Источники Римского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:06, доклад

Краткое описание

В юридической литературе различных народов по римскому праву, накопившейся за две тысячи лет, выражение "источник права" употребляется в различных смыслах:
1. как источник содержания правовых норм;
2. как способ, форма образования (возникновения) норм права;
3. как источник познания права.

Содержимое работы - 1 файл

Источники римского права.docx

— 23.21 Кб (Скачать файл)

      Придавая своим толкованиями  закона определенные смысл отдельным  нормам, юристы в своей практике  фактически создавали нормы, приобретавшие  затем авторитетность, граничившую  с обязательностью.

      Сила римских юристов, творчество  которых сохранило свое значение  в течение многих веков, заключалось  в неразрывной связи науки  и практики. Они творили право  на почве разрешения конкретных  жизненных казусов, с которыми  приходили к ним и граждане, и представители государственной  власти. Свои юридические конструкции  римские юристы строили в соответствии  с запросами жизни. 

      Постановления государя (constitutiones). 

      С оформлением в государственно-политической  культуре единоличной верховной  власти, источником права стали  и издаваемые императором постановления  (constitutiones). Отражая содержание переданной государю власти, эти постановления считались имеющими высшую правовую силу наравне с законами.

      Эдикт, или указ (edictum) считался актом, изданным  государем как высшим должностным лицом; в нем могли правоустанавливаться все нормы, отнесенные к компетенции вообще всех магистратов государства – то есть, как в сфере публичного, так и частного права. Поручение, или мандат, (mandatum) содержало инструкции должностным лицам, как правило, в отношении правоприменения; главным образом эти акты касались  юрисдикции наместников и преторов, соответственно  в них рассматривались самые разнообразные вопросы по преимуществу  уголовного и частного права. Рескрипт (rescriptum) был ответом императора на правовые запросы частных или должностных лиц. Декрет (decretum) был судебным решением государя по конкретному делу, имевшим по правилам аналогии распространительное значение. Его содержание предопределялось судебными полномочиями монарха как высшего судьи государства. 

      Кодификация Юстиниана (Corpus juris civilis). 

      Стремление к унификации источников права в особенности усилилось в императорский период, когда унификация правоприменения в интересах единой правовой политики стала практически государственной необходимостью в собственных интересах власти.

      В это время зарождаются планы  воссоединения восточной части  империи с западной, находившихся  тогда в руках варваров. Кроме  того, интересы государства требовали  единства права, определенности  и ясности его содержания. Господствующий  класс был заинтересован в  том, чтобы явно устаревшие  нормы были отменены и право было обновлено.

      Законодательная политика ставила   задачей из двух потоков памятников  прошлого – императорских законов  и работ классиков прошлого  – создать свод законов, пригодных  для применения в новых политических  и экономических условиях. Кодификация  Юстиниана отличается от предыдущих  кодификаций несравненно большим  размахом и более творческой  силой. В ней обнаруживается  не только более широкая основа  источников и более обильное  их использование, но и гораздо  более тщательная обработка избранных  текстов.

      Комиссия, осуществляющая разработку  кодекса, осуществила грандиозную  компиляцию отрывков из трудов  римских юристов примерно пяти  предыдущих столетий, опубликованную  в декабре 533 г. под названием  "Дигесты". В целом из Свода  Юстиниана можно выделить три  части, составляющие собственно  кодификацию права.

      "Институции" (Institutiones) представляли систематизированное изложение основ права: общие начала правоприменения и систематическое изложение догматических принципов главным образом частного права. "Институции" подразделялись на 4 книги и 98 титулов.

      "Институции" не были изложением  только отвлеченной философии  права. Юстиниан прямо предписывал,  что они имеют значение обязательного  свода основ права, а также  текстуальные правоположения имеют силу, равную другим законодательным сборникам как утвержденные императором. То есть зафиксированные в "Институциях" нормы права были в полном смысле нормативными требованиями.

      Дигесты, или Падекты (Digesta, Padectae), были самой объемной частью свода. Они представляли систематическую компиляцию цитат – отрывков из работ наиболее известных римских правоведов. Всего в составе "Дигестов" насчитывают до 9200 отрывков из 2 тыс. работ, принадлежавших перу 39 известных юристов I-V вв. н.э. Фрагменты располагались не произвольно: вначале систематизировались фрагменты, комментирующие юридические проблемы, поставленные в известном тогда сочинении Сабина по гражданскому праву; затем толкования к постоянному, преторскому эдикту – следуя его системе и вопросам; в заключение давались ответы практической направленности.

      При обнородование "Дигест" император Юстиниан запретил даже писать к ним комментарии: они представляли оффициально-законодательный документ не менее, чем собственно правоположения закона. Это была своего рода энциклопедия  римской юриспруденции, но отражавшая в том числе и правовые приоритеты.

      Кодекс (Codex) был систематизацией императорских постановлений в 12 книгах и 765 титулах.

      Собрание Новелл (Novellae), которые считаются условно-дополнительной четвертой частью Свода Юстиниана, было связано уже с частично систематизаторской деятельностью после смерти императора. Помимо  обобщения императорских постановлений, в них есть эдикты начальников крупных провинций и вообще многое в их содержании касалось управления провинциями и специфики новшеств в наследственном праве.

Информация о работе Источники Римского права