Этнические корни чуваш

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 11:37, реферат

Краткое описание

Лежащую к северу от степной и лесостепной полосы Евразии зоны лесов, лесотундры и тундры от Скандинавии на западе до Таймыра на востоке издревле населяют, народы, говорящие на языках уральской (финно-угро-самодийской) языковой семьи. В Волго-Уральском регионе к этой группе принадлежат удмурты, марийцы и мордва. Как принято полагать, генетическое родство языков обусловлено былым существованием праязыка, в результате развития и распада которого, через стадии существования промежуточных праязыков в конечном счёте сложились родственные языки данной семьи или группы.

Содержание работы

1.Введение…………………………………………………………2
2.Этнические корни и история удмуртов………………….2
3.Этнические корни и история мордвы…………………...4
4.Этнические корни и история марийцев…………………8
5.Этнические корни и история чуваш……………………..14
6.Список используемой литературы……………………….20

Содержимое работы - 1 файл

Контрольная ИТ.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

 Переживанием родового быта является также культ предков, остатки которого можно видеть в подробностях погребальных обычаев, поминок. У мордвы сохранилось ещё много языческих поверий, которые, однако, по своей отрывочности и сбивчивости не позволяют восстановить точнее древнюю мордовскую мифологию. Известно только, что мордва почитала много пасов (мокш. павас) — богов, ава — духов, отцов, кирьди — хранителей, которые представлялись антропоморфно и отчасти слились с русскими представлениями о домовыхводяныхлешихи т. д. Предметами поклонения были также солнце, гром и молния, заря, ветер и т. д. Можно различить следы дуализма антагонизма между Шкаем (небом) и Шайтаном, которыми созданы, между прочим, Алганжеи (носители болезней). У мордвы сохранились ещё местами моляны — остатки прежних языческих жертвоприношений, отчасти приуроченные к христианским праздникам.

    На территории Казанской губернии в середине XIX ве-ка было 6 селений, в название которых входило слово каратай, 5 из них располагались в Тетюшском уезде : Мордовские Каратаи (Рождественское) на р. Кара-тай, Каратаи при озере Менситов (починок Менси-тов), Малые Каратаи, или Шершалан, где проживала мордва. Менситово и Малые Каратаи выделились из села Мордовские Каратаи.

В селе Каратай-Савиновка, или Барское, и в деревне Заовражные Каратаи проживали русские, а  в деревне Каратай на реке Шошме  в Казанском уезде — тата-ры. Видимо, название самого старого села со словом ка-ратаи произведено от гидронима Каратаи.

    Таким образом, каратаи были не отдельным мордов-ским племенем, а локальной группой мордвы, подверг-шейся сильному татарскому влиянию : они восприняли татарский язык и некоторое элементы культуры татар, сохранив, однако, своё этническое, мордовское, самосоз-нание. Окружающие их татары однозначно относят их к мордве, называя их мукша, мукшилар (по-татарски — мордва),  русские и сами себя они также называют морд-вой.

    Терюхане начинают упоминаться в научной литерату-ре со второй половины XIX века. В ходе изучения этой группы выяснилось, что это обрусевшие мордва-эрзя, проживавшие в 40 селениях Нижегородского уезда Ни-жегородской губернии (в Терюшевской волости — ныне Дальнеконстантиновский р-н). Слово терюхане связано с названием центра их расселения — села Боль-шого Терюшева и происходит, вероятно, от мужского имени (Теряй — Терюхай — Терюш).

    Терюшевские мордва были крещены только в середине XVIII  века, позабыв к этому времени мордовский язык, но сохраняя, однако, мордовское самосознание и дохрис-тианские во многом обычаи и обряды. В первых деся-тилетиях XX века они полностью утратили мордовское этническое самосознание, окончательно влившись в рус-ский этнос.Таким образом, и каратаи и терюхане — не этнонимы, а псевдоэтнонимы.

    Предки мордвы связываются с населением оставившим на территории средней и нижней Оки памятники городецкой археологической культуры (7 в.до н.э.-5 в.н.э.). Уже в 1 тыс.н.э. в археологических материалах древней мордвы прослеживаются различия между мокшей и эрзей.

    До 13 в. мордва расселялась на территории между Окой на западе и Сурой на востоке, северная граница ее проходила по Оке и Волге, а южная - по рубежу леса и степи. Эрзя заселяла северную часть этого региона, а мокша – южную. Активно проходящий у мордвы процесс разложения первобытности приводит к формированию племенной верхушки и появлению в конце 12-1-й трети 13 вв. протогосударственного образования, именуемого в русских летописях как «Пургасова волость», во главе его стоял князь Пургас. Территория мордвы стала входить в состав русских земель, начиная с периода феодальной раздробленности, этот процесс завершился в 1552 г. с падением Казанского ханства. По мере продвижения русского населения в мордовские земли часть мордвы была ассимилирована, а ядро ее этнической территории сместилось в восточном направлении.

     Формирование национальной государственности у мордвы начинается с 1925 г., когда на территориях, заселенных мордвой, начали создаваться национальные административные единицы – волости и сельсоветы. В 1928 г. в составе Средневолжской области был создан Мордовский округ, преобразованный в 1930 г. в автономную область, в 1934 г. была создана Мордовская АССР, в 1991 г. она была переименована в Республику Мордовия. Широкое расселение мордвы за пределами основной этнической территории, межнациональные браки привели к тому, что численность мордвы стала сокращаться еще в советское время, это процесс показала уже перепись 1959 г. 

Этнические  корни и история Марийцев. 

    Самоназвание марийцев –  марий (другие варианты –  мари,  мары) –первоначально означало  ‘муж,  мужчина,  человек’,  причем значение  ‘муж, мужчина’  за этим словом сохраняется и в современных марийских языках, – является заимствованием из какого-то древнего иранского языка.  Старое русское название марийцев –  черемисы,  по-видимому,  было заимствовано русскими из языков поволжских тюрков –  булгар,  кипчаков и их потомков –

чувашей и  татар  (чув.  çармăс,  тат.  чирмеш).  Существует довольно много гипотез о происхождении данного названия (этнонима), однако пока ни одна из них не стала общепринятой.  Наиболее вероятно,  что этот этноним имеет

тюркское  происхождение,  его связывают с древнетюркским корнем со значением  ‘войско; воевать, сражаться’ (ср. чув. çар  ‘войско, армия’). Следует заметить,  что именно под данным именем предки марийцев впервые фиксируются в письменных источниках.В уже упоминавшемся письме хазарского кагана Иосифа (X  в.)  имеется указание о якобы 

подвластном хазарам народе c-r-mis. С XI в. древнерусские  летописи отмечают народ Черемисы,  который был расселен на р.Оке по соседству с мордвой и Волжской Булгарией.  Южные удмурты называют марийцев словом пор,которое имеет не вполне ясное происхождение.

    Традиционно принято подразделять марийский народ на три субэтнические группы: 

1) Луговые  марийцы  (мар.  олык марий), проживающие по левобережью р.Волги,  в основном на территории Республики Марий Эл и в некоторых соседних районах Кировской области.  Свое название эта группа марийцев получила от места своего расселения, т.к. низкий левый берег Волги   в старину называли Луговой стороной.

2)  Горные  марийцы  (мар.  курык марий  /  кырык мары),  живущие в основном на правобережье Волги, главным образом в Горномарийском районе,на юго-западе республики Марий Эл.  В противоположность левобережью,высокий обрывистый правый берег Волги в старину именовали Горной

стороной, –  отсюда и название данной группы марийцев. Очень близки горным марийцам в языковом и культурном плане и расцениваются многими учеными как особая этнографическая подгруппа горных марийцев так называемые

лесные марийцы  (кожла мары),  живущие на левобережье  Волги в западной части республики Марий Эл.

3)  Восточные  марийцы  (мар.  эрвел марий),  разбросанные островками

среди иноязычного  населения на юго-востоке Кировской области, в Татарстане,Удмуртии,  Башкирии,  Пермском крае,  Свердловской области и некоторых других регионах.  В основной своей массе восточные марийцы являются потомками марийских переселенцев с Луговой стороны.

В последние  десятилетия было обосновано выделение еще одной самобытной группы в составе марийского народа:

4)  Северо-западные  марийцы,  в основном живущие  на северо-востоке Нижегородской области, в примыкающих к ней районах Кировской области и на северо-западе Республики Марий Эл.  Хотя эта часть марийского народа живет на левобережье, главным образом по левому притоку Волги – р. Ветлуге,по своему языку и своей культуре северо-западные мари ближе не к луговым, а к горным марийцам.

    В VIII  в.  в Среднее Поволжье проникают тюркоязычные булгары.Вскоре булгары широко расселяются в этом крае на территории современных Татарстана,Чувашии, Ульяновской и Самарской областей.  К началу Xв. булгары создают на означенной территории первое в Волго-Уральском регионе

государство,  известное как Волжская Булгария.Очевидно,  бóльшая часть марийских земель не входила в состав Волжской Булгарии,однако бесспорно испытывала сильнейшее экономическое,политическое и культурное влияние этого молодого государства. Это влияние в первую очередь и наиболее сильно затронуло население правобережья Волги(т.е. предков горных марийцев),что, видимо и положило начало обособлению горных мари от луговых.После разгрома Волжской Булгарии монгольским нашествием в 1236 г. и повторного ее разорения в 1241  г.  основная часть марийских земель стала одной из податных областей Золотой Орды.  Достигнув вершины своего могущества в первой половине XIV в., Орда уже к концу этого столетия стала страдать от ожесточенных междоусобиц и в значительной мере ослабла.  В результате этого ослабления уже в первой четверти XV  столетия от Золотоордынского государства стали отпадать различные территории, становившиеся фактически независимыми государствами.  Одним из таких новых независимых от Орды государственных образований стало поднявшееся в первой половине XV в. Казанское ханство. С этого момента марийцы стали частью многонационального населения данного государства. Необходимо отметить, что многовековое и тесное взаимодействие с тюркскими народами,начавшееся с булгарской эпохи,   продолжившееся затем в эпоху Казанского ханства и так далее вплоть до сегодняшнего дня, наложило весьма ощутимый отпечаток на язык и традиционную культуру марийского народа. Так,  например,  марийские языки заслуженно считаются наиболее тюркизированными среди финно-угорских языков.

    Следует особо отметить,  что луговые и горные марийцы занимали в Казанском ханстве отнюдь не одинаковое социально-политическое положение.Уже первые казанские ханы,  правильно оценивая политическую ситуацию на подвластных территориях и желая укрепить свои позиции в новом государстве,искали надежную опору своей власти среди местного населения. Именно с этой целью Казань очень быстро установила самые дружественные,  по сути дела союзнические отношения с марийцами Луговой стороны.  Такой союз правителям ханства был необходим прежде всего по причинам военно-стратегическим.  Воинственные луговые марийцы,  территория которых прикрывала Казань с запада и северо-запада,  были для ханства щитом,защищавшим его от походов русских войск. Военная роль луговых марийцев в Казанском ханстве особенно усиливалась в периоды обостренного вооруженного противостояния Москвы и Казани.Отряды левобережных мари участвовали совместно с татарскими войсками в боевых действиях    против русских ратей,  самостоятельно орудудовали в тылу у последних,  вместе с татарами совершали ответные военные и грабительские походы на русские земли.  Доверие казанцев к луговым марийцам было столь велико,  что им неоднократно поручалось даже участие в обороне столицы Казанского ханства.  По-видимому,  Казань никогда не пыталась жестко

подчинить левобережных марийцев своей власти,  предоставляя лугово-марийским князькам значительную  «автономию».  Луговая сторона не была экономически развитой областью,  плодородных земель здесь было мало,  а лесные промыслы,  охоту и рыболовство луговых марийцев трудно было подвести под четкий государственный контроль и обложить соответствующими податями.  Поэтому казанские ханы предпочитали перепоручать управление левобережными землями и сбор ясака марийским племенным князьям и таким образом поддерживали политический союз с луговыми марийцами.

     В отличие от луговых марийцев, отношение марийцев Горной стороны,равно как и их соседей-чувашей,  к Казани было совсем не всегда и не в такой мере дружественным и верноподданическим. Объясняется это многими причинами.  Не имея существенных финансовых поступлений с относительно бедной Луговой стороны казанские феодалы компенсировали их недостаток за счет налогов и податей с земель горных мари и чувашей. Развитое земледельческо-скотоводческое хозяйство Горной стороны позволяло ханским

чиновникам  легко и уверенно контролировать посевные площади и поголовье скота местного населения (т.е.,  прежде всего,  горных марийцев и чувашей).

Горные марийцы  облагались существенно более высокими податями,  должны были нести многочисленные повинности по извозу,  содержанию и ремонту дорог,  мостов,  татарских крепостей и других укреплений,  постоянно подвергались дополнительным поборам и злоупотреблениям со стороны казанской администрации и местной татарской знати. Кроме того, несмотря на важное политическое и экономическое значение для Казанского ханства,Горная сторона была связана с Казанью в сущности значительно слабее,  чем Луговая. Дело в том,  что,  с одной стороны,  Горная сторона была отделена от основной части ханства Волгой,  а с другой,  в этом районе постепенно и неуклонно усиливалось русское влияние. Еще в 1372 г. на левом берегу р.Суры в непосредственном соседстве с горномарийскими и чувашскими землями былапоставлена русская крепость Курмыш и местное население вошло в тесное соприкосновение с русскими.  После этого население Горной стороны,  в том числе и горные марийцы,  постепенно включилось в тесные торгово-экономические и культурные связи с крепнущим Русским государством.Помимо торговли с русскими горные мари и чуваши, жившие по соседству с русским населением,  заимствовали от русских многие навыки ремесленного производства, знакомились с их языком, усваивали некоторые русские обычаи.В годы войн Казани с Москвой «горные люди», защищая Казань, сами часто не получали со стороны последней сколько-нибудь действенной защиты,  что также не способствовало укреплению среди них проказанских настроений.Все эти факторы привели к тому,  что ко второй половине XV в., когда Казанское ханство значительно ослабло,  а Московское государство напротив усилилось,  население Горной стороны стало склоняться к сотрудничеству с Москвой. В итоге, незадолго до взятия русскими войсками Казани, в 1546-1551гг. практически без всякого сопротивления «горная черемиса» перешла в подданство русскому царю. В то же время луговые марийцы всецело оставались в сфере казанско-татарского влияния,  во время покорения Иваном IV

Информация о работе Этнические корни чуваш