Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 21:11, реферат
В 1941 году советские ВВС во всех отношениях, кроме количества, уступали Люфтваффе. В начале войны они были буквально парализованы как мощными ударами немецкой авиации, так и потерей наземной инфраструктуры, захваченной наступающей немецкой армией. Но возможность беспроблемной подготовки лётчиков и производства авиационной техники, помощь западных союзников – всё это позволило быстро восстановит свои силы. А переход от оборонительной тактики к наступательной в сочетании с численным превосходством, дали возможность ВВС РККА добиться паритета к концу 1943 года.
План-оглавление
Список использованных источников и литературы 19
Интерес к воздушному противостоянию в годы Великой Отечественной войны в последнее время не только не ослаб, но и значительно вырос. Об этом свидетельствует целый ряд работ отечественных и зарубежных авторов, многие из которых переиздавались по несколько раз за весьма короткий период.
Мнения авторов зачастую весьма противоположны в оценке качества самолётов, вооружения, обученности и мастерства пилотов, организации и тактике применения подразделений ВВС. Но практически все сходятся в одном: именно в небе над Восточным фронтом немецким воздушным силам был нанесен непоправимый урон, который они так и не смогли восполнить до конца войны.
Данная тема весьма актуальна в настоящее время, так как западные СМИ зачастую принижают значение участия СССР во Второй Мировой войне. А новизна вопроса заключается в том что многие авторы, описывая события в воздухе во время Великой Отечественной войны, редко прослеживают весь период воздушного противостояния, а описывают некоторые локальные события, либо действия отдельных видов авиации. Поэтому задача рассмотреть противостояние немецкой и советской авиации в течении всей войны представляется весьма интересной.
Необходимо отметить, что первый серьёзный анализ действия авиации (особенно советской), доступный широкому кругу читателей, был проведён нашим вчерашним врагом немецким генералом Вальтером Швабедиссеном и опубликован в журнале Института ВВС США № 175 (июнь 1960 г.).1
Несомненно, что и в СССР проводились подобные анализы, но достоянием гласности они не стали. Мемуары А. Покрышкина, И. Кожедуба и других признанных мастеров воздушной войны трудно назвать научными историческими исследованиями. В них присутствуют описания мужества наших лётчиков, их победы и поражения, переживания авторов и т.д., но нет главного: анализа событий. Кроме того, эти произведения сильно идеологизированы, что мешает непредвзятой оценке реальной обстановки. К примеру: советский журналист и писатель Ю. Жуков в книге «Один «миг» из тысячи», описывая получение самолётов подразделением в котором воевал А. Покрышкин, отмечает что «…новые советские самолёты пришлись всем по душе».2 И в дальнейшем тексте мы нигде не встречаем название этого «советского» самолёта. Хотя известно, что это был Белл Р-39 «Аэрокобра» американского производства и автор об этом не мог не знать, но, видимо, существовала установка во время «холодной войны» - американское не может нравиться советскому человеку.
Немецкую авиацию советские авторы вообще обходили стороной, описывая Люфтваффе как «стервятников» и «воздушных разбойников».
После распада СССР у многих исследователей появился доступ к ранее закрытым материалам. Дмитрий Хазанов, Виталий Горбач, Артём Драбкин и многие другие российские исследователи провели огромную работу, вырисовывая реальную картину воздушной войны СССР и Германии. Так же стали переводиться на русский язык работы зарубежных авторов: вышеупомянутого немецкого генерала Вальтера Швабедиссена, доктора Военной академии Великобритании Джона Пимлотта и некоторых других.
Благодаря доступности материалов стало возможным изучение данного вопроса широким кругом интересующихся читателей.
Цель данной работы, опираясь на изученную литературу, проследить как, практически уничтоженные в 1941 году, ВВС РККА смогли сдержать удар немецких Люфтваффе, добиться паритета, а затем и завоевать господство в воздухе.
Задачи реферата: сравнить самолётный парк противостоящих сторон накануне войны, его изменение в процессе конфликта, а так же рассмотреть приоритеты и тактику действий ВВС РККА и Люфтваффе. Для этого мы используем сравнительно-сопоставительный метод и метод историзма.
II. Основная часть.
1. 1941 г. На грани катастрофы
В этой главе мы ответим на вопрос как получилось, что располагая намного большим парком самолётов чем противник, ВВС РККА потерпели поражение в первых битвах войны.
Количество самолетов на начало противостояния было следующим: германские ВВС 3470, советские – 9917.3 Казалось бы, что соотношение сил один к трём явно не в пользу агрессора, который по всем военным наукам наоборот должен располагать численным превосходством при наступлении.
Что бы понять почему катастрофа стала возможной, нужно рассмотреть технические характеристики авиапарков воюющих сторон и тактику ведения боевых действий.
Из указанной выше цифры практически половина советских самолётов находилась на грани списания. Так же в основном это были самолёты устаревших конструкций, которые по своим характеристикам значительно уступали немецким машинам. К примеру из всего количества советских самолетов не было ни одного цельнометаллического, за исключением пикирующего бомбардировщика Пе-2, которых в войсках западных военных округов насчитывалось всего 180 штук, часть из которых находилась ещё в разобранном состоянии в ящиках, а экипажей подготовленных к полётам на этой машине было ещё меньше.4 70% бомбардировочной авиации составляли бомбардировщики СБ которые не имели протекции топливных баков и системы наполнения их выхлопными газами. В результате чего легко загорались. Известен случай, когда немецкий «эксперт» сбил в одном бою семь СБ.
Не лучше дело обстояло и в штурмовой авиации. Знаменитых Ил-2 на момент начала агрессии было всего 20 штук.5 Основную роль самолётов-штурмовиков выполняли тихоходные устаревшие истребители без всякого бронирования и необходимых прицельных приспособлений для сброса бомб - И-15, И-153 и т.д. Все это приводило к малой эффективности штурмовки и большим потерям от огня зенитной артиллерии.
Советская истребительная авиация насчитывала почти 5000 самолётов. Но что это был за парк? В принципе даже самолётов новых типов МиГ-3 (917 штук),6 Як-1 (105 штук)7 в западных военных округах было больше чем у немцев Bf-109 (793штук).8 ЛаГГ-3 к 22 июня был выпущен в количестве 322 штук, но в бой вступил только в середине июля на подступах к Москве.9 Все из вышеуказанных советских самолётов на момент начала войны в серии находились совсем немного и страдали «детскими болезнями». К примеру: на МиГ-3 после 3 часов полета необходимо было поменять свечи. К тому же каждый из самолетов создавался для своего эшелона высоты: ЛаГГ - показывал лучшие скоростные характеристики чем «мессершмитт» у земли; МиГу не было равных на высотах свыше 5000 метров; самолёт Яковлева был сравним по характеристикам с противником на высотах в 3 км. Воздушные бои же велись на высотах от двух до четырёх километров. Поэтому Яки наиболее соответствовали к предъявляемым к ним требованиям. Но из 105 штук, только 92 были в боеготовом состоянии, а подготовленных пилотов для полётов на них было всего 32 человека.10 Похожая ситуация была и с другими типами новых истребителей.
Основной удар в качестве истребителей приняли на себя И-16 и И-153 «Чайка». Они безнадёжно отставали по своим характеристикам от немецких самолётов. Даже бомбардировщики He-111 и Ju-88 И-16 мог догнать только в пикировании, а «Чайка» не могла добиться даже этого. Тем не менее, именно на И-16 советские лётчики показали намного более высокие результаты, чем на самолётах новых типов. Сказался уровень освоенности данного самолёта и его техническая доведённость.
Немецкие ВВС в техническом плане имели явный перевес над советской стороной. Практически все их самолёты (даже устаревший пикировщик Ju-87) были цельнометаллическими, что повышало их прочность, имели протекцию баков и систему наполнения их выхлопными газами. Все самолёты давно находились в серии, были доведены в техническом плане и полностью освоены экипажами. Двигатели немецких машин были более экономичны, чем у их советских оппонентов. Это увеличивало радиус действия авиации и позволяло дольше находиться над полем боя.
На начало компании ВВС Германии на Восточном фронте насчитывали около тысячи бомбардировщиков He-111, He-117, Ju-88, Ju-188 и Do-217.11 Они в полной мере использовали свои скоростные характеристики для ухода от истребителей противника. Это, а так же слабо организованная система ПВО РККА в прифронтовой полосе в первые месяцы войны, позволяли действовать им практически безнаказанно. И лишь с приближением к Москве и Ленинграду бомбардировщики начали нести ощутимые потери.
Весьма превосходили немецкие ВВС «сталинских соколов» и в тактике. Ещё после Испанской войны немцы отказались от трёхсамолётного звена и перешли к звеньям по четыре самолёта, в которых каждая пара прикрывала другую. Это давало ощутимое тактическое преимущество, в отличии от советского звена в три самолёта, когда третий оказывался в прямом смысле лишним, он часто отрывался от ведущего и его сбивали. Так же немцы умело концентрировали авиацию на важных участках фронта, оперативно перебрасывая эскадры. Взаимодействие с наземными частями было налажено на высшем уровне, благодаря широкому применению радиосвязи. На каждом немецком самолёте была радиостанция. В советской авиации радиостанции были только на самолётах новых типов и только у командира эскадрильи или звена. На остальных самолётах были только приёмники и то такого плохого качества, что их порой отключали, дабы шумы, издаваемые ими, не отвлекали от пилотирования.
Пикирующие бомбардировщики Ju-87 «Штука» часто играли роль летающей артиллерии. Как только наземные войска сталкивались с упорным сопротивлением, вызывались «Штуки», и они буквально пробивали проход пехоте и танкам.
Немецкие пилоты к моменту нападения на СССР воевали уже 2 года и имели колоссальный опыт. Стиль атаки истребителей Люфтваффе сверху сзади и выход из атаки «свечкой» вверх, порождал у советских лётчиков чувство полного превосходства германских истребителей над советскими. В результате терялась инициатива, и воздушный бой в 1941 году носил в основном оборонительный характер. Это позволило немцам завоевать господство в воздухе.
Действия советской авиации носили разрозненный характер. Часто пилоты не могли определить где свои войска, а где противник. Бомбардировщики посылались на задания без должного истребительного прикрытия. В результате чего целые группы не возвращались на аэродромы. Даже истребители новых типов использовались как штурмовики и несли значительные потери от зенитной артиллерии, а при выходе из атаки - от истребителей противника.
Конечно на поражении советской авиации сказалась и внезапность нападения. По немецким данным, в первые дни войны было уничтожено около 2000 самолётов, большинство из них - на земле. По советским данным это количество составило 3922.12 Видимо, сюда включены и брошенные при отступлении машины. Для сравнения: потери немцев на 22 июня от воздействия противника составили немногим более ста самолётов, а по не боевым причинам – около пятидесяти.13
Подводя итог первой главе можно выделить несколько причин поражения советских ВВС в 1941 году:
Вместе с тем немцам не удалось полностью уничтожить советские ВВС. А благодаря тому, что значительная часть самолётов была уничтожена на земле, многие подготовленные до войны пилоты остались живы. Это, а также меры, предпринятые советским командованием для эвакуации советской промышленности (в том числе и авиационной) в тыл, дали возможность Советскому Союзу в относительно короткие сроки возродить свою воздушную мощь.
2. 1942 – 1943 гг. Возрождение
В этой главе рассмотрим, как изменился характер войны в воздухе на Советско-германском фронте в 1942 – 1943 годах.
В этот период времени основные боевые действия происходили в южном секторе фронта, в то время как в центральных и северных районах велась преимущественно позиционная борьба. Действия советских ВВС, равно как и Люфтваффе были нацелены на обеспечение воздушной поддержки операций наземных войск.14
Процесс восстановления ВВС РККА, начавшийся уже осенью 1941 года. после сокрушительных ударов немецких войск, в течение рассматриваемого периода медленно, но неуклонно возрастал.
В 1942 году Люфтваффе ещё полностью господствовали в воздухе несмотря на сохраняющиеся численное превосходство советских ВВС. Именно это позволило им наладить снабжение окруженных группировок вермахта под Демянском и Холмом и предотвратить их сдачу в плен. Тем не менее после начала рывка к Сталинграду ВВС Германии начали испытывать значительные затруднения. Это было связано с переутомлением экипажей самолётов, которые были вынуждены совершать по четыре или пять вылетов в день что бы парировать всё возрастающую активность советских ВВС, самолетный парк которых постоянно пополнялся как своими самолётами, так и самолётами поставляемыми по ленд-лизу. Так же немцам не хватало ремонтных мощностей и баз. В результате самолёты даже с незначительными поломками не могли подняться в воздух.
Перенапряжение сил особо
К концу 1942 года в ВВС РККА появились новые истребители:Як-9 и Ла-5, которые уже на равных сражались с Bf-109F. Во всё больших количествах выпускались Ил-2 и Пе-2.
В Люфтваффе на Восточном фронте в конце 1942 года появился новый самолёт FW-190A, имевший мощное вооружение и хорошее бронирование, а весной 1943 года – новая модификация «мессера» Bf-109G. Эти самолёты превосходили последние советские истребители, но к началу событий на Курской дуге Лавочкин модернизировал свой самолёт, и Ла-5ФН свёл всё превосходство немецких истребителей на нет. Немцы пытались создать свой штурмовик – аналог советского Ил-2. В результате к началу Курской битвы немцы получили весьма неплохой самолёт Hs-129.
Информация о работе Люфтваффе и ВВС РККА - борьба за господство в воздухе