История Казанского ханства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 12:18, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является как можно наиболее полно раскрыть ход казанской истории того периода, показать отношения с Русским государством.
Русских историков история Казанского ханства интересовала лишь как материал для изучения продвижения русского племени на восток.

Содержание работы

Введение
Образование Казанского ханства
Территория и население. Первый период существования ханства
Экономическая жизнь. Хозяйство, ремесло и торговля
Государственное правление и общественный строй
Культура казанского ханства
Политическая история. Вторая половина 15 века
Политическая история. Первая половина 16 века
Завоевание Казанского ханства
Список литературы

Содержимое работы - 1 файл

Казанское ханство.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

      Еще перед своим отъездом в Казань Шах-Али в Москве дал присягу  на верность России и сел на казанский  престол в 1519 году 13-летним юношей. Шах-Али  был трижды посажен Москвой на казанский трон и фактически трижды выгнан оттуда – настолько он был омерзителен и ненужен казанцам. И вот весной 1521 года в сопровождении всего 300 воинов из Крыма в Казань прибыл Сахиб-Гирей. Это произошло настолько неожиданно, что он совершенно беспрепятственно вошел в город. Были арестованы русский посол и воевода, конфисковано имущество всех русских и касимовских купцов, почти перебита личная гвардия Шах-Али. Тот чудом спасся и во главе небольшого отряда сумел убежать в Москву. Закончился русский протекторат, длившийся почти 35 лет (1487 – 1520). Начался новый период в истории Казанского ханства, период подъема национального самосознания, активной борьбы населения Казани и казанской земли против интервенции.

      В том же 1521 году Сахиб-Гирей вместе с Мухаммед-Гиреем начали войну с Россией. Крымские и казанские войска соединились под Коломной (перед этим казанцы взяли Нижний Новгород), вместе подошли к Москве и окружили ее. В городе началась страшная паника, ярко описанная в русских и западноевропейских источниках. Сам великий князь сбежал в Волоколамск, оставив оборону Москвы своему шурину Петру Ибрагимовичу, т.е. Худай-Кулу. Русское правительство запросило мира, и великий князь, вернувшись в Москву, вынужден был подписать унизительный для него договор – признал зависимость от крымского хана, согласившись платить ему прежнюю дань. Казанские татары вернулись с большой добычей и получили полную независимость от Москвы.

      Возвратившись в Казань, татары устроили погром русским  купцам, многих из них перебили, убили даже посла Москвы. Это послужило Василию III поводом для новой войны против татар. Сперва была построена крепость Василь-город (Васильсурск) ближе к Казани – ее построили на земле ханства. Этот первый шаг захватнической политики был осужден даже в самой Москве, но православное духовенство поддержало действия правительства, а митрополит Даниил так и заявил: «Тем городом мы всю землю казанскую возьмем».

      Сложилась неблагоприятная обстановка для  Казани: в Крыму внезапно скончался  Мухаммед-Гирей, брат и союзник Сахиб-Гирея. Новый хан Саадет-Гирей начал переговоры с Москвой, настаивая, чтобы она заключила мир с Казанью. Василий III ответил категорическим отказом, и снова началась кампания против татар. Чувствуя приближение опасности, Сахиб-Гирей вызвал из Крыма своего племянника Сафу-Гирея, а сам отправился в Турцию просить у султана помощи в защите Казани. Так отмечено в некоторых источниках

      На  казанский трон сел 13-летний Сафа-Гирей. Это было трудное время: приближалась русская армия численностью, по одним источникам, 150 тысяч воинов, а по другим, – 180 тысяч. Однако различные части этой армии снова, как и в 1469, 1506 годах, подошли к Казани в разное время. Татары вначале разбили передовой отряд их конного войска, а потом и целую флотилию, 90 судов которой даже попали в руки казанцев. В целом поход снова не удался и снова был составлен мирный договор, согласно которого Василий III признал Сафу-Гирея казанским ханом.

      Мир был недолгим – в 1530 году к Казани вновь подошла русская армия. В помощь Сафе-Гирею пришли 30 тысяч ногайцев и астраханцы. Русские подожгли посад со стороны Булака, но город взять не смогли. Поняв, что так просто им не одолеть татар, московское руководство пустило в ход дипломатию – требовалось заманить на свою сторону влиятельных татарских князей и поднять бунт против хана. Был низложен Сафа-Гирей, и Москва предложила в ханы все того же Шах-Али, но Казань категорически отвергла его. Остановились на кандидатуре его брата Джан-Али (Еналей, по русским летописям), бывшего до этого, как и Шах-Али в различное время, касимовским ханом.

      Джан-Али  взошел на казанский трон в 1531 году 15-летним юношей, однако ханом являлся  он лишь номинально: страной управляло  правительство во главе с упомянутой уже Гаухаршад-царевной, дочерью  Ибрагим-хана и Нур-Салтан. Через два года молодого хана женили на 15-летней Сююмбике, дочери ногайского князя Юсуфа, для чего потребовалось согласие русского правительства. Это был брак по расчету – Москве нужен был надежный союзник в лице Ногайской Орды. Однако Юсуф, поняв свою ошибку, стал противником союза с Россией.

      После смерти Василия III в 1535 году Гаухаршад  вместе со знаменитым карача-бием Булат  Ширином повели активную борьбу против московского протектората. Сразу  же за этим последовал переворот: 25 сентября 1535 года был убит Джан-Али и ханом вновь пригласили Сафу-Гирея. Одновременно начались успешные военные действия татар против России в направлениях Нижнего Новгорода, Костромы и Мурома.

      Между тем в руководстве Казани вновь  возникли большие разногласия –  на этот раз между Сафа-Гиреем и Булатом Ширином, который являлся организатором низложения хана в 1531 году. В 1541 году возникла серьезная оппозиция хану, которая обратилась в Москву за помощью в смещении Сафы-Гирея. Россия начала готовиться к войне, однако снова вмешался Крым, и дело до сражения не дошло. Положение Сафы-Гирея укрепилось, и было составлено соглашение между двумя руководящими силами: ханом и оппозицией Ширина. Притом, стороны то находили общий язык, то серьезно расходились.

      В 1545 году, воспользовавшись очередным разногласием между ханом и оппозицией, Москва организовала новый поход на Казань. Как уже не раз бывало, русские подошли двумя путями: по Волге из Нижнего и по Вятке с севера. Встреча с волжским отрядом не принесла удачи казанцам, зато они разбили опоздавшую вятскую рать. Хан обвинил оппозицию в том, что они явились виновниками похода русских на Казань, начались аресты и казни. Сошли с исторической арены Гаухаршад и Булат-князь. Хотя они и боролись за самостоятельность ханства, что особенно проявилось в низложении московского ставленника Джан-Али, добиться единения сил в государстве не смогли.

      Через год возникла новая оппозиция  хану во главе с князьями Буюрганом  и Чурой Нарыковым. Сафа-Гирей  снова был низложен, при этом устроили погром крымцев. Хан ушел в Ногайскую Орду, оттуда и в Астрахань; вернулся с новым отрядом, но Казань взять не смог и ушел обратно к ногайцам. Казанским ханом второй раз был приглашен Шах-Али. Однако касимовский марионетка успел «править» всего 1 месяц: со значительным войском из Ногая пришел Сафа-Гирей и беспрепятственно вошел в Казань. Шах-Али и на этот раз смог сбежать. В Казани начались аресты, были казнены Чура Нарыков и его сподвижники. Прорусская партия практически перестала существовать, коалиционное правительство пало. Между Москвой и Казанью были восстановлены мирные отношения.

      Завоевание  Казанского ханства

      В марте 1549 года в возрасте 39 лет скоропостижно  скончался Сафа-Гирей, не успев объявить своего преемника. У него было несколько  жен и четверо сыновей. Двое взрослых жили тогда в Крыму и один из них, Буляк-Гирей, после смерти отца был приглашен ханом в Казань, но эту кандидатуру отвели сами же казанцы. Еще один сын Сафы-Гирея, от русской жены, не имел права на трон, и остался самый младший сын Утямиш-Гирей, которому было всего два года. Его и выбрали новым казанским ханом, назначив ему регентшей его мать Сююмбике.

      В Казани было сформировано правительство  во главе с крымским огланом Кучаком, начальником гарнизона. То, что гражданская  и военная власть сосредоточилась в руках одного человека, должно было сыграть большую роль в этот труднейший период. Однако правительство было создано лишь спустя три месяца после смерти Сафы-Гирея. Таким образом, было упущено драгоценное время для мобилизации армии и приведения ее в боевую готовность. Московское руководство тем временем готовилось к новым походам на Казань.

      С конца 1540-х годов начались общеизвестные  в истории «казанские походы Ивана  Грозного», руководимые самим Иваном IV, когда он достиг совершеннолетия.

      В конце 1548 года царь совместно с митрополитом пошли в поход на татар, однако он был настолько неорганизован, что затянулся до начала марта 1549 года, и «полководцы» вернулись в Москву с пустыми руками. Повторили поход зимой 1550 года, снова во главе с самим царем и ... снова неудачно – опять, как и в прошлый раз, начались распутица, дожди, «теплота», «мокрота великая», как отмечают с сожалением русские летописи. После этих столь неудачных походов в Москве была составлена широкая и серьезная программа завоевания Казанского ханства. Одним из серьезных достижений военно-стратегического плана завоевания Казанского ханства было сооружение на его земле, всего в 30 км от самой Казани, Свияжской крепости как сильного опорного пункта в наступательной операции. Свияжск был построен в кратчайший срок – всего за 28 дней с 24 мая 1551 года, для чего из Углича были привезены по Волге заранее подготовленные части будущей крепости.

      Возникла  большая оппозиция Кучаку, готовился  явный переворот. Кучак сбежал с  небольшим отрядом, но был пойман русскими в устье Вятки и отправлен в Москву, где его публично казнили. В Казани было образовано новое правительство во главе с Худай-Кулом  и Нурали Ширином, сыном Булат Ширина. В Москву отправили посольство с условиями перемирия. Русское правительство потребовало принять в Казань ханом Шах-Али, а Сююмбике со своим сыном отправить в Москву. В случае невыполнения казанцами этого условия Москва пригрозила расторгнуть договор и немедленно ввести в Казань войска.

      Сююмбике  понимала всю сложность положения: ханство расколото на две части, контролируются почти все основные пути подхода к столице, возникла практически нулевая возможность сбора ополченской армии. Будучи еще малоопытной в государственном управлении, она поверила, что московское руководство не станет вводить войска в Казань в случае ее пленения и назначения ханом Шах-Али, и пожертвовала собою в целях сохранения государства. А противник обманул ее: вопреки своим обещаниям, через год завоевал Казань. В Казань прибыл доверенный русского царя князь Серебряный и увез Сююмбике и Утямиш-Гирея с огромным добром государства.

      Итак, казанский престол в третий раз получил Шах-Али. Начались волнения среди татар, возник заговор против Шах-Али и московских посланников, но он был ликвидирован коварством и предательством хана. В центре Казани русские стрельцы устроили настоящую резню – было убито более 70 татар, среди них видные князья и военачальники.

      Москва  решила перейти к жестким мерам: заменить Шах-Али русским наместником, отторгнуть к России и восточную половину ханства. Решили оставить Казанское ханство на автономных правах, заменив хана наместником Москвы, освободив всех русских пленных, но не изменив внутреннего устройства ханства и возвратив ему Горную сторону. Татарских послов фактически заставили подписать это соглашение.

      В феврале 1552 года в Казань для низложения хана прибыл русский посол Алексей  Адашев, который потребовал от Шах-Али  разрешения на въезд в город русского наместника и сдать ему Казань. Шах-Али отказался открыть городские  ворота московскому войску, но отрекся от престола и уехал в Москву, исполнив волю Ивана Грозного – уничтожить казанский артиллерийский арсенал. Взял он с собой и большое число заложников – более 80 татарских князей и мурз. 9 марта русский наместник Семен Микулинский выехал из Свияжска в Казань в сопровождении усиленного войска, взяв с собой татарских заложников, привезенных туда Шах-Али по пути в Москву. Но казанцы закрыли перед ним ворота. В город вернулся дух вольности, рухнул план Москвы сделать Казанское ханство провинцией России. Наместник уехал обратно вместе с заложниками (потом их ликвидировали). В Казани было организовано временное правительство во главе с князем Чапкуном Отучем.

      Новое правительство решительно поставило  своей целью организовать борьбу за национальную независимость. Оставшиеся в городе стрельцы были перебиты. Послали приглашение в ханы астраханскому царевичу Ядигеру, находившемуся в это время в Ногайской Орде. Одновременно успешными боевыми операциями отбили Горную сторону, кроме Свияжска. В начале марта в Казань прибыл 30-летний Ядигер и занял престол. Татары воспряли духом, в городе воцарилось приподнятое, патриотическое настроение.

      Москва  окончательно перешла к решительным  действиям. 150-тысячная русская армия  во главе с царем в июне отправилась на Казань и в начале августа прибыла в Свияжск. 23 августа армия Ивана Грозного перешла Волгу и со значительно превосходящими силами осадила Казань, к тому же она имела 150 пушек и специально подготовленную группу подрывников-минеров под руководством английского инженера Бутлера.

      Первая  вылазка казанцев произошла 23 августа  – татары ударили по передовым  рядам противника и отошли, не прорвав  их, по причине несравнимо большего числа русских. Через несколько  дней целое армейское соединение князя Горбатого-Шуйского ликвидировало войско пригородных ополченцев-татар, возглавляемое Яушом и Япанчой. Другой отряд с боями дошел до Арска и, как мы уже знаем, вернулся оттуда с богатой добычей и большим числом пленных. Несчастных привязали к колышкам перед городскими укреплениями и заставили просить своих сородичей сдаться русским.

      Тем временем кольцо вокруг Казани все  более сжималось, и возникла большая  опасность прорыва обороны у  главных казанских ворот –  Ханских и Арских. Произошел взрыв  стены между ними, но защитники быстро ликвидировали брешь в укреплениях. 5 сентября взорвали под Муралеевой башней подземный ход, ведущий к единственно оставшемуся роднику с чистой водой. Осажденные вынуждены были брать воду из «поганых» озер, в результате чего среди части горожан началась эпидемия. 30 сентября русские устроили очередной взрыв у Арских ворот, но казанцы снова не пустили их в город. Посланцы Грозного обратились к осажденным с требованием сдаться, но получили решительный отказ. Татары поклялись защищать свой город, свою землю до последней капли крови.

Информация о работе История Казанского ханства