Италия после второй мировой войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:25, реферат

Краткое описание

Современная Италия входит в "большую западноевропейскую четверку" и в семерку промышленно развитых стран мира, хотя, в сравнительно недавнем прошлом, это была аграрно-индустриальная страна с сильными феодальными пережитками. Демократические институты Италии, сложившиеся на базе отсталых экономических и социальных отношений, были весьма ограниченными и свидетельством их слабости явилось то, что фашизм в Италии одержал победу уже в начале 20-х гг. XX в. После второй мировой войны в социально-экономической и политической жизни Италии произошли большие перемены, в результате которых Италия вошла в группу наиболее сильных держав Западной Европы, сохранив при этом ряд только ей присущих особенностей.

Содержимое работы - 1 файл

1 (3).doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

Престиж самой ХДП также продолжал падать, она потеряла поражение на референдуме по закону о разводе в 1974 г. и на выборах в местные органы власти в 1975 г.: ХДП получила 32,4 % голосов, а ИКП и ИСП - 44,5 %. В результате в 1975 г. в 41 из 92 провинций Италии были сформированы левые муниципалитеты. Эти серьезные поражения, показывавшие отход от ХДП многих трудящихся-католиков, встревожил партийную верхушку. Вдохновителем поворота в официальной линии ХДП стал Альдо Моро, который возглавил партию в июне 1976 г. А. Моро понимал необходимость  учета происшедших в стране серьезных социальных сдвигов и считал, что необходима "более широкая политическая конвергенция между ХДП и другими партиями конституционного блока, включая коммунистов". Газета "Мессанджеро" называла А. Моро человеком, "превосходящих других не только своим терпением, выдержкой, последовательностью, способностью к достижению компромиссов, но и обладающим способностью решать крупные задачи".

Изменились в 70-е гг. также стратегия ИКП и ее практическая политика. Эти перемены в значительной степени связаны с именем ее нового генсека - Энрико Берлингуэра, который возглавил партию в 1972 г. Новая стратегическая линия ИКП, разработанная ею в 1972-1974 гг., получила впоследствии название "исторического компромисса". Необходимость ее принятия сам Берлингуэр обосновал следующим образом: "Острота проблем, стоящих перед страной, постоянно нависающая угроза реакционных авантюр и необходимость открыть, наконец, Италии надежный путь экономического развития, социального обновления и демократического прогресса делают все более назревшим и безотлагательным достижение того, что можно назвать великим "историческим компромиссом" между силами, объединяющими и представляющими огромное большинство итальянского народа". Конкретно имелся в виду союз коммунистов, социалистов и католиков. ИКП предложила выработать совместную экономическую программу для решения острых проблем, таких, как рост цен, инфляция, хроническая безработица, контрасты в развитии Севера и Юга, несправедливая система налогообложения, реформы в области образования и здравоохранения и пр.

Предлагая ХДП сотрудничество, ИКП собиралась сделать смелый стратегический ход - ведь в течение всех послевоенных лет она находилась в жесткой оппозиции к этой партии. Руководство ИКП предполагало, что подобное сотрудничество, если оно состоится, воспрепятствует созданию блока клерикально-фашистских сил. Но осуществить задуманное не удалось. Идея "исторического компромисса" была встречена в штыки крылом ХДП. Ее не поддержали и социалисты. В 1975 г. ИСП возглавил Бенито Кракси, человек весьма честолюбивый, который поставил перед собой цель оттеснить коммунистов с места второй страны и занять ее место. Только отказ от сотрудничества с коммунистами, убеждал он своих сторонников, поможет социалистам  добиться решающего влияния в рядах итальянских левых.

В результате, не получив  поддержки ниоткуда. идея "исторического  компромисса" оказалась обреченной на поражение. Правда, в июне 1977 г. было достигнуто компромиссное соглашение шести ведущих парламентских партий (от ХДП до ИКП) о выработке внутренней программы на ближайшие полгода - год с целью проведения некоторых назревших социально-экономических реформ. Предполагалось, что следующим шагом будет создание правительства демократического единства с участием коммунистов. На 16 марта 1978 г. было даже назначено обсуждение состава нового кабинета. Но именно в этот день, утром 16 марта, "бригадисты" похитили А. Моро, ехавшего в парламент на заседание. Эта террористическая операция явно была направлена против всего нового и прогрессивного в политическом развитии страны. Длительные поиски, организованные на самом высоком уровне, ни к чему не привели, а 9 мая 1978 г. тело А. Моро, изрешеченное пулями, было найдено в багажнике автомобиля в центре Рима.

Италия пережила острейший политический кризис, который по словам Берлингуэра, явился "тяжелым испытанием для нации и опасностью для существования республики". "Сегодня уже мало кто сомневается, - писала английская "Таймс", - что в Италии определенные подрывные центры применяют тактику создания для свержения демократии". "Электорат", напуганный происшедшим, сдвинулся к центру. На досрочных выборах в парламент в июне 1979 г. ИКП потеряла 4 % голосов. "Утерянные" компартией голоса получили партии правого фланга - либералы, социал-демократы, ИСД. Коммунисты, обвинив руководство ХДП в полном нежелании выполнять совместную программу, покинули парламентское большинство и снова  перешли в оппозицию. От идеи "исторического компромисса" компартия официально отказалась.

Развал коалиции демократического единства в конце 70-х гг. вновь    поставил страну перед проблемой "неуправляемости". Левым силам, несмотря на важные достижения, не удалось  ни развить наступление, ни даже закрепить ряд   завоеванных ими  позиций. Но и ХДП не смогла предложить своего решения острых социальных проблем страны и неумолимо приближалась к своему кризису.

ЛИТЕРАТУРА

 

1 Веселицкий А. А.  Совершенно секретно: заговор против  республики. - М., 1976.

2 Веселицкий А. А.  Убийцы. - М., 1985.

3 Ермаков В. А., Колосов П. Е. Заговор генералов. М., 1969.

4 Кин Ц. Итальянский  ребус. - М., 1991.

5 Левин И. Судьба  и уроки "исторического компромисса"// Полис. - 1991-№ 3.   

 

  1.  ИТАЛИЯ В 80-90-Х ГОДАХ
  2. Итальянская экономика в конце XX в. - этап глубоких структурных преобразований

 

Экономический кризис середины 70-х гг. резко высветил наиболее слабые места послевоенной итальянской  экономики - недостаточность сырьевых и энергетических ресурсов, разрыв в уровнях развития Севера и Юга страны, медленное развитие сельского хозяйства и его технологическое отставание, проблема излишков рабочей силы. Итальянская экономика, с трудом преодолев в конце 1975 г. падение промышленного производства, еще довольно долго находилась в послекризисной депрессии. Слабый рост деловой активности стал наблюдаться только в 1979 - 1980 гг., но он был очень неустойчив. Правящие круги Италии были вынуждены резко изменить экономическую стратегию и принять неотложные меры, по технологической перестройке промышленности и стимулированию инвестиций. Свидетельством интенсивной технологической перестройки итальянской экономики явились высокие темпы роста капиталовложений в активную часть производственных фондов - машины и оборудование. Параллельно с расширением государственной финансовой поддержки развития усилился процесс укрепления производственного аппарата в частных компаниях. Возросла активность мелких и средних предприятий, которые также модернизировали свое производство. Итальянские формы, что свидетельствуют об их высоком технологическом уровне. в 80-х гг. приняли активное участие в западноевропейской программе "Эврика" (из 220 проектов этой программы итальянцы участвовали в 66), а некоторые фирмы - в американской программе СОИ (2,5 % американских заказов). Активизация инвестиционной деятельности способствовала значительному росту внутреннего спроса. Рост потребительских расходов был связан также с приобретением товаров длительного пользования. В результате принятых мер, а также с учетом улучшения общемировой экономической конъюнктуры, Италия, начиная с 1983 г., пережила  несколько лет экономического подъема. В стране к началу 90-х гг. сложились 3 вида экономической модели:

  1. Северо-западная Италия (Милан, Турин, Генуя), где производятся автомобили, компьютеры, авиационная техника, химические продукты. Это регион крупных промышленных предприятий.
  2. Северо-восток и центр (Тоскана, Флоренция, Венеция, Эмилио-Романья). Здесь господствовали узкоспециальные фирмы, производящие керамику, одежду, обувь, трикотаж.
  3. Южная Италия, где преобладает аграрный сектор.

Особенностью социально-экономической структуры Италии в 80-е гг. продолжало оставаться сочетание громадного государственного сектора с мелким и средним предпринимательством. Многие итальянские исследователи полагали, что этот "экономический плюрализм" позволил Италии сохранять свое положение среди ведущих промышленных держав Запада, не взирая на ее бедность природных ресурсов и неэффективность раздутого бюрократического аппарата. Доля "независимых" или "работающих на себя" людей в Италии составляла 37 %, в то время как в ФРГ - 18,6 %, в Англии - 23 %, а в США - 9,3 %.

Однако Италия не смогла полностью использовать преимущества продолжительного периода динамического развития 80-х гг. для лечения хронических болезней национальной экономики - кризиса  государственных финансов и связанного с ним гигантского государственного долга, бюджетного дефицита, высокой инфляции. Если в конце 70-х гг. ее государственный долг составлял 40 % ВВП, то в начале 90-х он достиг 108 %. Острота хронических для страны проблем и вера в то, что только внешний фактор станет мощным стимулятором процесса модернизации, привели к тому, что Италия стала одним из активнейших участников европейского интеграционного процесса. Осенью 1992 г.  Италия подписала Маастрихтский договор о создании Европейского экономического и валютного союза, хотя условия в нем были очень жесткие: дефицит государственного бюджета - не более 3 % ВВП, государственный долг - не более 60 % ВВП, годовая инфляция - не выше 1,5 %.

Выполнение этих условий  потребовало от Италии энергичных и решительных действий в финансово-экономической сфере. В первой половине 90-х гг. они сводились прежде всего к проведению политики жесткой экономии: существенное сокращение расходов на социальные нужды, усиление налогового пресса и ужесточение мер по сбору налогов, свертывание государственных программ по медицинскому обслуживанию и пенсионному обеспечению. Принятый в 1993 г. "Декрет об экономическом маневрировании" предполагал увеличение практически всех существующих сборов и введение новых налогов. Были урезаны возможности роста зарплаты для работников государственного сектора - прибавка зарплаты не должна была превышать запрограммированный уровень инфляции. Наконец. был поставлен вопрос о приватизации части государственной собственности. В 1993 г. началась продажа акций промышленного гиганта ИРИ, а в 1995 г. - ЭНИ (лидер нефтегазовой промышленности). В перспективе государство намерено отказаться от управления всем энергетическим комплексом. В результате принятых мер дефицит государственного бюджета в 1995 г. снизился до 7 % ВВП, а инфляция - до 5 %. Но этого было недостаточно, чтобы оказаться в "первом эшелоне" стран, входящих в зону "евро" в 1999 г. Поэтому во второй половине 90-х гг. реформа хозяйственного управления в Италии была продолжена. Полной или частичной приватизации подверглось более 30 крупнейших предприятий госсектора - "Телеком", несколько ведущих банков, национальная сеть железных дорог. В соответствии с рекомендациями ЕС была изменена банковская система, в практику были введены модели универсального банка и различные типы инвестиционных фондов. Реформа заметно оживила рынок капитала и привела к сокращению сферу теневой экономики. Намечается административная реформа регионального управления, дающая больше прав местным органам власти при проведении экономической и социальной политики. В 1996-1997 гг. меры по оздоровлению государственных финансов были продолжены. Улучшение мировой экономической конъюнктуры и благоприятная динамика трудовых издержек относительно роста цен и производительности труда позволили Италии в 1997 г. снизить инфляцию до 1,5 %, а дефицит государственного бюджета до 3 %. В январе 1999 г. Италия в числе других 11 стран вошла в европейскую валютную зону. Проблема, однако, заключается в том, удастся ли Италии надолго сохранить положительную динамику денежно-финансовых показателей. Политика жесткой экономии порождает социальную напряженность, а безработица продолжает оставаться на очень высоком уровне - 12 % активного населения.

Таким образом, можно  сказать, что Италия, с одной стороны, все глубже вовлекается в процесс европейской интеграции, что требует конвергенции ее экономических структур и методов  управления со структурами и методами, преобладающими в странах-лидерах ЕС, а, с другой стороны, ей необходимо выработать собственную модель экономики, учитывающую национальные особенности страны.

 

  1. Политическая борьба. Кризис партийной и государственной

 системы Итальянской республики. 

 

Изменения, происшедшие  в экономике Италии в 80-90-х гг. очень значительны, но они не идут ни в какое сравнение с переменами  в ее партийной и государственной системе. Как образно пишет исследователь истории Италии Левин И. Б.: "Однажды, проснувшись, итальянцы не узнали собственного политического ландшафта: на 70 % обновленный парламент, ни единого (!) знакомого лица в правительстве, совершенно новые названия партий и их комбинаций". Конечно, такому финалу предшествовал длительный период, наполненный драматическими событиями.

Как указывалось выше, уже в конце 70-х гг. стало ясно. что политическая система итальянской республики, сложившаяся после войны, не способна выполнять задачи, выдвигаемые современностью. Органический порок этой системы, напоминаем, заключался в том, что она опиралась на неоспоримое господство на политической арене единственной партии - ХДП, которая правила то в одиночку, то в компании с младшими партнерами. Итальянские политологи называли этот феномен национальной политической власти "несовершенная двухпартийность" или "блокированная демократия". В условиях жесткого противостояния двух партий - ХДП и ИКП - резко возросла роль мелких промежуточных партий, которые за "лояльность" ХДП требовали себе выгодные посты и должности. Получая довольно незначительный процент голосов избирателей, они тем не менее были широко представлены в госаппарате, в руководстве банков и предприятий. Профессионально-деловые качества при этом, разумеется, не имелись в виду. В ходу был "Учебник Ченчелли" - специальное пособие, составленное профессионалом-статистиком, устанавливавшее до сотых долей, сколько и каких должностей полагалось каждому из течений внутри ХДП, а их бывало в разные периоды до 10-12. Параллельно шел процесс перерождения политических партий и укреплялись связи с мафией.

В течение 80-х гг. ХДП  продолжала прилагать все усилия, чтобы сохранить центральное место в политической системе Италии, по сути, ничего не меняя в своей программе. Но тщетно. Кабинеты падали один за другим, правительственные кризисы продолжались по 1,5-2 месяца.

Информация о работе Италия после второй мировой войны