Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 21:04, реферат
Великая Отечественная война – одна из самых ярких и трагических страниц в истории нашей страны. Война стала страшным испытанием для всего советского народа. Испытанием мужества, стойкости, сплоченности и героизма. Выстоять в противоборстве с мощнейшей из развитых стран того времени – фашистской Германией - стало возможным только ценой огромного напряжения сил и величайших жертв.
1. Введение. 4
2. Искусство в годы Великой Отечественной войны.
2.1. Кинематограф. 5
2.1.1. Военная хроника и киноновеллы.
2.1.2. Художественные фильмы.
2.2. Изобразительное искусство. 10
2.2.1. Агитационный плакат как главный вид изобразительного искусства в годы войны.
2.2.2. Живопись, скульптура, графика.
2.3. Музыка военной поры. 16
3. Заключение. 19
Библиография.
Особенно много сатирических плакатов было создано в течение 1941 года. Среди них можно перечислить ряд интересных плакатов: Кукрыниксы «Людоед-вегетарианец, или две стороны одной медали»; Б. Ефимов, Н. Долгоруков «Выступали – веселились, отступали – обслезились»; Н. Долгоруков «Так было… Так будет!»; Кукрыниксы «Мы злому врагу все отрежем пути, из петли, из этой ему не уйти!». Сатирический плакат показывал в смешном свете врага и тогда, когда он был грозен и опасен в начале войны, и в то время, когда немецкая армия начала терпеть первые поражения. В плакате «Не так страшен черт, как его малюют» Кукрыниксы представили сцену из берлинской придворной жизни. В реальности фюрер был худым, на полотне же он — силач с большими бицепсами.
Яркие плакаты были созданы И. Серебряным «Накося, выкуси!», Н. Долгоруковым «Он слышит грозные напевы», В. Дени «На Москву! Хох! От Москвы: ох», «Лицо Гитлеризма» и другие. Больше всего сатирических плакатов было выпущено «Окнами ТАСС».
Плакат А. Кокорекина «Смерть фашистской гадине!» напоминают работу Кукрыниксов сюжетом и художественным исполнением - сходным цветовым решением, использованием героического образа советского воина. Найдена удачная символическая характеристика фашизма. Враг показан в виде извивающейся огромной змеи в форме свастики, которую пронзает штыком воин Красной Армии. Работа выполнена с использованием характерного для плаката приема: без фона, с применением только черного и красного цветов. Изображение борющихся сил – агрессивной и отражающей агрессию - дано в резком противостоянии. Но обе фигуры имеют плоскостной силуэт. Ограничение в красках было вызвано необходимостью - для быстрого воспроизведения в печати палитра красок должна была быть небольшой.
В плакате Н. Долгорукова «Так было… Так будет!» также используется ограниченная палитра красок, изображение силуэтно. Вообще следует отметить, что в первый год войны художники создавали много силуэтных малокрасочных плакатов, где герои были представлены обобщенно, неиндивидуализированно. Была очень популярна историческая тема. На первом этапе войны основные усилия были направлены на разъяснение характера войны и целей СССР в ней.
Независимость и сила народа, который начал создавать свое социалистическое государство, корнями уходило в героическое прошлое России. Как прадеды прогнали Наполеона, так и нынешнее поколение прогонит Гитлера, как дрались наши отцы за революцию и свободу, так и мы будем драться – подобные лозунги писали на плакатах и листовках, и вряд ли в этом было сомнение.
С первых дней войны активно продолжали работать художники старшего поколения: Д. Моор, В. Дени, М. Черемных. В их творчестве присутствовал еще дух революционного плаката. Часто старые методы использовались художниками для изображения новых событий в новой эпохе. Не все работы стали удачными. Например Моор повторил свой известный плакат «Ты записался добровольцем?», немного изменив в нем действующего персонажа и заменив надпись на «Ты чем помог фронту?». Однако того успеха, какой имел первый плакат мастера, данная работа не имела. Потому что, как пишет художник-плакатист В. Иванов «в искусстве нет точных правил, но есть свои жесткие законы. И самый гениальный ход не может быть повторен», так как именно при повторении он теряет свою свежесть и остроту воздействия.
Сравним предыдущий плакат с известным произведением И. Тоидзе «Родина-мать зовет!». Он был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР, и его популярность не случайна. Так же как и Моор, Тоидзе располагает на плоскости листа целостный монолитный силуэт, использует сочетание всего двух цветов – красного и черного. Благодаря низко взятому горизонту плакату придана монументальность. Но основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа — в выражении взволнованного лица простой женщины, в ее призывающем жесте.
В первые месяцы войны сюжеты героических плакатов были насыщены сценами атак и единоборств советского воина с фашистом, причем основное внимание, как правило, обращалось на передачу движения яростного устремления на врага. Таковы плакаты: «Вперед за нашу победу» С. Бондара, «Наше дело правое. Враг будет разбит!» Р. Гершаника, «Фашисты не пройдут!» Д. Шмаринова, «Вперед, Буденовцы!» А. Полянского, «Стальной лавиной раздавим врага» В. Одинцова, «Руби гадов!» М. Авилова, «Покажем презренным фашистским убийцам, как драться умеет советский моряк!» А. Кокорекина. Многофигурность композиции этих плакатов должна была подчеркнуть мысль о всенародном характере сопротивления врагу. Остановить нашествие любой ценой призывал плакат А. Кокоша «Боец, оказавшийся в окружении. Борись до последней капли крови!».
Достаточно часто сюжетами плакатов становились эпизоды мобилизации, создания народного ополчения. Например, «Могучее Народное Ополчение» В. Цветковой, «Молодежь, в бой за Родину!» В. Правдина, «Защита Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР» З. Правдиной. Фотоплакат «Наши силы неисчислимы» В.Корецкого нес идею создания единого народного ополчения для борьбы с врагом. Художник обратился к символу русского национального патриотизма — скульптуре И. Мартоса «Минин и Пожарский», которая на плакате олицетворяла Москву и весь многонациональный советский народ. Тогда же, в июне, В.Корецкий создал композицию «Будь героем!». Этот плакат, увеличенный в несколько раз, был установлен вдоль улиц Москвы, по которым в первые недели войны проходили колонны мобилизованных жителей города. Защитников Ленинграда вел в бой плакат В.Серова «Наше дело правое — победа будет за нами».
В плакатах 1941 года содержание часто углублялось присутствием второго символического плана, исторической параллели. Художники прибегали к сопоставлению современных воинов и полководцев прошлого, сцен современного боя и условных аллегорических изображений, символизирующих Родину. В плакатах неоднократно изображались национальные герои России, призывающие потомков к борьбе с врагом. Были выпущены листы, изображавшие Александра Невского, Суворова, Кутузова, а также героев гражданской войны Чапаева и Щорса. К числу таких плакатов относятся: «Так было: Так будет!» Н. Долгорукова, «Славна богатырями земля наша» В. Говоркова, «К оружию, Славяне! Разгромим фашистских угнетателей» В. Одинцова, «Грудью на защиту Ленинграда» А. Кокорекина.
Одним из наиболее распространенных сюжетов был образ женщины, заменившей ушедшего на фронт мужчину у станка, за рулем трактора, за штурвалом комбайна. Лучшие плакаты этой темы «Больше хлеба для фронта и тыла. Убрать урожай полностью!» Н. Ватолиной и Н.Денисова, «На трактор девушки садятся смело!» Т. Ереминой, «Мы поклялись своим мужьям» М. Бри-Бейн, «Чем крепче тыл, тем крепче фронт!» О. Эйгес. Многие плакаты затрагивали тему трудовой дисциплины: «Прогулы ликвидировать полностью!» С. Игуманова, «Брак-Враг» Б. Клинч, «Водители машин! Бесперебойно доставляйте грузы на фронт» Я. Бекетова, «Собирай лом», «Ты чем помог Фронту?» и другие. Один из самых известных плакатов тыловой тематики — «Не болтай!» принадлежит московской художнице Н. Ватолиной.
Плакаты военного времени являются не только оригинальными художественными произведениями, но и подлинно историческими документами.
1941 и 1942 гг. принесли первые значительные успехи советскому станковому искусству военной поры. Художник А. Дейнека с большой художественной выразительностью запечатлел Манежную площадь с ее домами, покрытыми маскировочной раскраской. Им же в 1942 г. создан замечательный пейзаж «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» - Москва с улицами, перегороженными противотанковыми надолбами, насторожившаяся и суровая.
В тот же период в большом числе появились произведения графики. Среди них были рисунки А. Лаптева и гравюры М. Пикова, рассказывающие о строительстве оборонительных сооружений, рисунок П. Соколова-Скаля «У Большого театра в Москве в 1941 году», гравюры двух крупнейших московских мастеров цветной гравюры И. Павлова и И. Соколова. Первому принадлежит драматический лист «Пожар Книжной палаты», законченный художником в 1946 г., второму - целая серия гравюр, объединенных под общим названием «Москва в 1942 году» (1943 г.).
Первая военная зима принесла в искусство острое ощущение драматизма великой битвы, героики народа, замечательных качеств советского человека, ставшего с оружием на защиту своей Родины. Это ощущение раскрылось в целой серии живописных, скульптурных и графических произведений, созданных в 1942 г. и явившихся как бы итогом осмысления художниками первого этапа войны. Эти произведения появились впервые на выставке в холодных залах Музея изобразительных искусств в 1942 г. В этом же году в Москве была показана выставка ленинградских художников, а 7 ноября 1942 г. в столице была развернута выставка «Великая Отечественная война», явившаяся по существу первой Всесоюзной художественной выставкой военного времени. Большое место на выставке заняли произведения живописи, посвященные героической битве под Москвой («Подвиг 28 героев-панфиловцев» Д. Мочальского, «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года» К. Юона и др.), а также жизни военной Москвы (П. Кончаловский. «Где здесь сдают кровь?» и др.). На этой выставке москвичи впервые увидели творчество художников, находившихся на фронтах.
В это же время художник О. Верейский создал свои великолепные иллюстрации к поэме А. Твардовского «Василий Теркин», навеянные битвой под Москвой.
Крупные произведения обобщающего характера, появившиеся в 1942 г., несли в себе острое ощущение трагизма борьбы, гневного протеста против бесчеловечной жестокости фашизма. Именно в этом тоне написал свою картину «Немец пролетел» А. Пластов. Изуверскую жестокость фашистов изобличает картина Кукрыниксов «Таня». Характерно, что в той и в другой картинах с особой силой звучит ощущение красоты и величия русской земли, русской природы.
К этим картинам близка по своему идейному строю и графическая серия Д. Шмаринова «Не забудем, не простим!» (1942 г.).
В числе работ о первых этапах войны, о крепнущей в жестокой борьбе и страданиях силе народа была и статуя «Непокоренная», выполненная в 1943 г. Е. Балашовой. В обобщенном виде идеалы мужественной героики получили воплощение в скульптуре «Партизанка» В. Мухиной и в статуе «Зоя» М. Манизера, исполненных в 1942 г.
В течение 1943-1944 гг. действовала выставка художников Советского Союза «Героический фронт и тыл». На выставках большое место занимали графика и прежде всего фронтовые рисунки. Большое число рисунков, посвященных партизанам, было создано Н. Жуковым, который руководил в те годы студией военных художников им. Грекова. Мастера студии побывали почти на всех фронтах. Естественным завершением работ художников-грековцев в области графики в годы войны были рисунки В. Богаткина, А. Кокорина и других художников, посвященные взятию Берлина.
В годы войны продолжала успешно развиваться и книжная графика, представленная работами Кукрыниксов, Д. Шмаринова, Б. Дехтерева, Е. Кибрика. Живопись последних лет войны приобрела новую силу и новые темы. Картины художников-москвичей «После ухода фашистов» Т. Гапоненко (1943-1946 гг.), «Мать партизана» С. Герасимова (1943 г.) раскрывали силу и стойкость народного характера. Как торжественный реквием погибшим за свободу и независимость Родины прозвучало монументальное полотно Ф. Богородского «Слава павшим героям» (1945 г.).
Большое число картин военного времени
проникнуто живым и острым чувством правды
обычных, но наполненных глубоким патриотическим
содержанием событий жизни советского
народа. Таковы произведения Ю. Пименова,
запечатлевшие фронтовые дороги, сцены
на подмосковных огородах; произведения
А. Пластова, посвященные нелегкому крестьянскому
труду; картина молодого художника из
грековской студии Б. Йеменского «Мать»
(1945 г.). Появилось значительное число полотен
на исторические темы художников Е. Лансере,
М. Авилова, Н. Ульянова, А. Бубнова. Продолжали
широко развиваться в годы войны и другие
жанры живописи. В портретной живописи
с особой силой раскрылся мужественный
образ советского патриота (работы А. Герасимова,
П. Котова и др.). В пейзажной живописи идея
любви к Родине, горячей привязанности
к русской земле выражалась в многочисленных
полотнах, созданных В. Бакшеевым, В. Мешковым,
М. Нестеровым, Н. Крымовым, И. Грабарем,
С. Герасимовым, Н. Ромадиным и др. Над пейзажами
Москвы работали в те годы Б. Рыбченков,
К. Купецио. Продолжали создаваться в годы
войны в Москве произведения мозаики,
монументальной живописи. Вспомним мозаику,
посвященную воинским подвигам русского
народа, на станции метро Автозаводская
(1943 г., художник В. Бордиченко и др.). Со
строительством метрополитена было связано
в те годы и развитие монументальной скульптуры.
Труду рабочих-москвичей посвятил свои
рельефы на станции Электрозаводская
Г. Мотовилов. В целом в области скульптуры
в последние годы войны определились две
тенденции. Первая из них - создание портретов
и скульптурных групп, где человек запечатлевается
как бы в минуту перерыва между боями.
Живой непосредственностью проникнуты
портреты полковника Юсупова (1942 г.) работы
В. Мухиной, поэта А. Твардовского (1943 г.)
работы С. Лебедевой. Вторая тенденция
- монументально-мемориальная. Над скульптурными
портретами для памятников трудились
большие коллективы художников-москвичей.
В развитие этого типа скульптуры, имеющей
обобщенно-героический характер, внесли
большой вклад такие мастера, как Е. Вучетич,
автор темпераментно-романтического бюста
И. Д. Черняховского (1945 г.), Н. Томский, автор
портрета дважды Героя Советского Союза
М. Г. Гареева (1945 г.). Прославляя подвиги
народа и его армии, помогая лучше осмыслить
происходившие события, пробуждая ненависть
к фашистским захватчикам, укрепляя в
народе чувство советского патриотизма,
изобразительное искусство в годы войны
сыграло огромную воспитательную и мобилизующую
роль.