Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 15:45, реферат
Случайные находки «нефтяных ключей» в Поволжье и Приуралье были известны еще в 18 веке. Только в двадцатые годы прошлого столетия исследовательские работы в районах Урало-Поволжья приобрели необходимый размах. Организатором этих работ был виднейший ученый, создатель советской нефтяной геологии Иван Михайлович Губкин.
У истоков(1929-1941)
Случайные находки
«нефтяных ключей» в Поволжье
и Приуралье были известны еще
в 18 веке. Только в двадцатые годы
прошлого столетия исследовательские
работы в районах Урало-Поволжья
приобрели необходимый размах. Организатором
этих работ был виднейший ученый,
создатель советской нефтяной геологии
Иван Михайлович Губкин. Сравнивая
геологическое строение территории
между Волгой и Уралом с геологией
старых, ранее им изученных нефтяных
районов, он пришел к выводу, что
глубокое разведочное бурение
Уже в августе 1934 года основные работы на первой скважине были завершены: построена вышка, смонтирован насос и станок. Параллельно велось и сооружение жилья для рабочих. В октябре 1935 года был организован промысел «Краснокамскнефть», который возглавил Иван Тимофеевич Цвигун.
Разведочные работы в поселке Бумстрой велись в течении второй половины 1934 года, весь 1935-й и первые месяцы 1936 года. Результаты были неутешительные. Нефть оказалась очень густой, инертной, плохо насыщенной газом. Бедная бензином и керосином, тяжелая, с малым притоком, она не имела промышленного значения. Некоторые руководители нефтеразведки убеждали правительство прекратить дорогостоящие поиски. Однако главный геолог Н. П. Герасимов настоял на углублении одной скважины. И вот осталась в работе знаменитая скважина №7, запроектированная на глубину 1200 метров. В конце марта 1936 года поступило распоряжение прекратить на ней всякое бурение, но бригада решила действовать на свой страх и риск. За это Герасимова вызвали в Москву, в наркомат. Он чувствовал, что может не вернуться: объявить врагом народа могли прямо на заседании. Герасимов взял с собой Софроницкого ( известный профессор геологии пермского университета), а по приезду в Москву посадил его на главпочтамп. Он сидел у окошечка, в Краснокамске шло бурение , и ему регулярно приходили телеграммы с результатами. Уже начиналось заседание коллегии, а он все сидел и ждал. И вдруг приходит телеграмма: «С такой-то глубины поднят нефтяной керн». Он схватил телеграмму и бегом в наркомат, где стоит весь красный Николай Павлович и его громит начальник управления. И тут телеграмма. Герасимов был спасен!
Итак, риск оказался оправданным. 2 апреля 1936 года с глубины 954 метра, при достижении основных нефтевмещающих пород верхнекаменноугольной толщи, из скважины начала выделяться высококачественная чистая нефть. Это была лучшая нефть из всех, открытых к тому времени в Перми.
Это событие стало воистину эпохальным: оно дало мощный толчок развитию нефтедобычи на огромной территории Союза. Фонтан нефти, полученной из разведочной скважины №7, явился началом освоения всей богатейшей Волго-Уральской провинции, на которой в последующие годы работала семь крупнейших в Союзе нефтегазодобывающих объединений, а 2 апреля стало датой, которую нефтяники Краснокамска ежегодно отмечают как день рождения своего предприятия.
К моменту получения
нефти скважинами №3, 7 наилучшая
присводная часть на правом берегу
Камы, которая была разведана, оказалась
занятой промышленными
Октябрь 1937 года ознаменовался трудовым успехом краснокамских нефтяников: была достигнута самая высокая добыча за время существования нового промысла-2337 тонн нефти. В этом же году в Москве состоялся 17 Международный геологический конгресс. Делегация из 37 иностранных ученых посетила Краснокамск и с одобрением отозвалась о деятельности нефтяников.
Дорогой ценой давалось становление нефтедобычи в Краснокамске - не хватало жилья, квалифицированных кадров, оборудования. Жили первые нефтяники вместе с крестьянскими семьями в деревенских избушках, бараках. На работу ходили пешком за 6-8 километров. Кроме того, не обошли их стороной и суровые сталинские репрессии. Только в декабре 1937 – январе 1938 года в Краснокамске без наличия реальных оснований было арестовано 750 трудопоселенцев. Многие, проведя в тюремных стенах месяцы или годы, все же возвращались домой. Труд этих людей, используемый на самых тяжелых работах, бесспорно, был выгоден государству.
С целью лучшей организации производства весной 1939 года буровые бригады на нефте промыслах начали переводить на хозяйственный расчет. В этом же году краснокамцы использовали и другой резерв – отказались от скважин с открытым забоем. Скважины новой конструкции исключали образование глинистых пробок, возникновение которых было настоящим бедствием. Благодаря внедрению передовых методов нефтеотдачи краснокамские нефтяники в течении короткого срока добились суточного прироста на сто с лишним тонн нефти.
Конец 1930-х годов был отмечен прямо-таки революционным событием в технологии нефтедобычи. Появились первые качалки. Качалки и нефтяные вышки прямо на улицах города были в то время свойственны, пожалуй, только Краснокамскую. В 1940 году была получена промышленная нефть на левом берегу Камы. Этот год стал для нефтяников Краснокамска переломным. Они дали 95,7% всей добычи треста «Прикамнефть». Добыча нефти возросла здесь с 2,4 тыс. тонн в 1936 году до 143,9 тыс. тонн в 1940-м.
Бумкомбинат помогал отстраивать рабочий поселок, лесозавод предоставил строй материалы, энергетики принимали участие в сооружении эстокады, колхозники окрестных деревень помогали прокладывать шоссе к Перми. В 1940 году впервые за время своего существования Краснокасмкий промымысел выполнил годовой план добычи нефти. Нефтяники-эксплуатационники дали государству 560 тонн нефти сверх плана. Всего же за первые пять лет существования нефтяники Краснокамска дали стране более 300 тыс. тонн нефти.
Промысел развивался,
требовалось все больше новых
рабочих рук. В январе 1940 года первая
конференция женщин-
Нефть-фронту(1941-1945)
Краснокамская
нефть сыграла значительную роль
в боевых успехах Красной армии,
в развитии оборонной промышленности
Урала.Необходимо было вдвое, втрое
перекрывать достигнутые
Была поставленна задача- на 40% увеличить добычу нефти. Выполнение ее было сопряжено с огромными трудностями. Многие специалисты ушли на фронт. Для военных нужд были мобилизованы трактора и автомашины, сократились поставки материалов и труб. Нефтяники единодушно заявили о своей решимости беспощадно бороться с врагом.Вышкомонтажники брали обязательства ежемесечно устанавливать и монтировать по 6 вышек, с тем, чтобы в ближайшее время увеличить число действующих станков.большинство рабочих механической мастерской взяло обязательство ежедневно выполнять задание на 250%.
Нефтяники единодушно объявили себя мобилизованными не трудовой фронт, отказались от выходных, работали по 12 часов. Нефтяники Краснокамска проявляли в годы войны массовый патриотизм, выражающийся не только в ударной работе, но и в материальной помощи фронту- собирали теплые вещи, средства на вооружение, заботились о семьях фронтовиков.
В 1942 году почти 50% рабочих нефтепромыслов Краснокамска составляли женщины, которые пришли на смену ушедшим на фронт отцам, мужьям, братьям. Большинство из них не имели квалификации, но они настойчиво перенимали опыт кадровых рабочих, делали все, чтобы быстрее освоить сложную технику и технологию производства. В конце 1942 года в город по мобилизации органов НКВ прибыло около 3 тысяч девушек и женщин немецкой национальности. Многие из них пришли работать к нефтяникам, чаще всего устраивались в электромонтажный цех.
И отчета НКВД за октябрь 1943 года: Спецодеждой большинство работающих немок в нефтяной промышленности города Краснокамска не обеспечено. В зимний и весенний период ежедневно из-за отсутствия обуви не работали 150-200 человек. В настоящее время 500-600 человек из-за отсутствия обуви работают босыми.
Героический
труд людей, организованная работа партийных,
советских и хозяйственных
22 сентября
1942 года Государственный комитет
обороны принял постановление
о мерах по развитию бурения,
добычи и переработки нефти.
Это постановление обязало
Для интенсификации
добычи нефти краснокамские
В народном сознании существовал небывалый патриотический подъем. Своим ударным трудом многие труженики тыла мстили врагу за личные утраты. В феврале 1943 года трест «Краснокамскнефть» получил телеграмму от председателя государственной обороны И. В. Сталина с благодарностью за сверхплановый эшалон нефти и за собранные нефтяниками средства на строительство самолетов.
Большие осложнения в работе нефтяников вызывали отложения парафина в насосных трубах и коллекторах. Борьба с парафином велась архаичным способом- подъемом труб на поверхность и их «продувкой» горячим паром, а коллекторы очищали от отложений парафина открытым огневым подогревом. Это было опасно и трудоемко, требовало много времени и средств. Краснокамцы решили попробовать использовать для борьбы с парафином газобензин, который получали как побочный продукт при закачке сжатого газа в пласт. Эксперимент удался. Так родился химический метод деперафинизации скважин, который затем получил широкое распространение на нефтепромыслах страны.
К маю 1945-го нефтяники Краснокамска добыли сверх плана около 300 тонн нефти, на 40,5% перевыполнили план по эксплуатационному и на 3,5%- по разведочному бурению.
И вот наконец свершилось: пришло 9 мая 1945 года- День Победы, долгожданный праздник! За самоотверженный труд в военные годы 86 краснокамских нефтяников были награждены орденами и медалями, 169 человек- знаком «Отличник социалистического соревнования» Наркомнефти, 325 человек- почетными грамотами. Дважды во всесоюзном соревновании отрасли трест «Краснокамскнефть» получал переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны. Всего за годы войны из краснокамских недр было добыто более 700 тыс. тонн нефти.
Между тем продолжалось интенсивное разбуривание Северокамского месторождения, где геологи предполагали найти нефть на глубинах до2000 метров, в девонских отложениях. 9 августа 1945 года разведочная скважина №8 дала первую на Урале девонскую нефть. Мощный нефтяной фонтан ударил с глубины 1781 метра. Девонская нефть перевернула очередную страницу в истории треста «Краснокамскнефть» и стала завершающим событием первого десятилетия добычи нефти из недр Краснокамского района и трудных военных лет.
Шаги созидания(1946-1955)
Мирные послевоенные годы начались для краснокамских нефтяников вводом в промышленную эксплуатацию Северокамского месторождения, которое в течение нескольких десятилетий будет давать нефть. В 1946 году вводится в эксплуатацию вторая нитка нефтепровода Северокамск- Краснокамск. Северокамское месторождение интенсивно разбуривается, на нем строятся групповые установки, центральная насосная для перекачки нефти в Краснокамск, механическая мастерская и другие объекты. В 1946 году в Северокамске было добыто 12,4 тыс. тонн нефти. В первую послевоенную пятилетку нефть Северокамска позволила тресту увеличить добычу до245,2 тыс. тонн нефти. Северокамская нефть сыграла огромную роль в восстановлении народного хозяйства СССР после военной разрухи. Наиболее интенсивное разбуривание месторождения тоже выпалона эти годы, когда объемы бурения возросли по сравнению с 1945 годом в 8 раз.