Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 14:55, курсовая работа
В германской революции было три основных этапа. Первый, очень короткий, начался 3 ноября 1918 г. восстанием матросов в Киле и закончился через неделю созданием нового правительства — Совета Народных Уполномоченных. Второй этап продолжался до январских боев 1919 г. в Берлине. Третий этап революции закончился в апреле — мае 1919 г. поражением весенних выступлений пролетариата и падением Баварской советской республики.
Введение…………………………………………………………………..……3
1. Ноябрьская революция в Германии………………….……………..……4
2. Принятие Веймарской кнституции…………………………………………11
3. Веймарская респблика в Германии………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………..24
Список источников и литературы…………..…………………………………..26
В Германии произошли события, которые в корне изменили ее политическую систему: авторитарную монархию сменила демократическая республика. Но следует признать, что в плане радикального разрыва с прошлым и коренного изменения социально-экономических условий революции как таковой не было.
2. Принятие Веймарской конституции
Учредительное собрание
Понимая, что настал
Подготовка Основного закона проходила в крайне сложной обстановке. В Париже шла мирная конференция, где державам-победительницам предстояло продиктовать условия мира Германии. Все понимали, что они будут очень тяжелыми и серьезно осложнят становление новой Германии. Несмотря на разгром левых сил в ходе январских столкновений в Берлине, говорить о стабилизации внутриполитической обстановки не приходилось. В Бремене, Гамбурге, Руре, Рейнско-Вестфальском районе ситуация не раз выходила из-под контроля. Кульминацией того дрейфа влево, которым было отмечено развитие немецкого общества с момента свершения в Германии революции, стало провозглашение Баварской Советской республики в апреле 1919г. Просуществовала она всего три недели, но сам этот факт освидетельствовал о том, что Германия еще не пережила “революционный синдром”.
Стремясь сбить революционную
волну, власти использовали
Все это позволяло правительству сдерживать натиск своих оппонентов и дать возможность депутатам Учредительного собрания завершить работу над Конституцией. Она была принята 31 июля 1919 г. В ней декларировалось, что “государственная власть исходит от народа”, ее задачей является “обеспечение достойного человека существования”.8 Конституция, принятая в условиях не прекращавшихся социальных конфликтов, когда еще остро ощущалось дыхание революции, не могла не учитывать общего настроя общества. В ней было немало новых идей, непривычных для традиционного конституционного права. Так, в Основной закон был включен раздел “Хозяйственная жизнь”, в котором, с одной стороны, провозглашался принцип защиты частной собственности, но, с другой стороны, говорилось о возможности социализации отдельных отраслей промышленности, закреплялось существование фабзавкомов.
Поскольку в империи не были решены многие проблемы, связанные с демократизацией общественно-политической жизни, то создатели Веймарской Конституции уделили им большое внимание. Вводилось всеобщее избирательное право для мужчин и женщин, достигших 20-летнего возраста. Провозглашались традиционные для демократического общества права и свободы, заметно расширялись полномочия рейхстага, предусматривалась возможность проведения в определенных случаях всенародного референдума. Отдавая дань прежней конституционно-правовой традиции, создатели новой Конституции наделили исключительно большими полномочиями президента республики. Он имел возможность в определенных случаях править, опираясь на чрезвычайные декреты, был независим от рейхстага.
Конституция закрепила те изменения, которые произошли в немецком обществе под влиянием революции. Это была Конституция нового поколения, в которой нашли определенное отражение новые взгляды на роль государства в жизни общества. За короткий срок Германия осуществила серьезный скачок вперед в плане своего политического развития: от весьма консервативной имперской формы политической организации общества к одной из самых демократичных для своего времени республик. Однако в таком скачке было имманентно заложено немало внутренних противоречий, и они самым серьезным образом сказались на судьбе Веймарской республики.
3.Веймарская республика в Германии
Веймарская республика была многопартийным государством, жизнеспособность которого в значительной мере определялась политическим курсом руководящих партий. Партии веймарской Германии не проявили склонности к компромиссам и готовности к сотрудничеству, так как это, разумеется, требовало отказа от некоторых принципов и постулатов. Кроме того, ни у одной из партий не было сильных и дальновидных политических лидеров (за исключением Г. Штреземана), способных поставить интересы нации выше интересов отдельных социальных слоев и классов. В конечном счете это привело к деградации партийно-парламентской системы.
Узость политического кругозора была присуща как партиям, стоявшим на республиканских позициях, так и их антидемократическим соперникам. Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), например, так и не смогла окончательно освободиться от идеологических догм прошлого и безоговорочно принять то государственное устройство, в создании которого она сыграла главную роль. Принятая в 1925 г. Гейдельбергская программа показала, что СДПГ превратилась в реформистскую партию, которая, тем не менее, провозгласила своей целью построение социализма, хотя и эволюционным путем. Партией руководила группа функционеров, неотличимых друг от друга и старательно избегавших решительных и рискованных действий. Не случайно даже в самой партии, в которой молодежь составляла примерно 10% , называли своих лидеров «старыми бонзами»9.
В
20-е годы СДПГ, которая являлась главной
опорой демократической республики,
играла роль лояльной оппозиции. Она
настолько привыкла к такому положению,
что стала считать его
Что
же касается Независимой социал-
Уже с 1925 г. стало очевидно, что без участия партии «Центр» невозможно никакое правительство парламентского большинства. Возросшее по этой причине самомнение партии стало представлять потенциальную опасность для демократии. Пока во главе партии стояли такие люди, как Й. Вирт или В. Маркс, опасность антиреспубликанского эксперимента была маловероятной. Но когда в 1928 г. руководителем партии стал католический теолог Л. Каас, нетерпимый к недостаткам парламентаризма и готовый искать более радикальные решения для преодоления трудностей, то курс партии явно начал отклоняться вправо. Довольно сильная антидемократическая тенденция была присуща созданной 15 декабря 1918 г. представителем правого крыла национал-либералов Г. Штреземаном Немецкой народной партии (ННП). Партия в целом негативно относилась к республике, хотя и не вела против нее активной борьбы. Выдвинув лозунг «Что хорошо для промышленности, то хорошо и для нации», она выражала интересы крупного капитала. Не случайно членами ее парламентской фракции были крупнейшие немецкие предприниматели Г. Стиннес и А. Фёглер, а в 1930 г. 10 депутатов от ННП занимали в различных предприятиях 77 директорских постов. После смерти в 1929 г. Штреземана, по мере сил стремившегося ослабить прямое влияние промышленных кругов на партию, его преемники — сперва председатель парламентской фракции Э. Шольц, а затем адвокат Э. Дингерлей — проводили все более антидемократический курс, сближаясь с Немецкой национальной народной партией (НННП) — открытым противником Веймарской республики.
Созданная 24 ноября 1918 г. из бывших консервативных партий кайзеровской Германии, НННП выражала интересы рейнско-вестфальских магнатов тяжелой промышленности, восточнопрусского юнкерства, высшей бюрократии и офицерского корпуса. Она стала оплотом всех антиреспубликанских, националистических и монархических политических сил, настаивая на ревизии Версальского договора и реставрации династии Гогенцоллернов. Когда в 1928 г. во главе партии встал бывший член дирекции крупповского концерна, владелец газетной империи и крупнейшей немецкой киностудии «УФА» А. Гугенберг, человек огромного самомнения и невиданного упрямства, партия окончательно перешла на экстремистские, праворадикальные позиции. И потому вполне логично, что политические интриги НННП завершились ее союзом с национал-социалистами.
По большинству вопросов националистов поддерживала созданная 12 ноября 1918 г. региональная Баварская народная партия (БНП), которая формально считалась отделением партии «Центр», но фактически была гораздо правее.
Новым явлением в партийно-политической структуре Веймарской республики стало создание в Мюнхене в январе 1919 г. Немецкой рабочей партии. Свое окончательное название — Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП) — эта партия фашистского типа получила в феврале 1920 г. после принятия официальной программы «25 пунктов». В 1921 г. партию возглавил неудавшийся художник австрийского происхождения, участник Первой мировой войны, человек с сильной волей и необычайной интуицией А. Гитлер (1889—1945).
Программа «25 пунктов» требовала отмены Версальского и Сен-Жерменского (с Австрией) мирных договоров, объединения всех немцев в единую Великую Германию, изгнания из нее «инородцев», прежде всего евреев. Многие положения программы были созвучны настроениям народных масс. Они предусматривали запрет нетрудовых доходов, национализацию крупных трестов, ликвидацию земельной ренты и спекуляции землей, сдачу крупных универмагов в аренду мелким торговцам по низким ценам. Лозунг партии «Общее благо выше личной выгоды» звучал совершенно по-социалистически. Дальновидный Гитлер настоял на включении в программу пункта о необходимости создания сильной централизованной государственной власти и ограничении прав отдельных немецких земель. Но основными принципами нацистской идеологии являлись ненависть к демократии, антисемитизм, славянофобия, антимарксизм. Эта идеология основывалась не на рациональной логике, а на слепой вере в непререкаемые догмы.
Выборы в Национальное Собрание Германии состоялись 19 января 1919 г. По сравнению с последними довоенными выборами 1912г., когда право голоса имели 22,2% населения рейха (14,4 млн. человек), теперь избирательное право имели 63,1% населения (36,8 млн. человек). Такой рост числа избирателей объяснялся тем, что впервые в немецкой истории к избирательным урнам были допущены женщины, а возрастной избирательный ценз был снижен с 25 до 20 лет. Более того, 9,6% избранных депутатов составляли женщины11.
Социал-демократическая
партия Германии (СДПГ) получила 11,5 млн.
голосов и 165 мандатов, став самой
крупной парламентской
Среди буржуазных партий наибольший успех выпал на долю партии «Центр», которая вместе с Баварской народной партией (БНП) получила 5,98 млн. голосов и провела в парламент 91 депутата. Вплотную за ними следовала Немецкая демократическая партия (НДП), получившая 5,64 млн. голосов и занявшая 75 депутатских мест. Немецкая национальная народная партия (НННП) вынуждена была довольствоваться 44 местами в парламенте. Аутсайдером стала Немецкая народная партия (ННП), за которую проголосовали 1,34 млн. человек, что принесло ей 19 мандатов. Остальные 7 депутатских кресел заняли кандидаты от мелких партий и организаций.