История Красноярска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 06:34, реферат

Краткое описание

Цели:
1. Где и как возник город Красноярск? Как он выглядел в первую пору?
2. Кто управлял этим городом, и как это происходило?
3. Кто были первыми жителями этого города Сибири, и чем они занимались?
Задачи:
Наиболее полно представить историю возникновения Красноярска, первые трудности, с которыми столкнулся этот город Сибири, описать состав, жизнь, занятия первых горожан.

Содержимое работы - 1 файл

реферат по истории.docx

— 58.14 Кб (Скачать файл)

     Тесно связанное с казачеством, трудовое население Сибири, по сути дела, представляло собой вооруженный народ , который через мирскую общинную организацию активно противодействовал крепостническим замашкам властей и местных богатеев, стремясь жить по принципу «вольный человек на вольной земле», право на которую обусловлено личным трудом. Вместе с тем горожанин, как и крестьянин, являясь не только тружеником, но и мелким собственником, готовым при благоприятных условиях стать эксплуататором – мироедом, в известной степени поддерживал власть, охраняющую его имущество и личность. В качестве же эксплуатируемого он постоянно боролся с законом и особенно со злоупотреблениями законом.

     Классовый дуализм тогдашнего труженика –  мелкого собственника обусловил  преобладание таких пассивных форм классовой борьбы, как неплатеж налогов, утайка своих доходов, самовольные  переселения, жалобы на притеснения. Сложной формой социального протеста, тупиковым его путем выступало неприятие догматов официальной церкви. Раскол и сектантство встречались и на Енисее. За оружие же труженики брались тогда, когда жить по-старому становилось невозможно.

     Красноярск  знал и пассивные, и активные формы  классового протеста. Начав жизнь  как пограничная крепость, как опорный пункт властей в Южной Сибири, город к рубежу того же XVII столетия пришел со славой центра самого длительного в Сибири вооруженного движения. «Государевы слуги» - красноярские казаки надолго получили прозвище «бунтовщиков». Уже через три года после основания Красноярска из- за несвоевременной доставки хлеба казаки расправились с атаманом Яковом Кольцовым и даже пытались ворваться в Енисейск, убить тамошнего воеводу и захватить продовольствие. В середине 60-х годов XVII века 30 – 40 бессемейных казаков самовольно ушли в Забайкалье, а некоторые из них дошли до Амура и обосновались в вольном Абазинском остроге. 2

     Самым длительным в истории Сибири вооруженным  восстанием была так называемая «красноярская шатость» 1695 – 1698 годов (некоторые историки конец движения относят к 1700 году).

     Это обычное для феодализма народное движение. Оно не осмысливалось его  участниками как борьба против всей феодальной системы эксплуатации и власти. Восставшие выступали лишь против ее крайностей и злоупотреблений на местах. Однако безмерный произвол и беззаконие были неотъемлемыми признаками феодального управления. Вот почему при всей стихийности, слабой организованности и непоследовательности этим выступлениям были фактически присущи и антифеодальные черты. Вместе с другими формами классового протеста подобные восстания, а также отсутствие помещиков и развитого аппарата власти, заставили царское правительство пойти на несколько смягченные, чем в центре страны, формы феодальных отношений. 

     Население и хозяйственная  жизнь 

     На  складывание постоянного населения  и его занятия в первую очередь влияли военно-административные функции острога- крепости. Обстановка военного лагеря долго отпугивала от Красноярска вольных переселенцев из-за Урала. За четыре десятилетия существования города постоянное его население ненамного превысило численность первого гарнизона(303 и 374 души мужского пола). Священников и казаков присылали власти. Почти все члены торгово-ремесленного сословия посадских являлись ссыльными.

     В последующие сорок  лет число жителей Красноярска увеличилось в 3,5 раза, но по-прежнему оно зависело от усилий властей.

     Первые  красноярцы набирались из добровольцев на Урале и в Западной Сибири (в Соли Вычегодской, Соли Камской, Верхотурье, Тобольске и других городах).

     Со  временем гарнизон порубежного  Красноярска  все больше пополняли принудительными мерами. В итоге по численности гарнизона с начала XVIII века Красноярск стал одной из крупнейших крепостей Сибири (в 1673 г. – 570 человек, 1690 – 656 и в 1708 – 849).

     Сюда  же направляли и тех военнопленных, которых считалось неблагоразумным держать в центре. Годных в военных службу верстали в казачество, причём дворяне получали сравнительно высокие оклады, денежные и хлебные.  Больше всего в красноярском гарнизоне было украинской и польской шляхты, из которых сформировали особую полусотню «черкас». От них пошли Собачевские, Рачковские, Дорошкеевы, Скварские, Метельские и пр.

     В целом с членами своих семей  служилые люди, как тогда называли казаков, составляли подавляющие большинство горожан. Их занятия и социальное положение были во многом противоречивыми. Они одновременно являлись и воинами, и приказными, и торговыми, и работными людьми.

     Красноярские  служилые, не щадя жизни, бились на стенах острога и несли в нём караульную службу; «тайгами» и степными «сакмами» (дорогами) ходили походами на «немирные землицы»; собирали ясак; на городском торгу и по уездным заставам собирали таможенные пошлины с проезжих и местных торговых людей; в качестве приказчиков надзирали за пашенными крестьянами; отводили поселенцам пахотные и сенокосные угодья; на казенные нужды закупали различные припасы и «хлебный провиант»; отвозили деньги и пушнину в Москву; конвоировали ссыльных и ловили беглых.

     Нередко казакам приходилось откладывать  в сторону пищаль, копьё или саблю и браться за топор, тесло или весло, чтобы обновить, а  то и заново срубить городские укрепления, навести мост, «изладить» дощаник, карбас или лодку, сплавить лес, соль, хлеб. Им же приходилось обслуживать казенные мельницы, кузницы, мастерские, винокурни, городские часы, проезжие ворота, настенную артиллерию и выполнять другие всевозможные «службы».

     За  всё это шло не очень обильное «государево жалованье», часто выдаваемое нерегулярно и не в полном объеме.

     Естественно, что в таких условиях казаки и члены их семей обращались к охоте, сбору на ближних островах дикого хмеля, торговле с ясачными, ремеслу и, наконец, к хлебопашеству. Со всех неземледельческих занятий казна брала налог с общего дохода. С заведенной пашни каждый пятый сноп, 1/5 урожая, надлежало тоже отдать казне. Это так называемый «отсыпной» или «пятинный» хлеб» не взимался лишь в том случае, когда казак вместо хлебного жалованья обрабатывал не более 5 десятин пашни. Но в те беспокойные десятилетия XVII века лишь отдельные казаки-красноярцы основательно брались за положенные в таком случае 15 десятин безоброчных угодий. Ведь даже в окрестностях города в одно мгновение можно было потерять все – и затраченные на ниву труды, и собственную голову. Поэтому многие красноярцы получали средства существования захватом иноземческой «рухляди» и «ясыря». Надежды на ясырь и «пограбленные животы» приводили в отряды казаков и добровольцев из числа неверстанных в службу казачьих детей и разных пришлых людей. Как свидетельствуют источники, в течение всего XVII – начале XVIII века на городском торгу перед проезжей Спасской башней постоянно продавали имущество и пленников «мунгальской, киргизской и калмыцкой породы», которых охотно «торговали» приезжие в город монгольские, калмыцкие и бухарские купцы. Их караваны верблюдов были привычной бытовой деталью для обитателей Красного Яра.

     В Красноярске ярко проявлялись особенности  социального развития Сибири, этой восточной окраины крепостнической России. Различные социальные слои формировавшегося в ней русского населения пытались жить по-своему. Казачья и вообще имущая верхушка изо всех сил фактически и юридически стремилась стать дворянами-крепостниками с правом свободного распоряжения людьми и землей. В Красноярске бытовала купля-продажа людей, похолопливание бедняков, различные сделки с землей. Наибольшую активность в этом проявляли дворяне и дети боярские, которым в городе принадлежали почти все дворовые люди. В их же хозяйствах были заняты работные люди и захребетники (см. табл. 1).

     Однако  центральная власть не присваивала  верхушке сибирского казачества прав российских дворян, хотя их должностные  звания с конца XVII века стали передаваться от отца к сыну. Рядовые же казаки по своему имущественному положению и хозяйственным занятиям были близки к крестьянам и посадским людям, хотя и не платили прямых налогов.

     Формирование  чисто трудовых слоев горожан  в приграничной крепости шло замедленным  путем. Эти сословные категории  составлялись до конца XVII века в основном из ссыльных.

     Некоторые жители Красноярска посадского происхождения  и обладавшие торгово-ремесленными навыками, не входили в посад, а  числились на государственной службе. Эти «оброчники», или «жилецкие  люди», по сути дела являлись служилыми людьми по прибору, но занятыми только в хозяйственно-финансовой сфере. Вместе с казаками эти оброчники были заняты в казенных кузнице, медной мастерской, в поварне и квасной избе «у делания пива и браги», на двух мельницах, при «винной продаже» и сборе пошлин.

     Сибирских жителей, получавших основные средства существования с земли, обычно обязывали  пахать и на государство. Если труженик имел 4 – 4,5 десятины своей пашни, то он должен был собственными сохой, бороной и лошадью обработать еще одну десятину «на государя». Крестьянин засевал ее казенными семенами, боронил, сжинал хлеб в снопы, составлял их в суслоны, свозил в особую ригу, зимой молотил и засыпал зерно в казенные амбары. Такая натуральная повинность, которая зависела от размеров крестьянского поля и сильно напоминала барщину, называлась государевой или «десятинной пашней». Те, кто ее обрабатывал, официально считались «пашенными крестьянами». 
 
 
 

Ясырь - пленник из числа коренных сибирских жителей, захваченных во время военных действий. 

     Для казенных полей отводились наиболее удобные елани (небольшие открытые пространства в лесной зоне) и приречные открытые места. Сельскохозяйственные работы проводились под пристальным контролем местной администрации. Так как крестьяне неохотно работали на десятиной пашне, то со временем воеводы перестали

выделять особые «государевы поля». Перед жатвой они объезжали крестьянские нивы, проводили пробные умолоты и  по их результатам «отписывали в казну» отдельные полосы хлебов.

     Настойчивые усилия сохранить близкую к барщине  феодальную повинность (десятинную пашню) не случайны. Феодальное правительство, нуждаясь в больших количествах хлеба  для раздачи жалованья служилым людям и выкурки дорогого вина, извлекало таким путём дополнительный доход из высокого естественного плодородия нетронутых прежде сибирских земель. Ведь взимать с сибирского землевладельца  столько же оброчного хлеба, сколько брали с российского черносошного крестьянина, было невыгодно, так как урожайность в Сибири была выше, чем в центре. Установить же размеры натурального налога в Сибири выше общероссийского уровня казна была просто не в силах.

     Вот почему, когда в отдельных местах Сибири собирался фиксированный  оброчный хлеб, то это считалось льготой. Оброк вводился лишь там, где заниматься земледелием было затруднительно. Поэтому немногочисленные крестьяне пригранично Красноярского уезда, кроме городских крестьян, в основном были оброчными, а енисейские и мангазейские - почти сплошь пашенными.

     Кроме этого основного налога в натуральной форме, крестьяне давали подводы под казенные грузы, ремонтировали дороги, выполняли другие повинности. Воеводы с приказчиками вмешивались не только в хозяйственную деятельность крестьян, но и в их семейно-бытовую жизнь, допуская нередко дикий произвол.

     От  пашенных крестьян мало чем отличались монастырские крестьяне (20 человек) Введенского монастыря, основанного в 1639 году в устье реки Берёзовки близ Красноярска3. За «подмогу» в организации своего хозяйства и право сидеть на земле монастыря они вместо «государевой пашни» пахали на монастырских старцев и выполняли различные «изделья».

     Военная опасность, высокие цены на лошадей, на сошники, серпы, семена, отсутствие семей – всё это затрудняло ведение чисто земледельческого хозяйства. Размеры запашки у всех крестьян города (всего в 1713 году 58 человек в 19-ти дворах) были невелики, поэтому они, как и рядовые казаки, широко занимались подсобными промыслами.

     И по происхождению, и по роду занятий красноярские посадские были близки к крестьянам. Хотя по городу числилось в концеXVII века 55,а в 1713 году 113 посадских, но большинство, как рапортовали воеводы, «никакими торгами не торгует и в отъезд никуда не отъезжает, живут в деревнях, питаются с пашен».

     Посадские, кроме уплаты посадского оброка, размеры которого определялись общей доходностью неземледельческих занятий, несли различные неоплачиваемые службы по хранению и продаже казенных соли, хлеба, пушнины, таможенных товаров и табака, сбору торговых, весовых и промысловых пошлин.

     В целом труженикам в Сибири все  же легче жилось, чем в крепостническом центре. Они могли свободно сменить место жительства, перейти в другую сословную категорию. Члены семей сибиряков нередко состояли в разных сословных разрядах. Трудовой люд почти всегда скрывал от налогового обложения часть своих доходов с пашни и торгово-ремесленных занятий, не страдал от

малоземелья. Его  феодально-крепостническая зависимость  была несколько смягченной по сравнению  с положением тружеников центра страны. 
 
 

Т а б  л и ц а 1 

Численность и сословный состав жителей Красноярска

во  второй половине XVII

и первой четверти XVIII века4 

Категория населения 1671 1713 1720
дворов душ муж. пола дворов душ муж. пола душ жен. пола дворов душ муж. пола
Духовенство 5 11 11 26 24 5 11
Служилые  люди 227 335 292 1014 970 316 1034
Посадские 10 16 22 61 50 6 14
Крестьяне - - 19 58 47 - -
Работные  люди - - - 7 3 4 25
Дворовые  люди - 10 - 32 41 6 33
Ссыльные - - - 6 7 - -
Нищие - - - 9 1 - 3
Гулящие люди - 2 1 10 5 6 15
Прочие - - 26 72 59 26 115
ИТОГО 242 374 371 1295 1217 369 1250

Информация о работе История Красноярска