Николай II – политический портрет последнего российского императора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 15:26, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является попытка рассмотреть личность последнего
российского императора как государственного и политического деятеля в контексте исторических событий.
Задача моей работы: осветить следующие вопросы:
Николая II, семейное и политическое окружение царя и влияние на них личных
качеств последнего императора.

Содержание работы

1. Введение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 3
2. Воспитание и личные качества наследника - - - - - - - - - - - - 4
3. Несчастливое царствование- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 6
4. Первая мировая война и крушение монархии - - - - - - - - - - - 8
5. Отречение. Ссылка и расстрел - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 9
6. Заключение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 11
7. Список литературы - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 13

Содержимое работы - 1 файл

Реферат Николай 2.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

   В конце февраля 1917 г. началась революция. Стало ясно, что успокоить Петроград силой не удастся. Уже решив отречься от престола, Николай II продолжал колебаться: кому передать его - сыну или брату? Он посоветовался со своим лейб-хирургом, профессором Сергеем Федоровым. В книге «Дни» известный правый деятель В. Шульгин так передавал слова Николая II: «Голос его звучал спокойно, просто и точно. - Я принял решение отречься от престола.…До трех часов сегодняшнего дня я думал, что могу отречься в пользу сына Алексея…, но к этому времени я переменил решение в пользу брата Михаила.…Надеюсь, вы поймете чувства отца». В своем дневнике в этот день Николай II записал: «В час ночи уехал из Пскова с тяжелым чувством пережитого. Кругом измена, и трусость, и обман!» 
 
 
 
 
 

Отречение. Ссылка и расстрел

   Отречение от престола императора Николая II. 2 марта 1917 Машинопись. 35 х 22. В правом нижнем углу карандашом подпись Николая II: Николай; в левом нижнем углу черными чернилами поверх карандаша заверительная надпись рукой В. Б. Фредерикса: министр императорского двора генерал-адъютант граф Фредерикс.''

   Вечером 25 февраля 1917 года Николай телеграммой приказал генералу С. С. Хабалову пресечь беспорядки военной силой. Направив 27 февраля в Петроград генерала Н. И. Иванова для подавления восстания, Николай II вечером 28 февраля отбыл в Царское Село, но проехать не смог и, утратив связь со Ставкой, 1 марта прибыл в Псков, где находился штаб армий Северного фронта генерала Н. В. Рузского. Около 15 часов 2 марта принял решение об отречении в пользу сына при регентстве великого князя Михаила Александровича, вечером того же дня заявил прибывшим А. И. Гучкову и В. В. Шульгину о решении отречься и за сына.

   2 (15) марта в 23 часа 40 минут (в документе время подписания было указано как 15 часов) Николай передал Гучкову и Шульгину Манифест об отречении, который, в частности, гласил: «<…> Заповедуем Брату НАШЕМУ править делами государства в полном и нерушимом единении с представителями народа в законодательных учреждениях, на тех началах, кои будут ими установлены, принеся в том ненарушимую присягу. <…>».

   Гучков и Шульгин также попросили Николая II подписать два указа: о назначении князя Г. Е. Львова главой правительства и великого князя Николая Николаевича верховным главнокомандующим; бывший император подписал указы, указав в них время 14 часов[59].

   Генерал А. И. Деникин утверждал в своих воспоминаниях, что 3 марта в Могилёве Николай заявил генералу Алексееву:

— Я передумал. Прошу вас послать эту телеграмму в Петроград. 
На листке бумаги отчётливым почерком государь писал собственноручно о своём согласии на вступление на престол сына своего Алексея… 
Алексеев унес телеграмму и… не послал. Было слишком поздно: стране и армии объявили уже два манифеста. Телеграмму эту Алексеев, «чтобы не смущать умы», никому не показывал, держал в своём бумажнике и передал мне в конце мая, оставляя верховное командование.

    Умеренно правая московская газета 4 марта так передавала слова императора Тучкову и Шульгину: «Я всё это обдумал, — сказал он, — и решил отречься. Но отрекаюсь не в пользу своего сына, так как я должен уехать из России, раз я оставляю Верховную власть. Покинуть же в России сына, которого я очень люблю, оставить его на полную неизвестность я ни в коем случае не считаю возможным. Вот почему я решил передать престол моему брату, великому князю Михаилу Александровичу.»

    С 9 марта по 14 августа 1917 года Николай Романов с семьей жил под арестом в Александровском дворце Царского Села.

    В конце марта министр Временного правительства П.Н. Милюков пытался отправить Николая и его семью в Англию, на попечение Георга V, на что было получено предварительное согласие британской стороны; но в апреле, вследствие нестабильной внутриполитической ситуации в самой Англии, Король предпочёл отказаться от такого плана — согласно некоторым свидетельствам, вопреки совету премьер-министра Ллойда Джорджа. Тем не менее, в 2006 году стали известны некоторые документы, говорящие о том, что вплоть до мая 1918 года подразделение MI 1 британского военного разведывательного управления осуществляло подготовку к операции по спасению Романовых, которая так и не была приведена в стадию практического осуществления.

     Ввиду усиления революционного движения и анархии в Петрограде, Временное правительство, опасаясь за жизнь арестантов, решило перевести их вглубь России, в Тобольск; им разрешили взять из дворца необходимую мебель, личные вещи, а также предложить обслуживающему персоналу по желанию добровольно сопровождать их к месту нового размещения и дальнейшей службы. Накануне отъезда приехал глава Временного Правительства А. Ф. Керенский и привёз с собой брата бывшего императора — Михаила Александровича (Михаил Александрович был выслан в Пермь, где в ночь на 13 июня 1918 года был убит местными большевистскими властями).

    14 августа 1917 года в 6 часов 10 минут состав с членами императорской семьи и обслуги под вывеской «Японская миссия Красного Креста» отправился из Царского Села. 17 августа состав прибыл в Тюмень, далее арестованных перевезли по реке в Тобольск. Семья Романовых разместилась в специально отремонтированном к их приезду доме губернатора. Семье разрешили ходить через улицу и бульвар на богослужение в церковь Благовещенья. Режим охраны здесь был гораздо более легкий, чем в Царском Селе. Семья вела спокойную, размеренную жизнь.

    В начале апреля 1918 года Президиума Всероссийского Центрального исполнительного комитета (ВЦИК) санкционировал перевод Романовых в Москву с целью проведения суда над ними. В конце апреля 1918 года арестанты были перевезены в Екатеринбург, где для размещения Романовых был реквизирован дом, принадлежавший горному инженеру Н. Н. Ипатьеву. Здесь же с ними проживали пять человек обслуживающего персонала: врач Боткин, лакей Трупп, комнатная девушка Демидова, повар Харитонов и поварёнок Седнёв.

    В начале июля 1918 года уральский военный комиссар Ф. И. Голощёкин выехал в Москву для получения инструкций о дальнейшей судьбе царской семьи, которая решалась на высшем уровне большевистского руководства (кроме В. И. Ленина активное участие в решении вопроса о судьбе бывшего царя принимал Я. М. Свердлов). 12 июля 1918 года Уральский Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, в условиях отступления большевиков под натиском войск лояльных Комитету членов Учредительного собрания, принял постановление о казни всей семьи. Николай Романов, Александра Фёдоровна, их дети, доктор Боткин и три человека прислуги (кроме поварёнка Седнёва) были расстреляны в «Доме особого назначения» — особняке Ипатьева в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    Последний российский император ни снискал особой любви и уважения ни среди современников, ни в памяти потомков. Лишь в последние годы на волне вос¬прянувшего монархического движения в общественное сознание настойчиво вне¬дряется образ царя-патриота царя мученика, добровольно отрекшийся от трона ради умиротворения страны и заплатившее за свое отступничество самую высокую цену. Правда, даже симпатизирующие Николаю II современники не могут признать за ним особых талантов государственного деятеля.  
Современники о Николае II.

    Трусость и предательство прошли красной нитью через  всю  его  жизнь, 
через все его царствование, и в этом, а не в недостатке ума или  воли,  надо 
искать некоторые из причин того, чем закончилось для него и то, и другое 
А.Ф. Кони, известный судебный деятель.       

 Я уверен, что, если бы безжалостная судьба  не  поставила  императора 
Николая во главе огромного и  сложного  государства  и  не  вселила  в  него 
ложного  убеждения,  что  благополучие   этого   государства   зиждется   на 
сохранении   принципа   самодержавия,   о   нем,   Николае   Александровиче, 
сохранилась бы память как о симпатичном, простодушном и приятном  в  общении 
человеке. Ю.Н. Данилов, генерал 
       Про него неверно говорят, что он больной,  глупый,  злой.  Он  просто 
обыкновенный гвардейский офицер. 
                                                                 А.П. Чехов.      

 Николай II был, несомненно, честным человеком и  хорошим  семьянином, 
но обладал натурой крайне  слабовольной…  Николай  боялся  влияния  на  себя 
сильной воли. В борьбе  с  нею  он  употреблял  то  же  самое,  единственное 
доступное ему средство – хитрость и двуличность. 
                                   П.Н. Милюков, лидер партии кадетов. 

     При наличии ряда хороших душевных качеств, таких как личное обаяние, любовь к семье, вежливость и искренний русский патриотизм, он почти напрочь был лишен качеств «сильного» правителя, совсем не соответствовал тому образу царя самодержца, который сложился у русского народа за его многовековую исто¬рию. 
Парадоксы  личности  и  царствования  Николая  II   можно   объяснить 
объективно  существовавшими  противоречиями  российской   действительности 
начала XX века, когда мир вступал в новую полосу своего развития, а у царя 
не  хватило  воли  и  решимости  овладеть  ситуацией.   Пытаясь   отстоять 
"самодержавный принцип", он маневрировал: то шел на небольшие уступки,  то 
отказывался  от  них.  Удивительным   образом   натура   последнего   царя 
соответствовала сущности режима: избегать изменений, сохранять статус-кво. 
В результате режим загнивал, толкая страну к пропасти. Отвергая и  тормозя 
реформы, последний царь способствовал началу социальной революции, которая 
не могла не нести в себе всего туго, что накопилось в российской жизни  за 
многие десятилетия ее попрания и угнетения. Это  следует  признать  и  при 
абсолютном сочувствии к судьбе царя, и при категорическом его неприятии. 
 
      В  критическую  минуту  февральского  переворота  генералы  изменили 
присяге и принудили царя к отречению.  Потом  Временное  правительство  по 
политическим расчетам попрало принципы гуманизма, оставив отрекшегося царя 
в  революционной  России,  свергнувшей  царизм.  И,   наконец,   классовые 
интересы, как они понимались в разгоревшейся гражданской войне, взяли верх 
над нравственными соображениями.  Итогом  всего  этого  и  стало  убийство 
императора. 
 
     Драму  русского  царя,   по   всей   вероятности,   правильнее 
рассматривать в контексте мировой истории  с  позиций  ее  поступательного 
движения. Николай II сам выбивал почву из-под своих ног. Он упрямо защищал 
свои позиции, не шел на серьезные компромиссы и этим  создал  условия  для 
революционного  взрыва.  Не  поддержал  он   и   либералов,   стремившихся 
предотвратить революцию в надежде на уступки царя. И революция свершилась. 
1917 год стал роковым рубежом в истории России, вместе со смертью династии 
Романовых уходила в небытие эпоха. 
 Николай II, рожденный для тихой семейной жизни, пригодный по своему ха-рак¬теру и темпераменту  к царствованию в спокойной, давно устроенной стране, был вынужден править в переполненной противоречиям России, да еще на перелом¬ном этапе ее исторического развития. Но личная трагедия Николая II и его семьи не идет ни в какое сравнение с той трагедией, которую пережила Россия, и немалая до-ля вины за это лежит на последнем императоре. 
     Видимо,  к  личности   Николая   II   пора   отнестись   объективно, 
предварительно сказав о ней всю правду, как  в  интересах  истины,  так  и 
сохранения согласия в обществе. 
Вот тот нравственный, политический облик бывшего царя, к которому вер¬нется история еще не раз и жизнь и деятельность которого мы посильно старались проследить в этом реферате с первых его шагов и да последних дней его царствования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

    1. Воронкова С.В., Цимбаев Н.И.. История России. 1801 – 1917. М.: Аспект Пресс, 2007.
    2. Георгиев В.А., Ерофеев Н.Д., Киняпина Н.С. и др. История России XIX – начала XX века. М., 2006.
    3. Шацилло К.Ф. Первая мировая война. М.,2003.

Информация о работе Николай II – политический портрет последнего российского императора