ГОРДО!

    О быте, обычаях о жизни казаков можно рассказывать долго. Они напрямую связаны с “Кодексом чести казака”. Казачество веками формировалось и проявляло себя как народное рыцарство, соединявшее высокое искусство воинов-профессионалов и умелый труд вольных земледельцев. Во всех сферах труда, где заняты казаки, утверждаются те высокие требования, честности и искренности, добротности и красоты, которые всегда отличали отношение казачества к делу.

    Особенности происхождения и сословного положения отразились на самосознании казачества. Для исторической памяти характерны представления об общей судьбе и родстве казачьих войск, едином образе жизни всех казаков. Вторым по важности компонентом самосознания является представление о личной свободе казаков и независимости всего войска, традиционная организация, которого считалась гарантом свободы и всеобщего равенства. Особое место занимают представления о казачьих традициях, среди них выделяются свободолюбие, преданность воинскому долгу, коллективизм, взаимопомощь, физическое и нравственное здоровье, веротерпимость и другое. Казачество, превратившись в военно-служилое сословие, правами и привилегиями обязанное монарху, видело себя в числе первых защитников царской власти. Привилегированное положение казачества по сравнению с другими группами населения также связывалось с его близостью к главе государства, специфическими функциями и образом жизни. В то же время казачеству было присуще двойственное отношение к праву и монарху. Оппозиция к центру, отдалённость от него, длительное отстаивание своей независимости также повлияли на его самосознание. Этим объясняется, в частности, противопоставление казачества как особой общности государству и другим группам населения — прежде всего крестьянству (мужикам) и неказачьему населению в пределах войсковых земель (иногородним). Представление о своих исторических и сословных правах на землю, отличавшее казаков от других категорий служилого населения и социальных групп, сформировалось вследствие особого характера землепользования, когда владельцем земли на вечные времена считалось все войско, а также непрерывности исторического проживания казаков на земле предков. Чувство хозяина проявилось, в частности, в культе рационального природопользования и бережного отношения к земле.

    Казачье население жило в основном в сельской местности. В городах проживало лишь около 2%. Столицей войска являлся город Оренбург. Войсковой круг, проводившийся 23 апреля, в день войскового покровителя Святого Великомученика Георгия Победоносца, имел статус войскового парада и церковного праздника.

    В  ранний период существования  казачьих общин ведущим хозяйственным  занятием было животноводство. Подсобный  характер имели рыболовство, охота  и бортничество. С начала IXX века резко увеличиваются размеры пашни (земледельческие хутора). В войсках долгое время господствовала залежная система полеводства. Трёхпольный севооборот появился позже и не имел широкого распространения. Главные сельскохозяйственные культуры: рожь, яровая пшеница, просо. Вследствие примитивных приемов обработки почвы, недостатка удобрения (навоз шел в основном на отопление), крайностей континентального климата и частых засух, урожаи были невысоки. Основными пахотными орудиями выступали:  плуг, сабан, для рыхления почвы использовали рало с деревянными и железными зубьями, бороны. Убирали хлеб серпами, косами (литовками). При обмолоте использовали каменные и деревянные катки, обмолачивали зерно при помощи животных — гоняли быков и лошадей по разостланным на току снопам. В хозяйствах богатых казаков с конца IXX века применялись уборочные машины, нередко несколько казаков совместно арендовали или покупали сельскохозяйственную технику.

    Животноводство имело  товарный характер. Среди отраслей  выделялись коневодство и овцеводство. В казачьих хозяйствах  держали: лошадей, верблюдов (на юге), коров, овец, птицу и свиней (на севере).  С конца IXX века промышленный характер приобрело пчеловодство. Рыболовство имело промысловое значение. Орудия рыбного лова в большинстве войск были сходны: удочки, бредни, перемёты, вентири, сапетки и другие. Орудия крупных промыслов отличались своими размерами. В войске существовали особые орудия лова (ярыга — мешок из сети), использовавшиеся для местных видов рыбной ловли. Своеобразием отличались промыслы, строго регламентированные, имевшие в большинстве случаев общинный характер. Рыба осетровых и частиковых пород в свежем, вяленом, копченом и сушёном виде, икра и другие продукты были предметом вывоза. Из других промыслов во многих казачьих войсках известны соледобыча, сбор дикорастущих, выделка пуховых платков, домашнего сукна и войлока, заготовка кизяка и охота.

    Для  поселений казаки выбирали выгодные  в стратегическом отношении места:  крутые берега рек, возвышенные  участки, защищенные оврагами и болотами. Селения окружались глубоким рвом и земляным валом. Резкое увеличение численности поселений в XVIII— начале IXX века связано с созданием пограничных военно-оборонительных линий. Основными типами поселений были станицы, крепости, форпосты, реданки и пикеты (небольшие сторожевые посты). Строительство фортификационных сооружений (крепостных стен, валов и рвов) активизировалось в периоды обострения военно-политических отношений между Россией и кавказскими, среднеазиатскими государствами. После “замирения” исчезали и укрепления вокруг поселений, менялась их планировка. Хутора, зимовья, коши и выселки — временные поселения, в которых казаки содержали скот.     

 Средние размеры  казачьих станиц намного превосходили  размеры крестьянских сёл. Первоначально казачьи поселения имели круговую застройку, облегчавшую оборону при неожиданном нападении неприятеля. В XVIII—IXX века планировка казачьих станиц и форпостов регламентировалась правительством и местным войсковым начальством: вводились улично-квартальная планировка и деление на кварталы, внутри которых казаки выделяли участки для усадьбы, строго соблюдалась фасадная линия.   

 В центре  казачьей станицы находились: церковь,  станичное или поселковое правление,  школы, торговые лавки и др. Большинство казачьих поселений располагалось вдоль рек, иногда растягиваясь на 15-20 километров. Окраины станиц имели свои названия, их жители иногда различались по этническому или социальному признаку. Дома иногородних находились как среди казачьих усадеб, так и в некотором отдалении от них.   

 Усадьбы казаков  обычно огораживались глухими  высокими заборами с плотно  закрытыми воротами, что подчеркивало  замкнутость казачьего быта. Нередко  дом размещался в глубине двора  или был повернут к улице  глухой стороной (в связи с военной опасностью).

    Самые  ранние жилища — землянки, полуземлянки  и шалаши соответствовали походному  образу жизни казаков. В постоянных  жилых постройках XVIII—IXX века нашли отражение традиции, характерные для тех мест, откуда пришли казаки. В жилище казаков под влиянием местных природных условий и иноэтничных заимствований сформировались локальные черты. Материалом для строительства в разных регионах служили дерево, камень, глина, камыш и др. У основной массы казаков преобладали турлучные (на деревянном каркасе), глинобитные и саманные дома, особенно в южных районах.    

 Усадьбы средних  и богатых казаков отличались  сравнительно большими размерами  (обычно, кроме переднего (чистого)  двора, несколько задних (хозяйственных)  дворов). Хозяйственные постройки (базы, сараи, ледники, навесы, загородки для скота и др.) чаще всего сооружались из местных строительных материалов. В казачьей усадьбе всегда строилась летняя кухня, в которую семья переезжала в теплое время года.   

 Наиболее  распространённым типом дома в IXX — начале XX века были двух- и трёхкамерные дома (изба — сени, изба — сени — изба). Внутренний план избы представлен разными вариантами. Во второй половине IXX века с расширением торговых связей, под влиянием городской культуры увеличивается размер жилой площади дома, выделяются кухня и спальня. Широко распространились многокомнатные дома; часто с железной крышей и деревянным полом, двумя входами — с улицы и со двора. Богатые казаки (крупные торговцы и скотопромышленники) строили в станицах кирпичные дома (одно- и двухэтажные), с балконами, галереями и большими застекленными верандами.

Информация о работе Оренбургское казачество