Общественное движение в России при Николае I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 15:17, доклад

Краткое описание

Вторая четверть XIX в. — время взросления российского общественного движения, его усложнения и уточнения позиций различных общественных лагерей. Именно в это время окончательно формулируется монархическая теория, возникает либеральное движение, расширяется круг деятелей революционного лагеря. В 30—40-х гг. общественная мысль России расстается с философией Просвещения как фундаментом политических движений и переходит к шеллингианству и гегельянству, примеряя классическую немецкую философию к российским условиям. Революционеры не только осваивают европейский утопический социализм, но и выдвигают собственную теорию «общинного социализма». Равнодушие правительства к общественному мнению, борьба властей с живой мыслью приводят к усилению противостояния этих двух главных политических сил России, грозящего стране в будущем серьезными потрясениями.

Содержимое работы - 1 файл

история николай 1.docx

— 62.85 Кб (Скачать файл)

    Герцен  сумел отбросить все, чему поклонялся ранее, и в начале 50-х гг. разработал теорию социализма, который называют русским или общинным. Отталкиваясь от идеи «молодости» русского народа, еще не успевшего сказать своего слова в развитии страны, только выходящего на общественную арену, Герцен отметил, что народ выходит на эту арену со своим идеалом устройства общества. Таким идеалом стала традиционная крестьянская община, являющаяся «ячейкой социализма» и выдержавшая вековой гнет государства и помещиков и все перипетии российской истории. Совместное землевладение и землепользование, уверенность каждого крестьянина в праве на общинный надел земли казались ему достаточной гарантией от возникновения в России пролетариата, а значит, и капитализма. Иными словами, он предлагал стране прыгнуть из феодального строя прямо в социалистический.

    Идеализируя общинные порядки, Герцен в то же время  не был ослеплен ими. Он считал, что  само по себе наличие общины социалистического  переворота произвести не может, такой  переворот стал бы реальностью лишь в результате слияния традиционных сельских порядков с европейскими социалистическими  идеями (крестьянин должен был стать  не только стихийным, но и идейным  социалистом). Герцен надеялся, что  революция в России совсем не обязательно  должна вылиться в кровавое действо. С его точки зрения, достаточно было освободить общину от опеки помещиков  и чиновников, и общинные порядки, поддерживаемые 90% населения страны, восторжествовали бы сами по себе.

    Герценовский  общинный социализм являлся красивой, но утопической мечтой, поскольку  осуществление его открыло бы дорогу свободному развитию именно капиталистических, а отнюдь не социалистических порядков. Однако он, в отличие от проектов Сен-Симона, Оуэна, Фурье, стал знаменем целого революционного направления, поскольку  его осуществление зависело не от поддержки власть имущих или богатых  меценатов, а от решительности и  организованности самих радикалов.

    Через 10 лет герценовская теория собрала  под свои знамена российское революционное  народничество, которое, так же как  и сам идеолог, не понимало, что  русский мужик являлся хозяином, а не социалистом, мечтал о собственной  земле, а не о всеобщем братстве.

    Несмотря  на давящую атмосферу николаевского  царствования, общественное движение в России продолжало развиваться  достаточно бурно. В 30—50-х гг. окончательно оформляются либеральный и революционный лагери, причем каждый из них проходит в эти годы неординарный путь.

Информация о работе Общественное движение в России при Николае I