Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 15:27, реферат
В тот же год зимой1 пришли из восточных стран на Рязанскую землю лесом безбожные татары. И начали завоевывать Рязанскую землю, и пленили ее до Пронска2, и взяли всё Рязанское княжество, и сожгли город3, и князя их убили4. А пленников одних распинали, других — расстреливали стрелами, а иным связывали сзади руки5. Много святых церквей предали они огню, и монастыри сожгли, и села, и взяли отовсюду немалую добычу; потом татары пошли к Коломне.
Пять дней отбивали переяславцы приступы монголо-татарского войска. Только после того как город был подожжен с разных сторон и огонь сделал невозможной дальнейшую оборону, завоеватели ворвались в Переяславль. Всех защитников перебили. Только огромное пожарище осталось на месте цветущего города.
От Переяславля одни монголо-татарские отряды пошли на север по льду Плещеева озера, чтобы перерезать Великий волжский путь. Где-то у Кснятина они вышли на Волгу и двинулись вверх по великой реке.
Другие монголо-татарские рати повернули к Юрьеву, разгромили его и пошли дальше, на запад, через Дмитров, Волок Ламский к Твери. «Города многие попленили: Юрьев, Дмитров, Волок, Тверь», — сообщает летописец.
В районе Твери монголо-татарские войска, двигавшиеся от Юрьева, соединились с отрядами, поднимавшимися вверх по Волге от Кснятина.
В результате февральских походов 1238 г. монголо-татарами были разрушены русские города на огромной территории от Северной Волги до Твери. Летописцы сообщают, что завоеватели «взяли городов 14, кроме слобод и погостов во един месяц февраль».
Русские летописи дают возможность установить список городов, взятых монголо-татарами во время февральских походов: Ростов, Ярославль, Городец, Галич Мeрьский, Переяславль-Залесский, Торжок, Юрьев, Дмитров, Волок Ламский, Тверь, Кострома, Углич, Кашин, Кснятин.
К началу марта монголо-татарские отряды широким фронтом вышли на рубеж Верхней Волги. Великий князь Юрий Всеволодович, собиравший войска в стане на реке Сити, оказался в непосредственной близости от монгольских авангардов. От Углича и Кашина туда двинулась большая рать во главе с полководцем Бурундаем.
Через дремучие заволжские леса пробила себе дорогу на восток, к Мологе, речка Сить... Ближе к устью ее, в глубине заволжских лесов, произошло одно из самых значительных и драматических событий монголо-татарского нашествия на Русь — битва владимирских великокняжеских полков с завоевателями...
В феврале1238 г. по лесным дорогам потянулись обозы с оружием и продовольствием, зачернели у пушек шатры и шалаши, задымились костры, поднялись над курными избами деревушек владимирские полковые стяги. Великий князь Юрий Всеволодович выбрал берега реки Сити для своего воинского стана...
Стан на реке Сити обеспечивал великокняжескому войску ряд важных преимуществ: дремучие леса прикрывали лагерь от наступления монголо-татарской конницы ... князь мог отсидеться за лесными чащобами до прихода подкреплений от северо-восточных князей... Но князья не торопились на помощь своему брату...
Монголо-татарское войско полководца Бурундая вышло на Волгу в районе Углича к началу марта 1238 г. ... Стоявшие на пути войска города Ростов и Углич серьезного сопротивления не оказали... Появление монголо-татар явилось неожиданностью для великого князя.
Когда до Юрия Всеволодовича дошли слухи о приближении Бурундая, он послал в разведку трехтысячный отряд воеводы Дорожа (Дорофея Федоровича), во главе всех дружин был поставлен опытный владимирский воевода Жирослав Михайлович, который начал готовить войско к бою. Но этих мер оказалось недостаточно.
Южнорусский летописец отмечал даже, что Юрий Всеволодович стоял на реке Сити, «не имея сторожии (охраны)»... Отряд воеводы Дорожа не смог предупредить неожиданного нападения. Он был разбит... Монголо-татарская конница окружила владимирское войско...
Суздальский летописец так описывает этот эпизод: «Князь Юрий послал Дорожа в просоки [в разведку] в трех тысячах, и прибежал Дорож, и сказал: а уже, князь, обошли нас около». О том, что нападение полков Бурундая было неожиданным для владимирцев, сообщают и другие летописцы: «Внезапно приспеша татарове».
Неожиданное нападение, поставившее оборонявшихся в тяжелое положение, усугублялось еще и особенностями размещения владимирских полков. В районе Сити не было крупных населенных пунктов, и войска из-за сильных морозов приходилось размещать по отдельным деревням. Собрать воинов для отпора врагу было нелегко, на это требовалось время.
Первый натиск врага
могли бы задержать заранее
Монголо-татарская конница, разгромившая трехтысячный отряд воеводы Дорожа и неожиданно напавшая на великокняжеский лагерь, не встретила организованного сопротивления. Русские полки даже не успели как следует построиться для боя. «Начал князь полки ставить около себя, и внезапно татары приспели, князь не успел ничего», — сообщает летописец.
Однако владимирское войско мужественно встретило врага. Началась жестокая битва («сеча зла», по словам летописцев). Но силы были слишком неравными... Владимирские дружины не выдержали согласованных ударов монголо-татарской конницы и «побежали перед иноплеменниками». Монголо-татары неотступно преследовали их до самого устья реки Сити, безжалостно убивая отступавших.
Погиб во время битвы и великий князь Юрий Всеволодович. Место и обстоятельства его смерти неизвестны. «Бог же весть как скончался, много говорят о нем иные», — замечает по этому поводу новгородский летописец. Местные предания об этих событиях называют местом гибели великого князя то «земляные городки», около села Покровского, то островок в топком болоте близ села Боженки.
Летописные известия
о битве на реке Сити очень кратки
и порой противоречивы. Поэтому
историки давно пытались привлечь к
изучению битвы археологов М.Погодина,
А.Преображенского и Ф.
Битва на Сити, несмотря на поражение владимирских полков, занимает важное место в героической борьбе русского народа с монголо-татарскими завоевателями. В яростной сече среди заволжских лесов монголо-татарам был нанесен значительный урон... Батыю пришлось выделить большие силы для разгрома великокняжеского стана. В результате монголо-татарское войско было ослаблено и не выполнило стоявших перед ним задач: ни Полоцк, ни Новгород не стали жертвами нашествия. Благодаря битве на Сити войско Батыя надолго задержалось у стен Торжка...
Время наступления на Северо-Западную Русь было упущено.
Поход Батыя на Южную Русь
Разрушив столицу Южной Руси, Батый не рассчитывал встретить сильного сопротивления во время дальнейших походов на запад...
Основные силы Батыя пошли от Киева в направлении к Владимиру-Волынскому. Одновременно другие татарские отряды разоряли широкую полосу южнорусских земель. Ими были быстро взяты и разрушены города по Среднему Тетереву.
Археологические раскопки одного из городов на реке Тетереве, проведенные в 1956 г. профессором Р.И.Выезжаевым, показали, что этот городок не переживал осады... Жители покинули городок при приближении врага, увезя с собой имущество. Так было и в ряде других городов в этом районе.
Однако на укрепленных линиях Киевской земли, которые протянулись от Случи, Горыни к Верхнему Тетереву, монголо-татары встретили упорное сопротивление. Укрепленные линии состояли из городков-крепостей, хорошо приспособленных для обороны.
К числу таких городков-крепостей относилось известное Райковецкое городище на Верхнем Тетереве, которое входило в систему укреплений Киевской земли. Детинец городища был обнесен мощным валом, основу которого составляли рубленные из толстых бревен дубовые клети — тарасы. Укрепления дополнялись двойной линией глубоких рвов. По гребню вала шла деревянная стена с башнями.
Археологическими раскопками была вскрыта картина жестокого военного разгрома городка, во время которого всё население было уничтожено, а постройки преданы огню...
Оборона городка отличалась большим упорством. Мужчины мужественно бились в единственных воротах. Здесь, спустя семь столетий, их останки были найдены археологами. На стенах стояли женщины и рубили серпами шедших на приступ врагов.
Монголо-татары ворвались на городскую стену, учинили страшную расправу. В домах и на улицах лежали трупы женщин и детей, изрубленные кривыми монгольскими саблями.
Следующим городом, вставшим на пути нашествия, был Колодяжин. Сильно укрепленный город, расположенный на высоком крутом берегу реки Случи, долго выдерживал натиск завоевателей. Летописец сообщает, что Батый «пришел к городу Колодяжину, и поставил 12 пороков, и не мог разбить стены». Тогда монголо-татары начали переговоры, обещали жителям города сохранить жизнь в случае добровольной сдачи. А когда те, «послушав злого совета», открыли ворота, завоеватели вторглись в город и учинили страшную расправу.
Однако и после этого бой продолжался, но ... силы были неравны. Все жители Колодяжина были перебиты. Жизнь на городище больше не возобновлялась...
О разгроме монголо-татарами другого укрепленного городка, Каменца, сведений почти не сохранилось. Южнорусский летописец сообщает только о самом факте взятия города. Зато по Изяславлю, тоже разрушенному монголо-татарами во время похода Батыя на Южную Русь, имеется богатый материал раскопок советского археолога М.К.Каргера.
Как на Райковецком городище и в Калодяжине, археологи обнаружили здесь картину жестокого боя. Слой пожарища прослеживается в Изяславле по всей территории городища. Повсеместно разбросаны человеческие кости ... возле них в клетях вала, ограждавшего посад, валялось оружие — большие топоры, наконечники копий, железные булавы. Часть стрел, найденных на городище, была монгольской по происхождению...
Прорвав укрепленные линии Киевской земли, монголо-татарские завоеватели обрушились на Галицко-Волынскую Русь. Сильное сопротивление они встретили у Данилова и Кременца. Жители этих городов отбили все приступы монголо-татар. Завоеватели вынуждены были отойти от их стен.
Южнорусский летописец писал об этой неудаче непобедимого монгольского хана: «Видев же Каменец и град Данилов, яко невозможно прияти ему, и отъиде от них».
Пока отдельные
отряды завоевателей осаждали укрепленные
города, основная масса монголо-татарской
конницы двигалась к Владимиру-
Заложенный еще в конце XI столетия, Владимир-Волынский был, по свидетельствам летописцев, большим и сильно укрепленным городом, с мощными стенами и башнями. По преданию, венгерский король, осаждавший Владимир-Волынский в 1231 г., не мог надивиться на него и говорил: «Такого города я не видел и в немецкой земле!»
Владимир-Волынский был взят монголо-татарскими завоевателями штурмом после короткой осады, почти все владимирцы перебиты. «И не было во Владимире, кто бы остался жив»,— печально отмечает летописец.
Археологические раскопки обнаруживали места массовых казней горожан озверелыми завоевателями...
Страшному разгрому подверглись и другие города Волынской земли. Только сильно укрепленный город Холм сумел отбить все приступы монголо-татар и уцелел.
Двигаясь главными силами на Владимир-Волынский, Батый выделил часть войска для опустошения галицких земель. Монголо-татарские отряды двигались на юг — к Десне и Пруту, на юго-запад — к Галичу, на запад — к Бужку и Звенигороду Южному — и в короткий срок опустошили «облавой» большую часть Галицко-Волынской Руси.
Везде, где проходили отряды завоевателей, археологи находили запустевшие города и селища, погребенные под слоем пепла...
Последний крупный
город, разрушенный монголо-татарскими
завоевателями во время этого
похода, — Галич. Он был «взят
копьем» после трехдневной
Весной 1241 г. монголо-татарские полчища перешли границу Руси и вторглись в Польшу, Чехию и Венгрию. Народы этих стран тоже попали под удар страшных степных завоевателей.
Информация о работе Нашествие Батыя и установление монголо-татарского владычества