Местничество, его эволюция в ХIV- ХVII вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:31, реферат

Краткое описание

Местничество - система феодальной иерархии в России в XV-XVII вв., официально регулировавшая отношения между членами служилых фамилий на военной и статской службах и при дворе. Название произошло от обычая считаться местами за трапезным столом и на службе. Место устанавливалось в зависимости от «отчества», «отческой чести», т. е. от родословной (происхождения) и служебной карьеры самого человека и его предков. Местнические споры решали царь и Боярская дума, они же определяли правильность, справедливость ранжировки.

Содержание работы

Введение 3
Возникновение служебно-родового местничества в Московском государстве 4
История местничества до начала XVII века 6
Система местничества 9
Местничество в XVII веке и его официальная отмена 10
Заключение 11
Список литературы 12

Содержимое работы - 1 файл

Реф-т.docx

— 42.15 Кб (Скачать файл)

Местничество могло возникнуть а любой службе, если только затронуто было старшинство

Также существуют случаи о  возбуждении местничества со своим  сравнительно отдаленным родственником. Шпилевский относит такое участие родственников в местничестве к явлениям родственной защиты в родовой мести.

Первое настоящее местническое дело датируется второй половиной XV в. Это дело В.О, Сабурова и Гр.В. Заболоцкого. Возникло оно на княжеском пиру, когда Заболоцкий не дал места Сабурову. Сабуров бил челом государю, основывая старшинство своё на том, что его отец был выше отца Заболоцкого. В данном случае даже был сыск, т.е суд на котором было четверо судей , не считая дьяка.

В это время важно было определить старшинство рода, которое  потом распространялось на все поколения, что и произошло в данной ситуации, дело было решено в пользу Сабурова, так как его предки были названы выше тех родов, которые упоминались выше Заболоцких.

Местничество существовало и на военной службе, так как  и там возникали вопросы старшинства.  В конце XV в. полки в разрядах уже образовались, но распорядок отличался от того, который обычно бывал в них при местничестве. Собственно имена были обозначены. в определённом порядке, безразлично в каких полках служат лица, позднее порядок записи имен соответствовал старшинству полков. В нале XVI века местническое значение ещё не установилось и старшинство в начальствовании считалось по порядку записи их имён в разряде и в грамотах.

В XVI веке возросло количество местнических случаев. В частности это связано и с походами на Казань. Во время которого рассматривалось множество таких случаев. Во многом по причине местничества осаде Казани проходила неудачно.

8 февраля 1551 года был  созван стоглавый собор, которому  царь и предложил вопрос о том, что делать с многочисленными местничествами. Ответом на царский вопрос стало уложение. По этому уложению служащим в полках князьям и детям боярским было запрещено местничаться с начальниками своих полков, причём их дальнейшее  служебное старшинство обеспечивалось тем, что когда они поступали на разрядную службу, вся прежняя разрядная ими не считалась и они могли стать выше своих прежних начальников

Второе постановление  разъясняло, каким воеводам, с какими в одном и том же разряде есть основание местничаться.

Некоторые ученые рассматривают приговор 1551 года как ограничение местничества, но это не так. Приговор только вырабатывает для возникновения местничества рациональные основания, разъясняет на основании логических соображений, как приложить главное условие местничества, чтобы служба была совместна с усложняющимися служебными отношениями, порождающими местнические споры на слишком разнообразных основаниях. Оно сдерживает попытку местничества расширить область своего влияния до совершенно немыслимых размеров. Ни один государь не мог допустить местничества молодых княжат и детей боярских, служащих пор полкам, со своим полковыми воеводами. Указ 1551г. не только не мог ослабить местничество, но недопущение его дальнейшего распространения, в сущности, только усилило его, препятствуя его раздроблению. Это положение остаётся справедливым и для всех мер, которыми стремились сохранить право местничества за немногими лишь службами.

К второй половине XVI века взаимоотношение знатных фамилий было строго установлено, и московское правительство при всех своих служебных назначениях тщательно соблюдает правила местнического распорядка. Официальная родословная книга - «Государев родословец», содержавшая в себе поимённые росписи важнейших служилых родов в порядке поколений, была составлена в начале царствования Грозного. Фамилии, помещённые в государевом родословце, назывались родословными. По родословцу определяли старшинство лиц одной фамилии, когда им приходилось отбывать службу по одному наряду.

Для определения служебного старшинства лиц разных фамилий в 1555 году составлена была книга - «Государев разряд», где были записаны росписи назначений знатных лиц на высшие должности придворные, по центральному и областному управлению, начальниками приказов, наместниками и воеводами городов, полковыми походными воеводами и т.п. Государев разряд составился из обычных погодных росписях служб за 80 лет назад, т.е. начиная с 1475 года.

Определяемое по государеву родословцу служебное отношение  знатного человека к его родичам  и устанавливаемое Государевым  разрядом его отношение к чужеродцам называлось его «местническим отечеством»; утвержденное записью в разряде положение его рода среди других знатных родов составляло «родовую честь», выяснявшую служебное достоинство знатного человека.

Система местничества

Местничеством в XV – XVII в называлась право всякого служилого лица при назначении его на какую-либо совместную с иными служилыми лицами службу, претендовать на занятие в ней места, соответствующего служебной чести его или  его родственников, как эта честь определялась всеми предшествующими их службами, начиная с тех, которые происходили незадолго до этого назначения, и кончая бывшими в самое отдаленное время, сравнительно с определённую теме же условиями служебную честью лиц, назначенных на совместную с этим лицом службу, или иных родственников, причём взаимное отношение служебной чести назначенных на совместную службу лиц обуславливается ещё и степенью их отдаления от их служивших родственников, - и право этих лиц возбудить спор, если таковая претензия не удовлетворена. Окончательное решение спора о местничестве принадлежит правительству, которое этим решением устанавливает новую меру служебной чести претендующего лица сравнительно с иными служилыми лицами для дальнейших назначений их на совместную службу.

Местничество – это  право исключительно лиц, принадлежащих  к служилому сословию. Оно могло  возникнуть лишь при совместной службе, собственно именно совместная служба обусловила само существование местничества. Местничество могло возникнуть только при служебных столкновениях, стычках  двух или более лиц.

При каких же условиях возникало  местничество? Когда являлась необходимость  назначения нескольких лиц на совместную службу ,то им заблаговременно составлялся разряд. Общие основания разряда указывались государём после совещания с боярской думой, вместе с тем подбирались в разряд и назначенные лица, а составление разряда возлагалось на государева дьяка. Когда появился Разрядный приказ это стало его обязанностью, т.е. лиц им заведующих, чаще всего дьяка разрядного приказа. Конечно же при составлении разряда возникало место интригам. Так, например, могли поступать неименитые люди, чтобы не поступить на службу с известными лицами, которые могли затянуть их в местнические споры.

После окончательного одобрения государём разряд получал силу государева указа и записывался в разрядные книги.

Иногда разряды составлялись не при государе, но всегда при лиц  уполномоченном на то государем и от его имени.

Составленный разряд объявлялся тем лицам, которых он касался. Объявление это делалось назначенным лицам  во время их вызова во дворец разрядным  думным дьяком, иногда разряды посылались на дом. Если человек, которого касался  разряд находился не в Москве, разряд посылали. Разряд сохранял значение и тогда, если по изменившимся обстоятельствам само назначение было отменено, лишь бы он был объявлен и записан.

Как уже говорилось, местничество могло возникнуть на совместных и  притом разрядных службах, но на практике могли быть и отступления.

Местничество могло возникнуть на более ли менее важных службах, так как только такие записывались в разряды. В XVII веке местничество охватило и более мелкие службы, но всё же оно могло возникнуть только при совместной службе, но это только в теории. В реальности оно могло возникнуть и в тех случаях, где не было даже элемента совместности. Случалось это чаще всего потому, что известное лицо, назначенное на какую-либо службу замечало, что находится в менее выгодных условиях, чем лицо, которое оно считало ниже себя. Именно так возникало местничество основанное не на совместной службе.

Местничество могло возникнуть и за царским столом. Как же садились за царским столом? В переднем углу под иконами на возвышении сидел  царь, обычно отдельно от всего двора. От царя располагались сидящие по двум столам, прямому и кривому. Первый стол стоял параллельно царскому и близко к нему, второй стоял дальше и «глаголем» для лиц менее почтенных, причем все сидели лицом к царю. Иногда количество столов увеличивалось и приглашенные распределялись по специальным группам за этими столами.

Люди сидели по правую и  по левую руку царя, хотя правая сторона  считалась почётнее левой, но правительство  и здесь вводило принцип безместия, т.е. в каждой стороне, кто под кем сидит, тот того и ниже. Но лица обеих сторон были безместны, за исключением первых, т.е. первый сидящий с левой стороны, а тем более все остальные были ниже первого с правой. Самое почётное место за столом с правой стороны было в углу с правой стороны государя, а с левой в противоположном углу.

Сидение за царским столом не было службой, но для него также  писали разряды. А потому на пирах  так же могли возникнуть местнические споры.

Местнические споры возникали  и на свадьбах, где присутствовал  царь, на официальных встречах, даже на крестном ходу, для которых составлялись отдельные разряды.

Местнические споры в  основном решались судьями, в редких случаях спорящие сами осознавали свою неправоту и отступали.

Судьи для своего решения  принимали во внимание все открывшиеся  обстоятельства дела, некоторые случаи они могли почитать за доводы, другие же отставить. Возможно было два решения, одно в пользу истца ,другое в пользу ответчика. При всяком решении составлялся приговор, в котором указывалось не только кто из споривших выше, но и каким числом мест.

Если судьи постановили  выдать истца ответчику головою, то такое решение заключало в  себе наказание, которое имело и  местническое значение: Выданный становился значительно ниже местами тому, кому был выдан.

Приговор был большею  частью мотивированный ,в нем говорилось на каких  основаниях постановили именно такое решение. Приговор шёл к государю на утверждение, но вероятно он так е обсуждался и с боярами. По утверждении приговор заносился в разрядную книгу и сообщался спорящим, лицо выигравшее процесс получало правую грамоту.

Если дело выигрывал истец ,то в правой грамоте указывалось все то, что было в приговоре относительно счёта мест его и ответчика .если они были только уравнены, то эта правовая грамота называлась невместной, таково же было содержание правой грамоты выдаваемой ответчику, если он выигрывал дело, только ему уже ельзя было выдать невместной грамоты, разве только на родственника истца, большео его в родстве.

Если суд состоялся  до отправления службы, то истец в случае невместности уже на службу не поступал. Таким образом он был разведён с ответчиком..

Иногда спорящие признавались равными в местническом отношении.

Весьма часто суд бывал не окончен. Причины этого могли быть разными. Но при таком раскладе спорящие носили название местников и считались равными друг другу.

В большинстве случаев  местничество окачивалось судом, но некоторые упорные лица продолжали местничаться и после приговора суда, навлекая на себя тем самым всё новые и новые наказания.

Все наказания объявлялись  публично.

Обыкновенно уже при назначении на службу правительство грозило тем, кто будет чинить местничество жесточайшими наказаниями: и церковным отлучением, и телесным наказанием, и тюремным заключением, и денежными пенями ,опалой и даже смертной казнью, при этом всегда добавлялось, что пощады никакой не будет.

Но как бы не были страшны эти указы наказания за местничество были не5 настолько жестоки.

Очень иного местнических случаев обходилось и без всяких наказаний. Устанавливалось местническое отношение и только.

Иногда дело ограничивалось простым выговором от государя. А  иногда служащего понижали в должности.

Первым местническим наказанием был запрет съезжать со двора, вслед за чем шла другая мера наказания, как например лишение чина.

Часто местников отправляли в тюрьму, но там обыкновенно сидели недолго. Известны также редкие случаи наказания ссылкой.

Всякое наказание сопровождалось объяснением, что поступать так строго необходимо для того, чтобы другим «неповадно было».

Официальная отмена местничества

Заключение

Местничество — это  правила и нормы, разработанные  в ходе формирования сословий, которые  определяли ранг семьи и ее отдельных  членов, их взаимоотношения с другими  семьями при назначении на воинскую службу, административную должность, участии  в официальных торжествах. Местничество уходит корнями в начальные периоды  истории человечества, когда складывалось представление о старшинстве  внутри общества, но расцвет местничества приходится на средневековье.

Местничество существовало во многих европейских странах с  древнейших времен, регулируя сословные  и межсословные отношения. На каком-то этапе такие отношения стали  оформляться законодательно, а местничество сохранилось преимущественно в  придворной жизни. Существуют красочные  рассказы современников о трудностях работы Генеральных штатов во Франции  в 16 — 17 вв., когда вступали в противоречие законы о старшинстве пэров и  знатности их рода. Недовольные своим  местом в парламенте пэры не ходили на заседания. А придворные дамы рвали  друг на друге платья и портили  прически, борясь за более почетное место на приеме у королевы.

В России не было законов, регулировавших отношения внутри сословий; знатность  рода высчитывалась преимущественно  по давности его службы московским князьям и рангам этой службы.

Первые достоверные записи о регулировании служебных отношений  мы находим в документах конца 15 в. К иноку Троице-Сергиева монастыря, бывшему московскому вельможе, ушедшему на покой, Геннадию Бутурлину обратился боярин Федор Сабуров с просьбой вспомнить и написать в Москву, какие были «места» у бояр московских князей, кто под кем «сидел».

Интерес к подобным известиям  именно в это время понятен. С  образованием единого Русского государства  формировалась и единая структура  класса феодалов, устанавливалось старшинство  между семьями, раньше служившими великим  и удельным князьям в разных княжествах. Может быть, в этот момент местничество ускорило формирование новых сословных  структур, помогая объединиться семьям с общими предками: ведь служба при  московском дворе одной семьи  рода помогала продвигаться по службе всем сородичам.

Информация о работе Местничество, его эволюция в ХIV- ХVII вв