Нашествие Батыя и установление монголо-татарского владычества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 15:27, реферат

Краткое описание

В тот же год зимой1 пришли из восточных стран на Рязанскую землю лесом безбожные татары. И начали завоевывать Рязанскую землю, и пленили ее до Пронска2, и взяли всё Рязанское княжество, и сожгли город3, и князя их убили4. А пленников одних распинали, других — расстреливали стрелами, а иным связывали сзади руки5. Много святых церквей предали они огню, и монастыри сожгли, и села, и взяли отовсюду немалую добычу; потом татары пошли к Коломне.

Содержимое работы - 1 файл

нашествие батыя.docx

— 29.02 Кб (Скачать файл)

Нашествие Батыя и установление монголо-татарского владычества

Из Лаврентьевской летописи

В тот же год зимой1 пришли из восточных стран на Рязанскую землю лесом безбожные татары. И начали завоевывать Рязанскую землю, и пленили ее до Пронска2, и взяли всё Рязанское княжество, и сожгли город3, и князя их убили4. А пленников одних распинали, других — расстреливали стрелами, а иным связывали сзади руки5. Много святых церквей предали они огню, и монастыри сожгли, и села, и взяли отовсюду немалую добычу; потом татары пошли к Коломне.

В ту же зиму выступил Всеволод, сын Юрия6, внук Всеволода, против татар. И встретились они у Коломны, и была битва великая. И убили воеводу Еремея Глебовича, и многих других мужей Всеволода убили, а Всеволод прибежал во Владимир с малой дружиной. А татары пошли к Москве. В ту же зиму взяли татары Москву, а воеводу убили, Филиппа Няньку, за правоверную христианскую веру, а князя Владимира, сына Юрия, взяли в плен. А людей избили от старца до грудного младенца, а город и церкви святые огню предали, и все монастыри и села сожгли, и, захватив много добра, ушли.

В ту же зиму выехал Юрий из Владимира с небольшой  дружиной, оставив своих сыновей, Всеволода и Мстислава, вместо себя. И поехал он на Волгу, и расположился на реке Сити7 лагерем, поджидая братьев своих, Ярослава с полками и Святослава с дружиной.

В ту же зиму пришли татары к Владимиру... Всеволод и  Мстислав были в нем, а воеводой был  Петр Ослядюкович.

Татары станы свои разбили у города Владимира, а  сами пошли и взяли Суздаль, и  разграбили церковь Богородицы8, и  двор княжеский огнем сожгли, и  монастырь Святого Дмитрия сожгли, а другие разграбили. Старых монахов  и монахинь, и попов, и слепых, и хромых, и горбатых, и больных, и всех людей убили, а юных монахов  и монахинь, и попов, и лошадей, и дьяков, и жен их, и дочерей, и сыновей всех увели в станы  свои, а сами пошли к Владимиру.

В субботу мясопустную9 начали татары готовить леса и пороки10 устанавливали до вечера, а на ночь поставили ограду вокруг всего города Владимира. В воскресенье после заутрени пошли они на приступ к городу, месяца февраля в седьмой день.

И стоял в городе из-за наших грехов и несправедливости великий плач, а не радость. За умножение  беззаконий наших привел на нас Бог  поганых, не им покровительствуя, но нас наказывая, чтобы мы воздержались от злых дел. Такими карами казнит нас Бог — нашествием поганых; ведь это бич его, чтобы мы свернули с нашего дурного пути. Взяли татары город до обеда от Золотых ворот11.

А епископ Митрофан12, и княгиня Юрия13 с дочерью, и  со снохами, и с внучатами, и другие княгини Владимира с детьми, и  многое множество бояр и простых  людей заперлись в церкви Святой Богородицы14. И были они здесь  без милости сожжены.

Церковь Святой Богородицы татары разграбили, сорвали оклад  с чудотворной иконы, украшенный золотом, и серебром, и камнями  драгоценными. Разграбили все монастыри, и иконы ободрали, и книги ободрали, и разграбили одежды блаженных первых князей. Убит был Пахомий, архимандрит монастыря Рождества Святой Богородицы, и игумен Успенский. Феодосий Спасский, и другие игумены, и монахи, и монахини, и попы, и дьяконы, начиная с юных и кончая старцами и грудными младенцами15. Расправились татары со всеми, убивая одних, а других уводя босых и раздетых, умирающих от холода, в станы свои.

Пленив Владимир, пошли татары, эти окаянные кровопийцы, на великого князя Георгия. Часть  татар пошла к Ростову, а другая часть к Ярославлю, а иные пошли  на Волгу на Городец, и пленили  они все земли по Волге до самого Галича Мерьского16, а другие татары пошли на Переяславль, и взяли его, а оттуда пленили все окрестные и многие города вплоть до Торжка. Взяли они в один месяц февраль четырнадцать городов, не считая слобод и погостов.

И пришли безбожные  татары на Сить против великого князя Юрия. И встретились оба войска, и была битва жестокой, и побежали наши перед иноплеменниками. И тут убит был князь Юрий. А случилось это несчастье месяца марта в четвертый день. Так был убит великий князь Юрий на реке Сити, и многие из его дружины погибли здесь.

Из Ипатьевской летописи

В год 6745 (1237). Пришли безбожные измаильтяне17, которые раньше бились с русскими князьями на Калке.

Первое их нашествие  было на Рязанскую землю, и взяли  они приступом город Рязань, выманили обманом18 князя Юрия и привели  к Пронску, ведь княгиня его была в то время в Пронске. Обманом выманили и княгиню, и убили князя Юрия и его княгиню, и всех жителей его земли перебили, не пощадили и детей, даже грудных.

В год 6748 (1240). Пришел Батый к Киеву с большой  силой, с многим множеством воинов своих, и окружили они город, и обступила сила татарская, и был город в великой осаде. Был Батый у города, а воины его окружили город. И нельзя было голоса слышать от скрипения телег его, от рева множества верблюдов его, ржания стад коней его, и была вся земля Русская наполнена воинами.

Поставил Батый  пороки около города, у Ляшских ворот19. Пороки непрестанно били день и ночь и разрушили стены, и было видно, как тут ломались копья, разбивались на куски щиты, стрелы помрачили свет. Горожане были побеждены, и Дмитр20 ранен, а татары взошли на стены и там засели. Но в тот же день и ночь горожане построили другие стены около церкви Святой Богородицы.

На другой день татары начали приступ, был большой бой  между ними и защитниками. Люди укрылись в церкви, влезли на церковные своды  со своим добром, и от тяжести  рухнули вместе с ними стены церковные. Так город был захвачен воинами. Дмитра вывели раненым и не убили мужества его ради.

Батый же, взяв Киев, узнал, что Даниил в Угорской Земле21, пошел сам на Владимир и подошел к городу Колодяжну. Он поставил двенадцать пороков, но не мог он разломать стены и стал подговаривать людей. Они же, послушав его злого совета, сдались и были перебиты. Затем Батый пошел к Изяславлю и Каменцу и взял их. Видел, что не сможет взять города Кременец и Данилов, и отошел от них. И пришел к Владимиру, и взял его приступом, и избил всех, не щадя. И также Галич и многие другие города, которым и числа нет.

Из «Истории России с древнейших времен» С.М.Соловьева

Условия, на которых  татары принимают к себе в подданство какой-нибудь народ, суть следующие: жители подчиненной страны обязаны ходить с ними на войну по первому востребованию, потом давать десятину от всего, от людей и от вещей, берут они  десятого отрока и девицу, которых  отводят в свои кочевья и держат в рабстве, остальных жителей  перечисляют для сбора подати. Требуют также, чтоб князья подчиненных стран являлись без замедления в Орду и привозили богатые подарки хану, его женам, тысячникам, сотникам — одним словом, всем, имеющим какое-нибудь значение; некоторые из этих князей лишаются жизни в Орде; некоторые возвращаются, но оставляют в заложниках сыновей или братьев и принимают в свои земли баскаков1, которым как сами князья, так и все жители обязаны повиноваться, в противном случае по донесению баскаков является толпа татар, которая истребляет ослушников, опустошает их город или страну; не только сам хан или наместник его, но всякий татарин, если случится ему приехать в подчиненную страну, ведет себя в ней как господин, требует всё, чего только захочет, и получает.

Во время пребывания в Орде у великого хана Плано Карпини2 заметил необыкновенную терпимость последнего относительно чуждых вероисповеданий; терпимость эта была предписана законом: в самом семействе хана были христиане; на собственном иждивении содержал он христианских духовных греческого исповедания, которые открыто отправляли свое богослужение в церкви, помещавшейся перед большою его палаткою.

По уставу Чингисхана и Актая3, подтвержденному впоследствии, служители всех религий были освобождены  от платежа дани.

Нашествие Батыя на Северо-Восточную  Русь

Владимир был разрушен. Военачальники хана Батыя решили разделить войско на части, чтобы  пройти по всем речным и торговым путям  и разрушить города — центры сопротивления  и опору русской ратной силы.

Монголо-татары считали, что страна, лишившись войска и  крепостей, станет беззащитной, сдастся  на милость победителей.

Кроме того, феодальные походы монголо-татар решали еще  две военные задачи: отрезать великого князя Юрия Всеволодовича от Новгорода, откуда можно было ожидать подкрепления, и разгромить остатки владимирских сил, которые собирались в заволжских лесах, в воинском стане на реке Сити.

Решая эти задачи, войско Батыя двинулось от Владимира  в трех основных направлениях: на север  — к Ростову и далее на Волгу, где в лагере на реке Сити великий  князь Юрий Всеволодович собирал  войско, на восток — к Средней  Волге; на северо-запад — к Твери  и Торжку.

Самое многочисленное монголо-татарское войско хан Батый  послал на север для разгрома великого князя Юрия Всеволодовича. Точного  места стоянки великокняжеского войска монголо-татары, вероятно, еще  не знали, но об общем направлении  отступления Юрия Всеволодовича  могли получить сведения от многочисленных пленных, захваченных при штурме Владимира. Не случайно летописцы, сообщая  о монголо-татарском войске, которое  «шло на великого князя Юрия», вполне определенно указывают направление  его движения — «к Ростову». <…>

Монголо-татарское  войско прошло по льду Нерли к озеру  Неро и подступило к Ростову. Ростов, где большим влиянием пользовалось старое боярство, был одним из немногих русских городов, сдавшихся завоевателям без боя. Этот город меньше других пострадал от нашествия. Именно сюда, а не в разоренный Владимир, было перевезено после отступления монголо-татар тело убитого великого князя и похоронено в уцелевшей церкви Богородицы. Здесь, а не в стольном Владимире, возобновилось после нашествия общерусское летописание.

От Ростова многочисленная рать во главе с полководцем Бурундаем двинулась дальше на север, к Угличу. Через Углич лежали кратчайшие дороги к притокам Мологи, к реке Сити, где стоял лагерем великий владимирский князь Юрий Всеволодович.

Есть основание  думать, что Углич тоже сдался монголо-татарам  без боя. Углицкий князь с дружиной бежал при приближении завоевателей, и оставленные им в городе бояре сдались. Однако такая добровольная сдача была редкостью — большинство городов Северо-Восточной Руси мужественно сопротивлялось завоевателям и погибало в неравной борьбе, нанося врагу большой урон.

Другой монголо-татарский  отряд пошел от Ростова к Ярославлю  и Костроме. Этот поход подвергал  разгрому торговые волжские города, сулившие завоевателям богатую добычу, и отрезал  Юрию Всеволодовичу отступление  к Волге.

Никаких подробностей разгрома монголо-татарами Ярославля, Костромы и других волжских городов  летописцы не сообщают. Однако археологические  раскопки показывают, что Ярославль, например, был сильно разрушен во время  нашествия и долго не мог оправиться. Отражением монголо-татарского погрома  является местное историческое сказание о битве с завоевателями на Туговой горе, в которой погибли все защитники Ярославля.

Монголо-татарское  войско, которое направлялось из Владимира  на восток, прошло по льду реки Клязьмы до города Стародуба. В Стародубе завоевателям не досталось ценной добычи. Князь Иван Стародубский заблаговременно отправил за Волгу, в леса, свою семью и все имущество, оставив в городе только войско для защиты стен. Можно предположить, что его примеру последовали и многие жители города.

От Стародуба монголо-татары напрямик, через леса, вышли к  Городцу, стоявшему на левом берегу реки Волги. Город Городец, расположенный  на Клязьме ниже Стародуба, не пострадал во время этого похода — летописцы сообщают о его разрушении в 1239 г., во время похода монголо-татар на Мордву и Муром.

От Городца монголо-татарское  войско двинулось вверх по Волге, разрушая приволжские города. «По  Волге все грады поплениша», — отмечает летописец. Отдельные отряды монголо-татарской конницы заходили далеко на север и северо-восток. Летописцы сообщают о походах монголо-татарских отрядов на Галич Мерьский и даже на Вологду.

Для монголо-татарского войска, которое двинулось от Владимира  на северо-запад, первым объектом нападения  был Переяславль-Залесский, крепость на кратчайшем водном пути из бассейна реки Клязьмы к могучему северному русскому городу — Великому Новгороду. Этот водный путь проходил через целую систему рек и озер: по Клязьме, Нерли, Плещееву озеру, Нерли (Волжской), Волге, Тверце, Мсте, Ильменскому озеру. Захватить торную дорогу было очень важно для завоевателей.

Переяславль-Залесский был по тем временам сильно укреплен. Переяславская крепость, заложенная еще в 1152 г. князем Юрием Долгоруким, неоднократно подновлялась и перестраивалась. В 1195 г., за полстолетия до нашествия, ее заново срубили. Оборонительные валы Переяславля достигали высоты 10—16 м и по своей величине уступали только укреплениям стольного Владимира. Деревянные двойные стены с 12 башнями дополняли картину укреплений. Кроме того, с севера Переяславль-Залесский прикрывала река Трубеж, а с остальных сторон — глубокий ров, заполненный водой. Город окружали многочисленные болота.

Информация о работе Нашествие Батыя и установление монголо-татарского владычества